Положение об ученическом самоуправлении
методическая разработка ( класс) на тему

Антонова Ольга Николаевна

Положение об ученическом положении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie_1.doc911 КБ

Предварительный просмотр:

Школьное самоуправление

       Перемены в общественной жизни страны подтолкнули педагогический коллектив Центра образования обратиться к демократической форме организации жизнедеятельности ученических коллективов, обеспечивающей развитие самостоятельности учащихся в принятии и реализации решений для достижений общественно-значимых целей.

      В ГБОУ Центре Образования № 2051 есть свой взгляд на жизнедеятельность ученических коллективов: создание такой организации в школе, которая позволила бы оттолкнуться от стандартного школьного самоуправления и внесла бы помимо формирования у детей понимания о совместной деятельности и коллективе, еще и индивидуальное, всестороннее развитие.

       Всестороннее развитие личности позволит ученику, начиная со школьной скамьи,  формировать цели и задачи, необходимые для активной жизненной позиции. Школьное самоуправление в  Центре образования № 2051 – это Парламентская Республика «ШАР» (Школа Активного Развития).

       Развитие ученического самоуправления ускорит развитие молодёжных движений и организаций, осуществляющих защиту законных прав и интересов молодого поколения.

       А главное, ученическое самоуправление служит для активного общения и сближения как классных, так и школьных коллективов, а так же способствует общению между школами и различными молодёжными организациями.

Описание: C:\Users\Admin\Desktop\креатив\глобус_enl.png

Положение

об ученическом самоуправлении в ГБОУ ЦО № 2051

Название органа ученического самоуправления:

Парламентская  Республика «ШАР» (Школа Активного Развития)

        Педагогической целью, стоящей перед ученическим самоуправлением, является демократизация жизни коллектива, класса и на этой основе - формирование у учащихся готовности к участию в управлении общества.
       
Самоуправление - это принцип автономного управления малыми сообществами, общественными организациями и объединениями в гражданском обществе.

Цель ученического самоуправления:

  • воспитание гражданина с демократической культурой воспитания, умеющего действовать в интересах общества и Отечества;

Задачи ученического самоуправления:

  • формирование потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов, духовного мира, развития самостоятельности, мышления и самосознания;
  • воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям и нормам коллективной жизни, законам государства, развитие гражданской и социальной ответственности за самого себя, окружающих людей, Отечество;
  • воспитание желания преодолевать трудности, бороться за своих друзей и за справедливость, помогать людям;
  • создание в школе воспитательной среды, обеспечивающей условия для самостоятельности, инициативы учащихся.

Основные направления деятельности ученического самоуправления:

  • Демократизация в жизни школы (участие в работе школьных Министерств)
  • Организация свободного времени учащихся (досуг, школьные мероприятия, экскурсии, походы)
  • Участие в сборе материала по истории школы, создание школьного музея, модернизация школьной газеты

Принципы самоуправления:

  • открытость и доступность
  • добровольность и творчество
  • равенство и сотрудничество
  • непрерывность и перспективность

            Структура Парламентской Республики «ШАР»

        Органы самоуправления созданы для организации и управления разными видами деятельности в Центре образования.
      Структура органов самоуправления учитывает периодическую отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе основывается на взаимодействии разных органов.

        Парламентская Республика «ШАР» - разноуровневая система школьного ученического самоуправления, объединяющая учащихся 5-11 классов.

Уровни функционирования ученического самоуправления:

1-й уровень – ученическое самоуправление в классе;

2-й уровень – общешкольное  ученическое самоуправление

3-й уровень – межшкольное взаимодействие (взаимодействие с органами ученического самоуправления школ ЮВАО г. Москвы);

         В Состав Парламентской Республики «ШАР»  входит Парламент, который возглавляет Президент. В Парламент также входит премьер-министр, который непосредственно руководит министрами. Министры возглавляют министерства: министерство культуры, министерство образования, министерство спорта и туризма, министерство информации и печати. В составе каждого министерства – по 2 представителя от каждого класса.

