"Технология интегрированного обучения как средство формирования культурологической компетенции обучающихся"
методическая разработка по теме
Методические рекомендации была представлены на муниципальном конкурсе "Инноватика в образовании" (сертификат лауреата) и на республиканской выставке "Школа - 2010". Конспекты уроков можно посмотреть по ссылкам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Технологический лицей»
Технология интегрированного обучения как средство формирования культурологической компетенции обучающихся
Микушева Т.А., учитель русского языка,
литературы и мировой
художественной культуры
Сыктывкар
2010
Введение
Современное образование переживает сложный период. Изменились его цели. Появилась новая концепция образования, основанная на деятельностном подходе, определяющем, что качество знаний оценивается тем, что умеет с ними делать обучаемый. В учебных планах школ увеличивается число дисциплин, а время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе гуманитарного цикла, остается прежним.
Учителю приходится сталкиваться с увеличением объема информации при падении интереса у учащихся у чтению, к изучению отечественной и мировой культуры. Это приводит к тому, что материал на этих предметах «выдается» поверхностно, схематично, быстро. В результате в памяти учеников «каша» из дат, имен и названий произведений. На разговор о великих произведениях искусства на уроках литературы совсем не остается времени. Результаты Единого государственного экзамена по русскому языку показывают, что при выполнении задания части С учащиеся испытывают трудности в аргументации собственной позиции, особенно приводить примеры из мировой и русской литературы. Формирование же культурологической компетенции является одной из важнейших задач современного образования. Изучение уровня ключевых компетентностей старшеклассников показало, что необходимо специальная работа по формированию культурологической компетенции в процессе обучения гуманитарных предметов.
Таким образом, объектом данной работы является формирование культурологической компетентности на уроках русского языка и литературы, а предметом – технология интегрированного обучения как средство, призванное решить эту задачу.
Цель данной работы создание методических материалов для использования технологии интегрированного обучения на уроках русского языка, литературы и других предметов гуманитарного цикла.
Задачи работы:
- изучение основных законов технологии интегрированного обучения;
- составление конспектов уроков с использованием межпредметной интеграции;
- проведение апробации приемов данной технологии;
- проведение мониторинга эффективности данной технологии.
Таким образом, идея исследования: интеграция должна дать ученику те знания, которые отражают связанность частей мира как системы, призвана научить подростка представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция направлена на развитие эрудиции обучающего, на обновление существующей узкой специализации в обучении, а именно, на формирование культурологической компетенции.
Глава I
Понятие «культурологической компетенции»
Одна из составляющих понятия культурологическая компетенция – слово «культурологическая», производная от «культурология». Это новая развивающаяся наука о наиболее общих законах развития культуры как системы со сложной внутренней структурой, находящейся в постоянном развитии и взаимосвязи с другими системами и обществом в целом.
Для формирования культурологической компетенции необходима организация специальной деятельности, которая позволила бы рассматривать культуру как ценность. К концу ХХ века в философии образования появляется понятие «общепланетарный глобализм», для которого характерны следующие признаки: ориентация на взаимосвязь культуры, образования и коммуникации для обеспечения равновесия между прогрессом, интеллектуальным развитием и осмыслением опыта человеческой цивилизации.
Под «культурологической компетенцией» следует понимать сформированное качество личности, позволяющее субъекту:
А) ощущать себя объектом культурно-исторического процесса;
Б) быть широко образованным, иметь познания в разнообразных областях науки и искусства;
В) понимать закономерности развития культуры как процесса по созданию, сохранению и трансляции общечеловеческих ценностей;
Г) общаться в современном мире, оперируя реалиями, обычаями, образами не только своего народа, но и других народов Земли.
Глава II
Интеграция и ее уровни
Итеграция – это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким, последовательным, многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений. Следовательно, необходимо не соединять разные уроки, а восполнять материал одного предмета материалом другого, объединяя отобранные части в единое целое. Причём, при любых комбинациях материала, идея предмета, которой посвящён урок, должна оставаться ведущей, основной.
Само понятие интегрированного урока остаётся спорным. Таковым можно считать урок, представляющий собою новое сложное единство, лежащее в качественно иной плоскости, чем те два или предмета, на основе которых он спланирован. В методической литературе выделяется несколько уровней интегрированности. Уровень этот определяется тем кругом задач, которые можно выполнить только благодаря интеграции. В первую очередь это интенсификация познавательного интереса и процесса выработки общеучебных умений и навыков.
I уровень. Учебный материал интегрируется внутри одного конкретного предмета. Исследование учебного материала даёт возможность перехода от предметного образования к комплексному, когда из разных частей учебного материала создаётся единое целое.
II уровень. Понятийно-информационные сферы разных предметов объединяются с целью наилучшего запоминания сведений, сопутствующего повторения, введения в тему дополнительного материала.
III уровень. Явления и объекты разных областей сопоставляются и противопоставляются.
IV уровень. Самостоятельное сопоставление фактов, суждений, установление связей и закономерностей, применение выработанных учебных умений.
IV уровень позволяет решить задачу интегрированного обучения: научить детей видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нём.
Интегрирование – это не только особая комбинация учебного материала, но и способ организации учебной деятельности, предполагающий анализ учебного материала с различных позиций, вычленение главного, операции с известным в новом аспекте, решение учебных задач, выполнение заданий творческого характера. Интегрирование позволяет направить урок в русло сотрудничества, где мнения могут быть противоречивы, но любое мнение уважаемо всеми, даже если с ним не согласны. Это помогает развить одно из ценнейших достоинств: умение слушать другого, вникать в его доказательства, сравнивать чужую точку зрения со своей.
Комплексность подачи учебного материала раздвигает рамки урока, превращает интегрирование в процесс, соединяющий воедино обучение, воспитание и развитие. Урок любой формы и любого типа может быть построен как интегрированный, где интеграция понимается как способ решения учебной задачи, способ действий на уроке с целью создания устойчивого интереса к предмету.
В методической литературе выделяются интегрированные уроки самых различных форм. Вот некоторые из них:
- Урок обмена знаниями, когда ребята делятся на группы и каждая из них сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов.
- Урок взаимопроверки. Идёт работа в группах и парах, требуется большая подготовка учащихся. При всех видах деятельности ощущается острая необходимость в объективных и точных критериях оценки, чтобы, проверяя знания одноклассников, каждый школьник имел удобную и всем известную шкалу (систему) показателей для оценки.
- Урок творческого поиска: дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы.
- Урок-издание газеты или альманаха. Группам учащихся и отдельным ученикам даются задания творческого поискового характера по определённым темам, а результаты работы и составляют содержание предполагаемого издания.
-Уроки, основанные на имитации деятельности или организации: «Суд», «Следствие», «Патентное бюро», «Учёный совет» и др.
-Уроки, основанные на формах, жанрах, методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
- Уроки, напоминающие публичные формы общения – «Пресс-конференция», «Аукцион», «Бенефис», «Митинг», «Панорама», «Телемост», «Рапорт», «Живая газета», «Устный журнал» и др.
- Уроки с использованием традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Поле чудес», «Клуб знатоков»» и др.
- Уроки , трансформирующие традиционные способы организации урока: лекция-парадокс, экспресс-опрос, урок-зачёт, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар.
- Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз и др.
Интеграция учебной и внеучебной деятельности
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее не особенно важных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».
Таким образом цель современного образовательного учреждения – предоставление каждому участнику образовательного процесса места в системе единого функционального комплекса интеграции учебной и внеучебной деятельности, необходимого для формирования и развития ключевых компетенций; развитие социального партнерства и информационной открытости образовательного учреждения.
Другими словами, нашей целью является приобретение учащимися компетенций, которое зависит от активности обучаемых. Для достижения этой цели необходимо создать в школе особое пространство посредством интеграции учебной и внеучебной деятельности, через:
1. интегрированных уроков по формированию ключевых компетенций;
2. реализацию коллективных творческих проектов;
3. организацию и проведение научно-практической конференции учащихся.
Проведение интегрированных уроков проблемного содержания способствовало формированию у школьников ключевых компетенций. Коллективные творческие проекты позволяют учащимся на практике полученные на уроках умения. Исследовательский проект – составная часть современных педагогических технологий. Проектный метод становится средством активизации познавательной деятельности, формирования определенных личностных качеств и ориентируется на применение накопленных знаний и приобретение новых (порой путем самообразования), на активное включение полученных компетенций на освоение новых способов человеческой деятельности. Исследовательский подход делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями информации, педагоги становятся соучастниками процесса познания мира.
Научно-исследовательская деятельность учащихся предоставляет школьнику возможность для самоактуализации личности, включает ученика в условия интегративности при выборе путей решения исследовательских задач. Результаты научно-исследовательской деятельности учащихся представляются на научных конференциях, что дает серьезный опыт выступлений и защите своих работ.
