Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс
методическая разработка (8 класс) по теме
Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединения
Основания
Кислоты
Соли
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
binarnye_soedineniya_-_oksidy_i_letuchie_vodorodnye_soedineniya.doc | 405 КБ |
binarnye_soedineniya_-_oksidy_i_letuchie_vodorodnye_soedineniya.ppt | 116.5 КБ |
kisloty.doc | 1.6 МБ |
kisloty.ppt | 825.5 КБ |
osnovaniya.doc | 417.5 КБ |
osnovaniya.ppt | 170 КБ |
soli.doc | 1.12 МБ |
soli.ppt | 298.5 КБ |
krossvord_k_uroku_soli.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока № 1
«Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения» в теме «Основные классы неорганических соединений»
ГБОУ СОШ № 544
Костина Е.П.
Тема урока:
Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели и задачи урока:
- Обучающие:
- Дать понятие об оксидах и летучих водородных
- соединениях.
- Продолжить формирование умения записывать формулы оксидов по с. о. и, наоборот, определять с. о. по формуле;
- Закрепить на оксидах знание химической номенклатуры для бинарных соединений;
- Раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека.
- Развивающие:
- Развивать познавательную активность, умение наблюдать окружающий мир, задумываться над причинами его изменения;
- Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.
- Воспитательные:
- Воспитывать культуру речи, поведения. Прививать интерес к химии.
Планируемые результаты (учащиеся должны):
- знать определение оксидов, способы их получения, иметь представление о процессе окисления;
- уметь составлять формулы оксидов, летучих водородных соединений, называть их;
- уметь выделять признаки, на основании которых производится классификация оксидов и водородных соединений.
Ход урока
Приложение 1
Методика «Ромашка Блума»
- Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.
- Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
- Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
- Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»
- Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.
- Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Где вы в обычной жизни можете наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».
Приложение 2
Рефлексия
Отметьте символом: соответствующий, по вашему мнению, рисунок:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Из ряда формул: CaO Al 2 O 3 NaOH N 2 O 3 Mg ( OH ) 2 Fe ( OH ) 3 – выпишите формулы оксидов, оснований (дайте им названия). Составите формулы оксидов, соответствующих данным основаниям Оксиды Соответствующие основания Основания
Оксиды Соответствующие основания Основания CaO Al 2 O 3 N 2 O 3 Ca(OH) 2 Al(OH) 3 NaOH Mg ( OH ) 2 Fe ( OH ) 3
Кислоты
HF , HCl , HBr , HI , H 2 S , H 2 SO 3 , H 2 SO 4, HNO 3, HNO 2, H 3 PO 4, H 2 CO 3, H 2 SiO 3 Вам необходимо исследовать этот список по следующему плану: Цель исследования План работы Факты об объекте Возникшие вопросы Версии ответов
HF , HCl , HBr , HI , H 2 S , H 2 SO 3 , H 2 SO 4, HNO 3, HNO 2, H 3 PO 4, H 2 CO 3, H 2 SiO 3 На основе своих наблюдений дополните следующие схемы: 1. Наличие каких атомов характерно для всех кислот? 2. Количество Н в кислоте (основность): одноосновные ( пример ) двухосновные ( пример ) …… . ( пример ) 3. ……… : Бескислородные ( пример) Кислородсодержащие ( пример )
Растворимы ли в воде HCl и H 2 SO 3 ? Р А С Т В О в воде } Р И М О С Т Ь H Cl Н С l H 2 SO 3 H 2 SO 3 2
С l SO 3 простой ион сложный ион 2 кислотные остатки
Соответствие оксида кислоте Соответствует оксид - 2 Н 2 СО 3 + 1 +4 СО +4 2 - 2
Какой оксид соответствует серной кислоте – H 2 SO 4
H 2 SO 4 +1 -2 +6 SO -2 +6 3
Кислоты – это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков
H F - фтороводородная H Cl - ? H Br - ? H I - ? H 2 S - ? H 2 SO 4 - серная H 2 SO 3 - сернистая Н NO 3 - ? H NO 2 - ? H 3 PO 4 - ? H 2 CO 3 - ? H 2 SiO 3 - ? Попробуйте назвать кислоты, исходя из состава
H 2 CO 3 Неустойчивые кислоты СО 2 + Н 2 О +4 +4 H 2 SO 3 ? + Н 2 О SO 2 +4 +4
H 2 SO 4 стр. 105, последний абзац, стр. 106, 1, 2 абзац «!» - я это знал «+» - это для меня новое «-» - это противоречит моим знаниям «?» - об этом я хочу узнать побольше
Техника безопасности Запрещается ходить во время урока, загромождать проходы портфелями; Будьте внимательны при работе с химическими реактивами, растворы кислот - едкие вещества, обугливают кожу, ткани, древесину, осторожно!, нейтрализовать раствором соды, смыть водой!; Запрещается пробовать вещества на вкус; Запрещается смешивать вещества без разрешения учителя; После окончания работы приведите рабочее место в порядок.
