План-конспект урока по музыке "Авторская песня:прошлое и настоящее"
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему
Конспект урока по программе Критская, Сергеева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_pesnya.docx | 35.4 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Авторская песня: прошлое и настоящее»
(Программа «Музыка» 5-7 классы, авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева. Просвещение, 2007.)
Цель: расширить представление учащихся об авторской песне, её жанрах и особенностях.
Задачи:
- формировать представления учащихся о многообразии песенных жанров;
- воспитывать у учащихся интерес к музыкальному искусству;
- обеспечить новый уровень осмысления учащимися триединства «композитор-исполнитель-слушатель»;
- развивать у учащихся навыки вокального исполнения;
- активизировать творческую активность учащихся.
Учебное оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр, комплект CD - дисков с аудиохрестоматиями по учебникам.
Дидактический материал: компьютерные презентации:«Песни вагантов» , «Ответы учащихся», фильм «Авторская песня», тексты песен: Д.Тухманов «Из вагантов», Б.Окуджава «Нам нужна одна победа», «Пожелание друзьям», Ю.Шевчук «Что такое школа?», Ю.Визбор «Солнышко лесное», стихотворение «Любовь к филологии»,фильм «И друзей созову», памяти Булата Окуджавы.
Музыкальный материал
1. Карл Орф «О, Фортуна!» 2. Международный студенческий гимн «Гаудеамус» 3. Д.Тухманов «Из вагантов»» 4.Булат Окуджава «Нам нужна одна победа», «Пожелание друзьям» 6. М.Светлов «Глобус»
Ход урока
Актуализация знаний.
У. Песня — наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. Песня в широком значении включает в себя всё, что поётся, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении — малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения. Песни отличаются по жанрам, это: гимны, исторические песни, кантри, народные песни, эстрадные песни, рэп, рок, романс, частушки, шансон, детская песня, колыбельные, строевые. Сегодня мы определим, какие песни называют авторскими, бардовскими песнями, кого считают предшественниками этого жанра.
«Песни вагантов»
Звучит музыка: Карл Орф «О, Фортуна!»
У. Прозвучала 1 часть («О, Фортуна!») сценической кантаты немецкого композитора Карла Орфа «Кармина Бурана» для хора, солистов, танцоров и оркестра, в основе этой музыки – старинные немецкие (баварские) песни вагантов.
Презентация
«Песни вагантов»
(Авторы: Аембекова Амина, Миронова Дарья)
Будет ныне учреждён наш союз вагантов
Для людей любых племён, званий и талантов.
(из поэзии вагантов)
В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам, пролегающим между ними, странствовали ваганты. Среди них были: студенты, монахи, философы-актёрыи певцы, рассказчики и акробаты.
Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний с университетах, каждый из которых славился преподаванием какой-либо из наук.
Большинство вагантов писали свои стихи на латыни. Из весёлое поэтическое братство отличалось свободой мнений и оценок. В своём творчестве бродячие музыканты и поэты, устроители театрализованных представлений опирались не только на традиции церковных песенных и речевых жанров (исповеди и проповеди), но и на опыт народной песенной лирики, обрядовой поэзии.
Мотив весенней природы сочетается в вагантах с восхвалением молодости как «вешней» поры жизни, времени любви, веселья и беззаботности.
До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов 12-13 вв.
Знаменитая песня «Гаудеамус», прославляющая академию и профессоров, уже несколько лет является международным студенческим гимном.
(Звучит фонограмма песни)
Широкую популярность получил альбом песен, рок-сюита «По волне моей памяти» современного композитора Давида Фёдоровича Тухманова (р.1940) Среди стихов поэтов разных стран, к которым обращается композитор, есть и образец средневековой поэзии. Песня «Из вагантов» рисует нам образ жизнерадостного, беззаботного школяра.
Давид Тухманов «Из вагантов» (исполняют все учащиеся)
Учащиеся сравнивают песни между собой. (Жизнерадостный характер, но разный стиль исполнения)
Стихотворение «Любовь к филологии»
Любовь к филологии (из поэзии вагантов)
( читает Лазарев Борислав)
О возлюбленной моей день и ночь мечтаю,-
Всем красавицам её я предпочитаю,
Лишь о ней одной пишу, лишь о ней читаю…
Никогда рассудок мой с ней не расстаётся,
Окрылённый ею дух к небесам взовьётся.
