Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Типы химических реакций". 8 класс
методическая разработка (8 класс) по теме
Реакции соединения
Реакции разложения
Реакции замещения
Реакции обмена
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reaktsii_soedineniya.doc | 147 КБ |
reaktsii_soedineniya.ppt | 56 КБ |
reaktsii_razlozheniya.doc | 574.5 КБ |
reaktsii_razlozheniya.ppt | 365 КБ |
reaktsii_zameshcheniya.doc | 136.5 КБ |
reaktsii_zameshcheniya.ppt | 50 КБ |
reaktsii_obmena.doc | 527 КБ |
reaktsii_obmena.ppt | 353.5 КБ |
reaktsii_obmena_rabochaya_karta_dlya_uchashchikhsya.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока № 2
«Реакции соединения»
в теме «Типы химических реакций»
ГБОУ СОШ № 544
Костина Е.П.
Тема урока:
Реакции соединения
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели и задачи урока:
- Обучающие:
- Дать понятие о реакциях соединения;
- Продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций;
- Познакомить учащихся с новой формой записи химических процессов – цепочкой превращений;
- Закрепить знание химической номенклатуры на уравнениях химических реакций, умение расставлять коэффициенты.
- Развивающие:
- Развивать познавательную активность, умение наблюдать окружающий мир, задумываться над причинами его изменения;
- Раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека;
- Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.
- Воспитательные:
- Воспитывать культуру речи, поведения. Прививать интерес к химии.
Планируемые результаты (учащиеся должны):
- знать определение «реакции соединения»;
- уметь определять исходные вещества и продукты реакции;
- уметь расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций;
- выделять признак, на основании которого реакцию относят к реакции соединения.
Ход урока
Содержание | Методы и методологические приёмы, приборы, оборудование |
I Организационный момент II Актуализация знаний Запишите уравнение реакции разложения нитрата серебра, если в результате неё образуются кислород, оксид азота (IV) и серебро. Слайд 2 Слайд 3 III Изучение нового материала Вы написали уравнение реакции разложения. Дайте определение этому типу реакции. Понятие «Реакция соединения» является противоположным понятию «реакция разложения» Самостоятельно сформулируйте и запишите в тетрадь определение – «реакции разложения» Слайд 4 Предлагаю вам схемы уравнений реакций. Вам необходимо их закончить. Задание: Закончите уравнение реакций, схемы которых: Fe + H2O + O2 → Fe(OH)3 Fe + Cl2 → FeCl3 Слайд 5 Слайд 6 Вам необходимо смоделировать схемы реакции разложения и соединения, используя данные фигуры:
Слайд 7 Новая форма записи химических процессов – цепочка превращений, генетический ряд («что из чего») Рассмотрим цепочку превращений неметалла Слайд 8 Р → Р2О5 → Н3РО4
4Р + 5О2 → 2Р2О5
Р2О5 + 3Н2О → 2Н3РО4 Выполните самостоятельно упражнение (цепочка превращений металла): Запишите уравнения реакций соединения, протекающих согласно схемам: Li → Li2O →LiOH S → SO2 O2 → SO3 → H2SO4 Слайд 9 Слайд 10 IV Первичное закрепление Написать Диамант (реакции разложения, соединения) 1, 7 строчки – существительные антонимы; 2 – два прилагательных к первому существительному; 3 – три глагола к первому существительному; 4 – два словосочетания с существительными; 5 – три глагола ко второму существительному; 6 – два прилагательных ко второму существительному. V Домашнее задание
Упражнение 1 Запишите уравнения реакций соединения, протекающих согласно схемам: P → P2O3 → P2O5 → H3PO4 Слайд 11 | Выполнение упражнения Само – или взаимопроверка Беседа с классом, записи в тетрадь, выполнение упражнения, само – или взаимопроверка Моделирование, фигуры, лист, клей. Представление своих моделей Приложение 1 Беседа, самопроверка, один ученик работает на обратной стороне доски Самостоятельное выполнение упражнения, само – или взаимопроверка Диамант, работа в группах, представление диаманта Приложение 2 |
Приложение 1
Приложение 2
Диамант
1, 7 строчки – существительные антонимы;
2 – два прилагательных к первому существительному;
3 – три глагола к первому существительному;
4 – два словосочетания с существительными;
5 – три глагола ко второму существительному;
6 – два прилагательных ко второму существительному.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Разработка урока № 1
«Реакции разложения»
в теме «Типы химических реакций»
ГБОУ СОШ № 544
Костина Е.П.
