Методическая разработка урока химии в 10 классе "Кислородсодержащие органические соединения"
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему
Методическая разработка урока химии в 10 классе "Кислородсодержащие органические соединения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kos_v_10_klasse.docx | 37.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме "Кислородсодержащие органические вещества" в 10 классе (базовый уровень).
Цель урока:
- обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородсодержащие органические вещества»;
- контроль знаний обучающихся;
- закрепить умения определять по формулам и называть изученные вещества, виды химических реакций, составлять уравнения химических реакций по генетическим цепочкам, указывать их практическое применение.
Задачи урока:
- стимулировать познавательную активность обучающихся, реализуя межпредметные связи курсов химии, биологии;
- развивать смекалку, эрудицию, умения работать с литературой, быстро и четко формулировать и высказывать мысли, логически рассуждать, воспитывать чувство сопричастности к общему делу, умение работать в коллективе.
- создать условия для воспитания желания активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок.
Оборудование: компьютерная презентация, "Заповеди работы в группах", рабочие листы, конверты с заданиями для этапа: «Мозаика», мешочек со свитками бумаги.
Ход урока.
Мотивация и цели урока.
Мы закончили изучение большой темы "Кислородсодержащие органические соединения". Материал этой темы достаточно сложный и обширный. Вещества, о которых мы говорили, находят применение не только в промышленности, но и в быту. Поэтому сейчас вы должны показать свои знания о строении, свойствах и применении этих веществ.
Сегодня мы проводим урок в форме соревнования двух команд. За каждый правильный ответ - 1 балл. В конце работы мы подведем итоги, и вы узнаете, какая команда победила. Для того, чтобы игра прошла организованно, необходимо соблюдать "Заповеди работы в группах". А выполнять задания вы будете в рабочих листах.
Девизом нашего урока будут слова Паскаля: "Величие человека в его способности мыслить". И я желаю, чтобы эти способности проявились у вас в высшей степени. Итак, начнем урок.
1 этап. «Узнавай – ка».
На данном слайде вы видите общие формулы кислородосодержащих органических веществ (одноатомных спиртов, карбоновых кислот, альдегидов и сложных эфиров). Вы должны определить для какого класса подходят данные формулы и объяснить свой выбор. (Время - 2 минуты).
2 этап. «Называй – ка».
На слайде приведены сокращенные структурные формулы представителей пяти классов кислородосодержащих органических веществ. Вы должны определить к какому классу относятся каждое из предложенных веществ и дать им название. (Время - 3 минуты).
(Ответы: а)бутанол -1, класс спирты; б)2 - метилбутановая кислота, карбоновые кислоты; в)глюкоза, углеводы; г)пропанол - 2, класс спирты; д)этиловый эфир пропионовой кислоты, эфиры; е)пропаналь, альдегид.)
3 этап. «Кот в мешке».
Этап проходит следующим образом. Учитель подходит к каждой группе и вытаскивает из мешочка по свитку бумаги с единым текстом. В предложенным тексте допущены ошибки, надо их найти и подчеркнуть. На работу с текстом отводится 2 минуты (+2 минуты дополнительно на разбор текста).. По истечении времени команды по очереди называют найденные ошибки.
Метанол(метиловый спирт) C2H5OH - бесцветная жидкость с резким кисловатым запахом, не растворимая в воде. Историческое название - древесный спирт.
При попадании в организм человека наступает состояние опьянения. Наличие в молекуле спирта карбонильной группы - С = О определяет общие свойства представителей этого класса соединений. Метанол взаимодействует с активными металлами, щелочами, карбоновыми кислотами. При взаимодействии спирта с карбоновыми кислотами образуются алкоголяты.
4 этап. «Мозаика».
У обучающихся на столах лежат конверты под названием «Мозаика». В конвертах находятся листочки с написанными на них уравнениями и типами химических реакций. Они должны выполнить задание на соответствие: тип - химическая реакция. Реакции могут быть следующие: гидрирования, дегидрирования, гидратации, дегидратации, реакция «серебряного зеркала», этерификации, горения, гидролиза, брожения. В рабочем листе вы записываете полученное соответствие.
