«Современный урок: эффективные педагогические технологии»
учебно-методический материал на тему

Васильева Татьяна Анатольевна

Современный учитель – прежде всего специалист, обладающий   личностным комплектом знаний, умений, навыков и желанием преподавать.  В этой связи можно выделить основные компетенции современного учителя, среди которых:

  • осуществляя коммуникативно-деятельностный подход, планировать учебный процесс, используя разнообразные формы взаимодействия, включая учащихся разного уровня подготовки в разные виды детальности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов;
  • осуществляя индивидуально-личностный подход в развитии коммуникативной компетенции обучающихся и принципы дифференцированного обучения,  подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность;
  • использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои учебные достижения и совершенствовать их в процессе системной подготовки к итоговой аттестации по  русскому языку и литературе в формате ОГЭ, ЕГЭ, выпускное сочинение;

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современный урок: эффективные педагогические технологии (выступление на педагогическом совете МОУ СОШ №3) учитель: Васильева Т.А.

Слайд 2

Три постулата заложены в основании современного урока: 1 . Урок есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности учителя и ученика. 2.Урок есть часть жизни ребёнка. 3. Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью , выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства.

Слайд 3

1. технология развития критического мышления ; 2.исследовательский метод ; 3. технология диалогового обучения ; 4. проблемное обучение ; 5. метод формирования понятий

Слайд 4

Технология создания диалогового общения Диалог – это способ отношений , который позволяет быть услышанным; где главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы Формы диалога Диалог как форма мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация). Познавательный диалог : порождение проблемы, формирование задачи, поиск решения, объяснение партнеру найденного решения, вывод Диалог как форма обучения учебные задачи ставятся в виде нерешенных проблем, парадоксов: требует обсуждения конкретного предмета

Слайд 5

Метод побуждающих и фокусирующих вопросов Вопросы для построения диалогической ситуации : вопросы с различными вариантами ответов: «Какое понятие в данном ряду является лишним?» вопросы, направленные на припоминание уже известных данных: «Какие признаки вы теперь добавите в характеристику предложения?» интерпретирующие вопросы: «Как изменится ваше впечатление от прочитанного о герое, если вы обратите внимание на его речь?»

Слайд 6

Метод побуждающих и фокусирующих вопросов Вопросы для построения диалогической ситуации : вопросы для обоснования ответа , например: «Можешь ли привести пример, подтверждающий твой ответ?» или «Как ты можешь это доказать?» ; вопросы для построения выводов , которые способствуют активизации учащихся, например : « Какой вывод после выполнения задания вы можете сделать?»

Слайд 7

Технология проблемного обучения: проблемные вопросы для решения творческих задач моделирования ситуаций вхождения в проблему творческого исследования, установления комплекса проблем исследования, выявления пути их решения проблемный вопрос является фактором актуализации и мобилизации направленного мыслительного процесса учащегося, его познавательной деятельности

Слайд 8

С формулируем такой проблемный вопрос по рассказу И.С . Тургенева «Муму»: Кто виноват в бедах Герасима ? путь постижения смысл рассказа авторский замысел (идея, герои) Что писатель хотел сказать своему читателю ? Какие вопросы Тургенев задает своему читателю? Почему? К кому обращается писатель? Почему ? СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ по проблемному вопросу

Слайд 9

Учебник 5 класс (в 2-х частях) автор Т.А. Ладыженская Электронное приложение к учебнику Тетрадь «Тематический контроль» под редакцией И.П. Цыбулько

Слайд 10

Лексическая работа на уроках литературы в 5 классе О чем мне рассказали старые слова? 2. Словарик «военных» слов 3. Словарь малороссийских слов «Путешествуем по Диканьке» Исследование «Что скрыто в имени твоем?» 5. Метод формирования понятий (кротость, коварство, лесть, терпение, нетерпимость и др. ) 6. Иллюстрации.



Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете №4

(февраль 2016 г.)

«Современный урок: эффективные педагогические технологии»

(учитель русского языка Васильева Т. А.)