Тема урока:
Реакции разложения
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели и задачи урока:
1. Обучающие:
- Дать понятие о реакциях разложения;
- Продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций;
- Закрепить на уравнениях химических реакций знание химической номенклатуры, умение расставлять коэффициенты;
- Закрепить понятия: «исходные вещества», «продукты реакции»;
2. Развивающие:
- Развивать познавательную активность, умение наблюдать окружающий мир, задумываться над причинами его изменения.
- Раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека;
- Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.
3. Воспитательные:
- Воспитывать культуру речи, поведения. Прививать интерес к химии.
Планируемые результаты (учащиеся должны):
- знать определение «реакции разложения»;
- уметь определять исходные вещества и продукты реакции;
- уметь расставлять коэффициенты;
- выделять признак, на основании которого реакцию относят к реакции разложения.
Ход урока
Приложение 1
Приложение 2
Ход выполнения 1 | Наблюдение | Ход выполнения 2 | Наблюдение | Вывод |
Налить в пробирку пероксид водорода; Нагреть, не доводя до кипения; Внести тлеющую лучинку. | Налить в химический стакан на 1/3 пероксида водорода; Аккуратно всыпать немного порошка оксида марганца (IV); Внести в верхнюю часть стакана тлеющую лучинку |
Приложение 3
Закончите следующие фразы:
я познакомился с ...
было непросто ...
я добился ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
я попробую ...
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Разработка урока № 3
«Реакции замещения»
в теме «Типы химических реакций»
ГБОУ СОШ № 544
Костина Е.П.
Тема урока:
Реакции замещения
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели и задачи урока:
- Обучающие:
- Дать понятие о реакциях замещения;
- Продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций;
- Закрепить на уравнениях химических реакций знание химической номенклатуры, умение расставлять коэффициенты;
- Дать понятие о ряде активности металлов;
- Изучить условия взаимодействия металлов с растворами кислот и солей.
- Развивающие:
- Развивать познавательную активность, умение наблюдать окружающий мир, задумываться над причинами его изменения;
- Раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека.
- Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.
- Воспитательные:
- Воспитывать культуру речи, поведения. Прививать интерес к химии.
Планируемые результаты (учащиеся должны):
- знать определение «реакции замещения»;
- уметь определять исходные вещества и продукты реакции;
- уметь расставлять коэффициенты;
- уметь выделять признак, на основании которого реакцию относят к реакции замещения;
- уметь наблюдать химический эксперимент и делать правильные выводы на основании наблюдения.
Ход урока
Содержание | Методы и методологические приёмы, приборы, оборудование |
I Организационный момент II Изучение нового материала
(реакции соединения и разложения).
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым типом химических реакций – реакции замещения. Рассмотрим суть данных реакций, условия их протекания и самостоятельно сформулируем определение «реакции замещения». Слайд 2
Предлагаю вам посмотреть демонстрационный эксперимент, в ходе которого необходимо заполнить следующую схему – «ёлку» Слайд 3 Zn + HCl
Исходные вещества
Наблюдения Уравнение реакции Продукты реакции Д.О.: Zn + HCl
Предлагаю вам следующий эксперимент: Д.О.: Са Mg Zn Cu
HCl
(металлы по – разному реагируют с кислотами, некоторые металлы с кислотами не реагируют) Для прогнозирования возможности протекания реакций между кислотами и металлами обратимся к ряду напряжений металлов.
