Положение об ученическом самоуправлении
методическая разработка на тему
Ученическое самоуправление — это демократическая форма организации жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности учащихся в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Сущность ученического самоуправления – самостоятельное решение школьниками тех вопросов жизни ученического коллектива, которые они готовы (могут) решать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_ob_uchenich.samoup.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
Положение
о школьном ученическом самоуправлении
МБОУ «Дрезненская средняя общеобразовательная школа №1»
1. Общие положения
- В демократической школе жизнь ученического коллектива организуется на основе самоуправления.
- Ученическое самоуправление — это демократическая форма организации жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности учащихся в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
- Сущность ученического самоуправления – самостоятельное решение школьниками тех вопросов жизни ученического коллектива, которые они готовы (могут) решать.
- Деятельность органов ученического самоуправления в школе осуществляется на основе Федерального Закона «Об образовании», Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Типового положения об общеобразовательном учреждении, Устава МБОУ «Дрезненская СОШ №1» и настоящего Положения.
- Порядок формирования органов ученического самоуправления определяется данным Положением и Положением о выборах органов ученического самоуправления в МБОУ «Дрезненская СОШ №1». Названные Положения утверждаются на Заседании Совета школы.
- Общее руководство развитием ученического самоуправления осуществляется Советом школы.
2. Цели и задачи
Цель:
организация групповой (коллективной) деятельности, которая основана на развитии самостоятельности детей в управлении своей школьной жизнью.
Задачи:
- реализация права учащихся на участие в процессе управления образовательным учреждением;
- формирование потребностей и интересов, необходимых для успешной самореализации в обществе;
- усвоение основных социальных компетенций, необходимых современному выпускнику школы как основа его успешности в будущем;
- развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, активности и ответственности в любом виде деятельности;
- определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся;
- организация деятельности органов УС;
- Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения;
- Реализация интересов учащихся, как индивидуальной группы участников образовательного процесса.
- воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;
- подведение итогов работы, анализ ее результатов;
3. Принципы построения и развития ученического самоуправления Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения;
- Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов и обсуждений;
- Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся;
- Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;
- Целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;
- Гуманность - действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;
- Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся;
- Ответственность - регулярный отчет о проделанной работе и её результатах перед представителями УС, учащимися и учителями.
4. Документальное обеспечение деятельности ученического самоуправления
Документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления:
- Закон об образовании с изменениями от 18.07 2005 года №92-Ф3, от 21.07.2005 года №100-Ф3;
- Положение о Совете класса;
- Положение о Совете учащихся;
- Положение о Совете дела;
- План работы Совета школы;
- План работы Совета класса.
- Устав МБОУ «Дрезненская средняя общеобразовательная школа №1».
5. Функции ученического самоуправления:
- Освоение управленческой культуры — дает возможность осуществить самостоятельной выбор в принятии решений, осознать свободу и ответственность;
- Адаптационная — обеспечивает личности гармонию взаимоотношений в коллективе;
- Прогностическая — помогает на основе диагностики и рефлексии определить реальные перспективы;
- Самоактивизации — приобщение как можно большего числа учащихся к решению управленческих проблем и вовлечение учащихся в управление новыми сферами деятельности;
- Коллективный самоконтроль — постоянный самоанализ органами самоуправления своей деятельности и поиск на его основе более эффективных путей решения управленческих задач.
6. Система ученического самоуправления
1. Система ученического самоуправления школы имеет 4 уровня: индивидуальный, классное самоуправление, школьное самоуправление и общешкольное управление.
2. 1 уровень – индивидуальный.
3. 2 уровень – классное самоуправление.
Исполительный орган классного самоуправления - собрание класса.
Классное собрание как форма работы ученического коллектива предполагает совместную деятельность учащихся и классного руководителя.
Управляющий орган самоуправления - Совет класса. но не реже одного раза в месяц.
В состав Совета класса входит актив класса – наиболее деятельные и инициативные учащиеся, избираемые на собрании класса, на основании их собственного желания.
Высший орган классного самоуправления – Заседание Совета класса.
Количественный состав Совета класса и распределение обязанностей в нем определяет классное собрание с учетом рекомендаций Совета учащихся.
