«Современный урок: эффективные педагогические технологии»
учебно-методический материал на тему
Современный учитель – прежде всего специалист, обладающий личностным комплектом знаний, умений, навыков и желанием преподавать. В этой связи можно выделить основные компетенции современного учителя, среди которых:
- осуществляя коммуникативно-деятельностный подход, планировать учебный процесс, используя разнообразные формы взаимодействия, включая учащихся разного уровня подготовки в разные виды детальности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов;
- осуществляя индивидуально-личностный подход в развитии коммуникативной компетенции обучающихся и принципы дифференцированного обучения, подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность;
- использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои учебные достижения и совершенствовать их в процессе системной подготовки к итоговой аттестации по русскому языку и литературе в формате ОГЭ, ЕГЭ, выпускное сочинение;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Современный урок: эффективные технологии на уроках русского языка и литературы | 2.2 МБ |
Современный урок:эффективные технологии | 27.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Три постулата заложены в основании современного урока: 1 . Урок есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности учителя и ученика. 2.Урок есть часть жизни ребёнка. 3. Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью , выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства.
1. технология развития критического мышления ; 2.исследовательский метод ; 3. технология диалогового обучения ; 4. проблемное обучение ; 5. метод формирования понятий
Технология создания диалогового общения Диалог – это способ отношений , который позволяет быть услышанным; где главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы Формы диалога Диалог как форма мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация). Познавательный диалог : порождение проблемы, формирование задачи, поиск решения, объяснение партнеру найденного решения, вывод Диалог как форма обучения учебные задачи ставятся в виде нерешенных проблем, парадоксов: требует обсуждения конкретного предмета
Метод побуждающих и фокусирующих вопросов Вопросы для построения диалогической ситуации : вопросы с различными вариантами ответов: «Какое понятие в данном ряду является лишним?» вопросы, направленные на припоминание уже известных данных: «Какие признаки вы теперь добавите в характеристику предложения?» интерпретирующие вопросы: «Как изменится ваше впечатление от прочитанного о герое, если вы обратите внимание на его речь?»
Метод побуждающих и фокусирующих вопросов Вопросы для построения диалогической ситуации : вопросы для обоснования ответа , например: «Можешь ли привести пример, подтверждающий твой ответ?» или «Как ты можешь это доказать?» ; вопросы для построения выводов , которые способствуют активизации учащихся, например : « Какой вывод после выполнения задания вы можете сделать?»
Технология проблемного обучения: проблемные вопросы для решения творческих задач моделирования ситуаций вхождения в проблему творческого исследования, установления комплекса проблем исследования, выявления пути их решения проблемный вопрос является фактором актуализации и мобилизации направленного мыслительного процесса учащегося, его познавательной деятельности
С формулируем такой проблемный вопрос по рассказу И.С . Тургенева «Муму»: Кто виноват в бедах Герасима ? путь постижения смысл рассказа авторский замысел (идея, герои) Что писатель хотел сказать своему читателю ? Какие вопросы Тургенев задает своему читателю? Почему? К кому обращается писатель? Почему ? СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ по проблемному вопросу
Учебник 5 класс (в 2-х частях) автор Т.А. Ладыженская Электронное приложение к учебнику Тетрадь «Тематический контроль» под редакцией И.П. Цыбулько
Лексическая работа на уроках литературы в 5 классе О чем мне рассказали старые слова? 2. Словарик «военных» слов 3. Словарь малороссийских слов «Путешествуем по Диканьке» Исследование «Что скрыто в имени твоем?» 5. Метод формирования понятий (кротость, коварство, лесть, терпение, нетерпимость и др. ) 6. Иллюстрации.
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете №4
(февраль 2016 г.)
«Современный урок: эффективные педагогические технологии»
(учитель русского языка Васильева Т. А.)
Современный учитель – прежде всего специалист, обладающий личностным комплектом знаний, умений, навыков и желанием преподавать. В этой связи можно выделить основные компетенции современного учителя, среди которых:
- осуществляя коммуникативно-деятельностный подход, планировать учебный процесс, используя разнообразные формы взаимодействия, включая учащихся разного уровня подготовки в разные виды детальности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов;
- осуществляя индивидуально-личностный подход в развитии коммуникативной компетенции обучающихся и принципы дифференцированного обучения, подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность;
- использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои учебные достижения и совершенствовать их в процессе системной подготовки к итоговой аттестации по русскому языку и литературе в формате ОГЭ, ЕГЭ, выпускное сочинение;
- уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.
- уметь организовать понятийную работу учащихся.
- уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.
- владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе и др.
На современном уроке литературы и русского языка должны использоваться все возможные методы, способы и технологии, позволяющие достигать поставленных целей. Среди них можно отметить:
- технологию развития критического мышления;
- проектно-исследовательский метод;
- организацию разнообразных форм диалога;
- методы формирования понятий
Значит, будет правильно, если на уроке будет проводиться исследование не ради самого исследования (пусть даже самого тщательного!), а для создания коммуникации поиска смыслов (теоретического материала, текста произведения, идеи, самого чтения и исследования).