(наличие водорода)
С кислотами взаимодействуют металлы, стоящие в ряду напряжений до водорода Уравнения реакций: Ca + 2HCl → CaCl2 + H2↑ Mg + 2HCl → MgCl2 + H2↑ Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2↑ Cu + HCl →
Ряд активности металлов также можно использовать для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и солями Обратимся к эксперименту: Д.О.: Нитрат Сульфат Сульфат Нитрат магния цинка меди серебра
Zn Zn Zn Zn
Свободный металл должен располагаться в ряду напряжения металлов левее металла, входящего в состав соли Уравнения реакций: Zn + CuSO4 = Cu + ZnSO4 Zn + 2AgNO3 = 2Ag + Zn(NO3)2
Реакции замещения – это реакции, в которых атомы простого вещества замещают атомы одного из химических элементов в сложном веществе. III Первичное закрепление Даны вещества: железо, золото, серная кислота, сульфат меди (II), сульфат железа (II), - напишите уравнения возможных реакций. Слайд 4 Слайд 5 IV Рефлексия Выберите квадратик определённого цвета Красный - я активен и уверен на уроке, Жёлтый - я чувствовал себя неуверенно, работал мало; Зелёный - у меня возникло много вопросов, мне есть, над чем поработать дома... Слайд 6 V Домашнее задание §31, упражнение 1 (у), упражнение 2 Упражнение 1 Какие реакции называются реакциями замещения? Сравните их с реакциями соединения и разложения. Упражнение 2 Запишите уравнения следующих реакций замещения: А) оксид железа (III) + алюминий → Б) оксид железа (III) + водород → В) хлорид меди (II) р- р + алюминий → Г) оксид свинца (IV) + углерод → Д) бромид железа (III) р – р + хлор → Слайд 7 | Беседа с классом, запись темы урока в рабочую тетрадь Демонстрационный опыт (цинк, соляная кислота) Можно использовать Оверхет проектор, опыт проводить в чашке Петри Анализ объектов с целью выделения признаков Приём «Ёлка» Заполнение схемы, учитель – организатор, один из учеников – проверяющий Записи в тетради Беседа с классом Постановка проблемного вопроса Демонстрационные опыт (соляная кислота, кальций, магний, цинк, медь) Записи в тетради Работа с рядом активности металлов Выделение признаков, формирование выводов на основе эксперимента Записи в тетради, запись уравнений возможных реакций Работа с рядом активности металлов Демонстрационные опыт (цинк, нитрат магния, сульфат цинка, сульфат меди, нитрат серебра) Выделение признаков, формирование выводов на основе эксперимента Записи в тетради, запись уравнений возможных реакций Подведение под понятие. Самостоятельная формулировка определения. Самостоятельное выполнение упражнения, само – или взаимопроверка |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Разработка урока № 4
«Реакции обмена»
в теме «Типы химических реакций»
ГБОУ СОШ № 544
Костина Е.П.
Тема урока:
Реакции обмена
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели и задачи урока:
1. Образовательные:
- Дать понятие о реакциях обмена;
- Продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций;
- Закрепить на уравнениях химических реакций знание химической номенклатуры, умение расставлять коэффициенты;
- Закрепить понятия: «исходные вещества», «продукты реакции»;
- Дать понятие реакции нейтрализации как частного случай реакции обмена;
- Познакомить с условиями течения химических реакций между растворами до конца (правило Бертолле).
2. Развивающие:
- Развивать познавательную активность, умение наблюдать окружающий мир, задумываться над причинами его изменения.
- Раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека;
- Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.
3. Воспитательные:
- Воспитывать культуру речи, поведения. Прививать интерес к химии;
- Учащиеся убеждаются в необходимости привлечения средств науки химии к пониманию и описанию процессов, идущих в окружающем мире;
- В процессе лабораторного опыта осознают необходимость точного выполнения алгоритма деятельности.
Планируемые результаты (учащиеся должны):
- знать определение «реакции обмена»;
- уметь определять исходные вещества и продукты реакции;
- уметь расставлять коэффициенты;
- уметь выделять признак, на основании которого реакцию относят к реакции обмена;
- уметь наблюдать химический эксперимент и делать правильные выводы на основании наблюдения.
