Развитие читательской грамотности – приоритетная задача учителя.
статья

Алеева Эльза Гусмановна

Развитие читательской грамотности – приоритетная задача учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2023_r-yy_seminar_chitatelskaya_gramrtnost.docx156.17 КБ
Файл prezentatsiya.docx142.9 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие читательской грамотности – приоритетная задача учителя.

Алеева Э.Г.-

учитель английского языка

 МБОУ ВСОШ №1

       Развитие читательской грамотности актуальная, приоритетная задача педагогики, одно из основных направлений формирования функциональной грамотности, что включает в себя способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать, чтобы решать определенные учебные задачи, расширять свои знания и возможности. И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на формирование навыков функционального чтения.

       Функциональное чтение - это чтение с целью поиска, анализа, обобщения, интерпретации информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования и т.д., а также умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным).

       Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих компетенций у учащихся:

Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста т.е. ориентироваться в содержании текста, уметь определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.п.).

Умение интегрировать и интерпретировать информацию, т.е. уметь преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы, доказательства в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.

Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте, т.е. откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.

Умение использовать информацию из текста, т.е. уметь использовать информацию для решения практических, проектно - исследовательских задач.

Для развития этих компетенций мы должны знакомить учащихся со следующими видами текстов:

Сплошной (линейный).

Несплошной (нелинейный).

Смешанный (внутри одного текста информация располагается как в сплошном, так и в несплошном формате, например, веб-страницы, журнальные статьи).

Составной (тексты, которые созданы независимо друг от друга, имеют независимый смысл, но предложены в одном задании для сравнения и противопоставления, например, сайты разных туристических компаний, несколько обложек журналов разной направленности).

Соответственно мы должны учить детей:

Различать виды текстов.

Извлекать информацию, анализировать, сравнивать, противопоставлять информацию из разных видов текстов.

Трансформировать информацию из сплошного текста в несплошной и наоборот.

Самостоятельно создавать несплошные тексты.

Критерии подбора текста:

- текст должен быть ученику интересен (т.е. текст должен иметь такие характеристики, как новизна, актуальность информации, тексты должны подбираться для учащихся с учётом возрастных особенностей);

- объем текста не должен превышать норму (тексты подбираются исходя из уровня и возраста учащихся);

- тексты должны содержать информацию в сплошном и несплошном видах или предполагать работу по преобразованию текстов;

- содержание текста, иллюстрации, диаграммы, таблицы должны способствовать развитию познавательной активности, кругозора (т.е. информация должна содержать факты и мнения).

Основными этапами работы с текстом при формировании читательской компетенции учащихся являются:

Предтекстовый (Pre-reading).

Текстовый (While-reading).

Послетекстовый (Post-reading).

Практическая работа.

  1. Заполните пропуски: (Развивает фантазию, учит размышлять. Единственно правильного ответа нет, все варианты верны.)

«Извлечь из мертвой буквы живой…. Читать - это еще ничего не значит, что …и как …прочитанное – вот в чем главное». К.Д.Ушинский.

«Извлечь из мертвой буквы живой смысл. Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное». К.Д.Ушинский.

  1. Определите вид текста.

       Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Виды функциональной грамотности

1

Читательская грамотность

2

Математическая грамотность

3

Естественнонаучная грамотность

4

Финансовая грамотность

5

Глобальные компетенции

6

Креативное мышление

  1. Трансформируйте несплошной текст в сплошной?

There are 6 types of functional literacy.

They are Reading Literacy, Mathematical Literacy, Natural Science Literacy, Financial literacy, Global competencies, Creative thinking.

C:\Users\Эльза\Desktop\253ad037ad436e4fafb5a4d81f515fa9.jpg

1.Описание уровней читательской грамотности в исследовании PISA

Познакомьтесь с уровнями читательской грамотности в исследовании PISA. Представленная таблица поможет Вам оценивать образовательные достижения школьников по читательской грамотности не только при проведении диагностических процедур, но и при организации формирующего процесса развития читательских умений учащихся на уроках, на занятиях внеурочной деятельности. К данной таблице Вы не раз будете обращаться при выполнении различных заданий в Рабочей тетради. Рекомендуем Вам детально изучить ее.

Описание уровней читательской грамотности в исследовании PISA

Уровень

Нижняя граница уровня

Что могут продемонстрировать учащиеся, достигшие данного уровня читательской грамотности

6

698

Читатель способен детально и точно интерпретировать текст в целом, все его части, каждую единицу информации, сообщенной в самых глубинных слоях текста, и каждую, даже самую неприметную деталь формы, которая лишь косвенно связана с вопросом. Читатель демонстрирует полное и подробное понимание нескольких текстов и связей между ними. От читателя требуется понимание незнакомых ему идей, выраженных в тексте или текстах, содержащих противоречивую информацию. Для интерпретации этих идей читателю необходимо самостоятельно строить абстрактные понятия, привлекать фоновые, в том числе академические знания. Читатель способен давать критическую оценку сложному тексту на незнакомую тему.

Сравнивая информацию из разных текстов, анализируя явные и скрытые цели авторов, оценивая качество и достоверность источников, он может выявлять расхождения и противоречия между текстами, делать выводы и выдвигать гипотезы на основании прочитанного, опираясь одновременно на несколько критериев, соединяя разрозненную информацию и учитывая несколько точек зрения.

5

626

Читатель способен понимать длинные тексты, находить и связывать единицы информации, содержащейся в самых глубинных слоях, способен одновременно работать с несколькими достаточно длинными текстами, прокручивая их и переключая внимание с одного на другой для сопоставления информации. Он может отвечать на вопросы, которые напрямую не отсылают к конкретной информации в тексте, при этом находить несколько единиц релевантной информации, в том числе размещённой в разных источниках. Причём читателю постоянно приходится отбирать информацию, относящуюся к задаче, среди множества сходных единиц.

Содержание и форма этих текстов незнакомы читателю. Задания этого уровня предполагают вычитывание и понимание понятий, которые противоречат читательским ожиданиям. Осмысление текста опирается на критическую оценку информации и выдвижение собственных предположений с опорой на сведения из текста. Читатель способен видеть различия между содержанием текста и его целью, между фактом и мнением, в том числе в абстрактных высказываниях, способен оценить достоверность представленных в тексте утверждений и выводов и объективность информации на основе сигналов, относящихся как к содержанию текста, так и к информационному источнику.

4

553

Читатель способен находить и связывать единицы информации, не сообщенной в явном виде, решать задачи, которые требуют запоминания содержания предыдущей задачи. Некоторые задания этого уровня требуют понимания языковых нюансов в их связи с целостным сообщением текста. Другие задания предполагают понимание текста на тему, незнакомую читателю. Читатель должен обнаружить детальное и точное понимание длинных и сложных текстов с незнакомым содержанием и формой. Основанием для читательской оценки и гипотез, развивающих мысль автора, служат специальные знания, сообщенные в тексте.

Читатель может сравнивать несколько точек зрения и делать выводы, основанные на информации из нескольких источников. Он может оценить взаимосвязь между конкретным высказыванием и мнением человека или выводами по обсуждаемой проблеме. Опираясь на характерные особенности текстов (например, заголовки и иллюстрации), он может размышлять о способах, которые использует автор, чтобы выразить свою точку зрения; может сопоставлять утверждения из разных текстов, если они сформулированы в явном виде, и оценивать значимость информации и достоверность источника, опираясь на ясные критерии.

Уровень

Нижняя граница уровня

Что могут продемонстрировать учащиеся, достигшие данного уровня читательской грамотности

3

480

Читатель способен выявлять буквальный смысл одного или нескольких текстов при отсутствии явной информации или формальных подсказок, устанавливать такие связи между единицами текстовой информации, которые удовлетворяют нескольким критериям. Сравнение, противопоставление и категоризация отдельных сообщений текста проводится одновременно по нескольким основаниям. Для выделения главной мысли текста связывает и интерпретирует отдельные части текста; сопоставляет несколько авторских точек зрения с опорой на явную информацию. Может формулировать достаточно сложные выводы, истолковывать значение слова или фразы.

