Развитие критического мышления учащихся как способ защиты в условиях негативного воздействия современного информационного общества.
статья по информатике и икт
В статье поднимается вопрос о важности развития критического мышления подрастающего поколения в условиях негативного воздействия современного информационного общества, о развитии информационных технологий, перевернувших многие представления о современном мире.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие критического мышления учащихся как способ защиты в условиях негативного воздействия современного информационного общества.
Современное общество с каждым днем все больше и больше зависит от информационных технологий и постоянно развивающихся средств коммуникации. Это очевидный и неоспоримый факт.
Средства коммуникации прочно вошли в жизнь практически каждого человека. За прошедшие двадцать лет, Россия пережила бум развития телевидения, печатных СМИ, интернета и социальных сетей.
ХХI век – век развития информационных технологий, перевернул многие представления о современном мире:
- Образование перестало быть прерогативой только государства.
- Нет того, что можно скрыть (нет тайн), все становится явным.
- Доступность каждого к любому лицу информационно – техническими средствами.
- Каждый человек имеет средства визуализации любой реальности.
- Каждый человек может творить свой виртуальный/внутренний мир, картину мира.
- Информация распространяется быстро, а потому посеять панику или спровоцировать конфликт/войну, для этого уже не требуется много времени.
- Финансовый и промышленный капиталы приобрели глобальный характер и сформировали сверхобщество, в котором малая часть владеет большей частью всех благ и ресурсов мира. Пропасть между богатыми и бедными увеличивается.
Эти факты негативно воздействуют на современное информационное общество. Они указывают на наличие сверхизбыточной информации, усиление хаоса и конкуренции.
Очевидно, что развитие критического мышления крайне важно для любого человека, который хочет быть и оставаться востребованным специалистом в наше время, так как умение делать собственные выводы, мыслить инновативно позволяет добиться больших успехов в различных видах деятельности.
Особенно, развитие критического мышления важно для молодежи. Как и любое другое прогрессивно развивающееся государство, Российская Федерация рассматривает молодежь, как основную движущую силу своего социально-политического прогресса.
Формирование активной жизненной позиции молодого человека протекает под влиянием окружающей среды. Информационное поле окружающее развивающуюся личность в современный период стало одним из основных источников подобного влияния. Поэтому, с самого детства нужно воспитывать у человека критическое мышление, чтобы он как можно раньше смог фильтровать информацию из собственного информационного поля. Ответственность за это ложится в основном на родителей и образовательные учреждения, которые обязаны следить за культурным и социальным развитием ребенка. Интернет используется учащимися и в образовательных, и в развлекательных целях, поэтому ограничение доступа не является оптимальным вариантом решения проблемы. В данном случае, выход становится более или менее очевидным: воспитать в ребенке самоцензуру и дисциплину, что бы он даже используя интернет для развлечения и общения, не подвергся вредоносному влиянию.
В лицее №7 проблема защиты учащихся в условиях негативного воздействия современного информационного общества также актуальна. Выходом из этой системы может быть развитие критического мышления.
Создавая условия развития критического мышления у подрастающего поколения в лицее сложилась система работы, которая включает в себя все приоритетные направления воспитательной и образовательной деятельности:
- Учебно-познавательная деятельность
- Гражданско-патриотическое воспитание
- Духовно-нравственное и нравственно-правовое воспитание
- Художественно-эстетическая деятельность, культурологическое воспитание
- Спортивно-оздоровительная деятельность и формирование здорового образа жизни
- Спортивно-оздоровительная деятельность и формирование здорового образа
- Трудовое и экологическое воспитание
- Развитие ученического самоуправления
- Профориентационная деятельность
- Совместная воспитательная работа лицея и семьи
Направления деятельности реализуются с учетом возрастных особенностей обучающихся, обеспечивают преемственность целей, форм организации деятельности на всех ступенях общего образования.
Отсюда вытекает задача лицея - создание условий для формирования личности, самостоятельной, творческой, гуманной, способной критически мыслить, ценить себя и уважать других.
Основным содержанием развития, воспитания и социализации подрастающего поколения являются базовые национальные ценности. Эти ценности хранятся в культурных и семейных традициях, передаются от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Базовые ценности лежат в основе уклада лицейской жизни, определяют урочную, внеурочную деятельность и систему дополнительного образования.
Иными словами, необходима интегративность всех программ, пронизывающих все элементы системы.
Для организации такого пространства необходимо взаимодействие всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей, психологов, органов безопасности, общественных, религиозных объединений, учреждений дополнительного образования, культуры, спорта, средств массовой информации и других структур.
Создавая условия интегративного воспитания подрастающего поколения, в лицее сложилась целая система традиционных мероприятий. Самыми яркими, из которых являются:
- Фестиваль «Дружба народов», который нацелен на обучение культуре межэтнического общения, способствующего преодолению границ этнокультурной изоляции и дистанции внутри лицейского сообщества.
- Военно-патриотический конкурс «Песни в солдатской шинели» и литературно - музыкальная композиция, приуроченные ко Дню защитника Отечества.
- Традиционные игры ЗИЛ – Зимние Игры Лицея, в которые включаются спортивные и интеллектуальные игры. В играх ЗИЛ принимают участие все классные коллективы с 5 по 11 параллель.
- Общелицейские проекты. Такие, например, как «Недели православия».
- Ежегодные торжественные линейки посвящённые Дню освобождения Таганрога от фашистских захватчиков – 30 августа, Дню Победы - 9 мая. Традиционно ко Дню Победы лицеисты создают «Ленту памяти»: это звёзды с именами погибших родственников в ВОВ, бумажные голуби и журавлики, олицетворяющие души павших воинов и тружеников тыла, письма - благодарности, защитникам Родины в ВОВ.
Участие лицеистов в классных и лицейских мероприятиях позволяет сформировать навык критического мышления, мыслить, думать, гордиться своим Отечеством, критически относиться ко всей информации появляющейся в сети Интернет. 7 лицей – территория свободная для человека развивающегося и использующего информационные технологии и информационное пространство. Но, благодаря системной работе лицея, каждый формирует свою собственную систему отбора информации, своеобразное информационное сито. Мы не изолируем ребёнка от внешнего мира, а помогаем ему разобраться, развивать и творить, а не вытворять в этом сложном мире.
Молодежь столкнулась с глобальными вызовами и вынуждена искать средства не просто выживания, а принятия на себя ответственности за свое развитие, за будущее, за качество жизни в этом мире.
Таким образом, педагогам удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты. Любая педагогическая деятельность в итоге направлена на построение идеального общества, и в этом смысле даже один лицейский класс, обученный основам критического мышления, есть шаг к достижению больших целей.
Список литературы:
- Болотов В.А. Критическое мышление — ключ к преобразованиям российской школы / Директор школы. — 1995. — № 1. — С. 67—73.
- https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2012/12/22/organizatsiya-raboty-po-profilaktike-suitsidov-v-ou
- http://nedopusti.ru/articles/read/91/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы "Модель использования методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в условиях сельской школы"
Помещаемый материал содержит описание опыта на тему "Модель использования методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в условиях сельской школы"...
Развитие критического мышления учащихся в обучении английскому языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС
Развитие критического мышления учащихся в обучении английскому языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС...
выступление Развитие критического мышления учащихся в обучении иностранному языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС.docx
в выступлении расскрываются особенности критического мышления и его отличия от других видов мышления...
Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии как необходимое условие формирование метапредметных компетенций".
Статья является конспектом выступления на городской научно-практической конференции "На пути к реализации ФГОС ООО: тенденции, проблемы, перспективы", которая состоялась 14.03.2015 в ГБОУ гимназия №61...
Использование приемов технологии "Развития критического мышления" на уроках английского языка в условиях внедрения ФГОС ООО
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) известна в России уже почти 2 десятка лет. Этой технологией называют базовую модель обучения (вызов – осмыслен...
Выступление на методическом объединении по теме самообразования "Развитие критического мышления школьников как способ формирования УУД"
Обществоведческое образование сегодня переживает трудные времена. Объем учебного материала постоянно увеличивается, а учебное время, отведенное на изучение общественных дисциплин, остается неизменным....
Мастер- класс с применением приемов технологии развития критического мышления на тему «Роль портфолио в условиях ФГОС»
Мастер- класс с применением приемов технологии развития критического мышления на тему «Роль портфолио в условиях ФГОС»...