1 команда
Тип реакции: Химическая реакция:
1.Реакция "серебряного зеркала". А. С6Н12О6 → 2С2Н5ОН + 2СО2
2.Реакция горения. Б. СН3 -СООН + С2Н5ОН→ СН3СООС2Н5 + Н2О
3. Реакция этерификации. В. Тристеарат + 3NaОН →
4.Щелочной гидролиз СН2ОН- СНОН- СН2ОН +3С17Н35СООNa
Г. 2СН3ОН + 3О2→ 2СО2 +4Н2О
Д.СН3СОН +Аg2О → СН3СООН +2 Аg↓
2 команда
Тип реакции: Химическая реакция:
1.Реакция гидрирования. А. С6Н12О6 → 2С3Н6О3
2.Реакция дегидратации. Б. СН3 -СОН + 3Н2→ СН3 –СН2 - ОН
3. Реакция брожения. В. Тристеарат + Н2О →
4.Гидролиз СН2ОН- СНОН- СН2ОН +3С17Н35СООН
Г. 2С2Н5ОН + 3О2→ 2СО2 +3Н2О
Д. С2Н5ОН→С2Н4 +Н2О
5 этап. «Догони и угадай».
Обучающиеся решают по одной цепочке превращений. В итоге они должны угадать каждое зашифрованное вещество (на работу – 5 минут).
СН2 ==СН2 + Н2О → А +CuO → В +Ag2O → С+ CH3OH→D
С2Н2 + Н2О → А + Н2→ В (kt - Н2SO4) → С+ Н2 →D
7 этап. Контрольный тест.
После выполнения задания «Догони и угадай» обучающиеся приступают к выполнению индивидуального теста по данной теме. В него входит 12 вопросов. На каждый вопрос дается четыре правильных ответа. По завершении работы над тестом обучающиеся приступают к самоконтролю. На экран выводятся правильные ответы и критерии оценки теста. Учащиеся сверяют свои ответы с ответами на экране и по критериям выставляют себе оценки за контрольный тест. Таким образом, на уроке учащиеся могут получить две оценки: за набранные баллы при прохождении этапов урока и за контрольный тест.(Время на все этапы: 10 минут.)
7 этап. «Угадай и докажи».
Применение и значение спиртов, карбоновых кислот и альдегидов.
На экран выводятся различные слова, связанные с данной темой : муравей, мед, вино, крем, духи, уксус, взрыв, щавель, масло, мыло. Обучающиеся должны рассказать, с каким из классов кислородосодержащих органических веществ оно связано и почему. Рефлексия.
- Понравился ли тебе урок-соревнование?
- Какой конкурс понравился больше всего?
- Какой конкурс не понравился?
- Что было самым трудным на уроке?
В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, собираются оценочные листы и выставляются оценки.
Рабочий лист к уроку: " Кислородсодержащие органические соединения". (1 группа)
Ф. И._____________________________________________________________
1этап: "Узнавай - ка!"
Формулы: 1)R - OH, 2)R - COH, 3) R - COOH, 4) R - COO - R1
Классы веществ: 1) 2)
3) 4)
2 этап: "Называй - ка!"
Формулы | Классы | Название |
А)СН3-СН2-СН2-ОН | 1. | 1. |
Б) СН3-СН2-СН-ОН | СН3 | 2. | 2. |
В) СН2ОН-(СНОН)4-СОН | 3. | 3. |
Г) СН3- СН- СН3 | ОН | 4. | 4. |
Д) СН3-СН2-СОО-С2Н5 | 5. | 5. |
Е) СН3-СН2-СОН | 6. | 6. |
3 этап: "Кот в мешке".
Задание: Найти ошибки в тексте и их подчеркнуть.
Метанол(метиловый спирт) C2H5OH - бесцветная жидкость с резким кисловатым запахом, не растворимая в воде. Историческое название - древесный спирт.
При попадании в организм человека наступает состояние опьянения. Наличие в молекуле спирта карбонильной группы - С = О определяет общие свойства представителей этого класса соединений. Метанол взаимодействует с активными металлами, щелочами, карбоновыми кислотами. При взаимодействии спирта с карбоновыми кислотами образуются алкоголяты.
4 этап: "Мозаика".
Найдите соответствие между названиями реакций и уравнениями химических реакций.
1 команда
Тип реакции: Химическая реакция:
1.Реакция "серебряного зеркала". А. С6Н12О6 → 2С2Н5ОН + 2СО2
2.Реакция горения. Б. СН3 -СООН + С2Н5ОН→ СН3СООС2Н5 + Н2О
3. Реакция этерификации. В. Тристеарат + 3NaОН →
4.Щелочной гидролиз СН2ОН- СНОН- СН2ОН +3С17Н35СООNa
Г. 2СН3ОН + 3О2→ 2СО2 +4Н2О
Д.СН3СОН +Аg2О → СН3СООН +2 Аg↓
5 этап: "Догони и угадай".
СН2 =СН2 + Н2О → А +CuO → В +Ag2O → С+ CH3OH→D
Вещество | Формула | Название |
1.Вещество А 2.Вещество В 3. Вещество С 4. Вещество D | 1. 2. 3. 4. | 1. 2. 3. 4. |
6 этап: Контрольный тест: 1) 2) 3) 4) 5) 6)
7) 8) 9) 10) 11) 12)
Критерии оценивания: 4 - 6 баллов - "3" Набранные баллы ________________
7 - 9 баллов - "4" Оценка - _______
10 - 12 баллов - "5".
7 этап: "Применяй - ка".
С какими классами кислородсодержащих веществ связаны следующие понятия:
1.Мёд - . 2.Мыло - . 3.Муравей - .
4.Щавель - . 5.Крем - . 6. Духи - .
7.Масло - . 8.Взрыв - . 9.Вино - 10.Уксус - .
Рабочий лист к уроку: " Кислородсодержащие органические соединения". (2 группа)
Ф. И._____________________________________________________________
1этап: "Узнавай - ка!"
Формулы: 1)R - OH, 2)R - COH, 3) R - COOH, 4) R - COO - R1
Классы веществ: 1) 2)
3) 4)
2 этап: "Называй - ка!"
Формулы | Классы | Название |
А)СН3-СН2-СН2-ОН | 1. | 1. |
Б) СН3-СН2-СН-ОН | СН3 | 2. | 2. |
В) СН2ОН-(СНОН)4-СОН | 3. | 3. |
Г) СН3- СН- СН3 | ОН | 4. | 4. |
Д) СН3-СН2-СОО-С2Н5 | 5. | 5. |
Е) СН3-СН2-СОН | 6. | 6. |
3 этап: "Кот в мешке".
Задание: Найти ошибки в тексте и их подчеркнуть.
Метанол(метиловый спирт) C2H5OH - бесцветная жидкость с резким кисловатым запахом, не растворимая в воде. Историческое название - древесный спирт.
При попадании в организм человека наступает состояние опьянения. Наличие в молекуле спирта карбонильной группы - С = О определяет общие свойства представителей этого класса соединений. Метанол взаимодействует с активными металлами, щелочами, карбоновыми кислотами. При взаимодействии спирта с карбоновыми кислотами образуются алкоголяты.
4 этап: "Мозаика".
Найдите соответствие между названиями реакций и уравнениями химических реакций.
2 команда
Тип реакции: Химическая реакция:
1.Реакция гидрирования. А. С6Н12О6 → 2С3Н6О3
2.Реакция дегидратации. Б. СН3 -СОН + 3Н2→ СН3 –СН2 - ОН
3. Реакция брожения. В. Тристеарат + Н2О →
4.Гидролиз СН2ОН- СНОН- СН2ОН +3С17Н35СООН
Г. 2С2Н5ОН + 3О2→ 2СО2 +3Н2О
Д. С2Н5ОН→С2Н4 +Н2О
5 этап: "Догони и угадай".
С2Н2 + Н2О → А + Н2→ В (kt - Н2SO4) → С+ Н2 →D
Вещество | Формула | Название |
1.Вещество А 2.Вещество В 3. Вещество С 4. Вещество D | 1. 2. 3. 4. | 1. 2. 3. 4. |
6 этап: Контрольный тест: 1) 2) 3) 4) 5) 6)
7) 8) 9) 10) 11) 12)
Критерии оценивания: 4 - 6 баллов - "3" Набранные баллы ________________
7 - 9 баллов - "4" Оценка - _______
10 - 12 баллов - "5".