Ход урока
Содержание | Методы и методологические приёмы, приборы, оборудование |
I Организационный момент II Изучение нового материала Инструктаж по ТБ
Слайд 2 Реакции обмена Слайд 3
Задание: В ходе лабораторного опыта заполнить предлагаемую схему: Исходные вещества Тип исходных веществ Наблюдение Уравнение реакции Продукты реакции Тип продуктов реакции Опыт 1: Взаимодействие иодида калия и нитрата свинца Ход опыта: 1 Капнуть в ячейку планшетки 3 – 4 капли иодида калия 2 Сюда же капнуть 3 – 4 капли нитрата свинца
2. Цель: знать сущность реакций обмена на примере взаимодействия между солью и щёлочью Опыт 2: Взаимодействие сульфата меди и гидроксида натрия Задание:
Ход опыта: 1 Капнуть в ячейку планшетки 3 – 4 капли сульфата меди 2 Сюда же капнуть 3 – 4 капли гидроксида натрия
3. Цель: знать сущность реакций обмена на примере взаимодействия между растворами солей Опыт 3: Взаимодействие хлорида бария и сульфата натрия Задание:
Ход опыта: 1 Капнуть в ячейку планшетки 3 – 4 капли хлорида бария 2 Сюда же капнуть 3 – 4 капли сульфата натрия
4. Цель: знать сущность реакций обмена на примере взаимодействия соли и кислоты Опыт 4: Взаимодействие карбоната натрия и соляной кислоты Задание:
Ход опыта: 1 Капнуть в ячейку планшетки 3 – 4 капли карбоната натрия 2 Сюда же капнуть 3 – 4 капли соляной кислоты
5. Цель: знать сущность реакций обмена на примере реакции нейтрализации Опыт 5: Взаимодействие гидроксида натрия и соляной кислоты Задание:
а) В ячейку планшетки прилейте 5-7 капель раствора гидроксида натрия, добавьте 1 каплю фенолфталеина. Ответьте на вопросы:
б) Добавьте в эту же ячейку осторожно несколько капель раствора соляной кислоты Ответьте на вопросы:
6. Цель: знать условия протекания реакций между растворами до конца (правило Бертолле). Задание:
А) хлоридом натрия и гидроксидом калия Б) нитратом алюминия и гидроксидом натрия Ответ обоснуйте Правило протекания реакций обмена: Реакции обмена, протекающие в растворах, идут до конца только в том случае, если в результате их образуется осадок, газ или вода. Ш Первичное закрепление: Стр. 42, упражнение 3 Запишите уравнения реакций обмена между растворами: А) хлорида кальция и фосфата калия; Б) серной кислоты и гидроксида железа (III) Слайд 4 IV Рефлексия
V Домашнее задание §32, упражнение 4; повторить §29 -32 Слайд 5 Упражнение 4 Какие из реакций обмена, схемы которых: А) BaCl2 + AgNO3 → Б) Cu(NO3)2 + NaCl → В) Pb(NO3)2 + K2S → Г) MgCl2 + K2SO4 → Д) HNO3 + ZnSO4 → Е) Ca(NO3)2 + H3PO4 → Ж) Ba(NO3)2 + Na2SO4 → Будут протекать до конца?
