Конспект урока по музыке 6 класс "Старинной песни мир"
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Конспект урока по музыке 6 класс "Старинной песни мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starinnoy_pesni_mir.docx18.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь».

Слайд 1 Ф. Шуберт за свою короткую жизнь написал столько чудесных произведений, что они с трудом поместились в 37 толстых томах: симфонии, вокальные циклы, фортепьянные пьесы и т.д.  Но главное место в творчестве композитора занимал жанр песни (около 600). Шуберт создал новый тип песен, которые представляли собой небольшие музыкальные сцены с определенным сюжетом, в которых аккомпанемент как бы комментировал, а иногда и иллюстрировал смысл слов. Песня в творчестве Шуберта занимает такое же место, как фуга в творчестве Баха, соната в творчестве Бетховена.                              

          Франца отличала редкая способность: будучи лириком, не замыкаться в своем мире, а ощущать и передавать радости и скорби жизни так, как их  чувствует, и хотело бы передать большинство людей. Он был певцом глубокой человечности,  большую часть своих произведений композитор написал для венских обществ любителей музыки, для своих друзей, встречи с которыми называли «шубертиадами».

А какие песни Шуберта знаете вы? Слайд 2 3

ДЕТИ: «Аве Мария», «Форель».

УЧИТЕЛЬ: Давайте вспомним мелодии несколько фраз из этих песен

 А  сегодняшний наш урок посвятим творчеству Франца Шуберта и проанализируем одно из  его лучших вокальных  произведений балладу «Лесной царь».

3. Рассказ учителя о Ф. Шуберте. (на фоне музыки композитора)

    Шуберт прожил очень короткую жизнь, всего 31 год.

   Он родился в предместье Вены в Лихтентале.  Отец его школьным  учителем.  Дома постоянно устраивались музыкальные вечера. Отец играл на виолончели,  братья на разных музыкальных инструментах. Обнаружив у маленького Франца талант отец и старший брат  стали обучать его игре на скрипке и фортепиано.  Когда Францу исполнилось 11 лет, его поместили в конвикт – школу подготовки церковных певчих. Уже в те годы Шуберт начал сочинять. Его первые произведения – фантазия для фортепиано, ряд песен. Он признавался своим друзьям, что симфония Моцарта соль минор потрясла его.слайд 4

  Высоким образцом для него стала музыка Бетховена.  С течением времени бурное развитие музыкального таланта  Франца стало вызывать у отца тревогу. Хорошо зная, как труден был путь музыкантов  Моцарта, Бетховена, отец  хотел уберечь своего сына от подобной участи. Желание отца сделать из сына учителя с маленьким, но надежным  заработком потерпело неудачу.  Молодой композитор окончательно решает посвятить себя музыке и оставил преподавание в школе.

  Очень тяжело жилось Францу, у него не было знатных покровителей. Публичных концертов  Шуберт не давал, издатели платили ему гроши. Но никакие невзгоды не могли сломить Шуберта, ведь у него была МУЗЫКА.  Музыкальные мысли рождались непрерывно. Из-под его пера выходили песни и фортепианные миниатюры, сонаты и пьесы для фортепиано, камерные ансамбли. Не имея возможности услышать свои произведения в исполнении симфонического оркестра, Шуберт написал 9 симфоний, в том числе знаменитую «Неоконченную симфонию».

-  Я хочу вам рассказать о Ф.Шуберте историю, которую прочитала в «Музыкальной литературе зарубежных стран» И. Прохоровой.

- Музыкальные мысли посещали его и во сне. Пробуждаясь, он стремился скорее записать их, поэтому не расставался с очками даже ночью. А если произведение не выливалось сразу в совершенную  и законченную форму, композитор продолжал работать над ним, пока не был полностью удовлетворен. Так, на некоторые стихотворные тексты  Шуберт  написал до семи вариантов песен!

 -  Кроме музыки у Шуберта были друзья, которые не бросали его в трудную минуту. Он был всеобщим

любимцем. И скоро образовался кружок, в который входили поэты, художники, учёные, музыканты.

 Учитель:

 - Благодаря этим друзьям, музыка Шуберта постепенно завоевала Вену. Именно они распространяли его произведения, собирали и хранили ноты, переписывали рукописи, организовывали концерты. Из-за недостатка денег композитор всегда страдал от недостатка нотной бумаги. Заботливые друзья снабжали его ею.

Ученица:

- Во время очередного безденежья Шуберт зашел в ресторанчик пообедать, но хозяин в долг кормить его больше не захотел. Тогда композитор сел к столу и стал читать журнал. В нем попалось стихотворение, которое очень понравилось Шуберту. Он подошел к окну и тут же написал к нему музыку. Ноты композитор отдал хозяину, и тот взамен принес телятину с картошкой.

Через тридцать лет ноты, написанные тогда в ресторанчике, были проданы на аукционе в Париже за сорок тысяч франков.

Это была знаменитая «Колыбельная песня» Шуберта.слайд 5

УЧИТЕЛЬ:

- У каждого человека есть свой любимый поэт, писатель, который близок ему по духу. Ф. Шуберта зачаровывала поэзия Гете. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Свыше 70 песен написано Шубертом на слова великого немецкого поэта.  

С одним из таких  произведений написанных Шубертом  мы сегодня с вами познакомимся. Это баллада «Лесной царь».  Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет. Вот так описывает рождение этой песни один из друзей  Шуберта: «Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге… В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом». В балладе «Лесной царь» композитор увидел  трагедию, почувствовал боль и крик человеческой души.

4. Слушание баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта и беседа о ней.

Учитель:

Знаком ли вам такой жанр?

ДЕТИ:

Мы знакомились с ним на уроках литературы.

УЧИТЕЛЬ:

Тогда охарактеризуйте мне его.

ДЕТИ:

Баллада – это один из жанров народного творчества. Баллада – это повествование. Но в нём обязательно должны присутствовать элементы фантастики.слайд 6

Учитель:

А в музыке вокальная баллада – это песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остро драматичный в нём переплетаются реальность  и фантастика, эпос и лирика..

Как видите, определение музыкального жанра мало чем отличается от определения литературного.

Звучит баллада «Лесной царь» на немецком  языке. Слайд 7

ДЕТИ:

В балладе  4  действующих  лица.

УЧИТЕЛЬ:

А знаете, кто перевёл это произведение на русский язык? В. Жуковский, современник Александра Сергеевича Пушкина.

УЧИТЕЛЬ:

Охарактеризуйте темы, интонации героев. У кого они меняются, а у кого остаются неизменными?  Если бы вы были композиторами, какие мелодии сочинили бы для персонажей баллады? как вы думаете, мелодия  какого героя должна быть самой красивой? Почему?

ДЕТИ:

Рассказчик  –  взволнованный;  отец – встревоженный;  сын – безумно испуганный, задыхающийся. Напряжение усиливается к концу произведения.  Лесной царь  –   мягкая интонация, сладостно-завлекательная, плавная, закруглённая.

УЧИТЕЛЬ:

Какой инструмент аккомпанировал, и что вы услышали в аккомпанементе? Можно ли это увидеть? Можно ли охарактеризовать аккомпанемент как  стремительное,  драматически напряженное движение?

ДЕТИ:

Сообщают, что они услышали  изобразительную интонацию несущегося галопом коня, а может быть  даже стук сердца, прослеживается стремительность,  драматическое напряжение.

УЧИТЕЛЬ:

    Давайте ещё раз прослушаем эту интонацию (Учитель играет на фортепиано фрагмент вступления). Особую роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть её содержание.

   А теперь попрошу класс разделиться на две половины. Попробуем этот аккомпанемент выстучать ритмически в ладоши. А кто хочет попробовать сыграть? (Дети выстукивают аккомпанемент, играют).

Давайте попробуем напеть по нотной записи учебника интонации ребёнка, отца, лесного царя.

Настало время провести музыкальный анализ произведения. (На доске вывешивается схема, по которой дети  выстраивают свой ответ).

Жанр – вокальная баллада.

Композитор – Франц Шуберт.

Исполнитель – солист и аккомпанирующий инструмент фортепиано.

Темп – быстрый, стремительный.

Динамика -  от РР до FFF

Музыкальный лад – минорный (соль минор)

Образ – драматический.

Интонации – изобразительные, выразительные, прослеживается контраст интонаций.

Характер  музыки   – стремительный, взволнованный, несущийся, быстрый, будоражащий,  завораживающий, безумный, испуганный.

УЧИТЕЛЬ:  

Литература использует слово, музыка - звуки, живопись – колорит. Каждый из трёх видов искусства смогли создать драматический образ.

ВЫВОДЫ: Как видим, в стихах, в живописи, в музыке нарисована большая драматическая картина, сливающая в нашем сознании в единый драматический образ, объединённый стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня; но и движением (развитием) чувств  главных действующих лиц.

УЧИТЕЛЬ:

Если бы вам представилось право дописать финал баллады, каким бы вы его  сделали? (Дети  рассказывают свою версию финала баллады и аргументируют её).

УЧИТЕЛЬ:

1.Что ты узнал нового на сегодняшнем уроке?

2. Понадобятся ли тебе знания, полученные на сегодняшнем уроке в жизни?

3. Как и где ты можешь применить знания, полученные на уроке музыки?

4. Какой вид деятельности больше всего тебе понравился на сегодняшнем уроке?

В заключение урока учащиеся могут по собственному выбору спеть ранее выученные песни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по музыке.Тема полугодия: «Музыка и литература», тема урока : «Знакомимся с песней, историей, людьми. Революционные песни.»

Урок к учебнику «Музыка» образовательной системы «Школа 2100»  авторы В.О. Усачёва, Л.В. ШколярЦель урока: познакомить обучающихся с жанром революционной песни как результата взаимодействия...

Конспект урока по музыке в 6 классе с использованием структур "Сингапурской системы образования" по теме "Авторская песня:прошлое и настоящее"

Коснспект урока музыки в 6 классе с использованием структур "Сингапурской системы образования" по теме "Авторская песня:прошлое и настоящее"...

План-конспект урока по музыке "Авторская песня:прошлое и настоящее"

Конспект урока по программе Критская, Сергеева....

Конспект открытого занятия "Музыка и песни для детей" объединения «Клуб любителей песни»

Открытое занятие для ребят любого возраста.Это занятие очень удобно использовать в качестве первого, ознакомительного.  Песня очень удобна тем, что детям не надо знать ее слова, надо просто повто...

Конспект урока по музыке в 6 классе по теме: "Авторская песня.Прошлое и настоящее"

Конспект составлен по программе Критской с учётом ФГОС , расписаны все планируемые результаты и УУД....

Конспект урока по музыке в 4 классе (по ФГОС) «Мелодия. Ты запой мне ту песню...»

В конспекте обозначены технологии, которые используются на уроке.·         Технология развивающего обучения (ТРО)....

Конспект урока по музыке в 1 классе по теме: "Песенное дыхание. Истоки происхождения песни"

Знакомство с жанром "песня", создание условий для погружения в атмосферу народной и композиторской песни....