Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс
методическая разработка (8 класс) по теме

Костина Елена Павловна

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединения

Основания

Кислоты

Соли

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока № 1

 «Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения» в теме «Основные классы неорганических соединений»

ГБОУ СОШ № 544

Костина Е.П.

Тема урока:

Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели и задачи урока:

  1. Обучающие: 
  • Дать понятие об оксидах и летучих водородных    
  • соединениях.
  • Продолжить формирование умения  записывать формулы оксидов по с. о. и, наоборот, определять с. о. по формуле;
  • Закрепить на оксидах знание химической  номенклатуры для бинарных соединений;
  • Раскрыть связь между химическими знаниями и  повседневной жизнью человека.
  1. Развивающие: 
  • Развивать познавательную активность, умение наблюдать окружающий мир, задумываться над причинами его изменения;
  • Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.
  1. Воспитательные:  
  • Воспитывать культуру речи, поведения. Прививать интерес к химии.

Планируемые результаты (учащиеся должны):

  • знать определение оксидов, способы их получения, иметь представление о процессе окисления;
  • уметь составлять формулы оксидов, летучих водородных соединений, называть их;
  • уметь выделять признаки, на основании которых производится классификация оксидов и водородных соединений.

Ход урока

Содержание

Методы и методологические приёмы, приборы, оборудование

I Организационный момент

II Изучение нового материала

1. Информационный ввод учителя

Какие соединения называют бинарными?

(состоят из 2 –х элементов)

Запись темы урока в тетрадь Слайд 2

Разгадайте ребус.  Слайд 3

Ответ: оксид

Источник: Денисова В.Г. "Открытые уроки химии". Волгоград: Учитель, 2000

2. Оксиды

Слайд 4

Посмотрите на формулы следующих соединений: CO, CaO, CO2, Na2O – к какому классу соединений они относятся?

(оксиды)

Ещё раз внимательно посмотрите на формулы оксидов и выделите характерные признаки.

Слайд 5

  • Сложные вещества
  • Состоят из двух элементов
  • Один элемент – кислород
  • Степень окисление кислорода -2

Выделив главные признаки оксидов, дайте определение этому понятию.

Слайд 6

Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2

Посмотрим, как выглядят оксиды, многие из них вам хорошо известны.

Сейчас вам предстоит выписать формулу тех оксидов, которые будут встречаться в рассказе:

Слайд 7

В земной коре – литосфере находятся глина, в её состав входит оксид алюминия ____, оксид кремния ___(песок), оксид железа III ___(содержится в красном железняке).

Водная оболочка Земли – гидросфера – это оксид водорода ______. В воздухе есть оксид углерода (IV)  _____    (углекислый газ).

      В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющие атмосферу: оксид углерода (II) _________  (угарный газ), оксид серы (IV)  __________  (сернистый газ), оксид азота (II)  ________  и оксид азота (IV) ____.

Слайд 8

Слайд 9

У вас должны были получиться следующие формулы:

Al2O3  SiO2  Fe2O3  H2O  CO2  CO SO2  NO  NO2

Самостоятельно прочитать материал по теме «Вода», начиная со стр. 91 по 94 до слов: «углекислый газ». Проработайте текст, используя определённые условные значки:

«!» - я это знал

«+» - это для меня новое

«-» - это противоречит моим знаниям

«?» - об этом я хочу узнать побольше

Слайд 10

Текст

Вода H2O. Это самое удивительное, самое распространённое вещество на нашей планете.

   Почти три четверти поверхности земного шара занято водой морей и океанов. Льдом покрыто 20 % суши: ледники гор, арктическая и антарктическая шапки планеты.

   Вода влияет на климат планеты, потому что она обладает большой теплоёмкостью. Нагреваясь, вода поглощает тепло, а остывая, отдаёт его и тем самым «выравнивает» климат. А от космического холода предохраняют Землю те молекулы воды, которые рассеяны в атмосфере – в облаках в виде пара…

   Вода составляет до 80 % массы клетки и выполняет в ней чрезвычайно важные функции: определяет объём и упругость клеток, транспортирует в клетку и из неё растворённые вещества, предохраняет клетку от резких колебаний температур. Тело человека на 2/3 состоит из воды. Почти все реакции в живой клетке протекают в водных растворах. Большинство реакций, используемых в технологических процессах на предприятиях химической, фармацевтической и пищевой промышленности, происходит также в водных растворах.