       Каждый класс – это город. В администрацию города входят вице-мэр и мэр, которые руководят всеми направлениями деятельности города. Для коллективного достижения цели, в каждом городе есть должностные лица, осуществляющие помощь в организации различных направлений ученического самоуправления ГБОУ Центра Образования № 2051.

       Представители Парламентской республики «ШАР» выбираются в процессе голосования, в котором участвуют все обучающиеся Центра Образования.

                                   

                 

                                                             МЭРИЯ

                               

        

Должностные обязанности главных представителей Парламентской республики «ШАР»

1

Президент республики

Функционирует все права и обязанности учащихся, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов Парламентской республики «ШАР».

2

Премьер-министр

Координирует работу Парламента, готовит заседания по различным вопросам.

3

Секретарь

Ведет протоколы заседаний Парламента, ведет всю необходимую документацию.

4

Министерства:

образования и науки

Ведет учет успеваемости учащихся, разрабатывает план работы с отстающими детьми, помогает педагогам в учебной деятельности.

спорта и туризма

Помогает в организации и проведении различных видов спортивных мероприятий, повышает активность обучающихся, посещающих спортивные секции.

информации и печати

Доводит все решения Парламента до учащихся через СМИ, осуществляет связь с классными коллективами, ведет всю необходимую деятельность по созданию школьной газеты.

культуры

Помогает в организации и проведении различных мероприятий.

Права и обязанности членов ученического самоуправления

Каждый член Парламентской республики «ШАР» имеет право:

  • Активно проявлять себя в организации ученического самоуправления;
  • Выражать свое мнение и сомнения;
  • Избирать и быть избранным в органы самоуправления, оценивать их работу;
  • Излагать выборным органам свои проблемы и получать от них помощь;
  • Участвовать в планировании деятельности организации и в выполнении принятого плана;
  • Уважение своего человеческого достоинства.

Каждый член Парламентской республики «ШАР» обязан:

  • Добросовестно учиться, готовить себя к активной трудовой деятельности;
  • Соблюдать законы организации;
  • Действовать на благо Центра образования, заботиться о чести и поддержании его традиций, авторитета;
  • Достойно, культурно вести себя, заботиться о красоте родной речи;
  • Проявлять уважение к старшим;
  • Уважать взгляды и убеждение других людей;
  • Уважать свободу и достоинства другого человека.

План работы Парламентской Республики «ШАР»

на учебный 2013-2014 год

Мероприятие

Место проведения

Период проведения

Ответственные

Участники

В течение года

Работа министерств по плану

ЦО 2051

Министры

5-9 кл.

Организация ученического самоуправления

ЦО 2051

Парламент

1-9 кл.

Выездные экскурсии

Москва и МО

Министерство культуры, министерство спорта и туризма.

1-9 кл.

Акции добрых дел

Москва

Мэры городов

1-9 кл.

I четверть

День учителя

ЦО 2051

4.10.13 г.

Все министерства

1-9 кл.

Кастинг «Фабрики звезд»

ЦО 2051

27.10.13 г.

1-9 кл.

Конкурс рисунков, посвященных Международному дню мира

ЦО 2051

16-21.09.1 г.

День здоровья

ЦО 2051

1.11.13 г.

1-9 кл.

II четверть

Выставка рисунков, посвященных всемирному дню Ребенка

ЦО 2051

18.11.13 г.-22.11.13 г.

1-9 кл.

Спортивный праздник «Мама, папа, я – дружная семья!»

ЦО 2051

Декабрь 2013 г.

1-4 кл.

«Фабрика звезд»

ЦО 2051

Конец декабря 2013 г

1-9 кл.

Новогоднее представление

ЦО 2051

Конец декабря

1-4 кл.

Лекция

«Профилактика употребления ПАВ»

ЦО 2051

Январь 2014

7-8 кл.