Современный учитель – прежде всего специалист, обладающий   личностным комплектом знаний, умений, навыков и желанием преподавать.  В этой связи можно выделить основные компетенции современного учителя, среди которых:

  • осуществляя коммуникативно-деятельностный подход, планировать учебный процесс, используя разнообразные формы взаимодействия, включая учащихся разного уровня подготовки в разные виды детальности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов;
  • осуществляя индивидуально-личностный подход в развитии коммуникативной компетенции обучающихся и принципы дифференцированного обучения,  подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность;
  • использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои учебные достижения и совершенствовать их в процессе системной подготовки к итоговой аттестации по  русскому языку и литературе в формате ОГЭ, ЕГЭ, выпускное сочинение;
  • уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.
  • уметь организовать понятийную работу учащихся.
  • уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.
  • владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе и др.

На современном уроке литературы и русского языка должны использоваться все возможные методы, способы и технологии, позволяющие достигать поставленных целей. Среди них можно отметить:

  • технологию развития критического мышления;
  • проектно-исследовательский метод;
  • организацию разнообразных форм диалога;
  • методы формирования понятий

Значит, будет правильно, если на уроке будет проводиться исследование не ради самого исследования (пусть даже самого тщательного!), а для создания коммуникации поиска смыслов (теоретического материала, текста произведения, идеи, самого чтения и исследования).

1. Технология создания диалогового  общения на уроках литературы

Диалоговые технологии  и развитие творческих способностей учащихся

Диалог – это не только форма деятельности, а способ отношений, который позволяет быть услышанным; где главное не воспроизведение информации, а размышление,   обсуждение проблемы. На уроке общение организуется как своеобразная встреча «моё, твоё, Ваше», как обмен субъектным опытом учителя и ученика. Причем, учитель реализует в ходе такого общения не только свой жизненный опыт в виде собственной позиции, суждений, оценки анализируемой проблемы, но и выступает носителем социокультурных образцов, так как он должен добиться усвоения учеником их общепринятого содержания (научного, этического, нравственного, социального).

Формы диалога

Результаты реализации технологии

Диалог как  форма мышления способствует развитию навыков овладения инструментами мышления, в качестве которых выступают мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).

  • позволяет участвовать в проектировании и подтверждении  гипотезы;
  • способствует формированию межличностных отношений и такого общения, которые обеспечат ценностное усвоение содержания, приобщение к опыту и ценностям других, саморазвитие каждого участника диалогического взаимодействия.

Познавательный диалог: порождение проблемы, формирование задачи, поиск решения, объяснение партнеру найденного решения, сопоставление гипотез, констатацию вывода, правильного ответа.

  • способствует более глубокому овладению понятием,
  • способствует формированию познавательных универсальных учебных действий: общеучебных действий, универсальных логических действий, действий постановки и решения проблемы.

Диалог как форма обучения, при которой учебные задачи ставятся в виде нерешенных проблем, парадоксов: требует обсуждения конкретного предмета, доведенного до столкновения различного способа видения мира. Роль учителя в этом случае ограничивается функциями «дразнящего собеседника», провоцирующего учащихся на движение их мысли по заданной траектории и заранее знающего ответ.

способствует формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий:

  • общения и взаимодействия с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией;
  • действия с учетом позиции другого;
  • сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • работы в группе;
  • следования морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;
  • саморегуляции,
  • самооценке и т.д.

Диалогические ситуации как способ организации исследовательской деятельности учащихся

Роль учителя в создании диалогических ситуаций

Роль ученика

  1. Формирование понятий

ставит вопросы, направляющие и стимулирующие мышление детей

ведут самостоятельный интеллектуальный поиск.

Методы построения диалогической ситуации: побуждающие и фокусирующие вопросы, соответствующие различным типам мыслительной деятельности: перечислению данных, описанию по признакам, объединению признаков в определенные группы («Каков портрет данного литературного героя?» - побуждают учеников к перечислению данных, описанию предмета по признакам, к объединению данных в понятийные группы (лицо, фигура, речь, поступки и т.д.).