ИКТехнологии в предметах гуманитрного цикла
Если XXI век называют веком расширяющейся системы массовых коммуникаций, "информационного" взрыва, одной из задач образования является формирование "личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа". Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.
Современный учитель - предметник обрабатывает текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на уроке, создает слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point, и демонстрирует презентацию на уроке, использует имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине, применяет учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие), осуществляет поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям, организовывает работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете, самостоятельно разрабатывает тесты или использовать готовые программы-оболочки, проводит компьютерное тестирование.
- Информационно-коммуникационные технологии повышают профессиональный уровень самого учителя. В 8-9 классах можно практиковать работу с мультимедийными учебными пособиями по предмету на разных этапах подготовки и проведения урока, строить уроки на основе защиты проектных работ учащихся с использованием ИКТ. С помощью MS Word ребята учатся оформлять свои рефераты и исследования. На этом этапе важно, чтобы и предметники придерживались единых требований к оформлению ученических работ. В старших классах ИКТ дает возможность ученикам совершенствоваться и самоактуализироваться, издавая школьную газету, участвуя в дистанционных предметных олимпиадах, конкурсах, проектах; размещать творческие и исследовательские работы в Интернете; получать дополнительную информацию по интересующему вопросу через общение при помощи электронной почты, on-line, видеоконференций и др.
Уроки с использование ИКТ разные по форме: уроки с мультимедийными пособиями, уроки с использованием компьютерной презентации (уроки объяснения нового материала в диалоговом режиме, лекция, урок-обобщение, научная конференция, защита проектов, презентация, дискуссия в режиме Интернет-конференции), урок защиты проектных работ, урок с использованием компьютерных форм контроля. Рассмотрим некоторые из них.
Уроки-лекции. Информационно-коммуникационные технологии на этом типе урока делают лекцию более эффективной и активизируют работу класса. Презентация позволяет упорядочить наглядный материал, привлечь смежные литературе виды искусства.
Урок анализа текста. На таком уроке презентация позволяет реализовать интегративный подход к обучению. Интерпретируя художественный текст, ученик может и должен видеть разнообразие трактовок образов и тем. Привлечение фрагментов спектаклей, кинофильмов, опер, различных иллюстраций, дополненных выдержками из литературоведческих работ, позволяет создать проблемную ситуацию, решить которую помогает совместная работа на уроке. Проблемно-исследовательское обучение становится ведущим на таких уроках. На слайдах размещается не только дополнительный материал, но и формулируются задания, фиксируются промежуточные и итоговые выводы.
Обобщающие уроки. С помощью презентации можно подготовить и обобщающие уроки. Задача такого типа урока - собрать все наблюдения, сделанные в процессе анализа, в единую систему целостного восприятия произведения, но уже на уровне более глубокого понимания; выйти за пределы уже затронутых проблем, эмоционально охватить все произведение. Решить эти задачи и позволяют ИКТ, создав некую визуальную метафору произведения, соединив эмоционально-художественный и логический виды творческой деятельности учащихся на уроке. Схемы, таблицы, тезисное расположение материала позволяют сэкономить время и, самое главное, глубже понять произведение. Кроме того, выводы и схемы могут появляться постепенно, после обсуждения или опроса учащихся. Учитель благодаря презентации может все время контролировать работу класса. В перечисленных типах уроков презентации созданы учителем, однако, как говорилось выше, ученик тоже может участвовать в создании презентации. В старших классах сам ученик может быть автором урока-презентации, который становится его итоговой работой по теме или курсу, творческим отчетом о результатах исследовательской работы.
Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования: умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме, умение работать в группе, умение находить информацию в различных источниках, коммуникативная компетентность, осознание полезности получаемых знаний и умений.
Интегрированные уроки. ИКТ позволяет осуществить интегративный подход в обучении.
Урок, созданный с помощью ИКТ всегда интегрированный (интегрированным уроком считают такой, который представляет собой результат совместной активной деятельности двух или нескольких учителей и учащихся). Урок готовится учителями информатики и литературы и учениками, используются материалы МХК, истории и т.п.
Не всегда интегрированный урок создается на основе презентации, но часто создается с помощью ИКТ (поиск информации в Интернет, оформление дидактических и методических разработок). Кроме того, иногда в ходе подготовки урока литературы обнаруживаются материалы, способствующие установлению интегративных связей.
Все школьные дисциплины обладают своеобразным интеграционным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интегративного курса зависят от многих условий. Учитель, прежде всего, анализирует уровень подготовленности учеников класса, оценивает их психологические особенности и познавательные интересы. Трудности, существующие в учебной деятельности, могут быть одной из причин использования интеграции, ведь порой успешное изучение школьниками одного предмета зависит от наличия у них определенных знаний и умений по другому.
Интегративный подход к преподаванию может еще более расширить границы взаимного сотрудничества между предметами школьного курса.
Когда подобная работа становится еще и поводом для использования ИКТ - для реализации творческого и интеллектуального потенциала участников образовательного процесса, для их приобщения к современным способам получения и "переработки" информации, - это способствует большему взаимному обогащению учителя и ученика.
Учителю литературы использование информационно-коммуникационных технологий дает экономию времени на уроке, глубину погружения в материал, повышенную мотивацию обучения, интегративный подход в обучении, возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов, возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока, привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.
Заключение
Все школьные дисциплины обладают своеобразным интеграционным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интеграции зависят от многих условий, которые необходимо учитывать при планировании интегрированного урока. Прежде всего, анализируется уровень подготовленности учеников определенного класса. Трудности, существующие в их учебной деятельности, могут быть одной из причин использования метода интеграции. Порой успешное изучение школьниками одного предмета зависит от наличия у них определенных знаний умений по-другому.
Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, учитель должен учитывать цель урока, подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока, определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (это идея, явление, понятие или предмет ). Поэтому могут быть необходимы сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов, разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы.
Образовательная технология интегрированного обучения призвана решить проблему, возникающую из-за увеличения объема учебной информации и ограниченности времени обучения способствует познанию учащимся целостности мира, развитию творческого потенциала, формированию культурологической компетентности.
Использование технологии интегрированного обучения показало, что на предметах гуманитарного цикла повышается эффективность обучения, появляется интерес учащихся к истории художественной культуры и литературы, т.е. учащиеся ощущают себя объектом культурно-исторического процесса, получают знания в разнообразных областях науки и искусства, понимают закономерности развития культуры как процесса по созданию, сохранению, и трансляции общечеловеческих ценностей, общаются в современном мире, оперируя реалиями, обычаями, образами не только своего народа, но и других народов Земли. Все это говорит о том, что формируется культурологическая компетенция.
Список литературы
Доманский В.А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе. М., 1999.
Карпенко М.А. Культурологическая направленность содержания образования//Педагогика 2000, №11.
Крупко С.А. Культурообразный подход в совершенствовании преподавания специальных дисциплин//Педагогический альманах 2002, №1,
Образование: традиция и инновации в условиях современных перемен: сборник.-М., 1997.
Семенов В.П. Проблемы языка как культурно-исторической среды// Русский язык в школе. 1990, №7.
Сомов Т.А. Русский язык и культура// Русский язык в школе. 2001, №5
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 2007.
Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения. – Л., 1990.
Энциклопедический социологический словарь. – М., 1995. – С. 233.
Интерет-источники
http://www.lib.ua-ru.net/dis/cont/111609.html
http://www.500rublei.ru/work/dissertstion_131826.html
http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_iovrzpip
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Билингвальное обучение как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
Внедрение билингвального обучения на уроках химии позволяет осваивать предметное содержание средствами иностранного языка. Данный опыт представлен на районной конференции "Педагогиче...
Билингвальное обучение как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
Текст выступления на районной конференции "Педагогический олимп". Билингвальное обучение рассматривается как средство формирования иноязычной компетенции обучающихся....
Презентация "Технология проблемного обучения как средство формирования личностного развития обучающихся по русскому языку"
Презентация к выступлению на методическом объединении учителей русского языкаи литературы....
Технология проблемного обучения как средство формирования личностного развития обучающихся по русскому языку.
Презентация «Технология проблемного обучения как средство формирования личностного развития обучающихся по русскому языку»...
Технология совместного обучения как средство формирования коммуникативной компетенции у учащихся на уроках английского языка
В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегр...
«Технология проблемного обучения как средство формирования исследовательских компетенций обучающихся на уроках биологии и химии»
Актуальность опыта обусловлена изменениями, которые происходят в сфере образования, задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности. Воспитать такую лич...
Активные методы обучения как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся
В статье речь идет о формах активизации учебной деятельности: проблемных и поисковых ситуациях, коллективных формах решения творческих проблем, дидактических играх....