III четверть

Акции добрых  дел

Детские дома, дома престарелых, ЦО 2051

14-25.01.2014

Закон о выборах Президента Республики «ШАР» «СОШ № 2051»

Глава I. Общие положения.

Статья 1. Основные принципы проведения выборов Президента Центра .
1.2. Президент школы избирается учащимися «СОШ № 2051» на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
1.2. Участие учащихся 1 - 11 классов, учителей, родителей ОУ в выборах Президента школы является свободным и добровольным. Никто не в праве оказывать воздействия на учащихся с целью принудить его к участию или неучастии в выборах Президента, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Статья 2. Избирательные права граждан Российской Федерации при выборах Президента школы.
2.1. Граждане (учащиеся) «СОШ № 2051» имеют право избирать Президента школы, участвовать в выдвижении кандидатов на должность президента школы, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательной комиссии, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов.
2.2.  Президентом школы может быть избран гражданин (учащийся) МОУ «СОШ № 2051» не моложе 14 лет.
2.3. Президентом школы может быть избран гражданин (учащийся) ОУ, который соблюдает и выполняет все обязанности и права данной школы, не имеет пропусков без уважительных причин, дисциплинированный, добросовестный, аккуратный и ответственный за свою работу.

Статья 3. Избирательный округ.
3.1. Выборы Президента школы проводятся по единому избирательному округу МОУ « СОШ № 4».

Статья 4. Назначение выборов Президента школы.
4.1. Проведение выборов Президента школы провести в сроки, установленными по избирательному округу 03.12.05. с 8.00. до 12.00. О месте и времени проведения выборов извещаются все лица, имеющие право участвовать в выборах, не позднее, чем за две недели до дня голосования. При этом должно быть получено письменное подтверждение того, что информация была доведена до сведения избирателей.
4.2. За подготовку и проведение выборов, в том числе, извещение участников выборов, регистрацию кандидатов отвечает избирательная комиссия, которая при содействии администрации ОУ обеспечивает:
-Изготовление списков избирателей;
- Изготовление бюллетеней;
- Контроль над участвующими в выборах.

Статья 5. Кандидаты на должность Президента школы.
5.1. Кандидаты на должность Президента школы могут, выдвинуты блоками от каждой Республики (класса), имеющими право принимать участ
ие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, избирательными блоками, а также в порядке самовыдвижения.
5.2. Гражданин Российской федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей.

Статья 6. Подготовка и проведение выборов Президента школы избирательной комиссией.
6.1. Подготовка и проведение выборов Президента школы, обеспечение реализации и защиты, избирательных прав, учащихся и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательную комиссию из числа учащихся 9-11 классов в количестве 10 человек. Состав избирательной комиссии и сроки выборов утверждаются приказом директора ОУ. Избирательная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря, назначает срок регистрации кандидатов, регистрирует кандидатов, вывешивает списки для ознакомления избирателей, рассматривает данные о заявленных кандидатах.
6.2. Вмешательство в деятельность избирательной комиссии не допускается.
6.3. При подготовке и проведении выборов Президента школы избирательная комиссия вправе использовать автоматизированную информационную систему в целях информирования избирателей о ходе подготовки и проведения выборов, о результатах выборах.

Статья 7. Право на предвыборную агитацию.
7.1. Кандидаты на пост Президента школы, общественные объединения, избирательные блоки вправе в любых допускаемых законах формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.
7.2. Под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании по выборам Президента школы, имеющая цель побудить избирателей к голосованию за кандидата, либо против кандидата, либо против всех.
7.3. Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.

Статья 8. Гласность при проведении выборов президента школы.
8.1. Подготовка и проведение выборов Президента школы осуществляется, открыто и гласно, с участием учащихся 1 - 11 классов, родителей и учителей.
8.2. Нормативные акты избирательной комиссии органов школьного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением выборов президента школы доводятся до всеобщего сведения.

