Методическая разработка урока химии в 11 классе в контексте подготовки к ЕГЭ по теме « Гидролиз неорганических веществ - солей».
методическая разработка по химии (11 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ « Дрезненская средняя общеобразовательная школа №1»
Методическая разработка урока химии в 11 классе в контексте подготовки к ЕГЭ
по теме « Гидролиз неорганических веществ - солей».
Выполнила
учитель химии -
Коцкая Елена Ивановна.
2012 год.
Урок по теме: « Гидролиз неорганических веществ – солей».
Цель:
- продолжить формировать представление о гидролизе, о сущности гидролиза солей;
- научить составлять уравнения реакций гидролиза солей в молекулярном и ионном виде, определять реакцию и тип среды раствора электролита на основании состава соли.
Задачи:
Образовательные задачи:
- повторить понятие о гидролизе, в частности о гидролизе солей;
- выработать умения по составлению уравнений гидролиза солей в молекулярном и ионном виде;
- выработать умения по определению реакции и типа среды раствора электролита на основании состава соли.
Развивающие задачи:
- способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
- способствовать развитию речи учащихся;
- формирование умений анализировать, сопоставлять и обобщать знания по теме;
Воспитательные задачи:
- воспитание осознанной потребности в знаниях;
- воспитание активности и самостоятельности при изучении данной темы, умения работать в группе, умения слушать своих одноклассников.
Тип урока – комбинированный ( словесно – наглядно – практический).
Основные понятия: гидролиз, гидролиз по катиону, гидролиз по аниону, молекулярный вид уравнения гидролиза, общий ионный и краткий ионный виды уравнений, реакция среды.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая.
Оборудование: лабораторное оборудование, вещества, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Методы обучения:
- Общий метод ( частично – поисковый).
- Частный метод ( словесно – наглядно – практический).
- Конкретный метод ( объяснение с элементами беседы).
Структура урока:
Этапы урока | Дидактические задачи | Формы организации деятельности учащихся | Методы обучения | Средства обучения | Примерное время |
1.Оргмомент | Психологический настрой учащихся на урок. | Фронтальная | Словесный | 1 мин | |
2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. | Организовать повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке. | Индивидуальная | Частично – поисковый. | Экран | 5 мин |
3.Целеполагание | Постановка цели урока и доведение её до сознания учащихся. | Фронтальная | Словесно - наглядный | Доска, экран | 1 мин |
4.Изучение нового материала | Организовать деятельность учащихся на усвоение новых знаний и способов деятельности. | Коллективная, групповая | Частично - поисковый | Экран, доска, реактивы, лаборатор ное оборудование, тетрадь | 25 мин |
5.Закрепление Само- контроль и взаимо-контроль. | Выявление качества знаний, установление причин недостатков. | Групповая ( работа в парах) | Словесно – наглядно – практичес -кий | Карточки с заданием, экран | 9 мин. |
6.Подведение итогов. Домашнее | Проверка степени усвоения знаний, выявление недостатков в их усвоении. | Фронтальная | Словесно – наглядный. | Оценочный лист | 3 мин. |
7. Домашнее задание | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения. | Фронтальная | Словесно - наглядный | Учебник, | 2 мин |
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Слайд №2.
Домашнее задание состоит из 9 заданий части А.
Тест проверяем, используя презентацию.
Тест по теме: « Теория электролитической диссоциации».
1. Суммы всех коэффициентов в полном ионном и сокращенном ионном уравнениях реакции между хлоридом меди (II) и нитратом серебра соответственно равны:
1) 10 ; 3 2) 10 ; 6 3) 12 ; 3 4) 12 ; 6
2. Суммы всех коэффициентов в полном ионном и сокращенном ионном уравнениях реакции между хлоридом бария и сульфатом натрия соответственно равны:
1) 11 ; 3 2) 10 ; 6 3) 12 ; 3 4) 12 ; 6
3. Какое уравнение диссоциации гидроксида бария написано правильно:
1) Ba(OH)2 Ba+ +BaOH- Ba+2 +OH-
2) Ba(OH)2 Ba+2 +BaOH- Ba+2 +2OH-
3) Ba(OH)2 Ba+2 +2OH-
4) Ba(OH)2 Ba+2 +OH
4. Какое уравнение диссоциации хлорида магния написано правильно:
1) MgCl2 Cl- +MgCl+ Mg+2 +2Cl-
2) MgCl2 Cl- +MgCl- Mg+2 +2Cl-
3) MgCl2 2Cl- +Mg+2
4) MgCl2 Mg-2 +2Cl+
5.Карбонат кальция можно получить реакцией ионного обмена при взаимодействии:
1) K2CO3 и Ca(OH)2
2) CaCl2 и CO2
3) Ca и H2CO3
4) CaО и CO2
6. Между какими веществами возможна реакция ионного обмена?
