Адаптированная рабочая программа по музыке 5 класс
рабочая программа по музыке (5 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» предназначена для учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класса 1 вариант УП и составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от № 273-ФЗ.
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» 1 вариант УП;
- Учебный план КОУ.
При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:
- Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Музыка/ Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова. – М.: Просвещение, 2018.
- Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой. 2013, автор И.А.Буравлева.
Музыка» занимает значительное место и становится неотъемлемой частью эстетического воспитания детей с нарушением интеллекта.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Цель программы:
Формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении и во время слушания музыкальных произведений.
Задачи:
Формировать у обучающегося интерес к музыкальной культуре.
Развивать умения вслушиваться в музыку, запоминать и различать знакомые музыкальные звуки и мелодии.
Развивать умения прислушиваться к словам песен, осмыслить их содержание.
Формировать эстетические ориентиры.
Формировать практические навыки сотрудничества со сверстниками в совместной деятельности.
Формы и методы работы по программе:
Индивидуальная работа
2. Общая характеристика учебного предмета
Содержание программного материала данного предмета включает музыкальные сочинения для слушания и исполнения, вокальные упражнения. Основу программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащегося в зависимости от уровня певческого развития. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня-основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.
В работе с песенным материалом внимание учителя должно быть направлено на чистоту интонации. Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. В формировании устойчивого интереса к пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.
В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение с учителем.
Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности. При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.
Наряду с освоением учащимся нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученику вспомнить полюбившиеся ему песни, сохранить их в своем репертуаре. Пьесы для слушания способны выполнять несколько функций:
- Ребенок может слушать произведения;
- Беседовать о характере, особенностях формы произведения;
- Пропевать главную тему инструментального произведения голосом;
- Выполнять индивидуальные задания творческого характера: рисунки на тему произведения, сочинять небольшие сочинения, рассказы о музыке;
- Исполнять ритмическое сопровождение к ней на музыкальных инструментах;
- Включать ее звучание в инсценировку сказок, жизненных ситуаций и т.д.
#1052;есто в учебном плане
Рабочая программа по предмету «Музыка» в 5 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 17 часов в год, т. е. 0,5 часа в неделю (34 учебных недели)
1 четверть - 5 ч.
2 четверть - 3 ч.
3 четверть - 6 ч.
4 четверть - 3 ч.
Год - 17ч.
#1055;ланируемые результаты
Личностные результаты:
Освоение обучающимся рабочей программы, которая создана на основе ФГОС образования обучающихся с нарушениями интеллекта, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения учебной программы по предмету «Музыка» для учащегося 5 класса включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
На уроках музыки будут формироваться следующие личностные результаты:
- Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- Владение навыками коммуникации и приятными нормами социального взаимодействия;
- Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- Принятие и освоение социальной роли обучающейся, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- Развитие навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях;
- Формирование эстетических потребностей и чувств;
- развитие этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты:
Предметные результаты включаютосвоенные обучающимся знания и умения, специфичные для учебного предмета «Музыка», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающегося в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:
- Способность выразительно петь с выполнением динамических оттенков, ритмично и выразительно.
- Способность различать знакомые танцы по их мелодии, ритмическому рисунку, уметь различать мелодии и сопровождение в песне.
- Способность участвовать в игре на различных музыкальных шумовых инструментах, отмечать простейший ритмический рисунок в хлопках.
- Способность эмоционально реагировать на содержание знакомых музыкальных произведений, выполнять движения различного характера с предметами и без них.
Минимальный уровень:
- Узнавать прослушанное произведение;
- Помнить название и композитора;
- Участвовать в обсуждении темы;
- Подбирать нужные слова для описания прослушанного произведения или песни с помощью учителя;
- Прохлопывать (простукивать) прослушанный ритмический рисунок с помощью учителя;
- Уметь пользоваться рабочей тетрадью под руководством учителя.
Достаточный уровень:
- Узнавать прослушанное ранее музыкальное произведение;
- Вспоминать название и композитора, написавшего прослушанное произведение;
- Участвовать в обсуждении темы, в выделении основной мысли прослушанного музыкального произведения или песни;
- При анализе прослушанного произведения или песни четко и правильно подбирать слова (предложения);
- Прохлопывать (простукивать) прослушанный ритмический рисунок;
- Различать части музыкального произведения (песни), с опорой на таблицу;
- Уметь пользоваться рабочей тетрадью.
Система оценивания
Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программой 5 класса по 5 – балльной системы отметок. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
- - оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;
- - оценка «4» - «хорошо» - от 51% до 65%;
- - оценка «3» - «удовлетворительно» (зачет), если обучающийся верно выполняет от 35% до 50% заданий;
- - оценка «2» - не ставится.
Оценка достижения обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального подхода.
В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащегося. Она состоит из анализа двух этапов:
1этап - промежуточная диагностика (1 полугодие)
Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме изучаемого предмета за определенный промежуток времени.
2 этап – итоговая диагностика (2 полугодие)
Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.
Данные диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов. По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;
1 балл - обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;
2 балла - обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;
4 балла - обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции
с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;
5 баллов - обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается.
Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.
Фамилия имя уч-ся Предметные результаты | Тимофеев Кирилл | |
I полугодие | II полугодие | |
Узнавать прослушанное ранее музыкальное произведение; | ||
Вспоминать название и композитора, написавшего прослушанное произведение; | ||
Участвовать в обсуждении темы, в выделении основной мысли прослушанного музыкального произведения или песни; | ||
При анализе прослушанного произведения или песни четко и правильно подбирать слова (предложения); | ||
Прохлопывать (простукивать) прослушанный ритмический рисунок; | ||
Различать части музыкального произведения (песни), с опорой на таблицу; | ||
Уметь пользоваться рабочей тетрадью. | ||
Средний бал | ||
Тип оценки | ||
Уровень |
Изучение предмета «Музыка» в 5 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.
Личностные учебные действия
Активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
Осуществлять действия самоконтроля за свои поступки в школе, в обществе, в природе;
Проявлять самостоятельность при выполнении заданий;
Гордиться своими успехами и достижениями
Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки и живописи и др.;
Проявлять бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия
Вступать в коммуникацию и поддерживать ее в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
Использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия
Осуществлять контроль в самостоятельной деятельности;
Осуществлять действия самоконтроля в процессе деятельности;
Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
#1057;одержание учебного предмета
Раздел 1. «Пение»
Исполнение песенного материала в диапазоне: си — ре2. Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости. Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном в сравнении с 4-м классом песенном материале, а также на материале вокально-хоровых упражнений во время распевания. Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и характера песни. Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором: ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамические оттенки.
Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз и мелодических оборотов группой или индивидуально.
- развитие навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера;
- развитие вокально-хоровых навыков при исполнении выученных песен без сопровождения.
- работа над легким подвижным звуком и кантиленой.
Музыкальный материал для пения:
«По дороге с облаками» из м/ф «По дороге с облаками»; «Песенка друзей» из м/ф «По дороге с облаками»; «Утенок» из м/ф «Однажды утром»; Разучивание песни «Мир похож на цветной луг» из м/ф «Однажды утром»; «Три белых коня» из к/ф «Чародеи»; «Чтоб могли на Марс летать» из к/ф «Новогодние приключение Маши и Вити»; «Моя Россия»; «Атланты»;
Раздел 2. «Слушание музыки»
-особенности национального фольклора.
- определение жанра, характерных особенностей песен. Многожанровость русской народной песни как отражение разнообразия связей музыки с жизнью народа и его бытом.
- закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней.
-снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и проживания.
-закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и т. д.
-повторное прослушивание произведений, из программы 4-го класса.
Музыкальные произведения для слушания:
Великий русский композитор П.И.Чайковский.
Балет «Лебединое озеро»; Великий русский композитор С.В.Рахманинов.
Опера «Алеко»; Творчество норвежского композитора Эдварда Грига.
Пьеса «Пер Гюнт»; Творчество немецкого композитора Л.В.Бетховена. Симфония №3 «Героическая»; Музыкальный жанр - романс; Творчество русского композитора М.П.Мусоргского.
Опера «Борис Годунов»; Народное творчество России.
Раздел 3. «Элементы музыкальной грамоты»
Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, пауза. Формирование элементарных понятий о музыкальном размере: 2/4, 3/4,4/4.
