План-конспект урока по музыке.Тема полугодия: «Музыка и литература», тема урока : «Знакомимся с песней, историей, людьми. Революционные песни.»
план-конспект урока (музыка, 5 класс) по теме
Урок к учебнику «Музыка» образовательной системы «Школа 2100» авторы В.О. Усачёва, Л.В. Школяр
Цель урока: познакомить обучающихся с жанром революционной песни как результата взаимодействия её поэтического и музыкального компонентов, дать представление о жизни как едином источнике литературы и музыки, первооснове их взаимосвязи и взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по музыке,5 класс, образовательной системы «Школа 2100» | 22.07 КБ |
Презентация к уроку. | 2.03 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План – конспект урока
- Таранторовой Оксаны Сергеевны
- МОУ_СОШ №9 г.Аткарска Саратовской области
- Учитель музыки и МХК
- Музыка
- 5 класс
- Тема полугодия: «Музыка и литература», тема урока : «Знакомимся с песней, историей, людьми. Революционные песни.»
- учебник «Музыка» образовательной системы «Школа 2100» авторы В.О. Усачёва, Л.В. Школяр
- Цель урока: познакомить обучающихся с жанром революционной песни как результата взаимодействия её поэтического и музыкального компонентов, дать представление о жизни как едином источнике литературы и музыки, первооснове их взаимосвязи и взаимодействия.
- Задачи урока:
личностные:
- формирование художественного вкуса;
- формирование эмоционально – целостного отношения к искусству и к жизни;
- формирование потребности общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира;
- формирование навыков самостоятельной работы.
метапредметные:
- создать условия для развития умения анализировать, сравнивать, делать вывод;
- развивать умение работать с разными источниками информации;
- развивать воображение, художественную интуицию;
- формировать представление о понятие масса.
предметные:
- формирование осознания роли музыки в жизни человека и общества, в развитии мировой культуры;
- развитие эмоционально – ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
Расширить музыкальный и общий культурный кругозор, интерес к музыке своего народа и других народов мира;
- сформировать представление о революционных песнях;
- раскрыть взаимодействие музыки и литературы на примере революционных песен.
- Тип урока: открытие новых знаний
- Формы работы учащихся: технология развивающего обучения, технология развития критического мышления, технология индивидуально-деятельного подхода (творческая работа учащихся, умение корректировать ее, самоконтроль), вокально – хоровая работа.
- Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр.
- Музыкальный материал: Н. Мясковский. Симфония № 6 (финал), солдатская песня «Солдатушки бравы ребятушки», французская революционная песня «Ça ira», «Песня о тревожной молодости».
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1 | Этап мотивации | Звучит финал Симфонии № 6 Н. Мясковского, на экране репродукции картин и фотографий военной тематики | Эмоционально – образный настрой к уроку | |
2 | Постановка проблемы. Актуализация знаний | Ребята, посмотрите на эти картины, как вы считаете, о каких событиях они нам рассказывают? Как вы считаете, эти события важны для нас? Ребята, а как вы считаете, кто помогает нам увидеть и узнать об исторических событиях? Кто запечатлел их для нас? Посмотрите, что вы видите в ваших учебниках на стр. 33 – 37? А каких песен? | Эти картины рассказывают об исторических событиях. Конечно, ведь это наша история, наша память. Целая эпоха войн, революций, свершений и достижений проходит перед нашими глазами. Художники, поэты, писатели, композиторы. Это мелодия и тексты песен.
Революционных | |
3 | Введение в тему урока | Кто из вас знает, что такое революция? Ребята, а из чего состоит песня? Без каких видов искусства не было бы ни слов, ни мелодии? Итак, о чём мы сегодня с вами будем вести разговор? Ребята, как вы считаете, какие задачи мы сегодня должны с вами решить? С чем мы сегодня с вами постараемся познакомиться? | Это военные события, которые влекут за собой изменения в обществе. Из мелодии и слов. Без музыки и литературы! О музыке и литературе. И о революционных песнях. Подумать, о чём нам расскажут эти песни? О каком периоде истории? Какую роль в этих песнях выполняет музыка, а какую слова? Конечно, с песней, историей и людьми! | |
4 | Совместное открытие новых знаний | Ребята, думаю, что каждый из вас может сказать мне, зачем же нужна песня на войне? Давайте сейчас споём солдатскую песню «Солдатушки, бравы ребятушки» (физкультминутка) Итак, откройте стр.33. Мы с вами видим мелодию и текст песни. А кто-нибудь из вас может мне прочитать её название? «Ah! ça ira» также «Ça ira» в переводе на русский «Ах, дело пойдёт!» или «Ах, пойдут дела на лад!». Это одна из самых знаменитых песен Великой Французской революции, которая произошла во Франции в конце 18 века. Ребята, а как мы можем понять, кто воевал? Прочтите этот текст. « Свобода, равенство, братство!»- вот девиз этой революции. Эта песня – неофициальный гимн революционной Франции. К чему призывает эта песня?
Как вы считаете, какой должна быть мелодия этой песни? Давайте послушаем эту песню. Ребята, этой песне 300 лет. Уберём из песни текст, что останется? Сторонники короля и революционеры – все пели о своих целях и устремлениях в жанре марша. А вот если бы не было текста, то было бы понятно, за что и кто боролся? Эта песня собирала огромную массу людей. Давайте споём эту песню. Ребята, масса – это сколько? Все ученики нашего класса – это масса? А вся школа, а все жители города? А люди всей земли? А может быть одно чувство у массы людей? А сейчас давайте прочитаем фрагмент из воспоминаний участника русско- турецкой войны конца 18 в. | Сплачивает, поддерживает… Встают с места, маршируют и поют. Дети размышляют над тем, на каком языке написано название этой песни. Конечно, по тексту песни. Читают и понимают, что воевал народ против господ. Эта песня призывает народ к борьбе против господ. Маршевой, т.к. марш помогает организовать людей. Слушают песню «Ça ira» на французском языке, стараются почувствовать характер музыки. Марш! Конечно нет! Дети поют. Думают, размышляют. Помню, наш полк возвращался после победы под Очаковом. С нашим любимым генералом Александром Васильевичем Суворовым мы там турецкую крепость взяли. Шли городами разными, деревнями, конечно. Вот подходим к одной такой деревне, по дороге для бодрости наш Преображенский марш грянули – как один человек : «Славны были наши деды, помнит их и друг и враг…» А полк наш больше тысячи солдат. Масса? Ну думаем, знай наших! Победители идут. Тут слышим – гул какой – то. Подходим ближе, а это «стенка на стенку» люди дерутся. Две деревни – одна на другую! А в воздухе такая «песня»: Ух-х-х! Ай! Ого-го! А-а-а! И треск от ударов и выкрики, и стоны побитых… Человек 500 всего. Масса? Почти полк! Одно чувство объединяет и одних, и других, а звучит по-разному. | |
5 | Вокально- хоровая работа | Ребята, надо, чтобы масса людей пела хорошие, добрые песни и чтобы они объединяли их на хорошие и бескорыстные дела. Вот и давайте споём такую песню ( поём «Песню о тревожной молодости»). «Жила бы страна родная, - и нету других забот», «Готовься к великой цели, а слава тебя найдёт!» - это пели 60 лет назад. Ребята, а в наши дни эти слова для нас актуальны? Ребята, а сейчас скажите, о чём вы поёте? Какие слова у ваших любимых песен? | Коллективно- исполнительская деятельность. Да, они могут быть девизом для каждого из нас. Отвечают, анализируют. | |
6 | Подведение итогов | Итак, давайте посмотрим сколько вопросов у нас было в начале урока. Мы нашли ответы на все вопросы? Мы хотели узнать, о чём нам рассказывают революционные песни? О чём рассказала нам песня «Ça ira»? Какую роль выполняет музыка, а какую слова? | Да! Об исторических событиях разных стран. О Великой Французской революции, которая произошла во Франции в конце 18 века. Дети отвечают, аргументируют свои ответы. | |
7 | Рефлексия | Ребята, давайте составим с вами синквейн на тему «Революционные песни» | Революционные песни Энергичные, маршевые Собирают, вдохновляют, организуют Призывают к борьбе История. | |
8 | Домашнее задание | Ребята, мы сегодня узнали историю одной песни. Но в наших учебниках есть мелодии и слова других песен на стр. 34 – 40. Вы хотели бы узнать что-то о них? Тогда вы можете сделать это дома. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
События Русско – турецкой войны 1877-1878 года Н. Самокиш. Подвиг солдат Н.Н. Раевского под Салтановкой 11 июля 1812 года Н. Самокиш. Бой за нами. Атака В. Суриков. Покорение Сибири Ермаком К.Антонов. Победители
Музыка и литература. Революционные песни.
?
Музыка и литература. Революционные песни. Знакомимся с песней, историей, людьми.
« Ça ira » Ах, всё вперёд, всё вперёд, всё вперёд! Все мы повторяем без конца сегодня. Ах, всё вперёд, всё вперёд, всё вперёд! Кто бы ни роптал, всё на лад пойдёт. Наши враги повержены во прах, Мы же поём о новых временах. Ах, всё вперёд, всё вперёд, всё вперёд, всё вперёд. Если злоба будет душить господ, Ах, всё вперёд, всё вперёд, всё вперёд, Дружно захохочет в ответ народ.
« Ça ira » Ах, всё вперёд, всё вперёд, всё вперёд! Все мы повторяем без конца сегодня. Ах, всё вперёд, всё вперёд, всё вперёд! Кто бы ни роптал, всё на лад пойдёт. Наши враги повержены во прах, Мы же поём о новых временах. Ах, всё вперёд, всё вперёд, всё вперёд, всё вперёд. Если злоба будет душить господ , Ах, всё вперёд, всё вперёд, всё вперёд, Дружно захохочет в ответ народ .
Великая французская революция 1789-1794
Карманьола Рабочая марсельеза По долинам и по взгорьям Варшавянка Маленький барабанщик
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока по образовательной области «Технология» на основе ФГОС. Тема урока: "Разметка и строгание заготовок из древесины".
Цель: 1.Ознакомить учащихся с правилами организации рабочего места и инструментами для ручной обработки древесины. 2. Способство...
План-конспект урока по профильному труду (швейное дело) 7 кл. ТЕМА УРОКА: Обработка складок (на образцах).
Ознакрмление учащихся с процессом обработки складок разных видов в швейных изделиях....
План-конспект урока по профильному труду (швейное дело) 8 класс. Тема урока: Построение чертежа основы прямой блузы в М1:4 .
Формирование умений по построению чертежа основы прямой блузы в М1:4....
План-конспект урока по профильному труду (швейное дело) 7 класс. Тема урока: Построение чертежа основы прямой юбки в М1:4.
Формирование умений по построению чертежа основы прямой юбки в М1:4....
Открытый урок по музыке. Тема "Стили музыки".
Конспект открытого урока предназначен для учителей музыки, педагогов дополнительного образования. Урок представлен в игровой и увлекательной форме по музыкальному творчеству....
Дополнительный информационный материал для 5 класса, раздел "Что роднит музыку и литературу?", тема урока: "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"
Информационный материал...
5 КЛАСС. УРОК №14 Тема раздела учебного раздела: «Музыка и литература» Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
5 КЛАСС.УРОК №14Тема раздела учебного раздела: «Музыка и литература»Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет....