Современный урок (фрагмент педагогического совета)
статья на тему
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете на тему: « Современный урок – это новое явление или хорошо забытое старое?» Теория современного урока. Основные категории: мотивация, преемственность, адаптация, индивидуализация и дифференциация. Дискуссия.
Слушали учителя Грачеву И.С.
«Современный урок – хорошо забытое старое».
И с этим нельзя не согласиться. Об уроке написано множество книг, статей. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, встречаются участники образовательного процесса: учитель- ученик. Между ними всегда – океан информации и рифы противоречий. И это – нормально.
По моему мнению традиционный урок – это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.
Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии:
- учащиеся примерно одного возраста;
- класс работает по единому годовому плану и программе;
- основной единицей занятий является урок;
- урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, материалу;
- работой учащихся на уроке руководит учитель.
Так что же такое традиционный урок?
Традиционный урок – это целенаправленный, систематический планомерный процесс формирования знаний, умений, навыков (ЗУН) подрастающего поколения.
А что может быть более важным в школе, чем знания? Недаром в нашу коррекционую школу переходят ученики с других школ города. Родители узнают, что у нас прежде всего дают знания. Игра – хорошо, но умение говорить, писать, считать, развитие ума все же дают возможность совершенствовать даже самым слабым учащимся. Известно, что человек, увлеченный чем-либо ( спорт или какой-либо предмет, театр, искусство) в будущем вооруженный знаниями будет более самостоятельным и ответственным.
Большинство учителей отмечает резкое снижение умственного развития учеников и это хорошо заметно во многих классах нашей школы как учащихся 7 и 8 вида. Недаром слышишь: «Он не соответствует своему виду». Но мы – учителя и мы обучаем этих детей, изменяем, корректируем Программы, стараемся дифференцированно подходить к обучению, даем индивидуальные задания. А обучение ведет за собой развитие детей. Конечно, тяжело работать с детьми, чья мотивация на знания отсутствует или занижена, что особенно заметно в последние годы. Но потому мы и учителя-дифектологи.
На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. Это: . 1. Организационный момент.
- Контроль знаний (проверка дом. задания).
- Объяснение нового материала (повторение, закрепление).
- Закрепление, пройденного материала (тренировочные упражнения).
- Задание на дом.
- Итоги урока.
Отсюда и задачи, поставленные учителем на уроке. Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может.
Преимущество традиционного урока как формы организации педагогического процесса состоит в том, что он имеет:
- благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы;
в) позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал;
г) стимулирует другие виды деятельности школьников (в том числе внеклассную и домашнюю);
д) на уроке ученики овладевают не только системой ЗУН, но и самими методами познавательной деятельности.
- Школа с традиционной технологией остается "школой знаний", основной акцент ставится на информированность личности. Правда, это - авторитарная технология. Но в ней много положительного: (слайд 6)
- систематический характер обучения;
- упорядоченную, логически правильную подачу материала;
- организационную четкость;
- оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.
Учеба – серьезный, тяжелый, социально-значимый труд. И это действительно так. И никуда не деться от монотонных моментов традиционного урока, но это того стоит. Только преодолевая трудности в обучении, складывается личность. Задача вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой ставится не только традиционной школой нашего времени, но и ее ставили еще и наши деды и прадеды.
Вернусь вновь к секретам успешной работы учителя на классическом уроке. Бытует мнение, что добиться высоких результатов, проводя обычные, традиционные уроки невозможно! Но это не так. Мы забываем, что традиционный урок – это и уроки викторины, и игры, интегрированные и бинарные уроки, уроки с применением технических средств (слайд 7). Именно таких уроков в нашей школе больше, чем новых нестандартных, т.е. современных уроков. Но разве урок традиционный не может быть современным? И я считаюм – может!
Современный урок – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, с традициями в образовании. Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 80% учителей по-прежнему предпочитают работать по традиции. В нем все близко и понятно.
Хочется назвать основные аргументы в пользу классики:
- даются прочные, систематические глубокие знания, интересная работа, уверенность в ее пользе;
- организация работы проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей;
- все нормы четко прописаны, легко выполняются;
- опора на коллектив позволяет уделять равное внимание и «отличникам» и «троечникам», индивидуально и дифференцировано подходить к каждому.
Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые имеются в наличии, а они не всегда такие, какие хотелось бы иметь любому современному учителю. Таким образом, традиционный урок остается основным и становится современным только при условии, когда наряду со знаниями и технологиями мы все свое творчество и умения направляем на ребенка и идем от него.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок и педагогические технологии
Презентация и тезисы к выступлению по теме...
Выступление на педагогическом совете школы Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования.
В выступлении изложены основные требования к современным учителям иностранного языка...
Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»
Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи: - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...
План проведения, справка по итогам посещенных уроков, презентация педагогического совета "Работа со слабоуспевающими учащимися"
Проблема неуспеваемости в школе (причины в видении 3 участников образовательного процесса-учеников, учителей и родителей) и способы решения проблемы на уроках....
«Современный урок: эффективные педагогические технологии»
Современный учитель – прежде всего специалист, обладающий личностным комплектом знаний, умений, навыков и желанием преподавать. В этой связи можно выделить основные компетенции...
Современный урок как педагогическое произведение преподавателя
Вопрос о соотношении технологии и художественного процесса на уроке очень серьезен. Ведь урок в музыкальной школе - это вечные противодействия ремесла и творчества, технологий и художественного ...