#1050;алендарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол.часов | Виды учебной деятельности | План дата | Факт дата |
1 | Разучивание песни «По дороге с облаками» из м/ф «По дороге с облаками» | 1 | Слушание, заучивание, исполнение | ||
2 | Разучивание песни «Песенка друзей» из м/ф «По дороге с облаками» | 1 | Определение темп в музыке | ||
3 | Великий русский композитор П.И.Чайковский. Балет «Лебединое озеро» | 1 | Слушание произведения | ||
4 | Великий русский композитор С.В.Рахманинов. Опера «Алеко» | 1 | Слушание произведения | ||
5 | Разучивание песни «Утенок» из м/ф «Однажды утром» | 1 | Слушание, заучивание, исполнение | ||
6 | Разучивание песни «Мир похож на цветной луг» из м/ф «Однажды утром» | 1 | Слушание, заучивание, исполнение | ||
7 | Разучивание песни «Три белых коня» из к/ф «Чародеи» | 1 | Слушание, заучивание, исполнение | ||
8 | Разучивание песни «Чтоб могли на Марс летать» из к/ф «Новогодние приключение Маши и Вити» | 1 | Слушание, заучивание, исполнение | ||
9 | Творчество норвежского композитора Эдварда Грига. Пьеса «Пер Гюнт». | 1 | Слушание произведения, обсуждение | ||
10 | Творчество немецкого композитора Л.В.Бетховена. Симфония №3 «Героическая» | 1 | Слушание произведения, обсуждение | ||
11 | Музыкальный жанр - романс. | 1 | Слушание произведения, обсуждение, умения определять жанр. | ||
12 | Народное творчество России. | 1 | Слушание произведения, обсуждение. | ||
13 | Разучивание песни «Моя Россия» | 1 | Слушание, заучивание, исполнение. | ||
14 | Разучивание песни «Атланты» | 1 | Слушание, заучивание, исполнение | ||
15 | Великие композиторы мира. | 1 | Слушание, размышление о музыкальных произведениях | ||
16 | Творчество русского композитора М.П.Мусоргского. Опера «Борис Годунов». | 1 | Слушание произведения, обсуждение. | ||
17 | Повтор пройденных тем за год. | 1 | Закрепление материала, рассуждение. | ||
Итого | 17 |
#1052;атериально-техническое и методическое обеспечение
- Абдулин Э.Б.Теория музыкального образования. – М.: Академия.2004.
- Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества- М., 1995.
- Алеев В.В. Музыкальный словарь для учителя. – СПб., 1995.
- Апраксина О.А., Орлова Н., Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними// Музыкальное воспитание в школе. М., 1975 – вып.10.
- Бромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. - СПб, 1999.
- Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М., Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Аcadem, 1998.
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.,2004.
- Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М., 2002.
- Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика – под редакцией Е.А.Медведевой - М., Аcadem А 2002.
- Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольская Т.А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании – М., 2001.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, 1997.
- Письмо МО РФ от 3 апреля 2003 г. № 27/ 2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект».
- Пчелкина Т. Диагностика и развитие музыкальных способностей. – М.: Чистые пруды. 2006.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В 2 т. –м., 1985.
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от № 273-ФЗ.
- ШушарджанС.В. Здоровье по нотам. – М., 1994г.
Дидактический материал
-репродукции картин, портреты композиторов и исполнителей, плакаты с изображением музыкальных инструментов различных составов оркестров, хоров, ансамблей; комплект знаков нотного письма на магнитной основе, пособие «музыкальная лесенка», демонстрационные материалы, подготовленные учителем: таблицы с признаками средств музыкальной выразительности, картинки, рисунки, фигурки, макеты; элементы театрального реквизита: маски, шапочки, костюмы сказочных персонажей).
-музыкально-дидактические игры.
Технические средства обучения:
- Ноутбук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа , учащегося 9 класса
Адаптированная рабочая программа по математике, по русскому языку, по литературе, по окружающему миру, учащегося 9 класса (коррекционная)...
адаптированная рабочая программа 8вид 8 класс
Программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой» и авторской программы под редакцией Ульянцевой М.Б. «Математи...
Адаптированная рабочая программа по музыке. 6 класс. Пояснительная записка. Календарно-тематическое планирование.
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС НОО, программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Сб. 1 -М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС...
Адаптированная рабочая программа по музыке 5 класс 2018-2019
Адаптированная рабочая программа по музыке 5 класс 2018-2019...
Адаптированная рабочая программа по музыке, 8 класс.
Программа адаптирована для обучения детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социал...
Адаптированная рабочая программа по музыке 5-8
Адаптированная рабочая программа по музыке 5-8...
Адаптированная рабочая программа по музыке (1-4класс)
Рабочая программа по музыке для детей с нарушением интеллекта (I вариант), 1-4 класс...