Технология совместного обучения как средство формирования коммуникативной компетенции у учащихся на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технология совместного обучения как средство формирования коммуникативной компетенции у учащихся на уроках английского языка
«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.
Чем труднее учителю, тем легче ученику.
Чем больше будет учитель сам учиться,
обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика,
чем больше будет следить за ходом мысли ученика,
чем больше вызывать на вопросы и ответы,
тем легче будет учиться ученик».
Л. Н. Толстой
Мы вступили в новый век, век открытий, свершений и технологий. Профессия учителя требует от нас быть в ногу со временем. Наша первостепенная цель – формирование поколения, конкурентно способных и социально адаптированных учеников, воспитание достойных граждан нашей страны и всего мира. Слаженность и взаимодействие – определяющие характеристики современного рабочего места – способность координировать мнения каждого партнера для достижения единой цели. Коммуникация в прямом смысле слова – это передача информации, но так как этот процесс двусторонний и от качества передаваемой информации, способов ее передачи зависит, будет ли достигнуто взаимопонимание, состоится ли коммуникация в целом.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.
Таким образом, в условиях реализации ФГОС второго поколения и в соответствии с требованиями Стандарта образования, одной из целей̆ изучения иностранного языка является: развитие иноязычной̆ коммуникативной̆ компетенции и в совокупности ее составляющих:
- речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой̆ деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
- языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами и ситуациями общения, отобранными для основной̆ школы;
- социокультурная/межкультурная компетенция - приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной̆ школы на разных ее этапах;
- компенсаторная компетенция - развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
- учебно-познавательная компетенция - дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности.
Современному выпускнику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия (УУД), которые дают учащемуся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться в действии.
Среди многообразия новых педагогических технологий интерес представляет технология обучения в сотрудничестве. Эта технология направлена на создание условий для учебного взаимодействия некоторого количества школьников, вовлеченных в поисковую, групповую или коллективную деятельность, с целью совместного усвоения учебного материала в разных учебных ситуациях. Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!
Так как работа на уроке строиться в группах, парах, основанная на общении и взаимодействии, технология совместного обучения становится средством формирования коммуникативной компетенции.
Основные типы взаимодействия:
- зависит от поставленной учебной задачи, которую нужно решить совместно;
- зависит от источников информации, когда каждый владеет только частью общей информации, необходимой для решения учебной задачи;
- зависит от формы поощрения.
Роль педагога здесь сводится к тому, что он ставит учебную задачу, а далее создает условия работы в сотрудничестве. При этом педагог является полноправным участником процесса обучения – он, так называемый, координатор, управляющий ходом учебной деятельности.
Условия системного применения технологии совместного обучения для самореализации каждого ученика: правильная организация учебной деятельности, учет возрастных и психологических особенностей, четкие инструкции, критерии оценивания, тайм-менеджмент.
Основные методы технологии обучения в сотрудничестве
Интерактивный метод: взаимодействие обучающихся не только с педагогом, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в учебном процессе. Взаимодействие и общение создают образовательное пространство, в котором ученик находит способы для максимальной самореализации. При этом обучение проходит не только на вербальном уровне, а также при взаимодействии со средствами обучения (различные источники информации).
Чтобы совместная деятельность стала продуктивной, необходима четкая последовательность этапов организации учебной деятельности:
- вычленение проблемы в учебном материале,
- поиск решения проблемы в группах,
- обсуждение представленных решений,
- совместный выбор оптимального,
- обязательная рефлексия.
К интерактивным методам обучения относятся:
- игровые (ролевая, ситуационная, организационно-деятельностная формы)
- дискуссионные (анализ ситуаций, диспут)
- творческие (мозговой штурм, Mind Map, презентация по теме)
- проектировочные (защита исследовательских проектов, презентаций)
- информационно-компьютерный
Приемы:
Займи позицию
Участникам предлагаются занять позицию по той или иной проблеме. Каждому участнику выдается карточка с представленной позицией и он высказывается согласно определенной роли. Другие выслушивают все высказанные мнения, а затем в своем отчете (ответе) суммирует все высказанной группой.
Шкала мнений (ранжирование)
Из предложенного списка нужно распределить пункты по степени из важности и аргументировать.
ПМИ (плюсы, минусы, идеи)
Участникам группы предлагается высказать все плюсы по данному вопросу (утверждению), минусы и по итогам предложить свои идеи по улучшению, решению или изменению данной идеи (проблемы).
Четыре угла
Четыре листа бумаги кладутся в четыре угла комнаты и ученикам предлагается пройти по всем углам и выбрать тему. После того как ученики определились с темой (в группе может быть по несколько человек), они пишут все ассоциации на листочках, а затем по очереди выдвигают тему урока. Члены других групп записывают все услышанные выражения и слова.
В процессе приобретения коммуникативной компетенции и учитель, и ученик проходят несколько ступеней, к которым мы можем отнести толерантность, понимание и принятие иностранного языка, а также способы поведения в проблемных коммуникативных ситуациях, знание грамматики и лексики.
Формирование коммуникативной компетенции проходит в три этапа:
Этап 1: начальная школа
Тема «Сравнительная и превосходная форма прилагательных»
- ученики работают с партнерами по плечу: по очереди задают вопросы и записывают краткие ответы партнеров;
- ученики работают с партнерами напротив: используя краткие ответы предыдущих партнеров, рассказывают о них в 3-м лице;
- усложненный вариант: сравнивают себя с партнером и, используя сравнительную форму прилагательных, высказываются, кто выше, старше и т.д.
Метапредметные результаты: коммуникативные УУД
1. соблюдают простейшие нормы речевого этикета и правила устного общения (здороваться, прощаться, благодарить);
2. участвуют в диалоге; задавая вопросы точно реагируют на реплики, уточняют непонятое в высказывании собеседника слушают и понимают других;
3. оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебной речевой ситуации
Предметные результаты: в коммуникативной сфере
В говорении: начинают, поддерживают и заканчивают диалог в стандартной ситуации общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
В аудировании: воспринимают на слух и полностью понимают речь одноклассников.
В чтении: оценивают полученную информацию, выражают своё мнение.
В письменной речи: записывают ответы одноклассников.
Этап 2: средняя школа
Тема «Еда»
1. ученики индивидуально составляют вопросы;
2. ученики работают с партнерами по плечу: по очереди задают вопросы и записывают ответы партнеров.
3. ученики работают с партнерами напротив: анализируют ответы предыдущих партнеров и высказываются, согласились бы они пойти на праздник предыдущего партнера, аргументируют свои ответы.
Метапредметные результаты: Коммуникативные УУД
1. соблюдают простейшие нормы речевого этикета и правила устного общения (здороваться, прощаться, благодарить);
2. участвуют в диалоге, задавая вопросы; уточняют непонятое в высказывании собеседника.
3. формулируют собственное мнение и позицию; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
4. оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебной речевой ситуации
5. критично относятся к своему мнению, сопоставляют свою точку зрения с точкой зрения другого.
Предметные результаты: в коммуникативной сфере
В говорении:
– начинают, поддерживают и заканчивают диалог в стандартной ситуации общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивают, уточняют;
– расспрашивают собеседника и отвечают на его вопросы, высказывая своё мнение в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала.
В аудировании:
– воспринимают на слух и полностью понимают речь одноклассников.
В чтении: оценивают полученную информацию, выражают своё мнение.
В письменной речи: составляют план, тезисы устного сообщения.
Этап 3: старшая школа
Тема «Типы семьи и управление хозяйством»
- ученики индивидуально составляют вопросы по диаграмме «Семьи в Объединённом Королевстве»
- в командах делятся своими вопросами и выбираю два лучших вопроса и записывают их в таблицу;
- индивидуально отвечают на эти вопросы;
- ученики работают с партнерами не из своей команды: по очереди задают вопросы и записывают ответы партнеров (2 раза);
- ученики возвращаются в свои команды, анализируют ответы предыдущих партнеров, занесенные в таблицу, совместно составляют график или диаграмму полученных результатов;
- представляют диаграммы или графики всему классу и аргументируют свои ответы.
Метапредметные результаты: коммуникативные УУД
1. соблюдают простейшие нормы речевого этикета и правила устного общения (здороваться, прощаться, благодарить);
2. участвуют в диалоге, задавая вопросы; уточняют непонятое в высказывании собеседника;
3. формулируют собственное мнение и позицию; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
4. оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебной речевой ситуации;
5. критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого; стремятся к координации различных позиций при работе в группах;
7. адекватно используют речевые средства для решения коммуникативной задачи.
Предметные результаты: в коммуникативной сфере
В говорении:
- начинают, поддерживают и заканчивают диалог в стандартной ситуации общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняют;
– расспрашивают собеседника и отвечают на его вопросы, высказывая своё мнение в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала
В аудировании:
– воспринимают на слух и полностью понимать речь одноклассников.
В чтении:
- оценивают полученную информацию, выражают своё мнение;
– читают записи с полным пониманием значимой информации, необходимая для вербального общения.
В письменной речи:
– заполняют бланк ответов;
– составлять план, тезисы устного сообщения;
- кратко излагают результаты проектной деятельности: график или диаграмма.
Критерии оценивания:
- содержание: раскрыта ли тема;
- организация речи:
1) вступительная часть (введение в тему)
2) основная часть (аспекты устной презентации)
3) заключительная часть (анализ, подведение итогов)
4) вводные слова
3. лексико-грамматическое оформление
Подводя итог вышесказанному, в совместной деятельности в процессе решения проблемы и столкновения мнений появляется возможность формировать навыки общения, развивать речь, учить договариваться друг с другом, видеть и понимать, что человек нуждается в твоей помощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Компетенция — это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации; готовность действовать в ситуации неопределенности....
Развитие продуктивных видов речевой деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка.
В настоящие время общество характеризуется усилением социальной мобильности, развитием контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров.Все вышесказанное делает особенно актуальной пр...
Представление педагогического опыта "Особенности формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка"
Особенности формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка...
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка
статья рассказывает о формирования навыков письма...
Проблемное обучение как средство формирования коммуникативной компетенции у учащихся на уроках английского языка.
Данная работа представляет собой презентацию, в которой изложены основные положения технологии проблемного обучения с позиции формирования коммуникативной компетенции....
Презентанция "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся на уроках английского языка"
Выступление на педагогическом совете от 22 апреля 2014 годаГолубева Юлия Петровна.Мое выступление посвящено формированию коммуникативнойкомпетенции у учащихся на уроках английского я...