2.  Интерпретация данных

направляет активность учащихся в русло исследования при этом доброжелательно принимает ответы, несмотря на возможные ошибки.

вступают в ситуацию исследования во взаимодействии; выявляют причинно-следственных связи и соотношения в исследуемом.

Вопросы для  построения диалогической ситуации:

- фокусирующие (направляющие) вопросы, которые сосредотачивают внимание  школьников на тех предметах или тех свойствах, которые необходимо сопоставить:

-  вопросы с различными вариантами ответов, например: «Какое понятие в данном ряду является лишним?»;

- вопросы, направленные на припоминание уже известных данных, например: «Какие признаки необходимо добавить в характеристику предложения?»;

 - интерпретирующие вопросы: например:  «Как изменится ваше впечатление от прочитанного о герое, если вы обратите внимание на его речь?»;

- вопросы для обоснования ответа, например: «Можешь ли привести пример, подтверждающий  твой ответ?» или «Как ты можешь это доказать?»;

- вопросы для построения  выводов, которые способствуют активизации учащихся, например: «Какой вывод после выполнения задания вы можете сделать?»

  1. применение правил и принципов.

Побуждает учеников к объяснению новых явлений

выстраивают гипотезы, объясняют неизвестное, прогнозируют результат исследования  и т.д.

2. Технология проблемного обучения организуется на основе:

  • проблемных вопросов для решения творческих задач (например,  составление сравнительной характеристики образов царицы и царевны в сказке Пушкина);
  • моделирования ситуаций вхождения в проблему творческого исследования, установления комплекса проблем исследования, выявления пути их решения (например, составление плана, алгоритма написания ответов краткого объема, развернутых ответов, сочинения).

 Первоначально принцип проблемного обучения использовался как имитация поиска: учитель, конечно же, заранее знает ответ на установленный вопрос. Его задачей является привести учеников к правильному ответу. Но в ходе творческого решения задачи возникают (и так должно быть!) ситуации «неожиданных», но ожидаемых открытий – т.е. новое, что и составляет приращение знаний для всех субъектов процесса исследования: и учителя, и ученика

Познавательная роль проблемного вопроса бесспорна. По словам Ю.И. Зуева, «удачно поставленный вопрос и система вопросов порой являются той силой, которая движет целые области знания».

Например, сформулируем такой проблемный вопрос по рассказу И.С. Тургенева «Муму»: Кто виноват в бедах Герасима? Для ответа на такой вопрос требуется определенное интеллектуальное усилие. Прежде чем ответить на поставленный учителем вопрос, обучающийся должен пройти путь постижения:

  1. смысла рассказа:
  • Какие события  сподвигли  писателя дать в художественной форме ответ на актуальные, общечеловеческие вопросы?
  1. авторского замысла (т.е. выявить идею этого произведения):
  • Что писатель (в нашем случае И.С. Тургенев)  хотел сказать своему читателю?
  • Какие вопросы он задает своему читателю? Почему?
  • К кому обращается писатель? Почему?

       Другими словами, собственно проблемный вопрос является фактором актуализации и мобилизации направленного мыслительного процесса учащегося, его познавательной деятельности, например, в процессе написания творческой работы –сочинение-размышление по рассказу Тургенева «Муму».

Практическая деятельность в рамках системно-деятельного подхода на уроках русского языка и литературы в 5 классе

Русский язык: работа ведется по учебнику Ладыженской – переработанная в соответствии ФГОС линия УМК.  Отличия: теоретический материал         часто обыгран в форме диалогов учеников и учителя; работа по развитию речи больше стала направлена на выражение личностного отношения: напишите рассуждение на одну из тем (по выбору учащегося), "Чем я больше всего люблю заниматься и почему», «Какой любимый предмет я больше всего люблю и почему», «Мое любимое животное», напиши письмо друзьям, родным или близким людям. Практическая работа по учебнику- классический вариант заданий. Поэтому дополнительно работа ведется по тетрадям Цыбулько «Тематический контроль.5 класс.ФГОС». Разделы: «Лабораторная работа», «самостоятельная работа», «практикумы» (вопросы: что делали, что наблюдали, чему научились. Разделы «Учимся защищать проект – целеполагание – для чего я это делаю, что хочу узнать). Задания содержат деятельностную инструкцию: проанализируй результаты, спланируй дальнейшую деятельность с учетом выводов. Есть раздел «Проект. Создай свой словарик» - во втором полугодии. Много заданий на установление соответствия, сравнения, часто задания имеют формулировки, которые встречаются в тестах ОГЭ и ЕГЭ. Ведется работа в тетрадях со справочным материалом- долгосрочный проект (пример справочников в 7 классе, портфолио по подготовке к ОГЭ в 9 классе)

По литературе:

Систематически проводится лексическая работа: мимоходом, пленять, шорник- значения устаревших слов (стихотворения Пушкина, поэма «Руслан и Людмила»), специальных слов- профессионализмов (составление словарика военных слов при изучении стих-я Лермонтова «Бородино» -лафет, кивер, мундир, булат), знакомство с диалектными словами – составление путевых записок - словарь малороссийских слов (Гоголь «Ночь перед Рождеством»: бричка, черевички,  кныш, смушки, галушки); мини-исследование - о чем вам рассказали фамилии героев (Жилин и Костылин, Червяков);

Далее углубляем лексическую работу  -  вводим постепенно нравственные понятия при изучении произведений: царевна- кротость, целомудрие, барыня  из рассказа «Муму» - лицемерие, герои басен Крылова- тщеславие, лесть, коварство; терпение, страдание- стихотворение «Тройка», «Кавказский пленник»- мужество, выносливость, доброта, нетерпимость, вражда с людьми иной национальности. Подбираем пословицы и афоризмы: 1 вариант о любви к людям, 2 вариант – о доброте , 3 вариант о войне и мире.

Личностное отношение, рефлексия, метод проблемных вопросов:

- Над чем меня заставил задуматься рассказ Толстого «Кавказский пленник»?

- Составьте юмористический рассказ о случае из жизни (после прочтения рассказов Чехова)

- Кто из героев рассказа «Муму» вызывает у вас/симпатию/неприятие/ сочувствие?

При изучении произведений по литературе в 5 классе часто идем через рисунок, соединяя художественное творчество с освоением теоретико-литературоведческими понятиями- знакомство с терминами:

- нарисуй кадры диафильма к мифу в хронологической последовательности;

-сделай 6 кадров диафильма к фрагментам стихотворения «Бородино», обращая внимание на кульминационные точки в сюжете стихотворения;

 -сделай к иллюстрациям цитатный комментарий, используя строки стихотворения;

-нарисуй портреты героев, отразив отрицательные или положительные черты   - при составлении сравнительной характеристики героев (сказка «Царевна-лягушка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,  рассказ «Муму»);

-изобрази на ленте времени основные элементы композиции сказки: завязка, кульминация, развязка (мифы об Одиссее, рассказ «Кавказский пленник»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок и педагогические технологии

Презентация и тезисы к выступлению по теме...

Современный урок: эффективность процесса (использование педагогических технологий при моделировании урока в выпускном классе)

Данная работа представляет собой  разработку урока в 11 классе «Работа с текстом при подготовке к сочинению части С - 1 ЕГЭ» с методическим сопровождением. Учитель рассказал, как учащиеся вместе ...

Информационно-коммуникационные технологии и Интернет -ресурсы на современном уроке - эффективная организация образовательного процесса

В условиях нарастающего потока информации и расширения информационного пространства необходимо адаптировать школьников к современной жизни, а значит, научить их самостоятельно осваивать и систем...

Научная статья "Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы"

В данной работе ставится задача рассмотреть эффективные современные педагогические технологии, которые может применить в своей работе учитель русского языка и литературы в условиях реализации Ф...