Филологией моя милая зовётся.
Я взираю на неё восхищённым взором
Грамматическим мы с ней заняты разбором.
И меж нами никогда места нет раздорам.
Смог я мудрости веков с нею причаститься
Дорога мне у неё каждая вещица:
Суффикс, префикс ли, падеж, флексия, частица.
Молвит юноша: «Люблю ! - полон умиленья.
А для нас «любить»,- глагол первого спряженья.
Ну, а эти «я» и «ты» - два местоименья.
Можно песни сочинять о прекрасной даме,
Можно прозой говорить или же стихами,
Но при этом надо быть в дружбе с падежами!
Авторская песня.
У.Возьмёмся за руки, друзья,
Возьмёмся за руки, друзья,
Чтоб не пропасть поодиночке.
Булат Окуджава.
Демонстрация фильма «Авторская песня», снятого учащимися.
Текст фильма.
В середине 20века в нашей стране зародился новый жанр – авторская песня. Создатели нового жанра напомнили слушателям о первоначальном союзе слова и музыки. В этих песнях авторы размышляли о смысле жизни, признавались в любви и воспевали дружбу. Много было в этих песнях шуток, юмора, даже сатиры.
Авторская песня – своеобразный городской фольклор, который называют по- разному: бардовская песня, поэзия под гитару, самодеятельная песня. В самом начале авторские песни чаще всего называли студенческими и туристическими, потому что сочинялись они в основном студентами, а распевались в студенческих общежитиях и в туристических походах.
Кто же они – авторы-исполнители этих песен? Сейчас их имена знают все. Это - Булат Окуджава, Юрий Визбор, Сергей и Татьяна Никитины, Александр Городницкий, Владимир Высоцкий, Андрей Макаревич и др.
Булат Окуджава (1924-1997) по праву считается первым российским бардом Его песни внесли новое представление о том, каким может быть песенный текст. Он написал около 150 песен.
Родился булат Окуджава 9мая, и словно в подарок ему уже много лет подряд в этот день звучит песня из кинофильма «Белорусский вокзал».
Булат Окуджава «Нам нужна одна победа» (Песню исполняют учащиеся.)
«Глобус крутится, вертится..»
( Фонограмма песни «Глобус» )
Интересна история песни «Глобус». Её мелодия приписывается поэту Михаилу Светлову. После войны, в 1947году, поэт Михаил Львовский по просьбе друга-однополчанина, написал на эту мелодию другие слова для спектакля «Старые друзья». Многие годы поётся она с разными словами. Фольклористы насчитали 93 варианта куплетов этой песни. Аналогичная история происходит со многими песнями. Популярная песня Юрия Шевчука «Что такое осень?» имеет также несколько вариантов, мы исполним песню «Что такое школа?»
Песня «Что такое школа?» исполняется учащимися.
Проверка домашнего задания.
1.Какие песни называют авторскими, бардовскими?
2.В чём ценность этой песни?
(ответ предлагалось прислать по электронной почте)
3.Принести запись песни или создать презентацию об авторской песне.
(Учитель демонстрирует презентацию, созданную из ответов учащихся)
Анализируются ответы учащихся
Итог урока.
Что же такое авторская песня? – Это своеобразный городской фольклор, который называется по-разному: бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару, студенческая песня, туристическая песня.
Кто же они - авторы исполнители этих песен? Это Булат Окуджава, Юрий Визбор, Сергей и Татьяна Никитины, Александр Розенбаум, Юлий Ким, Андрей Макаревич и др.
В чём же ценность авторской песни? Несомненно это искренность, доверие, с которым она звучит и которое вызывает у слушателей; доступность для исполнения и восприятия любым человеком. И в то же время это настоящая поэзия и музыка, способная скупыми средствами выразить глубокие чувства, удивляющая нас смелостью и индивидуальностью высказывания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..
Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...
План-конспект творческого урока по русскому языку "Что такое настоящая дружба"
Цели урока: создание условий для формирования у старшеклассников осознанной потребности в самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и самоопределения.Задач...
Урок музыки "Авторская песня: прошлое и будущее"
Расширение представлений учащихся об авторской песне как музыкальном жанре и общественном движении, на примерах известны авторских песен Б.Окуджавы, С.Никитина, В.Высотского, О.Митяева и др.Показать у...
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...