   Без воды невозможно представить жизнь человека, который потребляет её для самых разных бытовых нужд.

   На вопрос: «Много ли воды на Земле?» - однозначно ответить трудно: и очень много, и очень мало одновременно. Почему много – очевидно: океаны, ледники, реки, дожди… А вот почему мало? Во-первых, потому, что потребности человечества в воде сегодня уже сравнимы с возобновляемыми ресурсами пресной воды на нашей планете. Во-вторых, осуществляя производственные процессы, мы больше загрязняем воду, чем очищаем её. В-третьих, большая часть земной воды – это не просто вода, а концентрированные солевые и иные растворы. В-четвёртых, очень много пресной воды мы расходуем бездумно и напрасно. Поэтому необходимо беречь воду.

   Изучить материал учебника стр. 94, 95 (углекислый газ, негашёная известь), заполнить таблицу

формула

название

применение

CO2

CaO

Слайд 11

Ответ

формула

название

применение

CO2

Углекислый газ, диоксид углерода, оксид углерода (IV)

Сухой лёд (хранение пищевых продуктов), газированные напитки, тушение пожаров

CaO

Оксид кальция, негашёная известь

Строительство – для получения вяжущих материалов

3. Гидриды и летучие водородные соединения

НеМе + водород = летучее водородное соединение

Активный Ме + водород = гидрид

Слайд 12

Слайд 13

HCl – бесцветный газ, тяжелее воздуха, хорошо растворяется в воде

Раствор HCl – соляная кислота (в желудочном соке – барьер от микробов)

NH3 – аммиак – бесцветный газ с резким запахом, легче воздуха, хорошо растворим в воде

Раствор аммиака в воде – нашатырный спирт (в медицине)

Выполнить устно упражнение 6

? Как должен располагаться сосуд для собирания аммиака

III Закрепление изученного материала

Слайд 14

Придумать по 2 примера на 6 типов вопросов:

1 тип – простые вопросы

2 тип – уточняющие вопросы

3 тип – интерпретационные (объясняющие) вопросы

4 тип – творческие вопросы

5 тип – оценочные вопросы

6 тип – практические вопросы

(приложение 1 -  методика)

IV Рефлексия

Отметьте символом:                    соответствующий, по вашему мнению, рисунок

Слайд 15

V Домашнее задание

§18 упр. 1, 4

Слайд 16

§ 18

 «Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения»

Упражнение 1

Выпишите из приведённого ниже перечня формул в два столбика оксиды металлов и оксиды неметаллов и дайте их названия: Na2O, N2O5, NaOH, HNO3, CuO, SO2, SCl2, Cl2O7, FeS, Fe2O3, Cu2O, CuF2, P2O5

Упражнение 4

Сколько молекул каждого вещества содержится в 1 г CO2, HCl?

беседа с классом

ребус, запись подзаголовка в тетрадь

анализ объектов с целью выделения признаков

подведение под понятие

демонстрация коллекции оксидов

самостоятельное выполнение упражнения

Самопроверка или взаимопроверка

Инсерт, или условные значки

Самостоятельная работа с учебником, заполнение таблицы

Рассказ учителя, записи в тетрадь

Упражнение  6 (устно)

Ромашка Блума

(приложение 1 – методика)

Рефлексия (приложение 2)


Приложение 1

Методика «Ромашка Блума»

  • Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.
  • Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
  • Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»
  • Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.
  • Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Где вы в обычной жизни можете наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

        

Приложение 2

Рефлексия

Отметьте символом:                    соответствующий, по вашему мнению, рисунок:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разработка урока № 3 « Кислоты» в теме «Основные классы неорганических соединений» ГБОУ СОШ № 544 Костина Е.П. Планируемые результаты (учащиеся должны) : Уметь определять принадлежность веществ к классу кислот; Уметь называть кислоты по их формулам; Знать формулы кислот; Уметь характеризовать свойства кислот; Уметь распознавать кислоты с помощью индикатора; Уметь выбирать формулы кислот из перечня веществ; Уметь классифицировать кислоты; Уметь применять знания по технике безопасности при работе с кислотами.

