"Приоритетной задачей учителя в условиях информатизации общества является развитие критического мышления"
материал на тему
Приоритетной задачей учителя в условиях информационного общества является развитие критического мышления. Поскольку критическое мышление уже само по себе представляет необходимую составляющую восприятия любой информации в условиях, когда поток этой информации настолько широк и разнообразен, формировать и развивать критическое мышление в ребёнке необходимо с самого раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе
Приоритетной задачей учителя в условиях информационного общества является развитие критического мышления. Поскольку критическое мышление уже само по себе представляет необходимую составляющую восприятия любой информации в условиях, когда поток этой информации настолько широк и разнообразен, формировать и развивать критическое мышление в ребёнке необходимо с самого раннего возраста.
Так что же такое критическое мышление? Существует множество его определений. Вот одно из них:
Критическое мышление это такой тип мышления о любом предмете, содержании или проблеме, в котором думающий улучшает качество своего мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению.
Критическое мышление есть мышление самостоятельное и разностороннее, задействующее самую разнообразную и подчас достаточно противоречивую информацию. Именно информация является отправной точкой этого типа мышления. Оно и начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, осознание которых приходит вместе с полученными сведениями, новыми знаниями. И эти проблемы необходимо решать. При этом достаточно сформированное критическое мышление стремится к убедительной аргументации, которая только выигрывает, если учитывает существование возможных контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми.
Многие считают, что в этом нет ничего необычного: мы получаем информацию, формулируем связанные с ней проблемы, анализируем, выдвигаем аргументы, оспариваем иные мнения и… в споре рождается истина. Но на деле всё оказывается гораздо сложнее. А может – проще? Мы уклоняемся от сложных мыслительных операций, предпочитаем получать готовые решения, сформулированные в виде аксиом. Однако существует неоспоримый факт: качество нашей жизни, наши поступки, зависят от качества нашего мышления. Учитывая это, формирование правильного мышления у подрастающего поколения становится одной из приоритетных задач, стоящих перед современной школой.
Ученик, пусть обладающий даже зачатками критического мышления и склонностью к нему - безусловно, перспективный и успешный ученик. Ведь критическое мышление человека неизбежно связано с любознательностью, хорошей осведомлённостью, непринуждённостью, гибкостью, справедливостью в оценке, честностью в столкновении с личными предубеждениями, благоразумием в суждениях, готовностью пересматривать, прояснять проблемные и сложные вопросы, получать новую информацию, находить решения.
Активные в плане критического мышления учащиеся, воспринимая информацию, обычно задают целый ряд вопросов, стремясь достичь полного её понимания, и в последующем склонны к поиску решений поставленных ими же проблем. Они склонны творить. Пассивные ученики склонны изначально игнорировать эти проблемы уже в их зачатке. Они не отдают себе отчёта в путанице, в недоразумениях и даже в пропусках информации, что ни в коей мере не способствует ни формированию необходимых знаний, ни развитию интеллектуально - самодостаточной личности.
Человек с хорошо развитым критическим мышлением:
- Поднимает жёсткие вопросы, формулирует их чётко и ясно;
- Собирает и анализирует относящуюся к делу информацию, использует приёмы абстрагирования, помогающие эффективно эту информацию интерпретировать;
- Приходит к обоснованным заключениям и решениям, проверяя их по заданным и самостоятельно выработанным критериям и стандартам;
- Думает непринуждённо, эффективно общается с другими при выработке решений.
Деятельность, познание, творчество и обучение нуждаются именно в таких людях, и способствовать их формированию – одна из наших наиважнейших задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/29/picture-391947-1390974861.jpg)
«Влияние процесса информатизации общества на развитие информатизации образования»
Одним из приоритетных направлений информатизации современного общества является процесс информатизации образования. Информатизация в сфере образования сопровождается внедрением средств информаци...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/08/picture-298872-1588913355.jpg)
Использование приёмов технологии « Развитие критического мышления» на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как условие формирования коммуникативно - речевой компетенции учащихся с депривацией слуха
В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие детей. Такой подход обращает школу к личности ребёнка, к его внутреннему миру, где таятся ещё неразвитые способност...
Развитие критического мышления учащихся как способ защиты в условиях негативного воздействия современного информационного общества.
В статье поднимается вопрос о важности развития критического мышления подрастающего поколения в условиях негативного воздействия современного информационного общества, о развитии информационных технол...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/03/picture-1170478-1570114870.jpg)
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/08/picture-1236916-1586343477.jpg)
Мастер-класс Применение технологии «Развитие критического мышления» с использованием средств информатизации на уроках биологии
Применение технологии«Развитие критического мышления»с использованием средств информатизации на уроках биологии Из опыта работы учителя биологии Мироненко Тамары ВладимировныГБОУ СОШ ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/11/picture-922596-1494528568.jpg)
Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.
Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/10/picture-139344-1352572444.jpg)
Развитие читательской грамотности – приоритетная задача учителя.
Развитие читательской грамотности – приоритетная задача учителя....