Объем текста не должен превышать одной страницы. Искомая информация часто не сообщается в явном виде, текст содержит немало противоречивой информации и других трудностей: некоторые идеи текста не отвечают читательским ожиданиям или сформулированы через отрицание. Для осмысления текста читатель должен разъяснять отдельные элементы содержания и формы текста или давать им оценку. Некоторые задания этого уровня требуют детального понимания связи между сообщениями текста и общеизвестными, повседневными знаниями, некоторые задания предполагают работу с содержанием, которое нельзя отнести к общеизвестному.

2

407

Читатель способен верно выбрать интернет-источник с необходимой информацией из перечня, опираясь на явные, иногда сложные подсказки, найти в тексте одну или несколько единиц информации, требующей дополнительного, но несложного осмысления, распознать главную мысль текста, понять связи отдельных частей текста, интерпретировать отдельные части текста, сравнивая или противопоставляя отдельные сообщения текста и оценивая аргументы, которыми они подкреплены. Может формулировать несложные выводы, даже когда тексты содержат некоторую «зашумляющую» информацию, размышлять о цели небольшого текста или конкретного фрагмента, если эта цель явно выражена, понимать назначение простых приемов графического выделения информации.

Для осмысления текста читатель должен установить ряд связей между текстом и внетекстовыми знаниями, опираясь на личный опыт и собственные отношения к описанным реалиям.

335

Читатель способен найти в тексте одну или несколько единиц информации, изложенной в явном виде, распознать главную тему текста или цель автора, отделить важную информацию от второстепенной, понять буквальный смысл небольшого сообщения. Тема и тип текста должны быть знакомы читателю. Читатель способен установить связь между сообщением текста и общеизвестными, житейскими знаниями. Искомая информация лежит на поверхности текста и специально выделена; текст практически не содержит противоречивой информации. И текст, и вопрос к нему содержат подсказки, помогающие читателю найти информацию, необходимую для ответа на вопрос.

1b

262

Читатель может прочитать текст за ограниченное время, имея ясную и простую цель, понять его буквальный смысл. Он способен найти в тексте одну единицу информации, изложенной в явном виде. Текст должен быть коротким, синтаксически простым. Тема и тип текста должны быть знакомы читателю. Как правило, такой текст содержит подсказки для читателя, например, иллюстрации или повторения. Текст не содержит противоречивой или избыточной информации. Для интерпретации такого текста требуется связать соседние сообщения текста.

Читатель способен верно выбрать интернет-источник с необходимой информацией из небольшого списка, опираясь на явные подсказки.

Из описания уровней, представленного в таблице ясно, что читатели, достигшие 6-го уровня читательской грамотности, являются высококомпетентными читателями. Их способность добывать из текста новую информацию и критически относиться к ней – чрезвычайно ценна для современного информационного общества, где развитие экономики и социального устройства зависят от возможности совершенствоваться и принимать решения, основанные на тонком учете всей доступной информации – всегда недостаточной, противоречивой, требующей учета разных точек зрения. Поэтому число граждан, уже готовых к таким действиям, невероятно важно для развития страны.  

Читатели, достигшие 5-го уровня читательской грамотности, уже сегодня входят в потенциал нации. Они в высшей степени готовы к дальнейшему образованию и могут войти в число профессионалов мирового класса, от которых будет зависеть экономическое и социальное развитие страны.  

 Читатели, достигшие 4-го уровня читательской грамотности, продемонстрировали свою способность учиться с помощью текстов, приобретая не только бытовые, общежитейские знания, но и знания формальные, специализированные.

Читатели, достигшие 3-го уровня читательской грамотности, демонстрируют начальную форму способности учиться с помощью текстов. Они способны с помощью текстов ориентироваться в новых житейских ситуациях.