1) H2SO4 и NaNO3
2) Al2(SO4)3 и BaCl2
3) Na2SO4 и HCl
4) KNO3 и Na2SO4
7. Между какими веществами возможна реакция ионного обмена с выделением газа?
1) H2SO4 и Ca3(PO4)2
2) Al2(SO4)3 и BaCl2
3) Na2CO3 и HCl
4) HNO3 и KOH
8.Формула сильного и слабого электролита, соответственно,
1) НNO2 и НNO3
2) НNO3 и Н2SО4
3) НС1 и СН3СООН
4) СН3СООН и Н2SО3
9.К электролитам относятся все вещества ряда:
1) С2Н6; Са(ОН)2; Н2S; ZnSО4
2) ВаС12; СН3ОСН3; NaNО3; Н2SО4
3) КОН; Н3РО4; МgF2; СН3СООNа
4) РbС03; А1Вг3; С12Н22O11; Н25О3
Самопроверка. Консультация по домашнему заданию.
Итого: максимальный балл – 9. Итоги заносим в таблицу для подсчёта баллов.
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
4 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 |
III. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя. Запись темы урока на доске, учащиеся в тетради. Вместе с учащимися формулируем основную цель урока – продолжить формировать представление о гидролизе, сущности гидролиза неорганических солей.
1. Понятие « гидролиза солей». Слайд №3
(Объяснение учителя с использованием презентации, воспроизведённой на экране, запись учащихся в тетради).
Гидролиз соли – взаимодействие соли с водой с образованием слабого электролита и изменением реакции среды. Сущность гидролиза сводится к обменному химическому взаимодействию катионов или анионов соли с молекулами воды. В результате образуется слабый электролит.
Гидролизу не подвергаются: Слайд №4
нерастворимые соли и соли, образованные сильным основанием (щёлочи) и сильной кислотой (HCl, HClO4, HNO3, H2SO4 ), среда раствора нейтральная, рН=7.
Гидролизу подвергаются:
1) соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой (HClO, HNO2, H2S, H2SiO3, H2CO3 включая органические кислоты), гидролиз по аниону, среда щелочная, рН>7.
2) соль, образованная слабым основанием (NH3∙H2O, органические амины, нерастворимые гидроксиды металлов) и сильной кислотой, гидролиз по катиону, среда раствора кислая, рН<7.
3) соль, образованная слабым основанием и слабой кислотой, гидролиз по катиону и аниону. Реакция среды определяется сравнением Кд слабых электролитов. Среда определяется большим значением Кд , но близка к нейтральной.
2.Лабораторная работа «Определение реакции среды растворов солей универсальным индикатором». Слайд №5.
Работа в группах по 2 человека.
Оборудование :H2O ( дистил.), AlCl3 ( кр.) , Na2CO3( тв.) ,NaCl , универсальная индикаторная лакмусовая бумажка, спиртовки, пробирки, держатели.
Цель работы : приготовить растворы солей и определить реакцию среды растворов солей.
Учащиеся в группах обсуждают алгоритм действий, выполняют работу и заполняют таблицу. После выполнения проверка на экране.
Формула соли | Изменение окраски лакмусовой бумаги ( цвет) | Значение рН | Реакция среды |
AlCl3 | Розовый цвет | рН<7. | Среда кислая |
Na2CO3 | Яркий синий цвет | рН>7 | Среда щелочная |
NaCl | Лакмусовая бумага не меняет окраску ( гидролиза нет) | рН=7 | Среда нейтральная |
3. Алгоритм составления гидролиза солей ( объяснение учителя с использованием презентации, запись учащихся в тетради). Слайд №6
Дана соль AlCl3 – образована слабым основанием и сильной кислотой.
