Современный урок (фрагмент педагогического совета)
статья на тему

Грачева Ирина Сергеевна

Видение  учителя на современный урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitel.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете на тему: « Современный урок – это новое явление или хорошо забытое старое?» Теория современного урока. Основные категории: мотивация, преемственность, адаптация, индивидуализация и дифференциация. Дискуссия.

Слушали учителя Грачеву И.С.

«Современный урок – хорошо забытое старое».

И с этим нельзя не согласиться. Об уроке написано множество книг, статей. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, встречаются участники образовательного процесса: учитель-  ученик. Между ними всегда – океан информации и рифы противоречий. И это – нормально.

По моему мнению традиционный урок –  это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.                                

     Отличительные признаки   традиционной классно-урочной технологии:

  1. учащиеся примерно одного возраста;
  2. класс работает по единому годовому плану и программе;
  3. основной единицей занятий является урок;
  4. урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, материалу;
  5. работой учащихся на уроке руководит учитель.

Так что же такое традиционный урок?

Традиционный урок – это целенаправленный, систематический планомерный процесс формирования  знаний, умений, навыков (ЗУН)  подрастающего поколения.

А что может быть более важным в школе, чем знания? Недаром в нашу коррекционую школу переходят ученики с других школ города. Родители узнают, что у нас прежде всего дают знания. Игра – хорошо, но умение говорить, писать, считать, развитие ума все же  дают возможность совершенствовать даже самым слабым учащимся.  Известно, что человек,  увлеченный чем-либо ( спорт или какой-либо предмет, театр, искусство)  в будущем вооруженный знаниями будет более самостоятельным и ответственным.

Большинство учителей отмечает резкое снижение умственного развития учеников и это хорошо заметно во многих классах нашей школы как учащихся 7 и 8 вида. Недаром слышишь: «Он не соответствует своему виду». Но мы – учителя и мы  обучаем этих детей, изменяем, корректируем Программы, стараемся дифференцированно подходить к обучению, даем  индивидуальные задания.  А обучение ведет за собой развитие детей. Конечно, тяжело работать с детьми, чья мотивация на знания отсутствует или занижена, что особенно заметно в  последние годы. Но потому  мы и учителя-дифектологи.

На традиционном  уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. Это:                                                                                                                                .     1. Организационный момент.

  1. Контроль знаний (проверка дом. задания).
  2. Объяснение нового материала (повторение, закрепление).
  3.  Закрепление, пройденного материала (тренировочные упражнения).
  4. Задание на дом.    
  5. Итоги урока.                                                                                                

Отсюда и задачи, поставленные учителем на уроке.  Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может.

Преимущество традиционного урока как формы организации педагогического процесса состоит в том, что он имеет:

  1. благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы;

в) позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал;

г) стимулирует другие виды деятельности школьников (в том числе внеклассную и домашнюю);

д) на уроке ученики овладевают не только системой ЗУН, но и  самими методами познавательной деятельности.

  1. Школа с традиционной технологией остается "школой знаний", основной акцент ставится на информированность личности.  Правда, это - авторитарная технология. Но в ней много положительного: (слайд 6)
  2. систематический характер обучения;                                                              
  3. упорядоченную, логически правильную подачу материала; 
  4. организационную четкость;                                                                                  
  5. оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.                                      

Учеба – серьезный, тяжелый, социально-значимый труд. И это действительно так. И никуда не деться от монотонных моментов традиционного урока, но это того стоит. Только преодолевая трудности в обучении, складывается личность. Задача  вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой  ставится  не только традиционной школой нашего времени, но и  ее ставили еще и наши деды и прадеды.

Вернусь вновь к секретам успешной работы учителя на классическом уроке. Бытует мнение, что добиться высоких результатов, проводя обычные, традиционные уроки невозможно! Но это не так. Мы забываем, что традиционный урок – это и уроки викторины, и игры, интегрированные и бинарные уроки, уроки с применением технических средств (слайд  7). Именно таких уроков в нашей школе больше, чем новых нестандартных, т.е. современных уроков. Но разве урок традиционный не может быть современным? И я считаюм – может!

Современный урок – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, с традициями в образовании. Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 80% учителей по-прежнему предпочитают работать по традиции.  В нем все близко и понятно.

     Хочется назвать основные аргументы  в пользу классики:

  1. даются прочные, систематические глубокие знания, интересная работа, уверенность в ее пользе;
  2. организация работы проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей;
  3. все нормы четко прописаны, легко выполняются;
  4. опора на коллектив позволяет уделять равное внимание и «отличникам» и «троечникам», индивидуально и дифференцировано подходить к каждому.

Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые имеются в наличии, а они не всегда такие, какие хотелось бы иметь любому современному учителю.  Таким образом, традиционный урок остается основным и становится современным только при условии, когда наряду со знаниями и технологиями мы все свое творчество и умения направляем на ребенка и идем от него.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок и педагогические технологии

Презентация и тезисы к выступлению по теме...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

План проведения, справка по итогам посещенных уроков, презентация педагогического совета "Работа со слабоуспевающими учащимися"

Проблема неуспеваемости в школе (причины в видении 3 участников образовательного процесса-учеников, учителей и родителей) и способы решения проблемы на уроках....

«Современный урок: эффективные педагогические технологии»

Современный учитель – прежде всего специалист, обладающий   личностным комплектом знаний, умений, навыков и желанием преподавать.  В этой связи можно выделить основные компетенции...

Современный урок как педагогическое произведение преподавателя

Вопрос о соотношении технологии и художественного процесса на уроке очень серьезен.  Ведь урок в музыкальной школе - это вечные противодействия ремесла и творчества, технологий и художественного ...