Глава II. Выдвижение и регистрация кандидатов.

Статья 1. Самовыдвижение кандидатов.
1.1. Каждый гражданин Российской федерации (учащийся), достигнувший 14 лет, вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность президента школы.
1.2. Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу в количестве 10 человек Избиратель может входить только в одну группу избирателей, созданную для поддержки самовыдвижения кандидата.
1.3. Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру обращается в УИК в письменной форме о регистрации группой избирателей.
1.4. Указывается:
- Ф.И.О., год, место, дата рождения, класс, адрес места жительства, паспортные данные;
- Протокол регистрации членов групп избирателей (список, дата рождения паспортные данные, адрес места жительства)
1.5. Заявление кандидата о его согласии баллотироваться, в котором указывается ф.и.о., год, место, дата рождения, класс, адрес места жительства, паспортные данные, автобиография, фотография.
1.6. Группа избирателей вправе поддержать самовыдвижения только одного кандидата.

Статья 2. Выдвижение кандидата на пост Президента школы от избирательных блоков (классов).
2.1. Избирательный блок (класс) вправе выдвинуть только одного кандидата.
2.2. Решение о выдвижении кандидата от избирательного блока (класса) принимается на классных собраниях и т.д.
2.3. Решение оформляется протоколом, в котором должны быть указаны:
- Число учащихся блока (класса);
- Решение о выдвижении кандидата с указанием его ф.и.о., даты и места рождения, класс, адрес места жительства, дата принятия решения;
- Решение избирательного блока (класса) подписывается классным руководителем избирательного блока.
2.4. Одновременно сдается заявление кандидата на пост Президента школы о согласии, баллотироваться, в котором указываются ф.и.о., год, место, дата рождения, класс, адрес места жительства, паспортные данные, автобиография, фотография.

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ РЕСПУБЛИКЕ «ШАР»  (Школа Активного Развития) «СОШ № 2051»

Цель:

  • «Привлечь учащихся к управлению школьной жизнью, в соответствии с принципом демократизации школы»
  • «Научить учащихся самим планировать и организовывать свою ученическую жизнь в школе и в частности внеклассную деятельность, уважая законность и права всех участников учебного процесса».
  • «Дать возможность реализовать творческие идеи в общественной жизни школы и развивать управленческие навыки в реализации интересных дел».

Задачи:

  • Содействие в работе школы, помощь кл. руководителям.
  • Завершение каждым учащимся общего и среднего образования, т. е окончание школы. Получение всех необходимых знаний для дальнейшей учебы в средних специальных и высших учебных заведениях.
  • На Думе и в секторах обсуждается и организуется учет посещаемости, идет борьба с прогулами и опозданиями, оказывается помощь кл. руководителям в организации полноценной работы в классе и на досуге, помощь в оборудовании учебных кабинетов.
  • Дума контролирует порядок в школе, благоустройство нашего второго дома т. е. школы.
  • Дума способствует воспитанию сознательной дисциплины.
  • Воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и отечества.

Нормативная база для организации ученического самоуправления

Правовой основой развития ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении являются Закон РФ «Об образовании» и «Типовое положение об общеобразовательном учреждении». Самоуправление - важнейший принцип управления образовательным учреждением. В ст. 35 Закона подчеркивается: «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения».

Статья 50 «Права и социальная защита обучающихся, воспитанников» гарантирует школьникам право «на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений».
Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196, закрепляет нормы федерального закона в нескольких статьях:
Статья 50. Обучающиеся в общеобразовательном учреждении имеют право:... д) на участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой уставом учреждения.

Статья 68. Управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством РФ и уставом общеобразовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Статья 69. Формами самоуправления общеобразовательного учреждения являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы.

ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ ДУМЫ
на 2013-2014 учебный год

Цель:

  • Создание в школе воспитательной среды, обеспечивающей условия для самостоятельности, инициативы учащихся.
  • Воспитание гражданина с демократической культурой воспитания, умеющего действовать в интересах общества и отечества.