Слайд 2

Из ряда формул: CaO Al 2 O 3 NaOH N 2 O 3 Mg ( OH ) 2 Fe ( OH ) 3 – выпишите формулы оксидов, оснований (дайте им названия). Составите формулы оксидов, соответствующих данным основаниям Оксиды Соответствующие основания Основания

Слайд 3

Оксиды Соответствующие основания Основания CaO Al 2 O 3 N 2 O 3 Ca(OH) 2 Al(OH) 3 NaOH Mg ( OH ) 2 Fe ( OH ) 3

Слайд 5

Кислоты

Слайд 6

HF , HCl , HBr , HI , H 2 S , H 2 SO 3 , H 2 SO 4, HNO 3, HNO 2, H 3 PO 4, H 2 CO 3, H 2 SiO 3 Вам необходимо исследовать этот список по следующему плану: Цель исследования План работы Факты об объекте Возникшие вопросы Версии ответов

Слайд 7

HF , HCl , HBr , HI , H 2 S , H 2 SO 3 , H 2 SO 4, HNO 3, HNO 2, H 3 PO 4, H 2 CO 3, H 2 SiO 3 На основе своих наблюдений дополните следующие схемы: 1. Наличие каких атомов характерно для всех кислот? 2. Количество Н в кислоте (основность): одноосновные ( пример ) двухосновные ( пример ) …… . ( пример ) 3. ……… : Бескислородные ( пример) Кислородсодержащие ( пример )

Слайд 8

Растворимы ли в воде HCl и H 2 SO 3 ? Р А С Т В О в воде } Р И М О С Т Ь H Cl Н С l H 2 SO 3 H 2 SO 3 2

Слайд 9

С l SO 3 простой ион сложный ион 2 кислотные остатки

Слайд 10

Соответствие оксида кислоте Соответствует оксид - 2 Н 2 СО 3 + 1 +4 СО +4 2 - 2

Слайд 11

Какой оксид соответствует серной кислоте – H 2 SO 4

Слайд 12

H 2 SO 4 +1 -2 +6 SO -2 +6 3

Слайд 13

Кислоты – это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков

Слайд 14

H F - фтороводородная H Cl - ? H Br - ? H I - ? H 2 S - ? H 2 SO 4 - серная H 2 SO 3 - сернистая Н NO 3 - ? H NO 2 - ? H 3 PO 4 - ? H 2 CO 3 - ? H 2 SiO 3 - ? Попробуйте назвать кислоты, исходя из состава

Слайд 15

H 2 CO 3 Неустойчивые кислоты СО 2 + Н 2 О +4 +4 H 2 SO 3 ? + Н 2 О SO 2 +4 +4

Слайд 16

H 2 SO 4 стр. 105, последний абзац, стр. 106, 1, 2 абзац «!» - я это знал «+» - это для меня новое «-» - это противоречит моим знаниям «?» - об этом я хочу узнать побольше

Слайд 17

Техника безопасности Запрещается ходить во время урока, загромождать проходы портфелями; Будьте внимательны при работе с химическими реактивами, растворы кислот - едкие вещества, обугливают кожу, ткани, древесину, осторожно!, нейтрализовать раствором соды, смыть водой!; Запрещается пробовать вещества на вкус; Запрещается смешивать вещества без разрешения учителя; После окончания работы приведите рабочее место в порядок.

Слайд 18

Действие индикатора в кислотной среде Название индикатора Окраска в кислой среде Лакмус Красная Метиловый оранжевый Красно-розовая Фенолфталеин Бесцветная

Слайд 19

Выполните упражнение 4 на странице 107 Ответы: А) 5 моль Б) 0,1 моль

Слайд 20

Лакмус будет в них краснеть, Растворяться - цинк и медь. А мелок в них, посмотри, Вмиг пускает пузыри! И опасны для работы Эти жгучие ... Я растворчик изучал. Лакмус в нём синее стал. Поглощал раствор тотчас Кислый углекислый газ! Про такой раствор я знаю, Что среда в нём ... Кислота тепла боится, быстро в воду превратится.

Слайд 21

Своей работой на уроке я… Доволен Не совсем доволен Не доволен, потому что …. Лесенка успеха Имею общее представление о кислотах Понятно строение и классификация кислот Могу характеризовать свойства кислот

Слайд 22

Домашнее задание § 20 Упражнение 3 Выучить формулы кислот



Предварительный просмотр:

Учитель ГБОУ СОШ № 544 Костина Е.П.

Разработка урока № 2

 «Основания»

в теме «Основные классы неорганических соединений»

ГБОУ СОШ № 544

Костина Е.П.

Тема урока: «Основания»

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цели и задачи урока:

  1. Обучающие:   
  • Дать понятие об основаниях;
  • Дать представление об основаниях (их строении и                                                  свойствах).

2. Развивающие: 

  • Развивать познавательную активность, умение                                                                                                                            наблюдать   окружающий мир, задумываться над причинами его  изменения;
  • Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки;
  • Активизировать речевую и мыслительную деятельности                                 учащихся.
  1. Воспитательные:  
  • Воспитывать культуру речи, поведения. Прививать интерес к химии.

Планируемые результаты (учащиеся должны):

  • Уметь определять принадлежность веществ к классу оснований;
  • Уметь называть основания;
  • Уметь выделять признаки, на основании которых производится классификация оснований;
  • Уметь распознавать щёлочь с помощью индикатора;
  • Уметь характеризовать свойства оснований;
  • Уметь применять знания по технике безопасности при работе со щелочами.

Ход урока

Содержание

Методы и методологические приёмы, приборы, реактивы

I Организационный момент

II Вступительное слово учителя

   Сегодня на уроке вам предстоит познакомиться с новым классом неорганических веществ. Название этого класса веществ вы узнаете, если правильно ответите на вопросы. Каждый верный ответ – правильная буква. Для правильного ответа вам необходимо вспомнить, что вы изучали по теме «Оксиды, летучие водородные соединения».

Вопрос 1

Вода и углекислый газ относятся к классу «Оксиды»

Только вода

Только углекислый газ

Да

Нет

А

Н

О

С

Слайд 2

Вопрос 2

Утверждения:

А) Многие важные функции в клетке выполняет вода;

Б) Углекислый газ используют для тушения пожаров;

В) Содержание углекислого газа  в городах несколько больше, чем в сельской местности

Верно только А

Верно только Б и В

Верно только А и Б

Все утверждения верны

П

Е

Р

С

Слайд 3

Вопрос 3

Утверждения:

А) Углекислый газ тяжелее воздуха

Б) Углекислый газ легче воздуха

В) Аммиак тяжелее воздуха

Г) Аммиак легче воздуха

Верно

 А и Г

Верно

 Б и В

Верно

А и В

Верно

Б и Г

Н

Е

Р

С

Слайд 4

Вопрос 4

Утверждения:

А) Аммиак имеет формулу – NH3

Б) Раствор аммиака в воде называют нашатырным спиртом

Верно

 А  и  Б

Верно  А

Верно Б

Все утверждения ошибочны

О

М

К

Е

Слайд 5

Вопрос 5

Вещество – Cu2O имеет название

Оксид меди

Гидрид меди

Оксид меди (II)

Оксид меди (I)

И

Ш

П

В

Слайд 6

Вопрос 6

У людей и животных соляная кислота содержится

В почках  

В желудке

В крови

В печени

И

А

В

Я

Слайд 7

Вопрос 7

Формула оксида железа (II)

FeO2 

Fe2O3

FeO3

FeO

У

М

К

Н

Слайд 8

Вопрос 8

Формула оксида неметалла

SO2 

Na2O

CuO

FeO

И

А

Е

У

Слайд 9

Вопрос 9

Формула оксида металла

SO2 

CO2

Al2O3

N2O5

И

А

Я

У

Слайд 10

   Ваш ответ? (основания)

   Запишем тему урока в рабочих тетрадях.  

