Современный урок и педагогические технологии
материал по теме

Паначёва Ирина Евгеньевна

Презентация и тезисы к выступлению по теме

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПАНАЧЁВА И.Е. 2010

Слайд 2

Инновационным изменениям подлежат: - само понятие "урок", его изменение по отношению к современной ситуации; - типология урока (новые типы уроков способны перевести его в качественно иной вид, например, уроки-проекты, уроки-погружения); - методологические элементы урока: смысл, цели, роль в общем образовании; - методические структурные элементы урока: задачи, содержание, средства, формы и методы обучения, система контроля, оценки, рефлексии; - форма подготовки и проведения урока учителем , например, с помощью ресурсов и технологий Интернет.

Слайд 3

Урок – ученье в назначенный час, срочная задача, назиданье, вперед наука. В.И. Даль

Слайд 4

По данным социологических исследований у учащихся старшей ступени атрофируются чувства: самостоятельности -45%, ответственности -34%, стремления к творчеству -77%, размышлениям -57%, критичному и мотивированному отношению к действительности -74% .

Слайд 5

Современный урок , – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени.

Слайд 6

Н. Г. Чернышевский: «Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова».

Слайд 7

Цели образования XXI века: уметь жить; уметь работать; уметь жить вместе; уметь учиться.

Слайд 8

« Современные педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности образовательной деятельности школы»

Слайд 9

ПРОТИВ: сложность перехода на технологический режим обучения; невозможность перевода всей информации на технологический язык обучения; усиливают дефицит общения; не работают на развитие творческого мышления и творческих способностей (особенно машинные технологии); работают на основе смоделированных алгоритмов и программ.

Слайд 10

Так может и не стоит ничего менять?

Слайд 11

- очень умный человек учится на ошибках других, -просто умный – на своих, -а дурак не учится ни на чьих.

Слайд 12

ЗА: возможность диагностичности цели и результатов учебно-воспитательного процесса; достижение гарантированного результата в обучении; повторяемость и воспроизводимость результатов; формирование умений и навыков, доведенных до совершенства; экономия времени, средств, сил на достижение поставленных целей; их можно рассматривать как базу для развития творческого мышления и способностей.

Слайд 13

Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, — Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. (Н.Рыленков)

Слайд 14

Анкета « Стиль преподавания» 1.Если класс не приведен в порядок 1)моя реакция зависит от ситуации 2) я не обращаю на это внимание 3)не могу начать урок 2. Я считаю своим долгом сделать замечание , если ребенок нарушает порядок в общественном месте 1) в зависимости от ситуации 2) нет 3) да 3 . Я предпочитаю работать под руководством человека, который 1) предлагает простор для творчества 2)не вмешивается в мою работу 3)дает четкие указания

Слайд 15

4.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана 1) в зависимости от ситуации 2) предпочитаю импровизацию 3) всегда 5 Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне 1) предпочитаю выяснить отношения 2) игнорирую этот факт 3) плачу ему той же монетой 6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять 1) я пытаюсь принять его точку зрения 2) перевожу разговор на другую тему 3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку

Слайд 16

7.По- моему в школьном коллективе важнее всего 1) работать творчески 2) отсутствие конфликтов 3) трудовая дисциплина 8. Я считаю , что учитель может повысить голос на ученика 1) нет , это недопустимо 2) затрудняюсь ответить 3) если ученик этого заслуживает 9. Непредвиденные ситуации на уроках 1) можно эффективно использовать 2) лучше игнорировать 3) только мешают учебному процессу 10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией 1) нет 2) когда как 3) не знаю

Слайд 17

Посчитайте сколько у вас 1,2 и 3. Если у Вас больше 1 , то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению , поощряет самостоятельность суждений , учитывает не только успеваемость , но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия :побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении , доброжелательный настрой , способствующий эффективности обучения

Слайд 18

Преобладание второго варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя . Такой педагог уходит от принятия решений , передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы , в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания., испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка , чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.

Слайд 19

Преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права , как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно., значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.

Слайд 20

В заключение Главное , что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем. «Комфорт»- в переводе с английского- поддержка, укрепление «Комфорт» –это обстановка, обеспечивающая удобство , спокойствие, уют.



Предварительный просмотр:

ТЕЗИСЫ

Откуда пошло слово – урок?

 Слайд 3  Слышится в нем что-то и от судьбы (рок), и от дремучего леса (урочище).  Ассоциации не из приятных. А на самом деле? Наиболее понятный и привычный смысл (по В.И. Далю) – ученье в назначенный час, срочная задача, назиданье, вперед наука.                                    

   Каждый новый день современной жизни преподает нам такие уроки, после которых небо становится с овчинку. По данным социологических исследований, количество учителей, осознающих себя жертвами социальных обстоятельств, значительно превысило критический предел . Слайд 4  То же самое можно сказать и об учениках. У них все больше атрофируются чувства самостоятельности, ответственности, стремления к творчеству, размышлениям, критичному и мотивированному отношению к действительности.

   Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. 
     Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.                              

    Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.                                                           

    Слайд 5  Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека . Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Слайд 6 связь с Слайд 7 

Обсуждение Слайд 8

Вывод   Слайд 9


Слайд 10  Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: большинство учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме. 
И реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это – традиционно.

Так может ничего не нужно менять?

Слайд 11  Чтобы этот вопрос не остался риторическим, вспомним одну известную мудрость: очень умный человек учится на ошибках других, просто умный – на своих, а дурак не учится ни на чьих.

Человечество развивается благодаря тому, что умных людей становится все больше.

Вывод Слайд 12  

Слайд 13   Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему  давать урок, развивая понимание   знаний, умений, навыков, создавая условия осознания их ценностей и смыслов.

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок . Неоспоримо одно : он должен быть одушевленным личностью учителя.

Слайд 14 Анкета   

Слайд 15  Так что же для  нас современный урок ?

Ответы:

это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие , развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность.  потребность

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

  Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

  1. «Комфорт» - в переводе с английского - поддержка, укрепление
  2. «Комфорт» - это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок (фрагмент педагогического совета)

Видение  учителя на современный урок....

«Современный урок: эффективные педагогические технологии»

Современный учитель – прежде всего специалист, обладающий   личностным комплектом знаний, умений, навыков и желанием преподавать.  В этой связи можно выделить основные компетенции...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное обра...

Современный урок как педагогическое произведение преподавателя

Вопрос о соотношении технологии и художественного процесса на уроке очень серьезен.  Ведь урок в музыкальной школе - это вечные противодействия ремесла и творчества, технологий и художественного ...