Действие индикатора в кислотной среде Название индикатора Окраска в кислой среде Лакмус Красная Метиловый оранжевый Красно-розовая Фенолфталеин Бесцветная
Выполните упражнение 4 на странице 107 Ответы: А) 5 моль Б) 0,1 моль
Лакмус будет в них краснеть, Растворяться - цинк и медь. А мелок в них, посмотри, Вмиг пускает пузыри! И опасны для работы Эти жгучие ... Я растворчик изучал. Лакмус в нём синее стал. Поглощал раствор тотчас Кислый углекислый газ! Про такой раствор я знаю, Что среда в нём ... Кислота тепла боится, быстро в воду превратится.
Своей работой на уроке я… Доволен Не совсем доволен Не доволен, потому что …. Лесенка успеха Имею общее представление о кислотах Понятно строение и классификация кислот Могу характеризовать свойства кислот
Домашнее задание § 20 Упражнение 3 Выучить формулы кислот
Предварительный просмотр:
Учитель ГБОУ СОШ № 544 Костина Е.П.
Разработка урока № 2
«Основания»
в теме «Основные классы неорганических соединений»
ГБОУ СОШ № 544
Костина Е.П.
Тема урока: «Основания»
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели и задачи урока:
- Обучающие:
- Дать понятие об основаниях;
- Дать представление об основаниях (их строении и свойствах).
2. Развивающие:
- Развивать познавательную активность, умение наблюдать окружающий мир, задумываться над причинами его изменения;
- Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки;
- Активизировать речевую и мыслительную деятельности учащихся.
- Воспитательные:
- Воспитывать культуру речи, поведения. Прививать интерес к химии.
Планируемые результаты (учащиеся должны):
- Уметь определять принадлежность веществ к классу оснований;
- Уметь называть основания;
- Уметь выделять признаки, на основании которых производится классификация оснований;
- Уметь распознавать щёлочь с помощью индикатора;
- Уметь характеризовать свойства оснований;
- Уметь применять знания по технике безопасности при работе со щелочами.
Ход урока
Содержание | Методы и методологические приёмы, приборы, реактивы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I Организационный момент II Вступительное слово учителя Сегодня на уроке вам предстоит познакомиться с новым классом неорганических веществ. Название этого класса веществ вы узнаете, если правильно ответите на вопросы. Каждый верный ответ – правильная буква. Для правильного ответа вам необходимо вспомнить, что вы изучали по теме «Оксиды, летучие водородные соединения». Вопрос 1
Слайд 2 Вопрос 2
Слайд 3 Вопрос 3
Слайд 4 Вопрос 4
Слайд 5 Вопрос 5
Слайд 6 Вопрос 6
Слайд 7 Вопрос 7
Слайд 8 Вопрос 8
Слайд 9 Вопрос 9
Слайд 10 Ваш ответ? (основания) Запишем тему урока в рабочих тетрадях. Слайд 11 Для того, чтобы разобраться в этой теме, предлагаю применить следующий приём - Фишбоун (рыбный скелет). Слайд 12 Суть его состоит в том, что необходимо заполнить, используя текст учебника, схему, напоминающую скелет рыбы. Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятия, хвост – ответ на вопрос. III Изучение нового материала Давайте сформируем вопрос темы («голова») 1. Какие соединения называются основаниями? Пользуясь учебником, выделите основные понятия («верхние косточки») и кратко суть этих понятий («нижние косточки») Слайды 13 – 15 Понятие – суть Гидроксид – ион – ОН- Общая формула – М(ОН)n Название – гидроксид Ме (валентность) Р, М, Н (таблица растворимости) – по отношению к воде Щёлочи – растворимые основания Едкий натр – NaOH Едкое кали – KOH Гашёная известь – Са(ОН)2 Известковая вода – прозрачный раствор Са(ОН)2 Качественная реакция – распознают определённые хим. вещества Индикаторы – вещества для распознавания щелочи (среды): лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин. С помощью получившейся у нас «подсказки», давайте ответим на вопрос, который мы сформулировали в начале урока: «Какие соединения называются основаниями?» Запишем ответ в «хвост» рыбы. Слайд 16 Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и, связанных с ними одного или нескольких гидроксид – ионов. Слайд 17 От чего зависит количество гидроксид - ионов в формуле основания? (от степени окисления металла) 2. Образцы оснований. Действие индикатора в щелочной среде. Техника безопасности Слайд 18
С помощью цветных карандашей зарисуйте окраску каждого индикатора.
Слайд 19 IV Первичное закрепление материала Слайд 20 § 19 «Основания», упр. № 2, 3, 5 Упражнение №2 Составьте химические формулы оснований для Cr (II) и Cu (I), назовите их. Упражнение №3 Составьте формулы оксидов, соответствующих веществам, формулы которых: Fe(OH)2, Fe(OH)3, Cu(OH)2, и дайте их название. Упражнение №5 Рассчитайте количество вещества, которое соответствует 120 г NaOH. Слайд 21 V Рефлексия Слайд 22 Оцените свою работу на уроке и уровень, полученных знаний VI Домашнее задание Слайд 23 § 19 «Основания», упр. 4, 6 Упражнение № 4 Каким из оксидов, формулы которых: CO2, CuO, Cl2O7, P2O5, FeO, MgO, соответствуют основания? Запишите формулы этих оснований и дайте им названия. Упражнение № 6 Найдите массу 5 моль Fe(OH)2 и 0,5 моль Fe(OH)3 | Игра - ответы на вопросы, запись темы урока в тетрадь Приём «Фишбоун» - приложение 1 Совместная работа учеников и учителя, учитель - в роли организатора, работа с учебником Демонстрация образцов оснований Инструктаж по ТБ Лабораторный опыт «Изменение окраски индикаторов в щелочной среде» (капельным способом) NaOH, KOH, лакмус, ФФ, МО Выполнение упражнений, само – или взаимопроверка Само – или взаимопроверка Подведение итога учащимися. Рефлексия – приложение 2 |
Приложение 2
Оцените свою работу на уроке и уровень, полученных знаний
Оцените свою работу на уроке и уровень, полученных знаний
Оцените свою работу на уроке и уровень, полученных знаний
Оцените свою работу на уроке и уровень, полученных знаний
Оцените свою работу на уроке и уровень, полученных знаний
Оцените свою работу на уроке и уровень, полученных знаний
Оцените свою работу на уроке и уровень, полученных знаний
Оцените свою работу на уроке и уровень, полученных знаний
Оцените свою работу на уроке и уровень, полученных знаний
Оцените свою работу на уроке и уровень, полученных знаний
Оцените свою работу на уроке и уровень, полученных знаний
Приложение 3
Основания
Основания являются сложными веществами, которые состоят из трёх элементов: металла, кислорода и водорода.
Водород и кислород в них входит в виде гидроксид – иона - ОН-, который имеет суммарный заряд 1- (О-2Н+1) и представляет собой сложный ион.
Состав оснований можно записать следующей формулой: Ме(ОН)n, где Ме – металл, n – число групп ОН-.
В названии основания на первом месте стоит слово «гидроксид», а затем наименование металла в родительном падеже: Mg(ОН)2 – гидроксид магния.
Если металл проявляет переменную степень окисления, то её значение указывают римской цифрой в скобках. Например: Fe(OH)2 – гидроксид железа (II), Fe(OH)3 – гидроксид железа (III).
Все основания представляют собой твёрдые вещества, поэтому их классифицируют не по агрегатному состоянию, а по растворимости в воде. О том, растворимо основание или нерастворимо в воде, можно узнать с помощью таблицы «Растворимость оснований, кислот и солей в воде». По этому признаку основания подразделяют на две группы: растворимые или щёлочи и нерастворимые.
Из всех оснований наиболее широко используются некоторые щёлочи.
Гидроксид натрия NaOH (едкий натр) – твёрдое белое вещество, хорошо растворяется в воде с выделение большого количества теплоты. Раствор гидроксида натрия в воде мылкий на ощупь и очень едкий. Он разъедает ткани, кожу, бумагу и другие органические материалы.
Гидроксид натрия применяют в мыловарении, химической, кожевенной, фармацевтической промышленности.
Гидроксид калия КОН (едкое кали) – сходен по свойствам с гидроксидом натрия. Его применяют в производстве жидкого мыла, тугоплавкого стекла.
Гидроксид кальция Са(ОН)2 или гашёная известь – рыхлый белый порошок, мало растворимый в воде. Прозрачный раствор гидроксида кальция называют известковой водой.
Гашёную известь применяют в строительстве при кладке и штукатурке стен.
Существуют такие реакции, с помощью которых можно распознать определённые вещества, их называют качественными реакциями.
Для щелочей тоже существуют качественные реакции, с помощью которых растворы щелочей можно распознать среди растворов других веществ. Это реакции щелочей с веществами – индикаторами (от лат. «указатели»): лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин.
Приложение 1
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока химии по теме: "Закон сохранения массы веществ". 8 класс.
Практико-значимый проект, с применением ИКТ и здоровьесберегающих технологий на различных этапах урока....
Методическая разработка урока химии в 11 классе в контексте подготовки к ЕГЭ по теме « Гидролиз неорганических веществ - солей».
Цель: - продолжить формировать представление о гидролизе, о сущности гидролиза солей; - научить составлять уравнения реакций гидролиза солей в молекулярном и ионном виде, определять реакцию и тип с...
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Типы химических реакций". 8 класс
Реакции соединенияРеакции разложенияРеакции замещенияРеакции обмена...
Методическая разработка урока химии в 10 классе "Кислородсодержащие органические соединения"
Методическая разработка урока химии в 10 классе "Кислородсодержащие органические соединения"...
Методическая разработка урока химии по теме "Неорганические основания и кислоты" (11 класс)
Углубленное изучение химии. Неорганические основания и кислоты....
Методическая разработка урока химии по теме "Основания" (АООП ООО глухих), 9 класс.
Урок химии по теме "Основания" (9 класс) для обучающихся с нарушением слуха (глухих)....
Методическая разработка урока «Лучшая методическая разработка по ФГОС» Тема . Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации.
Цель урока: изучить технологии получения, обработки и использования информации, т.е. дать представление о сущности информации и формах её материального воплощения.Задачи:- образовательные:...