 Читатели, не достигшие 3-го уровня, могут сталкиваться с трудностями в повседневных задачах (и личных, и общественных, и деловых, и образовательных), требующих минимальной читательской грамотности.  2-ой уровень читательской грамотности считается минимальным, пороговым условием успешного функционирования современного взрослого человека в обыденной жизни.

Важный вывод!

  • Тест PISA позволяет оценить уровень актуальных достижений наиболее и наименее успешных учеников и указать ближайший шаг развития каждой группы.
  • Для учителя важно знать характеристики каждого уровня читательской грамотности с целью диагностики затруднений ученика, определения его дефицитов и построения как индивидуальной образовательной траектории учащегося, так и проектирования своего индивидуального маршрута.

2.Кодификатор умений читательской грамотности

Группа читательских умений

Код умения читательской грамотности

1.Находить и извлекать информацию из текста

  1. Находить информацию, представленную в явном виде
  1. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста
  1. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста

2.Интегрировать и интерпретировать информацию текста

2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)

2.2. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста)

2.3. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста

2.4. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)

2.5. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом

2.6. Интегрировать и формулировать выводы (умозаключения) на основе обобщения отдельных частей текста / на основе нескольких источников

2.7. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом

2.8. Преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую, используя таблицы, графики, рисунки и др.

3.Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

3.1. Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора

3.2. Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов; обнаруживать иронию, юмор, различные оттенки смысла, выраженные словом; воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении

3.3. Оценивать полноту, достоверность

информации

3.4. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах

3.5. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте

4.Использовать информацию из текста

4.1. Использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний

4.2. Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний

4.3. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу

4.4. Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста

4.5. Выявлять связь между прочитанным и

современной реальностью

Представленный кодификатор умений читательской грамотности позволит учителям самостоятельно проектировать задания на различные группы читательской грамотности, а также диагностировать уровень читательской грамотности школьников на основе использования различных комплексных и диагностических работ.

Практическая работа.

  1. Подписать тетрадь. Определить тип текста. Трансформировать из несплошного в сплошной текст.
  2. Оформление тетради. Запись классной работы. Date/Day/Month/ Season/Weather.  Трансформировать из несплошного в сплошной текст.
  3. Survey Mat. (6th form).

         Закончить своё выступление я хотела бы словами «Мы учимся не для школы, а для жизни», и применяя задания на формирование читательской грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира - всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом. И как итог - выпускник востребован в жизни.

Приложение.

1. Предтекстовый (Pre-reading)

Задачами данного этапа являются

  • создание мотива чтения;
  • развитие умения прогнозирования;
  • активизация фоновых знаний и снятие языковых трудностей

Можно выделить следующие группы упражнений:

  • Упражнения на соотнесение слова с темой
  • Упражнения на понимание лексико-тематической основы текста
  • Упражнения в работе с заглавием текста
  • Упражнение в опознавании интернационализмов

1. Упражнения на соотнесение слова с темой.

- Заполните пропуски в предложении одним из указанных слов.

- Найдите и замените слова в предложении, которые не подходят по смыслу.

- В каждой группе слов найдите одно с наиболее общим значением.

- Каждой группе слов найдите одно, не принадлежащее по значению к этой группе.

- Назовите слово, с которым ассоциируются все слова данного тематического ряда.

2. Упражнения на понимание лексико-тематической основы текста.

- Прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему.

- Запишите ключевое слово заголовка и составьте схему, заполняя её ассоциациями.

- Взгляните на фотографию и выберите из списка слов те, которые подходят для описания ситуации, изображённой на ней.

- Ознакомьтесь с новыми словами и словосочетаниями (которые даны с переводом) и, не читая текст, скажите, о чём может идти в нём речь.

- Расположите слова и фразы, определяющие содержание текста, в последовательности происходящих событий.

3. Упражнения в работе с заглавием текста.

- Прочитайте заглавие и скажите, о чём (о ком), по-вашему, мнению, будет идти речь в тексте.

- Переведите заглавие и ответьте на вопросы:

По какому слову заглавия можно определить, что речь идёт...?

Какое словосочетание наводит на мысль о том, что ...?

4. Упражнение в опознавании интернационализмов.

- Найдите во второй колонке перевод к каждому слову из первой (без словаря), опираясь на графический образ слов.

- Подчеркните в данных утверждениях интернациональные слова, определите их значение в родном языке и иностранном языках.

- Распределите весь список слов на две колонки: интернационализмы и «ложные -друзья переводчика», предварительно прочитав следующие словосочетания.

2. Текстовые (While-reading) стратегии

Направлены на понимание текста и формирование его интерпретации у читающего, размышление во время чтения о том, что и как читает обучающийся и насколько хорошо понимает прочитанное.

На данном этапе учитель может предложить учащимся:

найти ответы на предложенные вопросы;

 вставить в текст пропущенные слова или выражения;

подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что в тексте не упомянуто;

составить предложения по порядку;

найти соответствия;

выполнить задание на множественный выбор;

подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев;

догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте;

восполнить недостающую информацию

во время чтения текста заполните таблицу

3. Послетекстовые (Post-reading) стратегии

Необходимы для проверки понимания прочитанного и служат средством контроля формирования умений смыслового чтения и возможным использованием полученной информации в будущем.

На этом этапе учитель может предложить учащимся:

выявить новое из прочитанного текста

высказать свое мнение по поводу прочитанного;

опровергнуть утверждения или согласиться с ними;

доказать или охарактеризовать что-то;

составить план текста, выделив его основные мысли;

пересказать/кратко изложить содержание текста;

рассказать текст от лица главного героя;



Предварительный просмотр:

Развитие читательской грамотности – приоритетная задача учителя

     

Функциональное чтение - это чтение с целью поиска, анализа, обобщения, интерпретации информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.

Компетенции, формируемые у обучающихся:

Умение находить и извлекать необходимую информацию.

Умение интегрировать и интерпретировать информацию.

Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте. 

Умение использовать информацию из текста.

Виды текстов:

Сплошной (линейный)

Несплошной (нелинейный)

Смешанный

Составной

Учить детей:

Различать виды текстов.

Извлекать информацию, анализировать, сравнивать, противопоставлять информацию из разных видов текстов.

Трансформировать информацию из сплошного текста в несплошной и наоборот.

Самостоятельно создавать несплошные тексты.

Критерии отбора текста:

Текст должен быть ученику интересен.

Объем текста не должен превышать норму. 

Тексты должны содержать информацию в сплошном и несплошном видах и предполагать работу по преобразованию текстов.

Содержание текста, иллюстрации, диаграммы, таблицы должны способствовать развитию познавательной активности, кругозора.

Этапы работы с текстом :

Предтекстовый (Pre-reading).

Текстовый (While-reading).

Послетекстовый (Post-reading).

 «Извлечь из мертвой буквы живой… .

…– это еще ничего не значит, что … и как … прочитанное – вот в чем главное».

                              К.Д. Ушинский.

Смысл,чтение, читать, понимать.

     

 Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Виды функциональной грамотности

1

Читательская грамотность

2

Математическая грамотность

3

Естественнонаучная грамотность

4

Финансовая грамотность

5

Глобальные компетенции

6

Креативное мышление

There are 6 types of functional literacy.

They are Reading Literacy, Mathematical Literacy, Natural Science Literacy, Financial literacy, Global competencies, Creative thinking.

253ad037ad436e4fafb5a4d81f515fa9

Описание уровней читательской грамотности в исследовании PISA

Уровень

Нижняя граница уровня

Что могут продемонстрировать учащиеся, достигшие данного уровня читательской грамотности

6

698

Читатель способен детально и точно интерпретировать текст в целом, все его части, каждую единицу информации, сообщенной в самых глубинных слоях текста, и каждую, даже самую неприметную деталь формы, которая лишь косвенно связана с вопросом. Читатель демонстрирует полное и подробное понимание нескольких текстов и связей между ними. От читателя требуется понимание незнакомых ему идей, выраженных в тексте или текстах, содержащих противоречивую информацию. Для интерпретации этих идей читателю необходимо самостоятельно строить абстрактные понятия, привлекать фоновые, в том числе академические знания. Читатель способен давать критическую оценку сложному тексту на незнакомую тему.

