Методическая разработка урока химии по теме "Неорганические основания и кислоты" (11 класс)
план-конспект урока по химии (11 класс)

Русинова Татьяна Михайловна

Углубленное изучение химии. Неорганические основания и кислоты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_kl.mru_neorganicheskie_osnovaniya_i_kisloty.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

11 кл – углубленное изучение химии

Неорганические основания и кислоты.

Татьяна Михайловна Русинова,

учитель химии ВКК,

МАОУ гимназия №35

Г. Екатеринбург

Цель и задачи:    

 - повторить и обобщить знания о неорганических основаниях и кислотах,

   используя деятельностный подход;

 - совершенствовать умения формулировать проблему и искать пути    

   решения  на основе здравых рассуждений;

- рассмотреть влияние среды на путь ОВР в проблемно-поисковой   ситуации;

- создать условия для индивидуальной траектории развития одаренных обучающихся. Задания такого типа выделены красным шрифтом.

Оборудование: 1) на демонстрационном столе: растворы кислот, щелочей,

                                 индикаторы, колба с водой.

                            2) мультимедийное приложение к уроку – презентация.

                        3) на каждом ученическом столе:

  • Сборник задач и упражнений по общей химии.
  • ЕГЭ 2015, материалы для подготовки,
  • Периодическая система, таблица электроотрицательности,
  • Набор реактивов: растворы KMnO4, Na2SO3,        NaOH,   H2SO4. Пипетки, ячейки-кюветы для капельного метода,
  • 3-4 окислителя и 3-4 восстановителя.
  • Карточки с «красными» заданиями на каждый стол.
  • Лабораторные и практические работы по химии. Сборник заданий.

Ход урока

Доска:  Неорганические основания и кислоты.

Повторение и обобщение знаний.

ГИДРОКСИДЫ

         кислоты                        амфотерные                        основания

                                            гидроксиды

I.   Учащимся сообщается тема и цель урока. Слайд 1,2.

- Какие  вещества называют гидроксидами  (продукты взаимодействия  

  оксидов  Ме и неМе  с Н2О).

К доске приглашаются 3 учащихся и выполняют задания:  привести примеры гидроксидов, структурную формулу одного из них, пояснить причину свойств, привести уравнения ступенчатой диссоциации.

- будет ли диссоциировать ступенчато гидроксид железа (Ш)? приведи аргументы.

Фронтальная беседа.

-Дать определения кислотам и основаниям с разных точек зрения

а) с точки зрения состава (Иоганн Рудольф Глаубер, впервые

    разработал способы получения концентрированных кислот – серной,

    азотной, соляной; слайд 3.

б) с точки зрения теории диссоциации (Сванте Аррениус, за теорию

    электролитической диссоциации получил Нобелевскую премию);

    слайд 4.

в) с точки зрения протолитической теории (Т.М. Лаури (Лоури) и Й.Н.

    Бренстед), Слайд 5.

- дать полную характеристику (демонстрации)

                                                    азотной кислоте,                                                              

                                                    угольной кислоте,

                                                    гидроксиду железа (II), (III)

                                                    гидроксиду бария.

- вода – кислота или основание? Почему? (демонстрации)

- Что такое рН? Какие значения рН в кислотах? В щелочах? Слайд 7.

  (рН – важный диагностический признак, широко применяемый в

   медицине).

- придумай другую величину выражения среды раствора

- Как экспериментально доказать присутствие в растворе  Н30+ или

   ОН- ? (демонстрации индикаторов)

- какая кислота сильнее – серная или ортофосфорная? Почему?

  (демонстрации). (Сила  кислоты  зависит  от степени ее диссоциации,

  от степени окисления атома неметалла, образующего кислоту).

- какая кислота сильнее сернистая или серная? Почему? Как это

  доказать?

Ответы вызванных к доске. Дополнительный вопрос на

  размышление:

 -Почему кислородсодержащие кислоты  можно отнести к

  гидроксидам? (В их составе присутствует гидроксогруппа,  некоторые

  кислородсодержащие кислоты можно получить реакцией

  соответствующего оксида с водой - отсюда термин «гидроксиды»).

II. Итак, ионы, определяющие реакцию среды, могут быть донорами или акцепторами электронов, следовательно, в каких реакциях они должны участвовать? – ОВР.

-Попробуем сформулировать предположение, гипотезу, которую можно доказать или опровергнуть экспериментальным путем сейчас на уроке. (Учащиеся вместе с учителем формулируют гипотезу): кислоты и основания участвуют в ОВР, среда определяет путь протекания ОВР.

- Какой эксперимент можно поставить? – Взять окислитель (Самый доступный и известный – перманганат калия) и восстановитель (например, сульфит натрия) и провести реакцию между ними в присутствии гидроксидов,  создающих  разные среды.

- Учащимся предлагается лабораторная работа, стр. 24.

- с помощью каких других экспериментов можно установить влияние среды на ОВР? Можешь воспользоваться реактивами из числа предложенных или взять любые другие.

Техника безопасности: 1. этикетки веществ повернуты к экспериментатору;

                                    2. работать над столом;                                    

                              3. при попадании раствора кислоты или щелочи на

                                    руки – сообщить учителю, нейтрализовать, смыть

                                    водой.

III. Отчеты по лабораторной работе. Формулирование выводов.

- Гипотеза подтвердилась – кислоты и основания влияют на путь ОВР.

  Слайд 8. Проверка правильности составления уравнений, отвечают 3

  учащихся.

Н30+: 2KMnO4 + 5Na2SO3 +3H2SO4= 2MnSO4 + 5Na2SO4 + K2SO4+3H2O

         б/цв раствор

H2O:  2KMnO4 + 3Na2SO3 + H2O = 2MnO2 + 3Na2SO4 +2KOH  

                                                         бурый осадок

ОН-:  KMnO4 + Na2SO3 + 2KOH = 2K2MnO4+ Na2SO4 + H2O  

зеленый раствор

                                                       

- почему для создания кислой среды берут серную кислоту, но не азотную или соляную?

- Как и почему среда влияет на путь овр?

 (Чем выше кислотность среды   (меньше значение рН), тем глубже восстанавливается ион атома – окислителя. Наиболее глубокое восстановление – в кислой среде: Ионы водорода внедряются в перманганат  – анион, ослабляют связь между атомом марганца и атомом кислорода,   деформируют анион, поляризуют, облегчая тем самым действие   восстановителя.)

- Какие другие критерии могут быть основанием  для создания ТВОЕЙ теории кислот и оснований? Попробуй создать свою теорию, непохожую на известные.

IV. Проверка знаний по теме – закрепление. Учащиеся выполняют задания из пособия ЕГЭ – 2012, слайд 8:

Стр. 135 А7, А9, А10, В1, В2, стр. 148 С1.

- самопроверка, слайд 10.

- подведение итогов самодиагностики, максимальный балл – 10.

V. Рефлексия. Слайд 11. (Я задумался…   Я узнал…)

VI. Учитель дает оценку работы класса, персональные оценки.

VII.Д/з. Учебник О.С. Габриеляна, стр258 №13-1, 4, стр.303 №1-в, г.

Слайд 11, 12.

Методы: частично поисковые, исследовательские.

Формы организации: фронтальные, групповые, индивидуальные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс).

Предложена методическая разработка урока по теме: «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс).Учителем поставлена  задача создания условий, наряду с  обучением, для разностор...

Методическая разработка урока химии по теме "Кислоты"

Урок содержит методическую разработку лабораторной работы в двух вариантах. Цели урока составлены по требованиям ФГОС, составлен кроссворд для домашненго задания. Содержит небольшую презентацию....

Методическая разработка урока по теме "Нитраты - соли азотной кислоты" 9 класс ( автор учебника Габриелян О.С.)

Урок имеет ярко выраженную практическую направленность. Учащиеся проводят химический эксперимент, изучают свойства нитратов и раскрывают их практическое значение для расений и человека....

Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме:"Серная кислота и ее свойства" /семинар-практикум с элементами интеграции/ в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Методическая разработка семинара-практикума содержит развернутый план-конспект урока, технологическую карту, приложения. Урок рефлексии  с элементами «открытия» нового знания рассчитан на 2 урока...

Методическая разработка урока химии по теме "Непредельные углероды" (10 класс)

Повторение и обобщение знаний по теме «Непредельные углеводороды»....

Методическая разработка урока химии по теме "Основания" (АООП ООО глухих), 9 класс.

Урок химии по теме "Основания" (9 класс) для обучающихся с нарушением слуха (глухих)....

Учебно-методическая разработка урока химии для 9 класса на тему: "Серная кислота и ее соли"

Учебно-методическая разработка урока химии для 9 класса на тему: "Серная кислота и ее соли" позволяет конкретизировать общие знания учащихся о свойствах кислот в свете теории электролитическ...