 Слайд 11

   Для того, чтобы разобраться в этой теме, предлагаю применить следующий приём - Фишбоун (рыбный скелет).

Слайд 12

   Суть его состоит в том, что необходимо заполнить, используя текст учебника, схему, напоминающую скелет рыбы.  Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятия, хвост – ответ на вопрос.

III Изучение нового материала

   Давайте сформируем вопрос темы («голова»)

1. Какие соединения называются основаниями?

Пользуясь учебником, выделите основные понятия («верхние косточки») и кратко суть этих понятий («нижние косточки»)

Слайды 13 – 15

Понятие – суть

Гидроксид – ион – ОН-

Общая формула – М(ОН)n

Название – гидроксид Ме (валентность)

 Р, М, Н (таблица растворимости) – по отношению к воде

Щёлочи – растворимые основания

Едкий натр – NaOH

Едкое кали – KOH

Гашёная известь – Са(ОН)2

Известковая вода – прозрачный раствор Са(ОН)2

Качественная реакция – распознают определённые хим. вещества

Индикаторы – вещества для распознавания щелочи (среды): лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин.

   С помощью получившейся у нас «подсказки», давайте ответим на вопрос, который мы сформулировали в начале урока: «Какие соединения называются основаниями?»

 Запишем ответ в «хвост» рыбы.

Слайд 16

Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и, связанных с ними одного или нескольких гидроксид – ионов.

Слайд 17

От чего зависит количество гидроксид - ионов в формуле основания? (от степени окисления металла)

2. Образцы оснований. Действие индикатора в щелочной среде.

Техника безопасности

Слайд 18

  • Запрещается ходить во время урока, загромождать проходы портфелями;
  • Будьте внимательны при работе с химическими реактивами, растворы щелочей  - едкие вещества, осторожно!, смыть водой;
  • Запрещается пробовать вещества на вкус;
  • Запрещается смешивать вещества без разрешения учителя;
  • После окончания работы приведите рабочее место в порядок.

   С помощью цветных карандашей зарисуйте окраску каждого индикатора.

Название индикатора

Окраска в щелочной среде

Лакмус

Метиловый оранжевый

Фенолфталеин

Слайд 19

IV Первичное закрепление материала

Слайд 20

§ 19 «Основания», упр. № 2, 3, 5

Упражнение №2

Составьте химические формулы оснований для Cr (II) и Cu (I), назовите их.

Упражнение №3

Составьте формулы оксидов, соответствующих веществам, формулы которых: Fe(OH)2, Fe(OH)3, Cu(OH)2, и дайте их название.

Упражнение №5

Рассчитайте количество вещества, которое соответствует 120 г NaOH.

Слайд 21

V Рефлексия

Слайд 22

Оцените свою работу на уроке и уровень, полученных знаний

VI Домашнее задание

Слайд 23

§ 19 «Основания», упр. 4, 6

  Упражнение № 4

Каким из оксидов, формулы которых: CO2, CuO, Cl2O7, P2O5, FeO, MgO, соответствуют основания? Запишите формулы этих оснований и дайте им названия.

Упражнение № 6

 Найдите массу 5 моль Fe(OH)2 и 0,5 моль  Fe(OH)3

Игра - ответы на вопросы, запись темы урока в тетрадь

Приём «Фишбоун»   - приложение 1

Совместная работа учеников и учителя, учитель - в роли организатора, работа с учебником

Демонстрация образцов оснований

Инструктаж по ТБ

Лабораторный опыт «Изменение окраски индикаторов в щелочной среде» (капельным способом)

NaOH, KOH, лакмус, ФФ, МО

Выполнение упражнений, само – или взаимопроверка

Само – или взаимопроверка

Подведение итога учащимися. Рефлексия – приложение 2

Приложение 2

Оцените свою работу на уроке и уровень, полученных знаний

Оцените свою работу на уроке и уровень, полученных знаний

Оцените свою работу на уроке и уровень, полученных знаний

Оцените свою работу на уроке и уровень, полученных знаний

Оцените свою работу на уроке и уровень, полученных знаний

Оцените свою работу на уроке и уровень, полученных знаний

Оцените свою работу на уроке и уровень, полученных знаний

Оцените свою работу на уроке и уровень, полученных знаний

Оцените свою работу на уроке и уровень, полученных знаний

Оцените свою работу на уроке и уровень, полученных знаний

Оцените свою работу на уроке и уровень, полученных знаний

Приложение 3

Основания

   Основания являются сложными веществами, которые состоят из трёх элементов: металла, кислорода и водорода.