1. Технология создания диалогового общения на уроках литературы
Диалоговые технологии и развитие творческих способностей учащихся
Диалог – это не только форма деятельности, а способ отношений, который позволяет быть услышанным; где главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. На уроке общение организуется как своеобразная встреча «моё, твоё, Ваше», как обмен субъектным опытом учителя и ученика. Причем, учитель реализует в ходе такого общения не только свой жизненный опыт в виде собственной позиции, суждений, оценки анализируемой проблемы, но и выступает носителем социокультурных образцов, так как он должен добиться усвоения учеником их общепринятого содержания (научного, этического, нравственного, социального).
Формы диалога | Результаты реализации технологии |
Диалог как форма мышления способствует развитию навыков овладения инструментами мышления, в качестве которых выступают мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация). |
|
Познавательный диалог: порождение проблемы, формирование задачи, поиск решения, объяснение партнеру найденного решения, сопоставление гипотез, констатацию вывода, правильного ответа. |
|
Диалог как форма обучения, при которой учебные задачи ставятся в виде нерешенных проблем, парадоксов: требует обсуждения конкретного предмета, доведенного до столкновения различного способа видения мира. Роль учителя в этом случае ограничивается функциями «дразнящего собеседника», провоцирующего учащихся на движение их мысли по заданной траектории и заранее знающего ответ. | способствует формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий:
|
Диалогические ситуации как способ организации исследовательской деятельности учащихся
Роль учителя в создании диалогических ситуаций | Роль ученика |
| |
ставит вопросы, направляющие и стимулирующие мышление детей | ведут самостоятельный интеллектуальный поиск. |
Методы построения диалогической ситуации: побуждающие и фокусирующие вопросы, соответствующие различным типам мыслительной деятельности: перечислению данных, описанию по признакам, объединению признаков в определенные группы («Каков портрет данного литературного героя?» - побуждают учеников к перечислению данных, описанию предмета по признакам, к объединению данных в понятийные группы (лицо, фигура, речь, поступки и т.д.). | |
2. Интерпретация данных | |
направляет активность учащихся в русло исследования при этом доброжелательно принимает ответы, несмотря на возможные ошибки. | вступают в ситуацию исследования во взаимодействии; выявляют причинно-следственных связи и соотношения в исследуемом. |
Вопросы для построения диалогической ситуации: - фокусирующие (направляющие) вопросы, которые сосредотачивают внимание школьников на тех предметах или тех свойствах, которые необходимо сопоставить: - вопросы с различными вариантами ответов, например: «Какое понятие в данном ряду является лишним?»; - вопросы, направленные на припоминание уже известных данных, например: «Какие признаки необходимо добавить в характеристику предложения?»; - интерпретирующие вопросы: например: «Как изменится ваше впечатление от прочитанного о герое, если вы обратите внимание на его речь?»; - вопросы для обоснования ответа, например: «Можешь ли привести пример, подтверждающий твой ответ?» или «Как ты можешь это доказать?»; - вопросы для построения выводов, которые способствуют активизации учащихся, например: «Какой вывод после выполнения задания вы можете сделать?» | |
| |
Побуждает учеников к объяснению новых явлений | выстраивают гипотезы, объясняют неизвестное, прогнозируют результат исследования и т.д. |
2. Технология проблемного обучения организуется на основе:
- проблемных вопросов для решения творческих задач (например, составление сравнительной характеристики образов царицы и царевны в сказке Пушкина);
- моделирования ситуаций вхождения в проблему творческого исследования, установления комплекса проблем исследования, выявления пути их решения (например, составление плана, алгоритма написания ответов краткого объема, развернутых ответов, сочинения).
Первоначально принцип проблемного обучения использовался как имитация поиска: учитель, конечно же, заранее знает ответ на установленный вопрос. Его задачей является привести учеников к правильному ответу. Но в ходе творческого решения задачи возникают (и так должно быть!) ситуации «неожиданных», но ожидаемых открытий – т.е. новое, что и составляет приращение знаний для всех субъектов процесса исследования: и учителя, и ученика
Познавательная роль проблемного вопроса бесспорна. По словам Ю.И. Зуева, «удачно поставленный вопрос и система вопросов порой являются той силой, которая движет целые области знания».
Например, сформулируем такой проблемный вопрос по рассказу И.С. Тургенева «Муму»: Кто виноват в бедах Герасима? Для ответа на такой вопрос требуется определенное интеллектуальное усилие. Прежде чем ответить на поставленный учителем вопрос, обучающийся должен пройти путь постижения:
- смысла рассказа:
- Какие события сподвигли писателя дать в художественной форме ответ на актуальные, общечеловеческие вопросы?
- авторского замысла (т.е. выявить идею этого произведения):
- Что писатель (в нашем случае И.С. Тургенев) хотел сказать своему читателю?
- Какие вопросы он задает своему читателю? Почему?
- К кому обращается писатель? Почему?
Другими словами, собственно проблемный вопрос является фактором актуализации и мобилизации направленного мыслительного процесса учащегося, его познавательной деятельности, например, в процессе написания творческой работы –сочинение-размышление по рассказу Тургенева «Муму».
Практическая деятельность в рамках системно-деятельного подхода на уроках русского языка и литературы в 5 классе
Русский язык: работа ведется по учебнику Ладыженской – переработанная в соответствии ФГОС линия УМК. Отличия: теоретический материал часто обыгран в форме диалогов учеников и учителя; работа по развитию речи больше стала направлена на выражение личностного отношения: напишите рассуждение на одну из тем (по выбору учащегося), "Чем я больше всего люблю заниматься и почему», «Какой любимый предмет я больше всего люблю и почему», «Мое любимое животное», напиши письмо друзьям, родным или близким людям. Практическая работа по учебнику- классический вариант заданий. Поэтому дополнительно работа ведется по тетрадям Цыбулько «Тематический контроль.5 класс.ФГОС». Разделы: «Лабораторная работа», «самостоятельная работа», «практикумы» (вопросы: что делали, что наблюдали, чему научились. Разделы «Учимся защищать проект – целеполагание – для чего я это делаю, что хочу узнать). Задания содержат деятельностную инструкцию: проанализируй результаты, спланируй дальнейшую деятельность с учетом выводов. Есть раздел «Проект. Создай свой словарик» - во втором полугодии. Много заданий на установление соответствия, сравнения, часто задания имеют формулировки, которые встречаются в тестах ОГЭ и ЕГЭ. Ведется работа в тетрадях со справочным материалом- долгосрочный проект (пример справочников в 7 классе, портфолио по подготовке к ОГЭ в 9 классе)
По литературе:
Систематически проводится лексическая работа: мимоходом, пленять, шорник- значения устаревших слов (стихотворения Пушкина, поэма «Руслан и Людмила»), специальных слов- профессионализмов (составление словарика военных слов при изучении стих-я Лермонтова «Бородино» -лафет, кивер, мундир, булат), знакомство с диалектными словами – составление путевых записок - словарь малороссийских слов (Гоголь «Ночь перед Рождеством»: бричка, черевички, кныш, смушки, галушки); мини-исследование - о чем вам рассказали фамилии героев (Жилин и Костылин, Червяков);
Далее углубляем лексическую работу - вводим постепенно нравственные понятия при изучении произведений: царевна- кротость, целомудрие, барыня из рассказа «Муму» - лицемерие, герои басен Крылова- тщеславие, лесть, коварство; терпение, страдание- стихотворение «Тройка», «Кавказский пленник»- мужество, выносливость, доброта, нетерпимость, вражда с людьми иной национальности. Подбираем пословицы и афоризмы: 1 вариант о любви к людям, 2 вариант – о доброте , 3 вариант о войне и мире.
Личностное отношение, рефлексия, метод проблемных вопросов:
- Над чем меня заставил задуматься рассказ Толстого «Кавказский пленник»?
- Составьте юмористический рассказ о случае из жизни (после прочтения рассказов Чехова)
- Кто из героев рассказа «Муму» вызывает у вас/симпатию/неприятие/ сочувствие?
При изучении произведений по литературе в 5 классе часто идем через рисунок, соединяя художественное творчество с освоением теоретико-литературоведческими понятиями- знакомство с терминами:
- нарисуй кадры диафильма к мифу в хронологической последовательности;
-сделай 6 кадров диафильма к фрагментам стихотворения «Бородино», обращая внимание на кульминационные точки в сюжете стихотворения;
-сделай к иллюстрациям цитатный комментарий, используя строки стихотворения;
-нарисуй портреты героев, отразив отрицательные или положительные черты - при составлении сравнительной характеристики героев (сказка «Царевна-лягушка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», рассказ «Муму»);
-изобрази на ленте времени основные элементы композиции сказки: завязка, кульминация, развязка (мифы об Одиссее, рассказ «Кавказский пленник»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок и педагогические технологии
Презентация и тезисы к выступлению по теме...
Современный урок: эффективность процесса (использование педагогических технологий при моделировании урока в выпускном классе)
Данная работа представляет собой разработку урока в 11 классе «Работа с текстом при подготовке к сочинению части С - 1 ЕГЭ» с методическим сопровождением. Учитель рассказал, как учащиеся вместе ...
Информационно-коммуникационные технологии и Интернет -ресурсы на современном уроке - эффективная организация образовательного процесса
В условиях нарастающего потока информации и расширения информационного пространства необходимо адаптировать школьников к современной жизни, а значит, научить их самостоятельно осваивать и систем...
Эффективные педагогические технологии в образовательном процессе в соответствии с ФГОС. Работа с текстом на уроке английского языка
О работе с текстом как системе по формированию различных умений и навыков....
Научная статья "Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы"
В данной работе ставится задача рассмотреть эффективные современные педагогические технологии, которые может применить в своей работе учитель русского языка и литературы в условиях реализации Ф...
Развитие творческого потенциала учителя и обучающегося посредством применения эффективных педагогических технологий на уроках технологии
Развитие творческого потенциала учителя и обучающегося на уроках технологии....
«Развитие творческого потенциала учителя и обучающегося посредством применения эффективных педагогических технологий на уроках музыки»
quot;Педагогический труд не творческим не бывает..."...