Методическая разработка урока химии по теме "Неорганические основания и кислоты" (11 класс)
план-конспект урока по химии (11 класс)
Углубленное изучение химии. Неорганические основания и кислоты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_kl.mru_neorganicheskie_osnovaniya_i_kisloty.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
11 кл – углубленное изучение химии
Неорганические основания и кислоты.
Татьяна Михайловна Русинова,
учитель химии ВКК,
МАОУ гимназия №35
Г. Екатеринбург
Цель и задачи:
- повторить и обобщить знания о неорганических основаниях и кислотах,
используя деятельностный подход;
- совершенствовать умения формулировать проблему и искать пути
решения на основе здравых рассуждений;
- рассмотреть влияние среды на путь ОВР в проблемно-поисковой ситуации;
- создать условия для индивидуальной траектории развития одаренных обучающихся. Задания такого типа выделены красным шрифтом.
Оборудование: 1) на демонстрационном столе: растворы кислот, щелочей,
индикаторы, колба с водой.
2) мультимедийное приложение к уроку – презентация.
3) на каждом ученическом столе:
- Сборник задач и упражнений по общей химии.
- ЕГЭ 2015, материалы для подготовки,
- Периодическая система, таблица электроотрицательности,
- Набор реактивов: растворы KMnO4, Na2SO3, NaOH, H2SO4. Пипетки, ячейки-кюветы для капельного метода,
- 3-4 окислителя и 3-4 восстановителя.
- Карточки с «красными» заданиями на каждый стол.
- Лабораторные и практические работы по химии. Сборник заданий.
Ход урока
Доска: Неорганические основания и кислоты.
Повторение и обобщение знаний.
ГИДРОКСИДЫ
кислоты амфотерные основания
гидроксиды
I. Учащимся сообщается тема и цель урока. Слайд 1,2.
- Какие вещества называют гидроксидами (продукты взаимодействия
оксидов Ме и неМе с Н2О).
К доске приглашаются 3 учащихся и выполняют задания: привести примеры гидроксидов, структурную формулу одного из них, пояснить причину свойств, привести уравнения ступенчатой диссоциации.
- будет ли диссоциировать ступенчато гидроксид железа (Ш)? приведи аргументы.
Фронтальная беседа.
-Дать определения кислотам и основаниям с разных точек зрения
а) с точки зрения состава (Иоганн Рудольф Глаубер, впервые
разработал способы получения концентрированных кислот – серной,
азотной, соляной; слайд 3.
б) с точки зрения теории диссоциации (Сванте Аррениус, за теорию
электролитической диссоциации получил Нобелевскую премию);
слайд 4.
в) с точки зрения протолитической теории (Т.М. Лаури (Лоури) и Й.Н.
Бренстед), Слайд 5.
- дать полную характеристику (демонстрации)
азотной кислоте,
угольной кислоте,
гидроксиду железа (II), (III)
гидроксиду бария.
- вода – кислота или основание? Почему? (демонстрации)
- Что такое рН? Какие значения рН в кислотах? В щелочах? Слайд 7.
(рН – важный диагностический признак, широко применяемый в
медицине).
- придумай другую величину выражения среды раствора
- Как экспериментально доказать присутствие в растворе Н30+ или
ОН- ? (демонстрации индикаторов)
- какая кислота сильнее – серная или ортофосфорная? Почему?
(демонстрации). (Сила кислоты зависит от степени ее диссоциации,
от степени окисления атома неметалла, образующего кислоту).
- какая кислота сильнее сернистая или серная? Почему? Как это
доказать?
Ответы вызванных к доске. Дополнительный вопрос на
размышление:
-Почему кислородсодержащие кислоты можно отнести к
гидроксидам? (В их составе присутствует гидроксогруппа, некоторые
кислородсодержащие кислоты можно получить реакцией
соответствующего оксида с водой - отсюда термин «гидроксиды»).
II. Итак, ионы, определяющие реакцию среды, могут быть донорами или акцепторами электронов, следовательно, в каких реакциях они должны участвовать? – ОВР.
-Попробуем сформулировать предположение, гипотезу, которую можно доказать или опровергнуть экспериментальным путем сейчас на уроке. (Учащиеся вместе с учителем формулируют гипотезу): кислоты и основания участвуют в ОВР, среда определяет путь протекания ОВР.
- Какой эксперимент можно поставить? – Взять окислитель (Самый доступный и известный – перманганат калия) и восстановитель (например, сульфит натрия) и провести реакцию между ними в присутствии гидроксидов, создающих разные среды.
- Учащимся предлагается лабораторная работа, стр. 24.
- с помощью каких других экспериментов можно установить влияние среды на ОВР? Можешь воспользоваться реактивами из числа предложенных или взять любые другие.
Техника безопасности: 1. этикетки веществ повернуты к экспериментатору;
2. работать над столом;
3. при попадании раствора кислоты или щелочи на
руки – сообщить учителю, нейтрализовать, смыть
водой.
III. Отчеты по лабораторной работе. Формулирование выводов.
- Гипотеза подтвердилась – кислоты и основания влияют на путь ОВР.
Слайд 8. Проверка правильности составления уравнений, отвечают 3
учащихся.
Н30+: 2KMnO4 + 5Na2SO3 +3H2SO4= 2MnSO4 + 5Na2SO4 + K2SO4+3H2O
б/цв раствор
H2O: 2KMnO4 + 3Na2SO3 + H2O = 2MnO2 + 3Na2SO4 +2KOH
бурый осадок
ОН-: KMnO4 + Na2SO3 + 2KOH = 2K2MnO4+ Na2SO4 + H2O
зеленый раствор
- почему для создания кислой среды берут серную кислоту, но не азотную или соляную?
- Как и почему среда влияет на путь овр?
(Чем выше кислотность среды (меньше значение рН), тем глубже восстанавливается ион атома – окислителя. Наиболее глубокое восстановление – в кислой среде: Ионы водорода внедряются в перманганат – анион, ослабляют связь между атомом марганца и атомом кислорода, деформируют анион, поляризуют, облегчая тем самым действие восстановителя.)
- Какие другие критерии могут быть основанием для создания ТВОЕЙ теории кислот и оснований? Попробуй создать свою теорию, непохожую на известные.
IV. Проверка знаний по теме – закрепление. Учащиеся выполняют задания из пособия ЕГЭ – 2012, слайд 8:
Стр. 135 А7, А9, А10, В1, В2, стр. 148 С1.
- самопроверка, слайд 10.
- подведение итогов самодиагностики, максимальный балл – 10.
V. Рефлексия. Слайд 11. (Я задумался… Я узнал…)
VI. Учитель дает оценку работы класса, персональные оценки.
VII.Д/з. Учебник О.С. Габриеляна, стр258 №13-1, 4, стр.303 №1-в, г.
Слайд 11, 12.
Методы: частично поисковые, исследовательские.
Формы организации: фронтальные, групповые, индивидуальные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс).
Предложена методическая разработка урока по теме: «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс).Учителем поставлена задача создания условий, наряду с обучением, для разностор...
Методическая разработка урока химии по теме "Кислоты"
Урок содержит методическую разработку лабораторной работы в двух вариантах. Цели урока составлены по требованиям ФГОС, составлен кроссворд для домашненго задания. Содержит небольшую презентацию....
Методическая разработка урока по теме "Нитраты - соли азотной кислоты" 9 класс ( автор учебника Габриелян О.С.)
Урок имеет ярко выраженную практическую направленность. Учащиеся проводят химический эксперимент, изучают свойства нитратов и раскрывают их практическое значение для расений и человека....
Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме:"Серная кислота и ее свойства" /семинар-практикум с элементами интеграции/ в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Методическая разработка семинара-практикума содержит развернутый план-конспект урока, технологическую карту, приложения. Урок рефлексии с элементами «открытия» нового знания рассчитан на 2 урока...
Методическая разработка урока химии по теме "Непредельные углероды" (10 класс)
Повторение и обобщение знаний по теме «Непредельные углеводороды»....
Методическая разработка урока химии по теме "Основания" (АООП ООО глухих), 9 класс.
Урок химии по теме "Основания" (9 класс) для обучающихся с нарушением слуха (глухих)....
Учебно-методическая разработка урока химии для 9 класса на тему: "Серная кислота и ее соли"
Учебно-методическая разработка урока химии для 9 класса на тему: "Серная кислота и ее соли" позволяет конкретизировать общие знания учащихся о свойствах кислот в свете теории электролитическ...