   Водород и кислород в них входит в виде гидроксид – иона -  ОН-, который имеет суммарный заряд 1- (О-2Н+1) и представляет собой сложный ион.

   Состав оснований можно записать следующей формулой: Ме(ОН)n, где Ме – металл, n – число групп ОН-.

   В названии основания на первом месте стоит слово «гидроксид», а затем наименование металла в родительном падеже: Mg(ОН)2 – гидроксид магния.

   Если металл проявляет переменную степень окисления, то её значение указывают римской цифрой в скобках. Например: Fe(OH)2 – гидроксид железа (II), Fe(OH)3 – гидроксид железа (III).

   Все основания представляют собой твёрдые вещества, поэтому их классифицируют не по агрегатному состоянию, а по растворимости в воде. О том, растворимо основание или нерастворимо в воде, можно узнать с помощью таблицы «Растворимость оснований, кислот и солей в воде». По этому признаку основания подразделяют на две группы: растворимые или щёлочи и нерастворимые.

   Из всех оснований наиболее широко используются некоторые щёлочи.

   Гидроксид натрия NaOH (едкий натр) – твёрдое белое вещество, хорошо растворяется в воде с выделение большого количества теплоты. Раствор гидроксида натрия в воде мылкий на ощупь и очень едкий. Он разъедает ткани, кожу, бумагу и другие органические материалы.

   Гидроксид натрия применяют  в мыловарении, химической, кожевенной, фармацевтической промышленности.

   Гидроксид калия КОН (едкое кали) – сходен по свойствам с гидроксидом натрия. Его применяют в производстве жидкого мыла, тугоплавкого стекла.

   Гидроксид кальция Са(ОН)2 или гашёная известь – рыхлый белый порошок, мало растворимый в воде. Прозрачный раствор гидроксида кальция называют известковой водой.

   Гашёную известь применяют в строительстве при кладке и штукатурке стен.

   Существуют такие реакции, с помощью которых можно распознать определённые вещества, их называют качественными реакциями.

   Для щелочей тоже существуют качественные реакции, с помощью которых растворы щелочей можно распознать среди растворов других веществ. Это реакции щелочей с веществами – индикаторами (от лат. «указатели»): лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин.

Приложение 1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока химии по теме: "Закон сохранения массы веществ". 8 класс.

Практико-значимый проект, с применением ИКТ и здоровьесберегающих технологий на различных этапах урока....

Методическая разработка урока химии в 11 классе в контексте подготовки к ЕГЭ по теме « Гидролиз неорганических веществ - солей».

Цель: - продолжить формировать представление о гидролизе, о сущности гидролиза солей; - научить составлять уравнения реакций гидролиза солей в молекулярном и ионном виде, определять реакцию и тип с...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Типы химических реакций". 8 класс

Реакции соединенияРеакции разложенияРеакции замещенияРеакции обмена...

Методическая разработка урока химии в 10 классе "Кислородсодержащие органические соединения"

Методическая разработка урока химии в 10 классе "Кислородсодержащие органические соединения"...

Методическая разработка урока химии по теме "Неорганические основания и кислоты" (11 класс)

Углубленное изучение химии. Неорганические основания и кислоты....

Методическая разработка урока химии по теме "Основания" (АООП ООО глухих), 9 класс.

Урок химии по теме "Основания" (9 класс) для обучающихся с нарушением слуха (глухих)....

Методическая разработка урока «Лучшая методическая разработка по ФГОС» Тема . Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации.

Цель урока: изучить технологии получения, обработки и использования информации, т.е. дать представление о сущности информации и формах её материального воплощения.Задачи:- образовательные:...