7 этап: "Применяй - ка".
С какими классами кислородсодержащих веществ связаны следующие понятия:
1.Мёд - . 2.Мыло - . 3.Муравей - .
4.Щавель - . 5.Крем - . 6. Духи - .
7.Масло - . 8.Взрыв - . 9.Вино - 10.Уксус - .
Контрольный тест.
1.Какая группа соединений включает только спирты?
а)НСООН, С2Н5ОН, С3Н5(ОН)3;
б)СН3ОН, С2Н5ОН, С3Н5(ОН)3;
в) СН3ОН, СН3СООСН3, СН3СООН;
г)С15Н31СООNa, С2Н5ОН, NaОН.
2. Какой из приведенных спиртов наиболее токсичный:
а)метанол; б)этанол; в)глицерин; г)ни один из перечисленных.
3. Сколько атомов содержит молекула этанола С2Н5ОН:
а)7; б)8; в)9; 10)3.
4. К какому классу органических соединений относится уксус:
а)спирты; б)углеводороды; в)сложные эфиры; г)карбоновые кислоты.
5.Какая группа соединений состоит из карбоновых кислот?
а) НСООН, НСl, СН3СООН;
б) НСООН, СН3СООН, С2Н5СООН;
в) СН3ОН, С2Н5ОН, С3Н7ОН;
г)Н2SО4, Н2СО3, НСl.
6. Этилацетат СН3СООС2Н5- это...
а)сложный эфир; б)мыло; в)карбоновая кислота; г)спирт.
7.С концентрированной муравьиной кислотой необходимо обращаться осторожно, потому что...
а)это бесцветная жидкость;
б)это хорошо растворимая жидкость;
в)она обладает характерным запахом;
г)она едкая и токсичная.
8. Какова реакция раствора метанола?
а)кислая; б)щелочная; в)нейтральная;
г)разбавленный раствор нейтральный, а концентрированный раствор - щелочной.
9. При реакции между карбоновой кислотой и спиртами образуются...
а)мыла; б)сложные эфиры; в)спирты; г)углеводороды.
10.Общая формула карбоновых кислот:
а) R - OH ; б)R - COOH; в) R - COO - R1 ; г) R - COOМ.
11.Какое из уравнений иллюстрирует процесс полного сгорания этанола?
а) С2Н5ОН+ О2→2С +3Н2О;
б) С2Н5ОН+ 2О2→2СО +3Н2О;
в) С2Н5ОН+ 3О2→2СО2 +3Н2О;
г)2 СН3ОН+ 3О2→2СО2 +4Н2О.
12.Удлинение углеродной цепи в молекулах карбоновых кислот приводит к возрастанию...
а)плотности и температуры плавления; б)растворимости в воде; в)реакционной способности; г)способности к электролитической диссоциации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока физики по теме "Параллельное соединение проводников", 8 класс
План-конспект урока с применением технологической карты урока, решением задач различного уровня....
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс
Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...
Методическая разработка урока физики по теме: "Комбинированное соединение проводников". 10 класс.
Раздел физики "Законы постоянного тока" 10 класса. Материал для среднего общего образования. Тип урока комбинированный в форме фронтальной, экспериментальной работы в группах....
Методическая разработка урока биологии по теме « Органические вещества. Нуклеиновые кислоты»
Обобщение и углубление знаний учащихся о строении и функциях нуклеиновых кислот; рассмотреть эволюцию представлений о строении ДНК, развить познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов ...
Методическая разработка урока по теме «Шиповые столярные соединения. Разметка и изготовление шипов и проушин.»
Методическая разработка может быть использована при проведении урока в соответствии с ФГОС по теме «Шиповые столярные соединения. Разметка и изготовление шипов и проушин.»...
Учебно - методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Соединения алюминия"
Разработка поможет учителям химии при проведении урока по теме "Соединения алюминия"...
Методическая разработка урока "Смотр знаний по органической химии" для 10 класса
Урок проводится на День открытых дверей в 10 классе, на который приглашены родители учеников, члены родительского комитета школы, члены управляющего совета, представители общественности....