4. 3 уровень – школьное самоуправление.
Орган школьного самоуправления – Совет учащихся.
В состав Совета учащихся входит актив из числа председателей Совета класса (лидеров класса).
Председатель Совета учащихся входит в состав Совета лидеров ДШО «ЮП» и представляет интересы учащихся в Совете школы.
Высший орган школьного самоуправления – Заседание Совета учащихся.
5. 4 уровень – общешкольное управление.
Орган общешкольного управления – Управляющий Совет школы.
В состав Управляющего Совета школы входят администрация школы, педагоги, родительский комитет и председатель Совета учащихся и Совета ДШО «ЮП».
Высший орган общешкольного самоуправления – Заседание Управляющего Совета школы.
7. Структура ученического самоуправления
МБОУ «Дрезненская средняя общеобразовательная школа №1»
Данная модель самоуправления опирается на:
- реальные возможности школы, исходя из контингента обучающихся;
- основные нормативные документы школы, не противореча им;
- сохранение и приумножение школьных традиций;
- простоту внедрения проекта в жизнь;
- вовлечение в процесс самоуправления учащихся школы.
8. Права и обязанности органов ученического самоуправления
1. Права и обязанности учащихся:
- избирать и быть избранным в органы ученического самоуправления с учетом личного желания и рекомендации классного коллектива;
- проявление инициативы при проведении любого дела, как школьного, так и классного;
- внесение предложений по развитию ученического самоуправления
- проявление свободу слова;
- выборы сферы деятельности в соответствии со своими интересами;
- отстаивание своих прав и интересов.
2. Права и обязанности Собрания классного коллектива:
- обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся;
- обсуждение участия в общешкольных делах;
- выбирает старост (командира, лидера и т. п.), представителей в органы ученического самоуправления класса и школы;
- заслушивание информации о текущих делах, отчеты о выполнении поручений;
- утверждение планов деятельности;
- обсуждение разных памяток, положений (например, о консультантах по предмету).
3. Права и обязанности Совет класса:
- выборы Председателя (лидера) Совета класса;
- организация выполнения решений классного собрания и органов ученического самоуправления школы;
- формирует соответствующие микрогруппы по направлениям деятельности;
- выборы ответственных за каждый участок деятельности;
- организация самообслуживания учащихся;
- обеспечение дисциплину и порядок в классе;
- организация помощи в учебе учащимся, имеющим проблемы;
- подготовка и проведение классных собраний и других классных мероприятий.
4. Права и обязанности Совета учащихся:
- организация контроля за работой органов классного самоуправления;
- организация работы по плану деятельности по направлениям;
- обеспечение дисциплины и порядка в школе;
- информирование учащихся о текущих делах и о результатах их проведения с помощью СМИ (объявления на информационном стенде, на сайте школы, в местных газетах).
5. Права и обязанности Заседания Совета учащихся:
- выборы органов самоуправления (совет дел, штабы, комиссии, клубы, секции и другие) и определение их полномочий;
- выборы Председателя (лидера) Совета учащихся.
- выборы ответственных за каждый участок деятельности;
- выработка предложений в адрес ДШО «ЮП» и школы;
- формирование соответствующие микрогруппы по направлениям деятельности
- обсуждение и поиски путей решения злободневных проблем школы;
- защита прав учащихся школы;
- встреча с администрацией школы;
- обмен опытом;
- отчет о проделанной работе;
- ведение документации Совета (протоколы заседаний).
Права и обязанности Совета школы и Заседания Совета школы прописаны в Уставе школы.
9. Содержание деятельности УС.
1. Вся деятельность планируется самими учащимися.
В ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.
2. Каждый классный коллектив свободен в выборе содержания деятельности, но с учетом интересов учащихся, ведущими видами деятельности, а также с учетом общешкольного воспитательного плана и плана ДШО «ЮП».
3. Ученическое самоуправление предусматривает вовлечение всех обучающихся в управление делами.
4. Ведущие виды деятельности:
- познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации, взаимопомощь учащихся в учебе, разработка проектов и их реализация;
- экологическая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений и территории школы, организация дежурства, забота о братьях наших меньших;
- спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, дней здоровья;
- художественно-эстетическая деятельность - концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки;
- шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших;
- информационная деятельность – письменная информация о жизни классов, школы;
- профилактическая деятельность - организация дежурства по школе, контроль за посещаемостью и порядком;
- краеведческая деятельность – исследовательская деятельность, организация выставок и экскурсий.
