Использование приёмов технологии « Развитие критического мышления» на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как условие формирования коммуникативно - речевой компетенции учащихся с депривацией слуха
статья на тему

Мельникова Марина Михайловна

В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие детей. Такой подход обращает школу к личности ребёнка, к его внутреннему миру, где таятся ещё неразвитые способности и возможности. Цель школы – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Задача учителя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_vystupleniya_na_metodicheskom_obedinenii.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приёмов технологии « Развитие критического мышления» на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как условие формирования коммуникативно - речевой компетенции учащихся с депривацией слуха

В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие детей. Такой подход обращает школу к личности ребёнка, к его внутреннему миру, где таятся ещё неразвитые способности и возможности. Цель школы – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Задача учителя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребёнка.

Технология развития критического мышления является оптимальной методикой для решения данной задачи. Работая в режиме данной технологии, учитель перестаёт быть главным источником информации, и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Ценность данной технологии состоит в том, что она способствует формированию речевой компетентности учащихся, учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию. Учитель и ученик вместе участвуют в добыче знаний.

Я работаю учителем индивидуальных занятий по РСВ и ФП и остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали и имеют в моей практике наиболее положительные результаты. Это синквейн, кластер, инсерт, вопросы тонкие и толстые, моделирование. Владимир Абрамович Караковский вывел формулу технологии критического мышления. Он говорил так: «Подскажи идею, а как её реализовать, я сам соображу».

В основу ТРКМ (коммуникативно-речевой компетенции учащихся с депривацией слуха)

 положен базовый дидактический принцип, состоящий из трёх этапов: вызов, осмысление, рефлексия. Исследователи утверждают, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе нужны полученные знания и как ты сможешь их применить. Стадия вызова настраивает на получение новой информации. Стадия осмысления – содержательная, в ходе которой и происходит направленная, осмысленная работа. Стадия рефлексии превращает информацию в собственно знание.

Синквейн – это один из приёмов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Слово «синквейн» происходит от француского слова «пять» и означает стихотворение, состоящее из 5 строк. Правила написания синквейна:

1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2.Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3.Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

4.четвёртая строка – это фраза, из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

5.Последняя строчка – это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы.

Синквейны применяют на стадии рефлексии.

Примеры. При изучении текста «Снегирь» в 4 классе ученик составил синквейн:

Снегирь

красногрудый, красивый

появляется, летает, сидит

украшает живую природу зимой

птица!

При изучении текста «О милосердии» (По Д.А. Гранину) в 10 классе был составлен синквейн:

Милосердие

необходимое, редкое

прощает, сопереживает, помогает

людям всегда оставаться Человеком

добро!

Применяю «Синквейны» при изучении лексических тем. Например.

Книга

интересная, красочная

берём, рассматриваем, читаем

любим ходить в библиотеку

ученье – свет.

Подснежник

весенний, нежный

появился, вырос, зацвёл

мороза не боится, хоть и маленький

цветок!

Волк

Серый, зубастый

сидит, воет, рыщет

по полю телят ищет

Зверь!

Можно предложить обучающимся различные задания по синквейну: найди ошибку, составь рассказ по готовому синквейну, составь или отгадай загадку.

Кластеры – это наглядный способ графической передачи учебного материала. В переводе означает пучок, созвездие. Последовательность действия проста и логична. Посередине чистого листа надо написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы. Вокруг написать слова или предложения, подходящие для данной темы. (Модель планеты и её спутников). По мере записи, появившиеся слова соединяются линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются « спутники», устанавливаются новые логические связи. Система кластеров позволяет охватить большой объём информации. Кластеры используются на этапах: вызов, осмысление, рефлексия.

Приведу пример кластера при изучении правил орфоэпии на стадии рефлексии в 5 классе.

Приём « Инсерт» сделают зримыми процесс накопления информации. Данный приём я применяю при восприятии текстов, на стадии вызова, осмысления и рефлексии. После того, как ученик воспринял текст целиком, затем по предложениям, ответил на вопросы, он прочитывает данный текст и на этом этапе предлагается система маркировки текста. Галочкой помечается то, что уже известно ученику; знаком «минус» помечается то, что ученик не понял; знаком «плюс» помечается то, что является интересным; вопросительный знак ставится, если что – то неясно, возникло желание узнать больше. Читая текст, ученик помечает соответствующим значком отдельные слова, словосочетания или предложения. Далее ученику предлагается систематизировать данную информацию, расположив её в соответствии со своими пометками в следующую таблицу.

Далее идёт последовательное обсуждение каждой графы таблицы. Приём способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.

Приём «Толстые и тонкие вопросы» - использую также при изучении текстов на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Тонкие вопросы: Кто? Что? Когда? Почему?

Толстые: Объясните, нужно ли … ? Например, при изучении текста «Товарищи» в 4 классе были заданы следующие тонкие вопросы: Что было у ребят? Где собрались ребята? Кто побежал первым? Кто побежал за Серёжей? Что случилось с Серёжей? Кто помог Серёже? Также были заданы толстые вопросы: Объясните, почему победил Дима?

«Моделирование» – данный приём использую при формировании звукопроизношения, а также при восприятии фраз. Первое, где мы начинаем использовать модели – это знакомство детей с речевым дыханием, а именно с воздушной струёй. На практике это может осуществляться следующим образом. Предлагаем детям подуть на ладошку холодным или тёплым воздухом. Затем предложить зарисовать воздушную струю (тёплую струю – красным карандашом, холодную – синим). Так создаётся первая модель. Для развития артикуляционного аппарата используется также модели, смотря на которые ребёнок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки, таким образом, как показано на модели. Модель служит наглядной опорой, постоянно напоминая артикуляцию звука. Дети знакомятся со следующими моделями: картинки (например, изображающие органы артикуляции), игрушечные органы артикуляции; пиктограммы (например звук «С» соотносится с пиктограммой «насос»); рисунки (например, отражающие названия определённых упражнений); схемы (например, для определения местоположения звука в слове). Как показывает практика, эти модели значительно проще, чем классические профили.

Для детей с нарушенным слухом большую трудность представляет целостное восприятие фраз, они затрудняются в проговаривании стихов, скороговорок. Вместо того чтобы проговаривать фразу целиком, дети стремятся к пословному повторению за учителем. Приёмы наглядного моделирования дают возможность ребёнку зрительно представить предложение целиком. Например, скороговорка «Курица снесла яйцо под крыльцо» легко трансформируется в 3картинки. Ребёнок наглядно представляет все слова, может посчитать их, назвать каждое из них, повторить предложение. Можно использовать данные картинки – символы для тренировки памяти (восстанови по памяти предложение); внимания (договори конец предложения); связной речи (придумай рассказ, используя все слова); развития интонации, темпа (скажи с вопросительной, восклицательной интонацией, скажи фразу быстро, медленно, выделяя определённое слово).

Таким образом, использование ТРКМ не только повышает эффективность коррекционной работы, но и учит добывать информацию, делать сравнения, составлять внутренний план умственных действий, речевого высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности на индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи.

Одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является повышение познавательной и творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся, развитие которы...

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения.

Из опыта работы. "Использование  элементов здоровьесберегающих  технологий на  индивидуальных  занятиях  по развитию  слухового  восприятия  и  формировани...

Методические рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Методические рекомендации по применению метода развития критического мышления на учебных занятиях по дисциплине «Обществознание».В рекомендациях представлены методы и приемы, применяемые при проведени...

Педсовет: «Формирование коммуникативно-речевой компетенции учащихся на уроках разных образовательных областей»

Педсовет: «Формирование коммуникативно-речевой компетенции учащихся на уроках разных образовательных областей»...