 Описание: ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ ДУМЫ

Структура Республики «ШАР»

1

2

3

4

Описание: Структура школьной Думы

Состав школьной Думы 2005 - 2006 учебный год

Описание: Состав школьной Думы 2005 - 2006 учебный год 

Состав школьной Думы 2006 - 2007 учебный год

Описание: Состав школьной Думы 2006 - 2007 учебный год 

Выборы президента в Школьную Думу

Выборы президента в Школьную Думу проходят на демократической основе в 4 этапа.

I этап

Формирование избирательно комиссии (2 чел с 9 -11 кл.)
с 01 - 05.11. - Выдвижение кандидатов на пост президента страны
Сбор подписей (с 9 - 11 кл.)

II этап

Кандидаты на пост президента Школьной думы выдвигают свои программы
с 14.11 - 19.11 - Кандидаты проводят агитационную работу среди уч-ся; готовится документация, проводится, разъяснит. работа по процедуре голосования.
с 14.11 - 19.11 - Дебаты кандидатов в президенты (Пресс-конференция)

III этап

Выборы президента в Школьную Думу
26.11 - После тайного голосования подведение итогов
30.11 - Торжественная присяга и вступление в должность президента.

IV этап

Формирование правительства президентом Школьной Думы
с 01.12 - 05.12

ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ ДУМЫ

 Описание: ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ ДУМЫ

Состав школьной Думы 2007 - 2008 учебный год

Описание: Состав школьной Думы 2007 - 2008 учебный год 

Ученическое самоуправление 1 - 11 классов

Описание: Ученическое самоуправление 1 - 11 классов 

Ученическое самоуправление 1 - 11 классов

Описание: Ученическое самоуправление 1 - 11 классов 

Выборы президента в Школьную Думу

Описание: Печать

Описание: E-mail

Выборы президента в Республике «ШАР» проходят на демократической основе в 4 этапа.

I этап

Формирование избирательно комиссии (2 чел с 9 -11 кл.)
с 01 - 05.11. - Выдвижение кандидатов на пост президента Республики
Сбор подписей (с 9 - 11 кл.)

II этап

Кандидаты на пост президента Республики выдвигают свои программы
с 14.11 - 19.11 - Кандидаты проводят агитационную работу среди учащихся; готовится документация, проводится, разъяснительная работа по процедуре голосования.
с 14.11 - 19.11 - Дебаты кандидатов в президенты (Пресс-конференция)

III этап

Выборы президента в Республике
26.11 - После тайного голосования подведение итогов
30.11 - Торжественная присяга и вступление в должность президента.

IV этап

Формирование правительства президентом Республики
с 01.12 - 05.12

 

 

         

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Острые проблемы воспитания современного подрастающего поколения диктуют необходимость повышения эффективности воспитательной работы в системе образования.

Создание воспитательных систем в общеобразовательных школах является одной из основных задач, поставленных Программой развития воспитания в системе образования, утвержденной Министерством образования Российской Федерации. Для реализации этой задачи, в первую очередь, требуется привести в соответствие с требованиями сегодняшнего дня уровень квалификации кадров, играющих ключевые роли в организации воспитательной работы.

В настоящее время разрыв между возрастающими вложениями средств в расширение кадрового ресурса воспитания и снижающейся результативностью воспитательной работы очевиден для большинства специалистов. В школах за последние несколько лет введены новые ставки педагогов-организаторов, психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, однако это не привело к решению реально стоящих на повестке дня воспитательных проблем: детской преступности, наркомании, агрессии, адаптации детей к условиям современного общества, развития социальной активности.

Становится всё более очевидным: решающее значение имеет не количество, а качество педагогических кадров, при этом критерием качества является способность педагогов организовать свою деятельность таким образом, чтобы из самоцели она превратилась в действенное средство решения воспитательных проблем.