1.Составить уравнение диссоциации соли, определить ион слабого электролита. AlCl3↔Al3++3Cl- Al3+ - катион алюминия, слабое основание, гидролиз по катиону 2.Составить уравнение его взаимодействия с водой, определить продукты гидролиза в виде ионов. Al3++H+OH−↔(AlOH)2++H+ 3.Сделать вывод о среде электролита. среда кислая, т.к. [H+]>[OH−] 4.Составить уравнение в молекулярном и ионном виде. AlCl3+HOH↔(AlOH)2+Cl2+HCl Al3++3Cl−+HOH↔(AlOH)2++3Cl−+H+ Al3++HOH↔(AlOH)2++H+ |
Далее, используя алгоритм, составляем гидролиз соли Na2CO3, образованной сильным основанием и слабой кислотой.
Один ученик выполняет гидролиз на доске ( под контролем учителя), остальные учащиеся в тетради.
Na2CO3↔2Na++CO2−3 CO2−3 – карбонат - анион, слабая кислота, гидролиз по аниону. CO2−3+HOH↔HCO−3+OH− среда щелочная, т.к. [OH−]> [H+] Na2CO3+HOH↔NaHCO3+NaOH 2Na++CO2−3+H+OH−↔HCO−3+2Na+OH− CO2−3+HOH↔HCO−3+OH− |
Составляем гидролиз соли СН3 СООNН4, образованной слабым основанием и слабой кислотой ( объяснение учителя с использованием презентации, запись учащихся в тетради). Слайд №8
В случае гидролиз соли, образованной слабым основанием и слабой кислотой, образуются конечные продукты – слабое основание и слабая кислота – малодиссоциирующие вещества. Гидролиз необратимый.
СН3 СООNН4 + НОН = СН3СООН + NН4ОН
Среда определяется сравнением Кд слабых электролитов, а именно большим значением Кд.
Кд СН3СООН= 1,75 ∙ 10-5 Кд NН4ОН = 6,3 ∙ 10-5
В данном случае реакция среды будет слабощелочная, т.к Кд NН4ОН несколько больше Кд СН3СООН.
4.Полному необратимому гидролизу подвергаются некоторые бинарные соединения : карбиды, галогениды, фосфатиды.
CaC2 + 2H2O = Ca(OH)2 + C2 H2↑ Слайд 9, 10,11
карбид ацетилен
кальция
Al4C3 + 12H2O = 4Al(OH)3 + 3CH4↑
карбид метан
алюминия
SiCl4 + 3H2O = H2SiO4↓ + 4HСl
хлорид кремниевая
кремния (+4) кислота
Са3P2 + 6H2O = 3Са(OH)2 + 2PH3↑
фосфид фосфин
кальция
5.Условия усиления и ослабления гидролиза. Слайд №12
Для обратимого гидролиза условия смещения равновесия определяются принципом Ле Шателье.
Усилить гидролиз ( равновесие в сторону продуктов ; вправо) | Ослабить гидролиз ( равновесие в сторону исходных веществ ( влево). |
Нагреть раствор. Увеличить концентрацию исходных веществ. Добавить посторонние вещества, чтобы связать один из продуктов гидролиза в труднорастворимое соединение или удалить один из продуктов в газовую фазу. | Охладить раствор. Увеличить концентрацию продуктов гидролиза. |
Разбор примера с помощью презентации Слайд №13
( задание части В теста ЕГЭ).
Как скажется на состоянии химического равновесия в системе?
Zn2+ + H2O↔ ZnOH+ + H+ – Q
1) добавление H2SO4
2) добавление KOH
3) нагревание раствора
Ответ обоснуйте.
При ответе на этот вопрос надо учитывать, что добавляемые вещества – электролиты. Поставляемые ими ионы могут, как непосредственно влиять на равновесие, так и взаимодействовать с одним из ионов, участвующих в обратимой реакции.
