Выступление на педсовете тема: Современный урок и инновационные технологии
материал по биологии на тему
Материал для выступления на педсовете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhilina_rd_vystuplenie_na_ped.sovete.docx | 24.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Жилина Роза Даниловна
Учитель биологии МБОУ «СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Урок – главное мерило таланта и труда учителя. Ведь именно на уроке для преподавателя открывается огромное поле деятельности.
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть пути повышения эффективности урока:
- Создание на каждом уроке таких условий, чтобы основами изучаемого материала учащиеся овладевали на самом занятии, и усваиваться они должны не механически, а осознанно.
- Создание возможности для максимального развития каждого ребенка в условиях коллективной деятельности. Для этого необходимо продумывать не только содержание и объем работы для более сильных учеников (например, большее количество задач для них), но и какие-то иные приемы.
- Увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке.
- Соблюдение межпредметных и внутрипредметных связей. Главное – дать школьникам не только систему определенных знаний, но и сформировать у них системность мышления, а это возможно лишь при соблюдении внутрипредметных и межпредметных связей.
- Сокращение времени на контроль за знаниями, умениями и навыками (особенно устных опросов) Речь идет о поисках качественно новых форм контроля, которые при сокращении времени повышают эффективность проверки. С этой целью необходимо использовать разнообразные средства (компьютеры, карточки-задания, анкеты с вопросами). Каждый учитель может разработать собственную систему контроля.
- Эффективность урока во многом определяется уровнем общеинтеллектуальных навыков учащихся (прежде всего вычислительных и чтения). С развитием телевидения резко стал падать удельный вес книги в образовательном процессе. Поэтому стоит особое внимание уделять обучению работе с книгой именно на уроке. Во время изложения материала на уроке можно ставить, например, такие задачи: «попробуй предположить», «докажи, сколько здесь возможных решений», «какие решения более рациональны» и т.д.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. Моя методическая тема: «Проектно-исследовательская деятельность с применением ИКТ с целью повышения качества образования».
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Основные требования к проекту.
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
То есть проект – это “пять П”:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Перед проведением работ по каждому из проектов руководителем должна быть четко выстроена логическая схема:
- Задачи: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить.
- Методы: виды деятельности.
- Результат: проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской.
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.
Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимыми оборудованием, средствами и материалами.
В организацию исследования входят следующие действия обучающихся:
- подумать самостоятельно о том, что об этом известно, какие суждения можно высказать по этому поводу, какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования;
- посмотреть книги по теме и записать важную информацию;
- спросить у взрослых и записать интересную информацию;
- посмотреть телематериалы и записать то, что ты узнал из фильмов;
- используя Интернет, записать сведения, полученные с помощью компьютера;
- понаблюдать и записать необычные факты и парадоксы, полученные с помощью наблюдений;
- провести эксперимент и записать план и результаты.
В проектной и исследовательской деятельности детей развиваются важнейшие общеучебные, познавательные умения и навыки.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская тактика ребенка – это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое. Это видно из мониторинга мотивации к исследовательской деятельности: в первом классе наличие только ситуативного интереса; но уже начиная со второго класса – рост устойчивого и обобщенного интереса к исследовательской деятельности.
Таким образом, современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.
Приложение урок в 7 классе по теме «Нервная система».
Источники:
http://kuvmetodist.ucoz.ru - Инновационные технологии при внедрении ФГОС
http://festival.1september.ru/articles/411473/ http://shkolazhizni.ru - Что такое развивающее обучение? Инновационные методики обучения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.
Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Выступление на Педсовете "Метод проектов как новая педагогическая технология в образовательном процессе".
Выступление на Педсовете "Метод проектов как новая педагогическая технология в образовательном процессе"....
Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...
Выступление на педсовете Тема. Инновационные технологии в дополнительном образовании детей.
Данный материал позволит ответить на вопросы: как организовать проектную деятельность обучающихся в воспитательной деятельности. Какова роль моя, как педагога, в проектной деятельности.Ког...
Выступление на педсовете по теме: «Современный урок как условие выхода на новые образовательные результаты в ходе реализации стандартов третьего поколения»
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить ...