Адаптированная рабочая программа по музыке 5 класс
рабочая программа по музыке (5 класс)

 Ульмаскулова Айсылу Равильевна

Адаптированная рабочая программа по музыке 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka.docx34.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» предназначена для учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класса 1 вариант УП и составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от № 273-ФЗ.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599.
  3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» 1 вариант УП;
  4. Учебный план КОУ.

При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:

  1. Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Музыка/ Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова. – М.: Просвещение, 2018.
  2. Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой. 2013, автор И.А.Буравлева.

Музыка» занимает значительное место и становится неотъемлемой частью эстетического воспитания детей с нарушением интеллекта.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Цель программы:

Формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении и во время слушания музыкальных произведений.

Задачи:

Формировать у обучающегося интерес к музыкальной культуре.

Развивать умения вслушиваться в музыку, запоминать и различать знакомые музыкальные звуки и мелодии.

Развивать умения прислушиваться к словам песен, осмыслить их содержание.

Формировать эстетические ориентиры.

Формировать практические навыки сотрудничества со сверстниками в совместной деятельности.

Формы и методы работы по программе:

Индивидуальная работа

2. Общая характеристика учебного предмета

Содержание программного материала данного предмета включает музыкальные сочинения для слушания и исполнения, вокальные упражнения. Основу программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.

Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащегося в зависимости от уровня певческого развития. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня-основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.

В работе с песенным материалом внимание учителя должно быть направлено на чистоту интонации. Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. В формировании устойчивого интереса к пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.

В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение с учителем.

Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности. При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.

Наряду с освоением учащимся нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученику вспомнить полюбившиеся ему песни, сохранить их в своем репертуаре. Пьесы для слушания способны выполнять несколько функций:

  • Ребенок может слушать произведения;
  • Беседовать о характере, особенностях формы произведения;
  • Пропевать главную тему инструментального произведения голосом;
  • Выполнять индивидуальные задания творческого характера: рисунки на тему произведения, сочинять небольшие сочинения, рассказы о музыке;
  • Исполнять ритмическое сопровождение к ней на музыкальных инструментах;
  • Включать ее звучание в инсценировку сказок, жизненных ситуаций и т.д.

#1052;есто в учебном плане

Рабочая программа по предмету «Музыка» в 5 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 17 часов в год, т. е. 0,5 часа в неделю (34 учебных недели)

1 четверть - 5 ч.

2 четверть - 3 ч.

3 четверть - 6 ч.

4 четверть - 3 ч.

Год - 17ч.

#1055;ланируемые результаты

Личностные результаты:

Освоение обучающимся рабочей программы, которая создана на основе ФГОС образования обучающихся с нарушениями интеллекта, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты освоения учебной программы по предмету «Музыка» для учащегося 5 класса включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

На уроках музыки будут формироваться следующие личностные результаты:

  • Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • Владение навыками коммуникации и приятными нормами социального взаимодействия;
  • Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • Принятие и освоение социальной роли обучающейся, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях;
  • Формирование эстетических потребностей и чувств;
  • развитие этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты:

Предметные результаты включаютосвоенные обучающимся знания и умения, специфичные для учебного предмета «Музыка», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающегося в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:

  • Способность выразительно петь с выполнением динамических оттенков, ритмично и выразительно.
  • Способность различать знакомые танцы по их мелодии, ритмическому рисунку, уметь различать мелодии и сопровождение в песне.
  • Способность участвовать в игре на различных музыкальных шумовых инструментах, отмечать простейший ритмический рисунок в хлопках.
  • Способность эмоционально реагировать на содержание знакомых музыкальных произведений, выполнять движения различного характера с предметами и без них.

Минимальный уровень:

  • Узнавать прослушанное произведение;
  • Помнить название и композитора;
  • Участвовать в обсуждении темы;
  • Подбирать нужные слова для описания прослушанного произведения или песни с помощью учителя;
  • Прохлопывать (простукивать) прослушанный ритмический рисунок с помощью учителя;
  • Уметь пользоваться рабочей тетрадью под руководством учителя.

Достаточный уровень:

  • Узнавать прослушанное ранее музыкальное произведение;
  • Вспоминать название и композитора, написавшего прослушанное произведение;
  • Участвовать в обсуждении темы, в выделении основной мысли прослушанного музыкального произведения или песни;
  • При анализе прослушанного произведения или песни четко и правильно подбирать слова (предложения);
  • Прохлопывать (простукивать) прослушанный ритмический рисунок;
  • Различать части музыкального произведения (песни), с опорой на таблицу;
  • Уметь пользоваться рабочей тетрадью.

Система оценивания

Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программой 5 класса по 5 – балльной системы отметок. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

  • - оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;
  • - оценка «4» - «хорошо» - от 51% до 65%;
  • - оценка «3» - «удовлетворительно» (зачет), если обучающийся верно выполняет от 35% до 50% заданий;
  • - оценка «2» - не ставится.

Оценка достижения обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального подхода.

В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащегося. Она состоит из анализа двух этапов:

1этап - промежуточная диагностика (1 полугодие)

Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме изучаемого предмета за определенный промежуток времени.

2 этап – итоговая диагностика (2 полугодие)

Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.

Данные диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов. По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов:

0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;

1 балл - обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;

2 балла - обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;

4 балла - обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции

с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;

5 баллов - обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается.

Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.

Фамилия имя уч-ся

Предметные результаты

Тимофеев Кирилл

I полугодие

II полугодие

Узнавать прослушанное ранее музыкальное произведение;

Вспоминать название и композитора, написавшего прослушанное произведение;

Участвовать в обсуждении темы, в выделении основной мысли прослушанного музыкального произведения или песни;

При анализе прослушанного произведения или песни четко и правильно подбирать слова (предложения);

Прохлопывать (простукивать) прослушанный ритмический рисунок;

Различать части музыкального произведения (песни), с опорой на таблицу;

Уметь пользоваться рабочей тетрадью.

Средний бал

Тип оценки

Уровень

Изучение предмета «Музыка» в 5 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.

Личностные учебные действия

Активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

Осуществлять действия самоконтроля за свои поступки в школе, в обществе, в природе;

Проявлять самостоятельность при выполнении заданий;

Гордиться своими успехами и достижениями

Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки и живописи и др.;

Проявлять бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия

Вступать в коммуникацию и поддерживать ее в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

Использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия

Осуществлять контроль в самостоятельной деятельности;

Осуществлять действия самоконтроля в процессе деятельности;

Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

#1057;одержание учебного предмета

Раздел 1. «Пение»

Исполнение песенного материала в диапазоне: си — ре2. Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости. Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном в сравнении с 4-м классом песенном материале, а также на материале вокально-хоровых упражнений во время распевания. Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и характера песни. Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором: ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамические оттенки.

Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз и мелодических оборотов группой или индивидуально.

  • развитие навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера;
  • развитие вокально-хоровых навыков при исполнении выученных песен без сопровождения.
  • работа над легким подвижным звуком и кантиленой.

Музыкальный материал для пения:

«По дороге с облаками» из м/ф «По дороге с облаками»; «Песенка друзей» из м/ф «По дороге с облаками»; «Утенок» из м/ф «Однажды утром»; Разучивание песни «Мир похож на цветной луг» из м/ф «Однажды утром»; «Три белых коня» из к/ф «Чародеи»; «Чтоб могли на Марс летать» из к/ф «Новогодние приключение Маши и Вити»; «Моя Россия»; «Атланты»;

Раздел 2. «Слушание музыки»

-особенности национального фольклора.

- определение жанра, характерных особенностей песен. Многожанровость русской народной песни как отражение разнообразия связей музыки с жизнью народа и его бытом.

- закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней.

-снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и проживания.

-закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и т. д.

-повторное прослушивание произведений, из программы 4-го класса.

Музыкальные произведения для слушания:

Великий русский композитор П.И.Чайковский.

Балет «Лебединое озеро»; Великий русский композитор С.В.Рахманинов.

Опера «Алеко»; Творчество норвежского композитора Эдварда Грига.

Пьеса «Пер Гюнт»; Творчество немецкого композитора Л.В.Бетховена. Симфония №3 «Героическая»; Музыкальный жанр - романс; Творчество русского композитора М.П.Мусоргского.

Опера «Борис Годунов»; Народное творчество России.

Раздел 3. «Элементы музыкальной грамоты»

Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, пауза. Формирование элементарных понятий о музыкальном размере: 2/4, 3/4,4/4.

#1050;алендарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол.часов

Виды учебной деятельности

План

дата

Факт дата

1

Разучивание песни «По дороге с облаками» из м/ф «По дороге с облаками»

1

Слушание, заучивание, исполнение

2

Разучивание песни «Песенка друзей» из м/ф «По дороге с облаками»

1

Определение темп в музыке

3

Великий русский композитор П.И.Чайковский.

