Активные методы обучения как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся
статья по немецкому языку
В статье речь идет о формах активизации учебной деятельности: проблемных и поисковых ситуациях, коллективных формах решения творческих проблем, дидактических играх.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivnye_metody_obucheniya.docx | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Киселева Т.Б., преподаватель немецкого языка
ГАПОУ СО «Саратовский архитектурно-строительный колледж»
г. Саратов (Россия)
Подходы к преподаванию иностранного языка в течение последнего времени в нашей стране неоднократно менялись. Сейчас необходимо ограничить до минимума использование методов, которые передают обучающимся готовые знания, и сделать упор на исследовательские.
Они приобщают обучающихся к выявлению и разрешению определенных проблем, проверяют полученные решения, содействуют закреплению знаний и умений, развивают самостоятельность мышления и деятельности, формируют интерес к учебе. Необходимо выбрать оптимальные методы обучения.
Активные методы - это постоянное взаимодействие, как с преподавателем, так и между самими обучающимися. Преподаватель ставит перед студентами задачи, направленные не только на усвоение знаний, но и развитие творческих и коммуникативных способностей личности. Таким образом, активные методы обучения – это обучение непосредственно в процессе познавательной деятельности.
Среди многих форм активизации учебной деятельности можно выделить те, которые хорошо зарекомендовали себя на занятиях. Это – использование проблемных и поисковых ситуаций, коллективные формы решения творческих проблем, дидактические игры [1].
Элементы проблемного обучения можно применять на каждом занятии, если необходимо перевести обучающихся с позиций пассивного восприятия знаний на позиции активного их получения. Основное в проблемном обучении — создание проблемной ситуации, которую необходимо решить в ходе обсуждения. Проблемные вопросы отличаются от иных тем, что скрытая в них проблема требует нестандартного решения, готовой схемы решения в прошлом опыте студентов нет. Для выработки решения требуется размышление и личный опыт. Проблемную ситуацию мы можем создать при помощи проблемных заданий. Проблемное задание – это задание, которое содержит в себе проблемное слово, а именно глагол. Например: сравни, проанализируй, объясни, выбери.
Применение коллективных методы поиска решений оправдано тем обстоятельством, что человек всю свою жизнь проводит в общении, в коллективе. Умение прорабатывать совместно задачи, требующие решений, важно для будущей профессиональной деятельности. В основе этой деятельности лежит диалогическое общение, один студент высказывает мысль, другой ее продолжает или не соглашается с ней. Коллективная мыслительная деятельность учит студентов внимательно слушать выступления других, доказывать, делать выводы.
Имеются различные формы организации и проведения данного вида занятий, например, пресс-конференция. Студенты распределяются на подгруппы. Одна из групп выступает, например, в роли журналистов, другая – менеджеров предприятий. “Журналисты“ задают вопросы, “менеджеры предприятий” отвечают на них. Преподаватель выступает в роли наблюдателя, отмечая про себя активность обучающихся.
Игровые методы обучения приобретают все большую популярность. В группу имитационных игровых методов входят деловые игры. Для эффективного использования игр на занятиях необходимо формировать у студентов необходимые умения общения на иностранном языке. Этому способствуют предваряющие упражнения на тренировку выражений этикетного плана, развитие навыков разговора по телефону, микро-диалоги на заданную тему из нескольких реплик, создание диалогов на иностранном языке по образцу, чтение и воспроизведение этих диалогов, проигрывание диалога в парах. Деловая игра является одним из наиболее интересных приемлемых методов для обучения будущей деятельности. Деловые игры представляют собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности, форму моделирования систем отношений [2]. Например, по блоку «Бизнес-курс» можно провести «Ярмарку вакансий», где «службой занятости» предлагается интересная работа в совместных немецко–российских фирмах, известных немецких предприятиях. «Представители фирм» проводят «ярмарку вакансий» и выступают с рекламой продукции фирмы.
Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. Когда обучающиеся принимают роль, они играют самих себя или какого-либо персонажа в специфической ситуации. Поэтому в ролевой игре нет зрителей, а, следовательно, есть уверенность, что общение состоится, а поведение участников будет понято правильно.
Примером ролевой игры может стать «Международная студенческая конференция". В соответствии с распределенными ролями, в игре принимают участие председатель конференции, переводчик, студенты из России и страны изучаемого языка. Необходимо выбрать тему конференции. Во время игры участники делятся мнениями по теме конференции. Игра проходит в форме активного обсуждения каждого выступления. В конце конференции председатель подводит итоги конференции и делает выводы. Активизация общения между участниками учебного процесса способствует взаимному обмену информацией, передаче и усвоению знаний, ускоренному формированию навыков и умений. Основным средством овладения иностранным языком становится общение с партнерами по группе.
Таким образом, активные методы обучения способствуют созданию условий для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков студентов. Они оказывают существенное влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. Использование активных методов обучения позволяет преподавателю создать положительный микроклимат в группе, что создает атмосферу неформального, свободного и потому наиболее эффективного общения.
Библиографический список
- Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие [Текст]// Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – М.: Академия, 2007. – 176 с.
- Комплексная деловая игра [Текст]/ /Под ред. Абрамова И.Г. М.: Высшая школа, 1991. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация на тему "Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции"
Материал может быть использован при подготовке выступлений на педчтениях....
презентация на тему "Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции" 2
Материал может быть использован при подготовке выступлений на педчтениях....
презентация на тему "Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции" 3
Материал может быть использован при подготовке выступлений на педчтениях....
Доклад "Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции"
В докладе говорится о том,что для формирования этой компетенции и тех частных элементов, которые определяют её содержание, необходимо по - новому взглянуть на систему методов и приемов, организующих д...
Доклад на тему «Активные методы обучения как средство формирования общих компетенций на уроках литературы»
Доклад на тему«Активные методы обучения как средство формированияобщих компетенций на уроках литературы»...
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Выступление на школьном методическом объединении...
Доклад " Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции"
Одним из приоритетных направлений является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответств...