Технологическая карта внеурочного занятия по музыке в 4 классе по теме: «Группа дополнительных инструментов симфонического оркестра»
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Данная технологическая карта предполагает ее использование на внеурочном занятии по музыке в качестве дополнительного материала к основной теме "Звучит гармония оркестра" программы по предмету "Музыка" в 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_.docx | 31.43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План-конспект внеурочного занятия по музыке в 4 классе по теме: «Группа дополнительных инструментов симфонического оркестра» средняя образовательная школа № 389 Красносельского района Санкт-Петербурга | |
тип | Закрепление изученного материала |
цель | Формирование у учащихся понятия о роли симфонического оркестра в развитии музыкального искусства. |
задачи | Обучающая: повторение состава симфонического оркестра; оркестровых групп. Развивающая: развитие внимания; привитие умений делать выводы, выделять главное, умение с помощью фантазии импровизировать; умение внимательно слушать и анализировать музыку; согласованная и координированная деятельность при работе в парах и группах. Воспитательная: Духовное, нравственное, эстетическое воспитание. |
оборудование | Компьютер, музыкальный центр, проектор, синтезатор, тетради учащихся, раздаточный материал. |
Планируемые результаты урока | Наблюдение за использованием музыки в жизни человека; Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыке; Развитие художественного вкуса и интереса к музыке Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания музыки в различных видах музыкальной деятельности |
личностные | • осознавать роль оркестра в жизни людей; • оценивать усваиваемое содержание изученного материала, исходя из личных ценностей; Развитие духовно- нравственных качеств - доброта, миролюбие, великодушие, эмоциональная отзывчивость. |
предметные | • определять названия музыкальных инструментов; • знать группы инструментов симфонического оркестра; • ориентироваться в звучании музыкальных инструментов; • находить соответствующие инструменты в оркестровой группе; |
метапредметные(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД) | 1)Познавательные УУД: • ориентироваться в тетради; • ориентироваться в своей системе знаний; • овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера; 2) Коммуникативные УУД: • оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; • развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; • использовать речь для регуляции своего действия; 3) Регулятивные УУД : • принимать и сохранять учебную задачу; • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; • отличать верно выполненное задание от неверного; |
ХОД УРОКА
Этапы. Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап мотивации 2 мин. | СЛАЙД 1 ОРКЕСТР. -Здравствуйте дети! -Начинается урок! – Ребята, у нас сегодня на уроке завершается очередное путешествие в мир музыки. – мы подведем итог такому ярчайшему явлению в мире искусства как оркестр. Мы добавим к тому ,что знаем об оркестре еще немного нового, будем слушать, смотреть, столкнемся с музыкальной магией, поэтому вам надо быть внимательными, чтобы суметь выполнить все задания и показать свои знания |
-Здравствуйте учитель! -Прозвенел уже звонок, |
АКТУАЛИЗАЦИЯ ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ 3мин. РАБОТА В ГРУППАХ ОСНОВНАЯ ТЕМА БЕСЕДА ПРО РОЯЛЬ 5 мин. БЕСЕДА ПРО АРФУ 5 мин. БЕСЕДА ПРО ОРГАН 5мин. БЕСЕДА ПРО ЧЕЛЕСТУ 10 мин. РАБОТА В ГРУППАХ БЕСЕДА ПРО ГИТАРУ.5 мин БЕСЕДА О ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ ИНСТРУМЕНТОВ И РЕФЛЕКСИЯ 10 мин. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. | -Сейчас мы разобьемся на группы, где каждая группа будет одной из групп симфонического оркестра. -Какие группы симфонического оркестра мы знаем? (распределяю детей в 3 группы) - 1 группа- струнно-смычковая, назовите ваши инструменты. -2 группа- деревянные и медные духовые нструменты, назовите ваши инструменты. -3 группа- ударные, назовите ваши инструменты. -Я не случайно рассадил вас на 3 группы, потому что сегодняшнее занятие посвящено 4 группе. -Какая это группа? Правильно и наше занятие назовем СЛАЙД 2 -Давайте начнем с одного из самых популярных инструментов в мире. Его называют «Королем всех инструментов» СЛАЙД 3 РОЯЛЬ -Как он называется? -Мы знаем, что в рояле звучат струны, но звук извлекается с помощью удара молоточка, а молоточки приводят в движение клавиши. Какой же это инструмент? Струнный? Ударный? Клавишный? -Для чего роялю крыло? - Для чего роялю педали? -Давайте послушаем звучание рояля. (ученица исполняет произведение на синтезаторе) -Следующий инструмент нашей группы является одним из древнейших. Назовите его СЛАЙД 4 АРФА - У арфы очень длинная история. Началась она с стрелкового оружия с ЛУКА. (показываю рисунок с луком) Люди заметив как звучит тетива сделали из нее струны, а сам лук изогнули и он приобрел вот такую форму (показываю рисунок ЛИРЫ) - Какой инструмент получился? -В наше время лира является символом всех музыкантов в мире. С лирой экспериментировали многие мастера и в итоге на свет появилась арфа. На арфе как и на рояле есть педали. Угадайте сколько их? -На самом деле их семь. Каждая имеет по три позиции СЛАЙД 5 -Арфа является одним из самых сложных и дорогостоящих музыкальных инструментов. ПРОСМОТР ВИДЕО АРФА -Попробуйте угадать название следующего инструмента по звучанию(играю на синтезаторе) -Правильно орган. СЛАЙД 6 ОРГАН -Что мы знаем об органе? -Где применяется орган? СЛАЙД 7 ОРГАН -Посмотрите сколько труб у органа. Почему их так много? -На органе бывает по несколько клавиатур, - это очень сложное устройство с множеством разных ручек, переключателей, каждый из которых служит для окраски того или иного регистра. СЛАЙД 8 ОРГАН -Сколько клавиатур вы видите на слайде? -Но для большего насыщения на органе используют ножную клавиатуру, обычно она используется для исполнения басовой партии. Орган также является очень сложным в освоении инструментом. И играют на нем настоящие виртузы. - Кто такой виртуоз? СЛАЙД 9 -Давайте послушаем орган в исполнении нашей ученицы (играет на синтезаторе) -Попробуем угадать звучание следующего инструмента (играю на синтезаторе) СЛАЙД 10 ЧЕЛЕСТА - Инструмент с самым загадочным звучанием. Что мы о нем знаем? -Поначалу этот инструмент назывался ЦЕЛЕСТА. В переводе с итальянского «небесная» Клавишно – ударный инструмент. В Россию его завез П.И. Чайковский. В момент написания балета «Щелкунчик» он не мог определиться с инструментом сопровождавшим танец феи Драже. Нужен был инструмент с нежным, прозрачным хрустальным звуком. Во время путешествия по Европе Чайковский услышал челесту в Париже и был так очарован ее волшебным звучанием, что ввел этот инструмент в 1892 в балет «Щелкунчик» Инструмент был тайно доставлен в Россию и впервые зазвучал на премьере балета «Щелкунчик» ВИДЕО «ЩЕЛКУНЧИК» -В чем же секрет такого звучания? Дело в том что в устройстве инструмента применены специальные резонаторы, придающие особый эффект. СЛАЙД 11 ЧЕЛЕСТА СЛАЙД 12 ЧЕЛЕСТА -Видите коробочки разных размеров? Каждая из них закреплена к железной пластине и облагораживает звук. Как это происходит, рассмотрим на практике. Раздаю детям резонаторные стаканчики с подвешенными металлическими ложками. Показываю, как приложить стаканчики к ушам и слушать звук после удара по ложке. Дети делятся на две группы. Первая группа слушает, вторая бьет по ложкам, потом меняются местами. -К Чайковскому мы вернемся чуть позже, а пока у нас еще один инструмент. (Выходят девочки с гитарами играют) -Этот инструмент всем хорошо знаком. Что мы знаем о гитаре? - В качестве дополнительного инструмента гитара в оркестре используется редко. В основном это аккомпанирующий инструмент. Но если по замыслу композитора в произведении должна звучать гитара, он смело добавляет ее в состав дополнительных инструментов. -Скажите, а можно ли в оркестре заменять один инструмент другим? -Чем можно заменить гитару? -Чем можно заменить орган, рояль, арфу, скрипки, ударные? (ПОКАЗЫВАЮ НА СИНТЕЗАТОР) -Правильно (ИГРАЮ НА СИНТЕЗАТОРЕ) -Только что я вам продемонстрировал, как синтезатор заменил целый оркестр. Тогда зачем нужен огромный симфонический оркестр, когда есть синтезатор? -Сейчас я приведу вам пример как во всемирно известном оркестре «Солисты Москвы» дирижер Юрий Башмет заменил челесту следующими необычными инструментами. Переходим к магии ВИДЕО « СОЛИСТЫ МОСКВЫ» -Какими инструментами заменили челесту? -Наш урок подходит к своей кульминации. Что такое кульминация? -И кульминацией нашего урока будет наше групповое исполнение (РАЗДАЮ ДЕТЯМ БОКАЛЫ С ВОДОЙ ОБЪЯСНЯЮ КАК ИЗВЛЕКАТЬ ЗВУК) - Давайте исполним на бокалах « Танец феи Драже» ВИДЕО И ИСПОЛНЕНИЕ ОДНОВРЕМЕННО. -Подведем итг нашего урока. О каких инструментах шла речь на сегодняшнем занятии? -Давайте их перечислим -Какие другие музыкальные инструменты могут использоваться в оркестре? Чему мы сегодня научились? Как Вы думаете – Пригодится ли Вам в жизни знание строения симфонического оркестра, его групп и инструментов входящих в эти группы? Дома играть с Вашими близкими или с друзьями в ансамбле на бокалах под фонограммы ваших любимых мелодий. Сделать самодельные резонаторы и показать всем как они работают. На этом наш урок закончен. До свидания. Дома найти бокалы, пробовать играть на них как на уроке. | -Струнно-смычковая; -Деревянные и медные духовые; -Ударные, -Дополнительные инструменты Называют названия каждого инструмента каждой группы -Группа дополнительных инструментов.
-Рояль. -Струнно-ударно-клавишный. -Для более яркого звука. - Окраска звука, приглушение звучания или продолжительность звуков. -Арфа - Лира. -Одна,две,три… -Орган. -Самый большой, духовой, клавишный инструмент. -В духовной музыке. - Каждая труба издает один настроенный по высоте звук. - Четыре. - Виртуоз – человек владеющий в совершенстве музыкальным инструментом. - Челеста. -Вместо струн стоят металлические пластины, похож на фортепиано, одна педаль. -Это струнный щипковый инструмент. Родина гитары Испания. На ней 6 струн. -Можно, если он похож по звучанию. -Струнными, арфой. -Синтезатором. - У инструментов симфонического оркестра исполнение живое и естественное, а синтезатор звучит как машина, звуки похожи, но они не живые. -Бокалами -Самый напряженный момент в произведении. Играют на бокалах - О инструментах дополнительной группы симфонического оркестра. -Рояль, арфа, орган, челеста, гитара -Могут использоваться разные инструменты – в зависимости от характера звучания и по усмотрению композитора или дирижера. -Научились как правильно использовать резонаторы, научились играть на бокалах. Конечно. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта внеурочного занятия по географии в 5 классе по теме "Глобус и карта"(моделирование) ФГОС
Образовательные: · Сформировать знания о глобусе как модели Земли.· Расширить представления детей о глоб...
Технологическая карта внеурочного занятия по музыке для 1 класса "Инструментальное музицирование"
Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Инструментальное музицирование для 1 класса...
Технологическая карта внеурочного занятия в 3 классе Тема Там, где ступала нога человека. (ФГОС)
внеурочное занятие разработано по программе Самковой "Моя первая экология" для учащихся 3 класса. Время занятия- 45 мин.1. Обучающая (когнитивная) цель: Организовать деят...
Технологическая карта внеурочного занятия "История вооруженных сил России", 7 класс.
Комбинированный урок изучения нового материала по внеурочной деятельности....
Технологическая карта внеурочного занятия в 3 классе
Технологическая карта внеурочного занятия составлена в соответствии с ФГОС. Внеурочное занятие разработано на основании программы "Моя первая экология", автор В.А. Самкова. Направление- социальное. Те...
Технологическая карта внеурочного занятия в 6 классе «Симметрия вокруг нас»
Технологическая карта внеурочного занятия в 6 классе «Симметрия вокруг нас»...
Технологическая карта внеурочного занятия учащихся 7 классов.
Технологическая карта внеурочного занятия учащихся 7 классов...