Под каждый вид деятельности формируются рабочие органы самоуправления так, чтобы все представители органов самоуправления были охвачены.
5. Примерные названия рабочих органов - центры (сектора, штабы и т.п.)
- дисциплины и порядка,
- учебный,
- досуговый,
- трудовой,
- экологический,
- спортивный,
- творческих дел
6. Каждый рабочий орган избирает путем голосования своего руководителя (председателя, ответственного и т.п.).
7. У каждого представителя органов самоуправления есть свои обязанности. Председатель отвечает за работу каждого его члена, его заместитель – за выполнение плана работы в конкретный промежуток времени или в случае болезни председателя.
10. Ученическое самоуправление и педагоги.
1. Педагогический коллектив (директор, его заместители, классные руководители и учителя) оказывают органам ученического самоуправления, их лидерам необходимую помощь, но не подменять их.
2. Функциональные обязанности педагогического коллектива:
- Директор общеобразовательного учреждения отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления. Кроме того, директор регулирует процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.
- Заместитель директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции и программы развития ученического самоуправления, занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников. Очень важно, чтобы заместитель директора сотрудничал с классными руководителями, выбирая вместе с ними подходящий вариант самоуправления в каждом классе, его соответствие общешкольной модели. Кроме того, в его компетенцию входит консультирование органов ученического самоуправления по всему кругу вопросов.
- Педагог-организатор занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на уровне первичных коллективов. Это один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих воспитательные программы различной направленности в общеобразовательном учреждении. В его функционал, как правило, входит координирование деятельности детских и молодежных общественных объединений, действующих в общеобразовательном учреждении, их взаимодействие с ученическим самоуправлением.
- Классный руководитель, который имеет возможность хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые возникают в коллективе класса, также призван внести вклад в создание условий для развития ученического самоуправления. Такой педагог, обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку своим коллегам в реализации принципов самоуправления в различных сферах школьной жизни (организация досуга, спорт, СМИ и т. д.)
- Педагог-психолог призван сыграть особую роль в развитии ученического самоуправления. Благодаря своим профессиональным знаниям, он может помочь выявить лидерские, организаторские способности детей, организовать постоянно действующую систему психологической поддержки активистов самоуправления; консультировать классных руководителей, педагогов и администрацию по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления.
- Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие ученического самоуправления, консультируя школьников по профилю своего предмета, например, во время подготовки очередного мероприятия, проводимого силами актива обучающихся (викторина, олимпиада, конкурс и т. п.), при подготовке нормативных актов. При желании он может привнести образовательные элементы, содержательно связанные с ученическим самоуправлением, в проведение конкретных уроков. Учителя обществознания, истории и права имеют возможность проработать вопрос о включении проблем, связанных с самоуправлением, в учебные курсы. Кроме того, учитель имеет возможность непосредственно включиться в самоуправление общеобразовательного учреждения в качестве обычного участника.
Таким образом, самоуправление в школе функционирует на всех четырех уровнях (индивидуальный, первичный коллектив, коллективы школы и общешкольные органы).
3. Педагоги могут обращаться с той или иной просьбой или предложениям у органам ученического самоуправления, высказывать свои замечания по их работе, но решения органы ученического самоуправления решают сами.
Педагоги не могут отменять решения ученического самоуправления, но могут обжаловать их в вышестоящих органах самоуправления (сами или через директора школы);
4. Если директор школы не согласен с решением органа ученического самоуправления, он может приостановить его исполнение до рассмотрения на Совете школы.
Если учащиеся школы проводят закрытое классное собрание, они обязаны в тот же день информировать классного руководителя о принятых собранием решениях.
5. Учителя начальных классов с помощью шефов осуществляют систематическую подготовку младших школьников к участию в ученическом самоуправлении.
11. Ожидаемые результаты:
- Повышение гражданской позиции школьников;
- Повышение заинтересованности в развитии школы;
- Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями;
- Увеличение занятости детей во внеурочное время;
- Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;
- Активизация творческой деятельности учащихся;
- Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;
- Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.
12. Основные формы ученического самоуправления.
1. Основные формы:
- Заседания Совета ученического самоуправления;
- Участие в работе собрания;
- Участие в работе ученических и родительских собраний;
- Проведение благотворительных и иных акций;
- Проведение социологических опросов;
- Участие в работе творческих групп;
- Проведение круглых столов;
- Организация и проведение досуговых мероприятий;
- Организация и проведение спортивных соревнований;
2. Другие формы работы.
- Анкетирование;
- Тренинги;
- Деловые и ролевые игры;
- Дебаты.
- Организация обучения актива.
3. Обучение состоит из отдельных подразделений, в которых обучаются активисты определенного профиля своей общественной занятости (например, секция командиров отрядов, старост классов, редакторов классных (отрядных) стенгазет и т.д.).
Цель обучения: активизация общественной и творческой деятельности детей.
Занятия разделены на 4 блока по разным темам, каждый блок подразумевает 4 занятие (2 теоретических и 2 практических).
4. Темы блоков:
- Детская организация в ОУ. Принципы и задачи детскогосамоуправления. Соуправление в нашей школе.
- Цели и задачи школьного соуправления, место учащихся в нем. Принципы различия самоуправления и соуправления. Структуры и модели. Актуальные проблемы и вопросы.
- Основы лидерства.
- Кто такой лидер? Лидерство в Ученическом Соуправлении. Качества и функции лидерства. Основы самопрезентации.
- Организация «КТД». Основы PR.
- Как организовать дело? Цели и задачи КТД. Типы КТД. Алгоритм создания. Практикум “Конструируем КТД». Основы грамотной презентации и рекламы мероприятий.
- Социальное проектирование.
- Обучение технологиям социального и социально-образовательного проектирования, разработка и реализация социально значимых проектов.
5. После освоения программы лидерского актива ученик будет способен:
- дать определение лидерства и вести себя как лидер;
- показать своим поведение важность чувства собственного достоинства и самомотивации;
- разрешать конфликты, используя навыки решение проблем;
- ставить себе цели и достигать их;
- публично выступать, улучшая навыки и приобретая уверенность;
- проводить успешные собрания, используя метод взаимодействия;
- использовать навыки управления времени и делами в личном планировании;
- использовать технику мозгового штурма для планирования и организации.
13. Управленческий блок
1. Ученическое самоуправление функционирует на основе теории управления социальными объектами и процессами, являясь органической частью общешкольного управления.
2. Основными функциями социального управления являются
- сбор информации и её анализ (производится участниками УС,
председателем УС и педагогом-организатором).
- планирование (производится участниками УС, корректируется и дополняется Председателем, педагогом-организатором и зам. директором по ВВВР).
- организация, т.е. подготовка учащихся к деятельности (осуществляется педагогом-организатором и классными руководителями).
- контроль (производится Председателем совета, педагогом-организатором и зам. директора по ВВВР).
- регулирование – внесение изменений в функционирование системы, если она отклоняется от нормы (педагог-организатор и зам. директора по ВВВР).
3. Указанные функции реализуются в течение одного месяца и затем повторяются снова, т.е. составляют управленческий цикл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение об ученическом самоуправлении
Документ для работы с ученическим самоуправлением...
Положение об ученическом самоуправлении
Ученическое самоуправление школы – это самостоятельная деятельность учащихся, по решению школьных вопросов исходя из своих интересов, а также традиций школы.Самоуправление способствует формированию ...
Положение об ученическом самоуправлении МБОУ "Гимназия № 6" г. Брянска
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:В гимназии действует ученическое самоуправление (УС),УС создается всеми учащимися гимназии.Членами УС учащиеся становятся с момента поступления в гимназию, перестают ими быть в т...
Положение об ученическом самоуправлении
Положение об ученическом положении...
Положение об ученическом самоуправлении
Положение об ученическом самоуправлении ГБОУ СОШ№2051...
АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА «Положение об ученическом самоуправлении во взводе»
Формирование позитивного социального опыта через деятельность органов ученического самоуправления....
Положение "Лидер Ученического самоуправления"
Положение "Лидер Ученического самоуправления"...