| Прослушать ТБ Записать тему урока Инструктивные карточки – приложение 1 Проделать опыт (капельный способ), записать схему в тетрадь Запись определения в тетрадь, сравнение с определением в учебнике Выполнить предложенное задание Проделать опыт (капельный способ) Выполнить предложенное задание Проделать опыт (капельный способ) Выполнить предложенное задание Проделать опыт (капельный способ) Выполнить предложенное задание Проделать опыт (капельный способ) Выполнить предложенное задание, выписать правило Выполнить упражнение, само – или взаимопроверка Рефлексия |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Реакции обмена
- Сформулировать определение реакций обмена
Опыт 1: Взаимодействие иодида калия и нитрата свинца
- В ходе лабораторного опыта заполнить предлагаемую схему:
Исходные вещества
Тип исходных веществ
Наблюдение
Уравнение реакции
Продукты реакции
Тип продуктов реакции
Ход опыта:
1 Капнуть в ячейку планшетки 3 – 4 капли иодида калия
2 Сюда же капнуть 3 – 4 капли нитрата свинца
- Вы познакомились с реакцией обмена, самостоятельно сформулируйте определение – «реакции обмена»
- Сравните своё определение с определение в учебнике на стр. 39
- Взаимодействие соли и щёлочи
Опыт 2: Взаимодействие сульфата меди и гидроксида натрия
- Выполнить лабораторный опыт
Ход опыта:
1 Капнуть в ячейку планшетки 3 – 4 капли сульфата меди
2 Сюда же капнуть 3 – 4 капли гидроксида натрия
- Записать уравнение реакции;
- Описание наблюдений;
- К какому типу относится данная реакция
- Взаимодействие между растворами солей
Опыт 3: Взаимодействие хлорида бария и сульфата натрия
- Выполнить лабораторный опыт
Приложение 1 (продолжение)
Ход опыта:
1 Капнуть в ячейку планшетки 3 – 4 капли хлорида бария
2 Сюда же капнуть 3 – 4 капли сульфата натрия
- Записать уравнение реакции;
- Описание наблюдений;
- К какому типу относится данная реакция
- Взаимодействие соли и кислоты
Опыт 4: Взаимодействие карбоната натрия и соляной кислоты
- Выполнить лабораторный опыт
Ход опыта:
1 Капнуть в ячейку планшетки 3 – 4 капли карбоната натрия
2 Сюда же капнуть 3 – 4 капли соляной кислоты
- Записать уравнение реакции;
- Описание наблюдений;
- К какому типу относится данная реакция
- Реакции нейтрализации
Опыт 5: Взаимодействие гидроксида натрия и соляной кислоты
- Выполните лабораторный опыт
а) На планшетку прилейте 3 капли раствора гидроксида натрия, добавьте 1 каплю фенолфталеина
Ответьте на вопросы:
- Что наблюдаете?
- О чём говорит изменение окраски?
б) Добавьте осторожно несколько капель раствора соляной кислоты
Ответьте на вопросы:
- Что наблюдаете?
- Укажите признак и условия протекания реакции.
- Запишите уравнение реакции, укажите ее тип.
- Запишите определение реакции нейтрализации, пользуясь учебником с.40
- В чём сущность реакции нейтрализации
Приложение 1 (продолжение)
- Условия протекания реакций между растворами до конца
Посмотрите на записанные уравнения реакций и дополните схему:
Условия протекания реакций между растворами до конца
Образование ??? Выделение ??? Образование воды
- Возможны ли реакции между:
А) хлоридом натрия и гидроксидом калия
Б) нитратом алюминия и гидроксидом натрия
Ответ обоснуйте
- Закрепление
Стр. 42, упражнение 3
- Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные; предстоит осознать; неосознанные)?
- С каким настроением ты изучал этот материал по сравнению с другими уроками (было интересно, не очень интересно, не интересно)
- Домашнее задание
§32, упражнение 4; повторить §29 -32
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока химии по теме: "Закон сохранения массы веществ". 8 класс.
Практико-значимый проект, с применением ИКТ и здоровьесберегающих технологий на различных этапах урока....
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс
Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...
Методическая разработка урока по теме: «Определение массового выхода продукта химической реакции»
Тема урока: «Определение массового выхода продукта химической реакции», 8 класс (общеобразовательный уровень).Цели урока:Главная дидактическая цель урока:-выработать умение применять знани...
Методическая разработка урока химии по теме "Неорганические основания и кислоты" (11 класс)
Углубленное изучение химии. Неорганические основания и кислоты....
Методическая разработка. Урок: Обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций и видах реагирующих частиц.
Представленный материал помогает систематизировать информацию о типах химических реакций и видах реагирующих частиц. Составленные задания позволят закрепить знания по классификации и номенклатуре...
Методическая разработка урока химии по теме "Основания" (АООП ООО глухих), 9 класс.
Урок химии по теме "Основания" (9 класс) для обучающихся с нарушением слуха (глухих)....
Методическая разработка урока «Лучшая методическая разработка по ФГОС» Тема . Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации.
Цель урока: изучить технологии получения, обработки и использования информации, т.е. дать представление о сущности информации и формах её материального воплощения.Задачи:- образовательные:...