АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА «Положение об ученическом самоуправлении во взводе»
рабочая программа (7 класс) на тему
Формирование позитивного социального опыта через деятельность органов ученического самоуправления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«САРАТОВСКАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 2 ИМ. В.В.ТАЛАЛИХИНА»
Адрес: г. Саратов, ул. Чехова, 4а
Тел. (факс): 62-91-50,62-91-63
АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Положение об ученическом самоуправлении во взводе»
Разработал;
Афанасьев А,Ю,
Саратов 2016
Формирование позитивного социального опыта через деятельность органов ученического самоуправления.
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне и я запомню.
Дай действовать мне самому, и я научусь!»
Самоуправление в классе – это сложный, а иногда недостижимый процесс, в результате которого все члены классного коллектива добровольно подчинены избранной группе одноклассников и выполняют правила ими же составленные и утверждённые; каждый из членов коллектива может быть, как избран в группу лидеров, так и отозван из неё.
Закладывать основы развития самоуправления нужно (по моему глубокому убеждению) ещё в начальной школе, тогда наиболее безболезненно протекает адаптация ребят в средней школе, а в старшей у них не утрачивается интерес к внеурочной классной и общешкольной деятельности.
Вы сейчас не встретите современных методических разработок о том, как организовать самоуправление в классе или, тем более, в школе…
Нам, классным руководителям, , трудно представить себе организованный классный коллектив, который по первому зову педагога выполняет поставленную перед ним задачу. Мы, учим ребят, размышлять, оценивать ситуацию, распределять силы, предполагать результат, а это требует времени и сил.
Формирование социального опыта может быть достигнуто только на основе культуры взаимодействия детей и взрослых.
Ученическое самоуправление дает возможность ученику:
- приобрести опыт управленческой деятельности;
- раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности учащихся;
- ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем школы;
- доминировать позитивные тенденции психического состояния в урочной и внеурочной деятельности.
- Основные функции ученического самоуправления: организация и проведение классных собраний и классных часов, коллективных творческих дел и других мероприятий, анализ деятельности членов совета класса, подготовка предложений членов классного коллектива в вышестоящие органы самоуправления – классное собрание.
Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению.
Классное ученическое собрание (проводится один раз в месяц) обсуждает все вопросы жизнедеятельности своего класса и принимает по ним соответствующие решения. Именно на собраниях больше и лучше, чем где бы то ни было, обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива.. Главное и основное в работе классных собраний - это обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчётов о выполнении решений класса отдельными учениками.
Школа – это маленькое государство, которое будет процветать, если каждый его житель научится нести ответственность за общее дело. А класс – это семья, и, как во всякой семье, в ней не обходится без конфликта «отцов» и «детей», поэтому обе стороны должны научиться уважать права друг друга.
Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. А это становится все труднее и труднее…Разобщенность в обществе, материальное неравенство, диаметрально противоположные, политические и природные катаклизмы… и многие другие проблемы ставит перед нами жизнь. От них нельзя отгородиться теоретическими «догмами» и нравоучениями – типа это «хорошо», значит – «можно», а это «плохо», значит – «нельзя».
Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие – коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива.
Организационные моменты в самом начале учебного года дают хороший задел, эмоциональный заряд на последующую работу, взаимопонимание и добрый микроклимат в коллективе. Поэтому в сентябре мы вместе с уч-ся обсуждали следующие вопросы: каждому дело – по душе, законы школьной жизни, дисциплина – свобода или необходимость, свободное время – простор для развития способностей, коллектив и его роль в формировании личности школьника.
Самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, строить страну своей мечты.
Развитие классного самоуправления – дело сложное, требующее работы в течение долгого времени; но предоставлять учащимся власть, конечно, нужно. Самоуправление дает возможность подросткам осознать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности, почувствовать ответственность перед товарищами по общему делу. Своим ученикам я доверяю работу по таким направлениям деятельности, как планирование свободного времени, классная пресса, организация спортивных мероприятий, трудовое воспитание, помощь в проверке дневников, обеспечение правопорядка в школе.
Мои ученики, их родители и я, классный руководитель – все являемся содружеством «ученик-учитель-родитель» под названием «Классный класс», девиз которого: «Нас классная семья недаром породнила, мы – школьные друзья, и в этом наша сила». Классное самоуправление – это серьезно. Вместе мы – сила. Каждый день – это маленькая жизнь.
Представляю структуру органов самоуправления в классе:
Рабочие органы самоуправления.
Планируют и организуют деятельность учащихся по конкретному направлению, организуют и оценивают результаты соревнования учащихся в общественно полезной и досуговой деятельности.
Учебный сектор (зам. классного руководителя) - помощь в проверке дневников; - организация работы по развитию познавательных интересов - формирование команд к участию в викторинах, интеллектуальных марафонах; - организация помощи отстающим в учебе. - учет посещаемости. | Трудовой сектор (зам классного руководителя) - организация дежурства по школе, по классу; - участие в трудовых акциях; - работа по оформлению кабинета (озеленение, поддержание хорошего состояния мебели, поддержание чистоты). - проведение субботников; |
Спортивный сектор (организатор спортивно-оздоровительной работы) - участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях класса и школы; - формирование команды к спортивным турнирам, эстафетам. - сбор информации о спортивных достижениях учащихся класса.
| Культмассовый сектор - организация классных огоньков; - общешкольные и внутриклассные праздники; - посещение театров, музеев, проведение экскурсий.
|
Пресс-центр (редколлегия) - выпуск газет к важным датам и мероприятиям; - выпуск информационных листов о жизни класса. |
Заместитель классного руководителя (староста)– курирует организацию работы всех секторов самоуправления, помогает учителям – предметникам, работающим в классе, в обеспечении учебного процесса.
Представитель класса в школьном комитете самоуправления( член Совета гимназистов), в обязанности которого входит посещение сборов общешкольного комитета самоуправления и быть связующим звеном между классом и школьным комитетом самоуправления.
В работе по развитию самодеятельных и самоуправленческих начал в ученическом коллективе, я как классный руководитель выделяю 3 этапа со следующими названиями и девизами:
«Делай, как я!»;
«Делай, как большинство из нас!»;
«Делай, как лучшие из нас!»;
Главное - помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя все больше самостоятельности, подсказывая при необходимости.
Поэтому мне приходиться всю работу с классами организовывать не только по «горизонтали», но и по «вертикали», чтобы наши ученики умели интересы общества ставить выше своих личных, чтобы они обладали острым чувством долга, ответственности, жили по законам совести и коллектива были бескорыстными, смелыми, честными и справедливыми. Работа с классом строится по принципу:
«Не согласен – критикуй, критикуешь – предлагай, предлагаешь – внедряй!».
Выработался определенный стиль отношений с детьми и родителями:
Не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: « Нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями». Используя в работе разнообразные формы, средства я стараюсь использовать предоставленное школе право на самостоятельность, творчество, поиск, право на собственное лицо! Ищу необычное в обычном, делаю «открытия». И всегда помню, что за внешней обычностью, скрывается удивительная неповторимость…
Поэтому для себя, как для классного руководителя, в качестве принципов педагогической поддержки развития инициативы и самостоятельности учащихся я взяла высказывания знаменитых людей;
1. «Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей» (Г.Гегель).
2. «Немало можно добиться строгостью, много – любовь, но всегда – знанием дела и справедливостью, невзирая на лица» (И.Гете).
3. «Каждый человек – исключение» (К.Ижиковский).
4. «Детство – равноправная часть жизни, а не подготовка к ее наиболее значительному, взрослому периоду» (И.Песталоцци).
5. «Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера» (С.Смайлс).
6. «Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником» (М.Горький).
7. «Кто…умеет говорить лишь одними словами, а не делами, тот и человеком-то считаться не вправе (Я.Коменский).
Такие принципы, правила или требования помогают классному руководителю занять педагогически целесообразную позицию в работе с детским коллективом, его членами и органами самоуправления, а следовательно, внести более весомый вклад в формирование духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды развития и жизни детей в классном сообществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ученическое самоуправление
Проект "Ученическое самоуправление" (дан в сокращении) может помочь классным руководителям заметителям директоров по воспитатетльной работе в даннм направлении....
Формирование классного коллектива в условиях ученического самоуправления
Ученическое самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых ц...
Модель ученического самоуправления в классе
Данная презентация предназначена классным руководителям. Помощь в создании модели самоуправления в любом классе....
Характеристика ученического самоуправления
Как работает ученическое самоуправление в нашей школе...
ПОЛОЖЕНИЕ о выборах Совета ученического самоуправления, председателя Совета ученического самоуправления Токурской средней общеобразовательной школы
В форме деловой игры проходят выборы ученического самоуправления, избирательная комиссия состоит из 11-ти классников, подсчет голосов и объявление итогов выборов в этот же день. Написан по...
Проект «Школьный парламент»: Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе самоуправления МБОУ «СОШ №17»
Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе самоуправления МБОУ «СОШ №17»...
Мастер-класс "Ученическое самоуправление. Варианты структур органов ученического самоуправления»
Тема: «Ученическое самоуправление. Варианты структур органов ученического самоуправления».Цель: формирование представления об ученическом самоуправлении, вариантах структур ученическ...