Вложения в кадры системы воспитания оправдаются лишь при условии коренного изменения характера работы педагогов: должна быть инициирована эволюция от функционирования к целенаправленной работе на достижение результата. Базовая предпосылка этого процесса – освоение сообществом педагогов-воспитателей новых технологий работы, использование которых способно обеспечить результат в непростых условиях сегодняшнего дня.

Сегодня именно от школы в огромной степени зависит, приобретут ли учащиеся «базовый набор социальных компетенций» - станут ли они полноценными гражданами или же окажутся неприспособленными к жизни в обществе. Педагог, владеющий современными воспитательными технологиями, может внести свою лепту в приращение позитива в школьном коллективе, продвижение на пути демократизации школьной жизни и, таким образом, реально повлиять на изменение облика школы.

Одним из направлений построения школьных воспитательных систем является развитие школьного ученического самоуправления. В последнее время Министр образования РФ В.М.Филиппов неоднократно обращал внимание на этот вопрос, подчеркивая необходимость создания органов ученического самоуправления в школах. Министерство Образования РФ направило письмо Главам субъектов РФ с предложением поддержать этот процесс.

Однако, социальный заказ на развитие ученического самоуправления может быть реализован только в том случае, если он будет обеспечен грамотной педагогической поддержкой. В настоящее время педагоги, отвечающие за воспитательную работу, имеют размытое представление об ученическом самоуправлении, корнями уходящее во времена существования пионерской организации.

 

В современной теоретической и методической литературе нет единого мнения в определении термина "школьное самоуправление". Более того, большинство авторов, рассматривающих ученическое самоуправление, пишут о нем как о само собой разумеющемся. Поэтому теоретики и практики часто по-разному воспринимают одни и те же педагогические факты, явления или одним и тем же термином называют разные понятия.

Речь идет о таких понятиях как "самоуправление", "ученическое школьное самоуправление", "соуправление" и др. Разнотолкование, возможно, - одна из причин того, что работники школ, методических учреждений и органов народного образования затрудняются определить сущность самоуправления, его назначение и функции в жизни школы.

В частности, одни доказывают необходимость утверждать в школе только административное руководство ученическим коллективом, другие утверждают, что следует развивать не самоуправление, а соуправление, третьи делают попытку подменить ученическое самоуправление общественным самоуправлением школы.

Да и сам термин "самоуправление" трактуется по-разному. В "Педагогической энциклопедии" самоуправление рассматривается как участие детей в управлении и руководстве делами своего коллектива. Не отрицая этого, многие педагоги делают акцент на разных словах. Одни за основу берут руководство коллективом и рассматривают самоуправление как часть системы управления. Другие понимают самоуправление как форму организации коллективной жизни. Третьи - как возможность учащихся реализовать свое право на активное участие в управлении всеми делами школы.[1][1] 

 

Наш понимание места ученического самоуправления в структуре школы основано на следующих положениях:

Закон «Об образовании» определяет два принципа управления образовательным учреждением: единоначалие и самоуправление - и даёт право на участие в управлении образовательным учреждением (то есть, право на самоуправление) педагогам, родителям и учащимся. Закон предлагает открытый перечень форм школьного самоуправления и относит определение компетенции органов самоуправления к вопросам, которые должны быть отражены в уставе школы.

Таким образом, самоуправление является формой управления школой. Наряду с властью директора (единоначалие), в школе должна существовать власть учеников, педагогов и родителей (самоуправление). Границы власти субъектов школьного управления определяются уставом школы и соответствующими ему локальными актами. Формы этой власти – конкретные органы самоуправления – может выбирать само учебное заведение. Органы самоуправления бывают «совместными», с участием и педагогов, и родителей, и учеников – например, совет школы, либо «раздельными» – например, ученический совет с участием выборных представителей обучающихся. Органы школьного самоуправления, сформированные учениками, принято называть органами ученического самоуправления.

Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников.

Часто на ученическое самоуправление ошибочно проецируют принципы и методы работы «старой доброй» пионерской организации. Мол, самоуправление – это штабы, дежурства по школе, культмассовые мероприятия и т. п. В том числе, считают совершенно естественным, что орган ученического самоуправления имеет над учениками власть, как в прежние времена совет дружины над пионерами. Нет, самоуправление – это не пионерская организация. Школьники не дают органам самоуправления права собою командовать – они дают выборным органам самоуправления право представлять их интересы в управлении школой.[2][2]

 

В последнее время возобновилось издание работ, посвященных теме ученического самоуправления. В частности, в 2001 году издано пособие В.И.Бочкарева «Директору школы о самоуправлении», в 2002 году – пособие М.И.Рожкова «Развитие самоуправления в детских коллективах» (обе – в серии «Библиотека руководителя образовательного учреждения», издательство «Владос»).

Вместе с тем, предлагаемая программа основана на авторских разработках по теме ученического самоуправления, являющихся результатом нашей работы с школьными активистами города Петрозаводска.

На основе опыта работы по поддержке ученического самоуправления в школах, мы написали учебник «Школьное ученическое самоуправление». В учебнике в доступной форме описана технология реализации права учеников на участие в управлении школой. Тираж 1000 экземпляров распространяется бесплатно по библиотекам, школам, общественным организациям Карелии, России и стран СНГ. Книга издана на средства благотворительного фонда «Точка опоры». Было организовано обсуждение нашего пособия среди педагогов-практиков через сеть Интернет (мы открыли рассылку «Школьное ученическое самоуправление» на сервере Subscribe.ru). Материал получил высокую оценку со стороны читателей.

Данная программа будет опираться на материал этого пособия, однако, позволит более подробно остановиться на многих темах. Основные из них:

· цели школьного ученического самоуправления

· нормативно-правовая база школьного ученического самоуправления

· модели школьного ученического самоуправления

· технологии создания системы ученического самоуправления в школе

· школьное ученическое самоуправление как правозащитная структура

· использование технологии «восстановительного правосудия» в деятельности школьного ученического самоуправления

 

Обучение по нашей программе целесообразно для педагогов, работающих на различных должностях: это и директора школ, и заместители директора по воспитательной работе, педагоги-организаторы, старшие вожатые, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, классные руководители. Особо полезным было бы приглашение пройти обучение по программе для методистов внешкольных учреждений, поскольку именно такие учреждения могли бы выступать в качестве ресурсных центров по распространению технологий ученического самоуправления. Слушателям будет передан сборник «Школьное ученическое самоуправление» и другие методические материалы.

 

 

Цель программы: обучить педагогов основам школьного ученического самоуправления.

 

Задачи программы: 

· обучить методике организации школьного ученического самоуправления;

· сформировать понимание необходимости развития ученического самоуправления как способа решения воспитательных задач и проблем школы в целом;

· передать слушателям основы новых технологий работы ученического самоуправления.

 

Ожидаемые результаты: 

· слушатели получат знания по программе обучения;

· слушатели начнут процесс самоопределения по отношению к ученическому самоуправлению, формулирования собственной концепции самоуправления;

· слушатели будут обучены основам новых технологий педагогической деятельности, которые смогут применять в своей практике – как в контексте ученического самоуправления, так и вне его.

 

Программа базируется на различных методах. Наряду с лекционными формами, будут широко применяться методики тренинга и ролевых игр, а также дискуссионные формы. Одной из форм работы будет являться методический анализ: обсуждение вместе со слушателями методических аспектов форм работы, примененных при проведении занятий.

 

Учебно-тематический план

 

Темы п/п

Название темы, основное содержание

Часы 

Тема 1

Развитие ученического самоуправления как ключевая задача воспитательной работы школы

1.1.  Ученическое самоуправление: определение понятий. Предмет курса.

