Адаптированная рабочая программа по музыке 5-8
рабочая программа по музыке

Якина Анна Олеговна

Адаптированная рабочая программа по музыке 5-8

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_programma.docx32.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ «Музыка» 5-8 классы разработана на основе   программы  «Музыка» 5-8 классы, авторы Е.Д. Критская, Г.П.,  Сергеева, Т.С. Шмагина,  Москва: Просвещение 2011 год.

       Программа  адаптирована  для  обучения  детей    с  ОВЗ  с  учетом  особенностей  их

психофизического  развития,  индивидуальных  возможностей  и  при  необходимости

обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

       Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с ОВЗ.

       Представленная  программа,  сохраняя  основное  содержание  образования,  принятое  для  массовой  школы,  отличается  тем,  что  предусматривает  коррекционную  направленность обучения.

       Цель общего музыкального образования и воспитания   развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры - наиболее полно отражает заинтересованность  современного  общества  в  возрождении  духовности,  обеспечивает формирование  целостного  мировосприятия  учащихся,  их  умения  ориентироваться  в жизненном информационном пространстве.

Коррекционно-развивающие задачи

       При изучении данного курса решаются следующие коррекционно-развивающие задачи:

       •расширение кругозора обучающихся; повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;

       •обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности;

       •систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности  учащихся  и  лучшему  усвоению  учебного  материала  по  другим  учебным дисциплинам;

       •уточнение,  расширение  и  активизация  лексического  запаса,  развитие  устной

монологической речи;

       •улучшение  зрительного  восприятия,  зрительной  и  словесной  памяти,  активизация познавательной деятельности;

       •активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа,  практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика).

Общая характеристика учебного предмета

Содержание  программы  базируется  на  нравственно-эстетическом,  интонационно-

образном,  жанрово-стилевом  постижении  школьниками  основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозных традиций, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

       В  качестве  приоритетных  в  данной  программе  выдвигаются  следующие задачи

и направления:

       - приобщение  к  музыке  как  эмоциональному,  нравственно-

эстетическому  феномену, осознание  через  музыку жизненных  явлений,  овладение  культурой  отношения  к  миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

       - воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов  мира,  классическим  и  современным  музыкальным  наследием;

эмоционально-ценностного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

       -развитие  общей  музыкальности  и  эмоциональности,  эмпатии  и  восприимчивости,

интеллектуальной  сферы  и  творческого  потенциала,  художественного  вкуса,  общих

музыкальных способностей;

       -освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных  средств  и  музыкального  языка,  интонационно-образной  природы  и

взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

       -овладение художественно-практическими умениями  и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой  деятельности  (слушании  музыки  и  пении,

инструментальном музицировании  и  музыкально-пластическом  движении, импровизации,  драматизации музыкальных  произведений,  музыкально-творческой  практике  с  применением информационно-коммуникативных технологий

       Методологическим  основанием  данной  программы  служат  современные  научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в  программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребенка.

       Основными методическими принципами программы являются:

принцип увлеченности;

принцип  триединства  деятельности  композитора –исполнителя –слушателя;

принцип«тождества и контраста», сходства и различия;  принцип интонационности;

принцип диалога культур.

       В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию

учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического

отношения к искусству и жизни.

      Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической

направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

       Совершенствование  движений  и  сенсомоторного  развития:  развитие  мел

кой моторики  и  пальцев  рук;  развитие  навыков  каллиграфии;  развитие  артикуляционной моторики.

       Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция –развитие

восприятия, представлений, ощущений; коррекция –развитие памяти; коррекция –

развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);  развитие  пространственных  представлений  и  ориентации;  развитие представлений о времени.

       Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

       Развитие  основных  мыслительных  операций:  развитие  умения  сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность

       Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие

инициативности,  стремления  доводить  начатое  дело  до  конца;  формирование  умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

       Коррекция –развитие  речи: развитие  фонематического  восприятия;  коррекция нарушений  устной  и  письменной  речи;  коррекция  монологической  речи;  коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

 

Расширение  представлений  об  окружающем  мире  и  обогащение  словаря.        Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

       Основные  подходы  к  организации  учебного  процесса  для  детей  с  ОВЗ:

       Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у

него  потребность  в  познавательной  деятельности,  требующих  разнообразной

деятельности.

        Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню

развития детей с ОВЗ Индивидуальный подход.

        Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.

        Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.

        Использование многократных указаний, упражнений.

        Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.

        Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.

        Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций

Место учебного предмета в учебном плане

       Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с  количеством  часов,  указанных  в  базисном  плане образовательного  учреждения общего образования. Предмет «Музыка» изучается в V-VIII классах в объеме

136 часов (по 34 часа в каждом классе)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

5 класс

п/п

Тема

Кол-во часов

1

Музыка и литературы

17

2

Музыка изобразительное искусство

17

3

Вокально-хоровая работа

4

Задания в творческой тетради

5

Исследовательский проект

Итого

34

6 класс

п/п

Тема

Кол-во часов

1

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

17

2

Мир образов камерной и симфонической музыки

17

3

Вокально-хоровая работа

4

Задания в творческой тетради

5

Исследовательский проект

Итого

34

7 класс

п/п

Тема

Кол-во часов

1

Особенности музыкальной драматургии сценической музыки

17

2

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

17

3

Вокально-хоровая работа

4

Задания в творческой тетради

5

Исследовательский проект

Итого

34

8 класс

п/п

Тема

Кол-во часов

1

Классика и современность

16

2

Традиции и новаторство в музыке

18

3

Вокально-хоровая работа

4

Задания в творческой тетради

5

Исследовательский проект

Итого

34

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

       Изучение курса«Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты.

        Личностные  результаты отражаются  в  индивидуальных  качественных  свойствах

учащихся,  которые  они  должны  приобрести  в  процессе  освоения  учебного    предмета

«Музыка»:

       -чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ  культурного  наследия  народов  России  и  человечества; усвоение  традиционных ценностей многонационального российского общества;

       -целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

       -ответственное  отношение  к  учению,  готовность  и  способность  к  саморазвитию  и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

       -уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

готовность  и  способность  вести  диалог  с  другими  людьми  и  достигать  в  нем  взаимопонимания; этические  чувства  доброжелательности    эмоционально-нравственной  отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

       -компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

       - коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и  младшими  в  образовательной,  общественно  полезной,  учебно–

исследовательской, творческой и других видах деятельности;

       - участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом

региональных и этнокультурных особенностей;

       - признание  ценности  жизни  во  всех  ее  проявлениях и  необходимости  ответственного, бережного к окружающей среде;

       -принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

       -эстетические  потребности,  ценности  и  чувства,  эстетическое  сознание,  как  результат освоения  художественного  наследия  народов  России  и  мира,  творческой  деятельности музыкально-эстетического характера.

       Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных  действий,  проявляющихся  в  познавательной  и  практической  деятельности учащихся:

       - умение  самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

       - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

       - умение  анализировать  собственную  учебную  деятельность,  адекватно  оценивать

правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные  возможность ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

       - владение  основами  самоконтроля,  самооценки,  принятия  решений  и  осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

       - умение  определять  понятия,  обобщать,  устанавливать  аналогии,  классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

       - смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

       - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных  задач;

       - умение  организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять  цели,  распределять функции  и  роли  участников,  например  в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

       -формирование  и  развитие  компетентности  в  области  использования  информационно-коммуникативных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

       Предметные  результаты обеспечивают  успешное  обучение  на  следующей  ступени общего образования и отражают:

       - сформированность основ музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

       - сформированность  потребности  в  общении  с  музыкой  для  дальнейшего  духовно-

нравственного  развития,  социализации,  самообразования,  организации  содержательного культурного  досуга  на  основе  осознания  роли  музыки  в  жизни  отдельного  человека  и общества, в развитии мировой культуры;

       - развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти, слуха), а также  образного  и  ассоциативного  мышления,  фантазии  и  творческого  воображения, эмоционально-целостного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

       - сформированность  мотивационной  направленности  на  продуктивную  музыкально-творческую  деятельность  (слушание  музыки,  пение,  инструментальное  музицирование, драматизация  музыкальных  произведений,  импровизация,  музыкально-

пластическое движение и др.);

       - воспитание  эстетического  отношения  к  миру,  критического  восприятия  музыкальной информации,  развитие  творческих  способностей  в  многообразных  видах  музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

       - расширение музыкального и общего культурного кругозора;

воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

       - овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку  как  живое  образное  искусство  во  взаимосвязи  с  жизнью,  со  специальной терминологией  и  ключевыми  понятиями  музыкального  искусства,  элементарной  нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

       - приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникативные технологии;

       -сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Планируемые результаты

       По окончании VIII класса школьники научатся:

      - наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;

       - понимать  специфику  музыки  и  выявлять  родство  художественных  образов  разных искусств, различать их особенности;

       - выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение  об основной идее и форме ее воплощения в музыке;

       - понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески и

нтерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;

       - осуществлять   исследовательскую   деятельность   художественно-

эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;

       - разбираться в событиях художественной жизни отечественной  зарубежной культуры, владеть  специальной  терминологией,  называть  имена  выдающихся  отечественных  и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

       -определять  стилевое  своеобразие  классической,  народной,  религиозной,  современной музыки, разных эпох;

       -применять  информационно-коммуникативные  технологии  для  расширения  опыта

творческой деятельности в процессе поиска информациив образовательном пространстве

сети Интернет.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

       Искусство, как культура в целом, предстает перед школьниками как история развития

человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С. Лихачева, « в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из  искусств (в том числе и музыкального искусства) – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти –

важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Содержание культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.

       Курс  «Музыка»  в  основной  школе  предполагает  обогащение  сферы  художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение  элементов  музыкального  самообразования,  обстоятельное  знакомство  с жанровым  и    стилевым  многообразием  классического  и  современного  творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе  приобретает  в  большей  степени  деятельностный  характер  и  становится  сферой выражения  личной  творческой  инициативы  школьников,  результатов  художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

       Программа  создана  на  основе  преемственности  с  курсом  начальной  школы  и

ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта

музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и  мировым  культурным  традициям.  Решение  ключевых  задач  личностного  и познавательного,  социального  и  коммуникативного  развития  предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности,

форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.

Перечень учебно-методического комплекта по музыке для 5–8 классов

  1. Учебник: Музыка: 5 класс : учебник для общеобразовательных. учреждений/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2014. – 159 с.: ил.
  2. Творческая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 2-е издание. – М., «Просвещение», 2014.
  3. Дидактический материал: ФОНОХРЕСТОМАТИЯ музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс». Диск MP3. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
  4. Учебник: Музыка: 6 класс : учебник для общеобразовательных. учреждений/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2014. – 168 с.: ил.
  5. Творческая тетрадь. 6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 2-е издание. – М., «Просвещение», 2014.
  6. Дидактический материал: ФОНОХРЕСТОМАТИЯ музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс». Диск MP3. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
  7. Учебник: Музыка: 7 класс : учебник для общеобразовательных. учреждений/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2014. – 158 с.: ил.
  8. Творческая тетрадь. 7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 2-е издание. – М., «Просвещение», 2014.
  9. Дидактический материал: ФОНОХРЕСТОМАТИЯ музыкального материала к учебнику «Музыка. 7 класс». Диск MP3. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
  10. Портреты композиторов.
  11. Таблицы признаков характера звучания
  12. Таблица длительностей
  13. Таблица средств музыкальной выразительности
  14. Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.
  15. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа для учащихся с учетом особенностей психофизического развития и возможностей учебного курса "Музыка" для 2 класса.

Программа разработана на основе программно-методических материалов "Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта" под редакцией Бгажноковой И.М.(М.,2007г.), планируемых результатов обучения по...

Адаптированная рабочая программа по музыке. 6 класс. Пояснительная записка. Календарно-тематическое планирование.

Рабочая программа  разработана в соответствии с основными положениями ФГОС НОО, программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Сб. 1 -М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по музыке 6 класс на основе авторской программы «Музыка» 5-7 классов, Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Содержание адаптированной рабочей программы I.  Целевой раздел    1. Пояснительная записка      - психолого-педагогическая характеристика класса...

Адаптированная рабочая программа по музыке 5 класс 2018-2019

Адаптированная рабочая программа по музыке 5 класс 2018-2019...

Адаптированная рабочая программа по музыке, 8 класс.

Программа адаптирована для обучения детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социал...

Адаптированная рабочая программа по музыке (1-4класс)

Рабочая программа по музыке для детей с нарушением интеллекта (I вариант), 1-4 класс...

Адаптированная рабочая программа по музыке 5 класс

Адаптированная рабочая программа по музыке 5 класс...