Балет «Лебединое озеро»

1

Слушание произведения

4

Великий русский композитор С.В.Рахманинов.

Опера «Алеко»

1

Слушание произведения

5

Разучивание песни «Утенок» из м/ф «Однажды утром»

1

Слушание, заучивание, исполнение

6

Разучивание песни «Мир похож на цветной луг» из м/ф «Однажды утром»

1

Слушание, заучивание, исполнение

7

Разучивание песни «Три белых коня» из к/ф «Чародеи»

1

Слушание, заучивание, исполнение

8

Разучивание песни «Чтоб могли на Марс летать» из к/ф «Новогодние приключение Маши и Вити»

1

Слушание, заучивание, исполнение

9

Творчество норвежского композитора Эдварда Грига.

Пьеса «Пер Гюнт».

1

Слушание произведения, обсуждение

10

Творчество немецкого композитора Л.В.Бетховена. Симфония №3 «Героическая»

1

Слушание произведения, обсуждение

11

Музыкальный жанр - романс.

1

Слушание произведения, обсуждение,

умения определять жанр.

12

Народное творчество России.

1

Слушание произведения, обсуждение.

13

Разучивание песни «Моя Россия»

1

Слушание, заучивание, исполнение.

14

Разучивание песни «Атланты»

1

Слушание, заучивание, исполнение

15

Великие композиторы мира.

1

Слушание, размышление о музыкальных произведениях

16

Творчество русского композитора М.П.Мусоргского.

Опера «Борис Годунов».

1

Слушание произведения, обсуждение.

17

Повтор пройденных тем за год.

1

Закрепление материала, рассуждение.

Итого

17

#1052;атериально-техническое и методическое обеспечение

  1. Абдулин Э.Б.Теория музыкального образования. – М.: Академия.2004.
  2. Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества- М., 1995.
  3. Алеев В.В. Музыкальный словарь для учителя. – СПб., 1995.
  4. Апраксина О.А., Орлова Н., Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними// Музыкальное воспитание в школе. М., 1975 – вып.10.
  5. Бромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. - СПб, 1999.
  6. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М., Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Аcadem, 1998.
  7. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.,2004.
  8. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М., 2002.
  9. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика – под редакцией Е.А.Медведевой - М., Аcadem А 2002.
  10. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольская Т.А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании – М., 2001.
  11. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, 1997.
  12. Письмо МО РФ от 3 апреля 2003 г. № 27/ 2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект».
  13. Пчелкина Т. Диагностика и развитие музыкальных способностей. – М.: Чистые пруды. 2006.
  14. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В 2 т. –м., 1985.
  15. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.
  16. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от № 273-ФЗ.
  17. ШушарджанС.В. Здоровье по нотам. – М., 1994г.

Дидактический материал

-репродукции картин, портреты композиторов и исполнителей, плакаты с изображением музыкальных инструментов различных составов оркестров, хоров, ансамблей; комплект знаков нотного письма на магнитной основе, пособие «музыкальная лесенка», демонстрационные материалы, подготовленные учителем: таблицы с признаками средств музыкальной выразительности, картинки, рисунки, фигурки, макеты; элементы театрального реквизита: маски, шапочки, костюмы сказочных персонажей).

-музыкально-дидактические игры.

Технические средства обучения:

  • Ноутбук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа , учащегося 9 класса

Адаптированная рабочая программа по математике, по русскому языку, по литературе, по окружающему миру, учащегося 9 класса (коррекционная)...

адаптированная рабочая программа 8вид 8 класс

Программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой» и авторской программы под редакцией Ульянцевой М.Б. «Математи...

Адаптированная рабочая программа по музыке. 6 класс. Пояснительная записка. Календарно-тематическое планирование.

Рабочая программа  разработана в соответствии с основными положениями ФГОС НОО, программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Сб. 1 -М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС...

Адаптированная рабочая программа по музыке 5 класс 2018-2019

Адаптированная рабочая программа по музыке 5 класс 2018-2019...

Адаптированная рабочая программа по музыке, 8 класс.

Программа адаптирована для обучения детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социал...

Адаптированная рабочая программа по музыке 5-8

Адаптированная рабочая программа по музыке 5-8...

Адаптированная рабочая программа по музыке (1-4класс)

Рабочая программа по музыке для детей с нарушением интеллекта (I вариант), 1-4 класс...