1) добавление H2SO4: H2SO4 =2H+ + SO42– ;
повышение концентрации ионов водорода приводит, по принципу Ле Шателье, к смещению равновесия в системе влево.
2) добавление KOH: KOH= K+ + OH– ; H+ + OH– =H2O;
гидроксид-ионы связывают ионы водорода в малодиссоциирующее вещество, воду. Снижение концентрации ионов водорода приводит, по принципу Ле Шателье, к смещению равновесия в системе вправо.
3) нагревание раствора. По принципу Ле Шателье, повышение температуры приводит к смещению равновесия в сторону протекания эндотермической реакции, т.е. – вправо.
6. Значение гидролиза солей природе, народном хозяйстве, повседневной жизни ( Рассказ учителя с использованием презентации). Слайд №14
IV.Закрепление.
Учащиеся самостоятельно выполняют 4 задания части В теста ЕГЭ на карточках, работают в группах по 2 человека.
Далее проверка с помощью презентации. Слайд № 15
1. Установите соответствие между формулой соли и типом гидролиза.
Формула соли | Тип гидролиза |
А) (NH4)2CO3 | 1) по катиону; |
Б) NH4CL | 2) по аниону; |
В) Na2CO3 | 3) по катиону и по аниону. |
Г) NaNO2 |
2. Установите соответствие между названием соли и способностью ее к гидролизу.
Название соли | Способность к гидролизу |
а) Хлорид натрия; | 1) Гидролиз по катиону; |
б) Нитрат цинка; | 2) Гидролиз по аниону; |
в) Фосфат натрия; | 3) Гидролиз по катиону и по аниону; |
г) Гидросульфат натрия. | 4) Гидролизу не подвергается. |
3. Установите соответствие между названием соли и средой ее водного раствора.
Название соли | Способность к гидролизу |
а) Нитрат свинца (II); | 1) Кислая; |
б) Карбонат калия; | 2) Щелочная; |
в) Нитрат натрия; | 3) Нейтральная; |
г) Сульфид лития. |
4. Установите соответствие между формулой соли и молекулярно-ионным уравнением гидролиза.
Формула соли | Молекулярно-ионное уравнение |
а) Na3PO4; | 1) S2−+H2O↔HS−+OH−; |
б) Al2(SO4)3; | 2) CH3COO−+NH4++H2O↔CH3COOH+NH3∙H2O; |
в) K2S; | 3) PO43−+H2O↔HPO42−+OH−; |
г) CH3COONH4. | 4) PO43−+3H2O↔H3PO4+3OH−; |
5) Al3++H2O↔AlOH2++H+; | |
6) SO42−+2H2O↔H2SO4+2OH−. |
Правильные ответы :
№1 : 3122 | №2: 4124 | №3: 1232 | №4: 3512 |
V.Подведение итогов урока. Рефлексия. Слайд № 15
1. Учащиеся по очереди говорят по одному предложению, выбирая начало фразы с рефлексивной таблицы на экране.
1.Тема нашего сегодняшнего урока …
2. Передо мной на уроке стояла цель …
3. Сегодня я узнал …
4. Было интересно …
5. Было сложно…
6.Я понял, что …
7. Теперь я могу …
8. Я научился …
9. Я работал на уроке…
10.Выводы урока таковы …
2. Комментированное выставление оценок.
VI.Домашнее задание.
2. Домашнее задание ( учащиеся получают задание на отдельных листах).
1. Установите соответствие между формулой соли и молекулярно-ионным уравнением гидролиза.
Формула соли | Молекулярно-ионное уравнение |
а) KNO2; | 1) S2−+H2O↔HS−+OH−; |
б) Fe(NO3)3; | 2) NO2−+H2O↔HNO2+OH−; |
в) Na2S; | 3) 6H2O+Al2S3↔2Al(OH)3+3H2S; |
г) Al2S3. | 4) Fe3++H2O↔FeOH2++H+; |
5) Al3++H2O↔AlOH2++H+; | |
6) NO3−+H2O↔HNO3+OH−. |
2.Установите соответствие между формулами двух солей и способностью к гидролизу соответственно.
Формулы солей | Способность к гидролизу |
а) Na2CO3, NaCl; | 1) Гидролиз по катиону, гидролиз по аниону; |
б) CuSO4, K2S; | 2) Гидролиз по аниону, не гидролизуется; |
в) LiNO3, Na2SiO3; | 3) Гидролиз по катиону, не гидролизуется; |
г) KCN, AlCl3. | 4) Гидролиз по аниону, гидролиз по катиону; |
5) Не гидролизуется, гидролиз по катиону; | |
6) Не гидролизуется, гидролиз по аниону. |
3. Установите соответствие между формулой соли и молекулярно-ионным уравнением гидролиза.
Формулы солей | Реакция среды |
а) K2SO4, Na2SO3; | 1) Кислая, щелочная; |
б) CH3COONa, KNO2; | 2) Нейтральная, кислая; |
в) LiNO3, ZnCl2; | 3) Нейтральная, щелочная; |
г) (NH4)2SO4, C17H35COOK. | 4) Щелочная, щелочная; |
5) Кислая, кислая; | |
6) Щелочная, кислая. |
VI. Анализ урока химии в 11-м классе по теме:
« Гидролиз неорганических веществ – солей».
Преподавание химии в 11-м классе, где был проведен анализируемый урок, ведется по программе Габриеляна О.С. «Программа курса химии для 8-11, 2010 г. по учебнику Габриеляна О.С. « Химия.Учебник ( базовый уровень) 11 класс, 2012.
1. Мне удалось достичь поставленных целей.
2. Сложности в усвоении содержания у учащихся связаны с проблемами в навыках учебного труда, у некоторых учеников с проблемами в фактических знаниях и умениях.
3. Учитывая специфику класса, я хотела бы разнообразить познавательный материал, используя различные методы работы на уроке.
Список литературы:
1.Троегубова Н.П. « Поурочные разработки по химии» к УМК О.С. Габриеляна, Г.Г.Лысоевой( М.: Дрофа); Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана ( М.: Просвещение)
11 класс.М.: « ВАКО»,2011.
2.Габриелян О.С., СладковС.А. « Подготовка выпускников средних учебных заведений к сдаче ЕГЭ по химии. Лекции 5-8».М.:Педагогический университет « Первое сентября».
3.Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А.» Начала химии».М.: « Экзамен», 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока химии в 11 классе в контексте подготовки к ЕГЭ по теме « Электролиз».
Анализ урока химии в 11-м классе по теме:« Электролиз». Преподавание химии в 11-м классе, где был проведен анализируемый урок, ведется по программе общеобразовательных учреждений по химии 10-11 ...
Методическая разработка урока в 9 классе в рамках подготовки к ГИА "Facts about health"
Урок разработан на основе УМК Кузовлева В.П....
Методическая разработка урока химии 9 класс по теме Железо – простое вещество.
Данное занятие может быть проведено с обучающимися в 9 классе, по любой авторской программе. Проведение занятия построено на применении методических приемов ТРКМ (Технологии развития...
Методическая разработка урока по химии в 11 классе по теме «Гидролиз неорганических веществ».
Урок изучения нового материала строится на поставленной проблеме. Изучается сущность проблемы. Даны рекомендации по решению задач по теме "Гидролиз", встречающихся в ЕГЭ....
Методическая разработка урока химии 8 класс " Соли: классификация, номенклатура, способы получения"
Урок разработан в ПО SMART Notebook для интерактивной доски SMART board. Акцент сделан на развитие мыслительной деятельности учащихся....
Методическая разработка урока химии 8 класс по теме: "Периодический закон Д.И. Менделеева"
Урок разработан для интерактивной доски в ПО SMART Notebook-11. Преобладают активные и интерактивные формы работы. Вопросы и задания учителя побуждают к мыслительной деятельности, поиску решения задач...
Методическая разработка урока химии в 11 классе в контексте подготовки к ЕГЭ по теме «ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ»
Урок построен на основе разбора заданий ЕГЭ по теме «Окислительно-восстановительные реакции», подобранных из контрольно-измерительных материалов ЕГЭ 2014 года и предыдущих лет, открытого банка з...