Сравнивая информацию из разных текстов, анализируя явные и скрытые цели авторов, оценивая качество и достоверность источников, он может выявлять расхождения и противоречия между текстами, делать выводы и выдвигать гипотезы на основании прочитанного, опираясь одновременно на несколько критериев, соединяя разрозненную информацию и учитывая несколько точек зрения.

5

626

Читатель способен понимать длинные тексты, находить и связывать единицы информации, содержащейся в самых глубинных слоях, способен одновременно работать с несколькими достаточно длинными текстами, прокручивая их и переключая внимание с одного на другой для сопоставления информации. Он может отвечать на вопросы, которые напрямую не отсылают к конкретной информации в тексте, при этом находить несколько единиц релевантной информации, в том числе размещённой в разных источниках. Причём читателю постоянно приходится отбирать информацию, относящуюся к задаче, среди множества сходных единиц.

Содержание и форма этих текстов незнакомы читателю. Задания этого уровня предполагают вычитывание и понимание понятий, которые противоречат читательским ожиданиям. Осмысление текста опирается на критическую оценку информации и выдвижение собственных предположений с опорой на сведения из текста. Читатель способен видеть различия между содержанием текста и его целью, между фактом и мнением, в том числе в абстрактных высказываниях, способен оценить достоверность представленных в тексте утверждений и выводов и объективность информации на основе сигналов, относящихся как к содержанию текста, так и к информационному источнику.

4

553

Читатель способен находить и связывать единицы информации, не сообщенной в явном виде, решать задачи, которые требуют запоминания содержания предыдущей задачи. Некоторые задания этого уровня требуют понимания языковых нюансов в их связи с целостным сообщением текста. Другие задания предполагают понимание текста на тему, незнакомую читателю. Читатель должен обнаружить детальное и точное понимание длинных и сложных текстов с незнакомым содержанием и формой. Основанием для читательской оценки и гипотез, развивающих мысль автора, служат специальные знания, сообщенные в тексте.

Читатель может сравнивать несколько точек зрения и делать выводы, основанные на информации из нескольких источников. Он может оценить взаимосвязь между конкретным высказыванием и мнением человека или выводами по обсуждаемой проблеме. Опираясь на характерные особенности текстов (например, заголовки и иллюстрации), он может размышлять о способах, которые использует автор, чтобы выразить свою точку зрения; может сопоставлять утверждения из разных текстов, если они сформулированы в явном виде, и оценивать значимость информации и достоверность источника, опираясь на ясные критерии.

Уровень

Нижняя граница уровня

Что могут продемонстрировать учащиеся, достигшие данного уровня читательской грамотности

3

480

Читатель способен выявлять буквальный смысл одного или нескольких текстов при отсутствии явной информации или формальных подсказок, устанавливать такие связи между единицами текстовой информации, которые удовлетворяют нескольким критериям. Сравнение, противопоставление и категоризация отдельных сообщений текста проводится одновременно по нескольким основаниям. Для выделения главной мысли текста связывает и интерпретирует отдельные части текста; сопоставляет несколько авторских точек зрения с опорой на явную информацию. Может формулировать достаточно сложные выводы, истолковывать значение слова или фразы.

Объем текста не должен превышать одной страницы. Искомая информация часто не сообщается в явном виде, текст содержит немало противоречивой информации и других трудностей: некоторые идеи текста не отвечают читательским ожиданиям или сформулированы через отрицание. Для осмысления текста читатель должен разъяснять отдельные элементы содержания и формы текста или давать им оценку. Некоторые задания этого уровня требуют детального понимания связи между сообщениями текста и общеизвестными, повседневными знаниями, некоторые задания предполагают работу с содержанием, которое нельзя отнести к общеизвестному.

2

407

Читатель способен верно выбрать интернет-источник с необходимой информацией из перечня, опираясь на явные, иногда сложные подсказки, найти в тексте одну или несколько единиц информации, требующей дополнительного, но несложного осмысления, распознать главную мысль текста, понять связи отдельных частей текста, интерпретировать отдельные части текста, сравнивая или противопоставляя отдельные сообщения текста и оценивая аргументы, которыми они подкреплены. Может формулировать несложные выводы, даже когда тексты содержат некоторую «зашумляющую» информацию, размышлять о цели небольшого текста или конкретного фрагмента, если эта цель явно выражена, понимать назначение простых приемов графического выделения информации.

Для осмысления текста читатель должен установить ряд связей между текстом и внетекстовыми знаниями, опираясь на личный опыт и собственные отношения к описанным реалиям.

335

Читатель способен найти в тексте одну или несколько единиц информации, изложенной в явном виде, распознать главную тему текста или цель автора, отделить важную информацию от второстепенной, понять буквальный смысл небольшого сообщения. Тема и тип текста должны быть знакомы читателю. Читатель способен установить связь между сообщением текста и общеизвестными, житейскими знаниями. Искомая информация лежит на поверхности текста и специально выделена; текст практически не содержит противоречивой информации. И текст, и вопрос к нему содержат подсказки, помогающие читателю найти информацию, необходимую для ответа на вопрос.

1b

262

Читатель может прочитать текст за ограниченное время, имея ясную и простую цель, понять его буквальный смысл. Он способен найти в тексте одну единицу информации, изложенной в явном виде. Текст должен быть коротким, синтаксически простым. Тема и тип текста должны быть знакомы читателю. Как правило, такой текст содержит подсказки для читателя, например, иллюстрации или повторения. Текст не содержит противоречивой или избыточной информации. Для интерпретации такого текста требуется связать соседние сообщения текста.

Читатель способен верно выбрать интернет-источник с необходимой информацией из небольшого списка, опираясь на явные подсказки.

Кодификатор умений читательской грамотности

Группа читательских умений

Код умения читательской грамотности

1.Находить и извлекать информацию из текста

  1. Находить информацию, представленную в явном виде
  1. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста
  1. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста

2.Интегрировать и интерпретировать информацию текста

2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)

2.2. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста)

2.3. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста

2.4. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)

2.5. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом

2.6. Интегрировать и формулировать выводы (умозаключения) на основе обобщения отдельных частей текста / на основе нескольких источников

2.7. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом

2.8. Преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую, используя таблицы, графики, рисунки и др.

3.Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

3.1. Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора

3.2. Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов; обнаруживать иронию, юмор, различные оттенки смысла, выраженные словом; воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении

3.3. Оценивать полноту, достоверность

информации

3.4. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах

3.5. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте

4.Использовать информацию из текста

4.1. Использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний

4.2. Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний

4.3. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу

4.4. Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста

4.5. Выявлять связь между прочитанным и

современной реальностью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приоритетной задачей учителя в условиях информатизации общества является развитие критического мышления"

Приоритетной задачей учителя в условиях информационного общества является развитие критического мышления. Поскольку критическое мышление уж...

«Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»

laquo;Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»...

Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках искусства и технологии

Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том ...

Методическая разработка "Развитие читательской грамотности обучающихся на уроках географии, как одного из компонентов функциональной грамотности"

Данная разработка основана на ФГОС и посвящена проблеме развития читательской грамотности обучающихся на уроках географии. Содержит практические наработки. Разработка может быть полезной для учителей ...

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Мастер -класс Решение контекстных задач на уроках биологии как способ развитие читательской грамотности школьников

Сценарий мастер - класса   по использованию задач с биологическим содержанием для формирования читательской  грамотности как важного компанента функциональной грамотности...

« Школа современного учителя. Развитие читательской грамотности»

Выступление  на методическом объединении «Филология» на тему:                    «...