1.2. «Социальный заказ» на ученическое самоуправление.

1.3. Опыт развития ученического самоуправления на постсоветском пространстве.

 

 

2

 

2

 

2

 

6

Тема 2

Цели ученического самоуправления

2.1. Ученическое самоуправление как механизм демократизации школы.

2.2. Ученическое самоуправление в контексте демократизации общества.

2.3. Ученическое самоуправление как воспитательный механизм.

 

2

 

2

 

2

 

6

Тема 3

Нормативно-правовая база ученического самоуправления 

3.1. Законодательство РФ об ученическом самоуправлении.

3.2. Локальные акты школы об ученическом самоуправлении.

3.3. Полномочия органов ученического самоуправления.

3.4. Органы самоуправления и детские общественные организации: различия правового статуса и возможности взаимодействия.

 

 

 

2

2

4

 

2

 

10

Тема 4

Модели ученического самоуправления 

4.1. Классификация систем ученического самоуправления.

4.2. Модели органов ученического самоуправления.

4.3. Проектирование школьной системы ученического самоуправления.

 

2

2

2

 

6

Тема 5

Создание системы ученического самоуправления

5.1. Алгоритм построения системы ученического самоуправления

5.2. Выборные технологии формирования органов ученического самоуправления

 

2

 

2

 

4

Тема 6

Новые технологии работы органов ученического самоуправления

6.1. Технология правозащитной деятельности ученического самоуправления

6.2. «Восстановительное правосудие» как технология работы с конфликтами и правонарушениями

 

 

 

2

 

4

 

6

Тема 7

Итоговое занятие: перспективы развития ученического самоуправления в школах Карелии

 

2

 

 

Всего

 

40

 

Основная литература

 

  1. Д.В.Рогаткин. Школьное ученическое самоуправление. – Юниорский союз «Дорога», Петрозаводск, 2003 – 92 с.
  2. Образование в сфере прав человека в школе. Сборник материалов. – Юниорский союз «Дорога», Петрозаводск, 2003 – 68 с.
  3. Д.В.Рогаткин. Служба примирения в системе школьного самоуправления / Вестник восстановительной юстиции № 4, 2002. – М., Центр «Судебно-правовая реформа». – с. 52-5 9.
  4. В.И.Бочкарев. Директору школы о самоуправлении. – М., «Владос», 2001 – 192 с.
  5. М.И.Рожков. Развитие самоуправления в детских коллективах. - М., «Владос», 2002 – 160 с.

20


[1][1] Тест, выделенный курсивом, заимствован из брошюры: Школьное самоуправление. Опыт Тверского региона.- Тверь: Избирательная комиссия Тверской области, 2002. - 48 с.

[2][2] Подробнее см.: Д.В.Рогаткин. Школьное ученическое самоуправление. – Юниорский союз «Дорога», Петрозаводск, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение об ученическом самоуправлении

Документ для работы с ученическим самоуправлением...

Положение об ученическом самоуправлении

Ученическое самоуправление —  это демократическая форма организации жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности учащихся в принятии и реализации реше...

Положение об ученическом самоуправлении

Ученическое самоуправление школы – это самостоятельная деятельность учащихся, по решению школьных вопросов исходя из своих интересов, а также традиций школы.Самоуправление способствует формированию ...

Положение об ученическом самоуправлении МБОУ "Гимназия № 6" г. Брянска

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:В гимназии действует ученическое самоуправление (УС),УС создается всеми учащимися гимназии.Членами УС  учащиеся становятся с момента поступления в гимназию, перестают ими быть в т...

Положение об ученическом самоуправлении

Положение об ученическом самоуправлении ГБОУ СОШ№2051...

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА «Положение об ученическом самоуправлении во взводе»

Формирование позитивного социального опыта через деятельность органов ученического самоуправления....

Положение "Лидер Ученического самоуправления"

Положение "Лидер Ученического самоуправления"...