Урок по музыке "Разучиваем, поем песню и размышляем" 4 класс ( 8 вид) Технологическая карта урока
план-конспект урока по музыке

Рудая ,Екатерина,Прокопьевна

Урок по музыке 4 класс "Разычиваем,поем песню,размышляем" Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx264.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки "Разучиваем, поем песню и размышляем"

4 «а» класс

Технологическая карта урока 

Тема

"Разучиваем, поем песню и размышляем"

Цели 

Развивающие:

Знакомство с жанром песни, развитие навыков слушания, сравнения, сопоставления, анализа.

Обучающие:

Получить знания об особенностях музыки песенного жанра.

Воспитывающие:

Приобщение к миру музыки, воспитание эстетического вкуса детей.

Формировать: 
– интерес к песни; оценивать простые ситуации и однозначные поступки как "хорошие" или "плохие" (Личностные результаты); 
– умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (Регулятивные УУД).
– умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; работать в группе, работать в парах (Коммуникативные УУД); 
– умение вычитывать все виды текстовой информации, построение логической цепочки рассуждений (Познавательные УУД).

Основные понятия

Песня, колыбельная, народная песня.

Межпредметные связи

ИЗО

Ресурсы: 

– Презентация к уроку. 
- Тексты для работы в группах.

- Музыкальные инструменты

- Фигуры из нот

- Заготовки творческих заданий

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в группах;


Этапы урока


Деятельность 
учителя


Деятельность 
учеников

I.Орг. момент; Мотивация к учебной деятельности (2 мин.). 
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 
  
II. Тема урока, цели, задачи. 
(3 мин.) 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
      
 III.Актуализация знаний 
(6 мин.).

IV. Новая тема урока (3 мин.).

Здравствуйте, девочки!

Здравствуйте, мальчики!

Прозвенел звонок для нас, 
Все зашли спокойно в класс 
Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво, 
Тихо сели, 
 спинки прямо 
Все с улыбочкой вздохнем 
Урок музыки начнем. 
  
- Сегодня у нас на уроке гости, надеемся, что вам у нас понравится. 

А скажите мне, а зачем мы ходим на урок музыки?

зачем вам это нужно? что вы можете узнать на уроке?

Я вам помогу!

Сегодня тема нашего урока «Разучиваем, поем песню, размышляем»
  
–  А девизом нашего урока будут слова: 
 
Знаем. Хотим узнать. Узнали!     (ПОВТОРЯЕМ ХОРОМ) 


  Ребята, скажите, пожалуйста, что вы видите на этом рисунке?
(Давно - давно существовала такая легенда, что существуют три кита, на которых держится наша земля!  Это кит песня, кит танец, кит марш!)

Сегодня мы отправимся в путешествие в гости к киту песня!

А зачем нам это нужно? Что мы можем узнать в гостях у этого кита? Где нам может пригодиться песня?

Наше путешествие мы начнем с первой песни, мы ее уже знаем, давайте  вспомним ее и споем.

Вам понравилось как вы спели? А мамам вашим бы понравилось? Какие главные слова в этой песенке для вас? Почему вы так решили?

Ребята, а что такое песня? Скажите, пожалуйста,  а какие разновидности песен бывают?

Чем они отличаются?

Что такое колыбельная песня?

Что такое русская народная песня?

Назовите примеры таких песен.


  
  
  
  

Дети садятся 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Дети отвечают на вопросы учителя.
  
  
  

Дети повторяют вместе девиз урока.
 
  

Рисунок-  «кит песня» .
  

Ответы детей

Песня «Наши мамы самые» в исполнении детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

V. Слушание музыки (6 мин.). 
  
  
  
  
       
    

VI.  Закрепление учебной деятельности на уроке в группах.

(14 мин) 

Сегодня я хочу вас познакомить еще с одной прекрасной песней!

Как звучала эта музыка?

Какой характер у этой музыки?

 Что вы представляете когда слушаете эту песню?

В какое время суток исполняется эта песня?

Кит песня для вас приготовила интересные задания! Сегодня вы поработаете в группах!

Каждая группа выберет себе командира. У каждой группы на столе лежит задание!

Командиры групп прочтите задание вслух!

1 группа, 2 группа, 3 группа.

(1 группа: сочинить и показать мини сказку «Как песня путешествовала».

2 группа: В классе спрятались нотки, а внутри нотки написан текст песенки, вы должны собрать эти нотки, чтобы у вас получилась песенка и пропеть ее красиво! (Песня: У солдата выходной)

3 группа: Разгадать загадки про музыкальные инструменты и сыграть на инструментах под песню «Звездочка»).

Всем задание понятно?

На выполнение задания Вам дается 7 минут!

Итак время пошло!

- Ребята, время закончилось! Все справились с заданием?

Я приглашаю группу номер 1.

Группа номер 2, вам слово.

Группа номер 3.

Молодцы ребята!

Кому понравилось работать в группе?

Что было интересного?

Кому из группы можно сказать спасибо?

Слушание музыки «Колыбельная »
  
  
 Ответы детей.


  
  

Выполнение заданий в группе.

Звучит гонг о начале выполнения заданий в группах.

Играет фоновая музыка.

Звучит гонг о окончании выполнения заданий в группах.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке 
(6 мин.). 
Цели: 
– зафиксировать новое содержание урока; 
– организовать рефлексию собственной учебной деятельности. 

– Какая тема урока была? Что такое песня?
  
Какие разновидности песен вы узнали? (колыбельная, русская народная и т.д.)
  А для чего мы все это делали?
  

А сейчас я хочу узнать какую оценку за урок вы себе поставите!

У вас на столе  лежат 3 цветные нотки.

Если вы считаете, что справились со всем на отлично- приклейте к доске красную нотку.

Если хорошо- зеленую нотку.

А если вам было трудно- желтую!

(Если приклеили желтую нотку, спросить что было сложно, непонятно…)

Как вы думаете, мы уже все узнали о песне? 
На следующих уроках, мы с вами продолжим разучивать и петь песни.

Запишите домашнее задание: повторить песенку «Вспомнить и записать в тетрадь несколько колыбельных песен».


Мы благодарим гостей, которые сегодня к нам пришли.

До- свидание девочки!

До- свидание мальчики!
Урок окончен.


  
  
    
  
  
  
  
  
Дети поднимают руку. 
  
  
  
  
  



Расцветали яблони и груши,        

Поплыли туманы над рекой.          

Выходила на берег Катюша,          

На высокий берег, на крутой.        

Выходила, песню заводила          

Про степного, сизого орла,        

Про того, которого любила,        

Про того, чьи письма берегла.      

Ой ты, песня, песенка девичья,    

Ты лети за ясным солнцем вслед.    

И бойцу на дальнем пограничье      

От Катюши передай привет.  

 

Пусть он вспомнит девушку простую

И услышит, как она поёт,      

Пусть он землю бережёт родную,    

А любовь Катюша сбережёт.          

Расцветали яблони и груши,        

Поплыли туманы над рекой.          

Выходила на берег Катюша,          

На высокий берег, на крутой...

Солнце, ярко светит
И смеются дети
И мы рука об руку
Идём с тобою рядом
И говорить не надо
Всё и так понятно
И мне приятно
Всем Вам говорить

Припев:
Желаю,
Чтоб Вы все были здоровы
И чтобы над Вами
Сияло солнце ярче
Чем на Мадагаскаре
Чтоб до ста лет жили
Чтоб горя не знали
И чтобы Ваши дети
Вас радовали, оп

Соло (На-на-на)


Я желаю мира
Я добра желаю
И каждому здоровья
От всей души желаю
И мне не много надо
Хочу, чтоб были рядом
Любимые и вся моя родня
Припев:

Солнце, ярко светит
И смеются дети
И мы рука об руку
Идём с тобою рядом
И говорить не надо
Всё и так понятно
И мне приятно
Всем Вам говорить



УЧЕНИКИ!  СВЕТООТРАЖАТЕЛЬ,

 ОТРАЗИТ  МАШИНЫ СВЕТ И ИЗБАВИТ НАС ОТ БЕД!


- Мы – активные!

- Мы – креативные!

- Мы – спортивные!

- Мы –команда «ПДД»

Правила! Дорога! Дисциплина!


     Девиз сегодня у нас такой-Безопасный путь в школу и обратно домой!,

 А это значит правила знать!И безопасный путь соблюдать!


Инспектор:

Наша служба и опасна, и трудна

Но поверьте, очень всем она нужна

Чтоб движенье безопасным для детей

Было в нашем крае.

Будем юных пешеходов собирать

 Безопасный путь им нужно показать

Это очень важно.

Дорога шуршала шинами,

Бегущими машинами,

Инспектор:

Особый знак здесь» Дети».За них мы все в ответе.И возле школы , сбавьте газ-

Висит знак, водители, для вас

Инспектор:

И вы при этом знаке тоже,Ребята, будьте осторожны! 

Мама-  

На работу опоздать

Мне никак нельзя опять

Торопись, сынок, давай

Да скорей , не отставай

Сынок- Мама, здесь нельзя идти

Зебры нет, а значит нет пути.

Мама-

Больно умный ты у нас

Торопился б лучше в класс

 

Не секрет , что папы и мамы мечтают

Нас от бед и от травм защитить

И поэтому нам каждый раз повторяют

Что дорожные правила нужно учить

А сами?

И под машин рычание

Под тормозов визжание

Под водителей ругание

И даже на красный свет

Бегут, спешат родители

Заботливые родители

Внимательные родители

А правила помнят Нет!!! 

Этот знак такого рода –
Он на страже пешехода.
Переходим дружно вместе.Мы дорогу в этом месте. 

Светофор есть возле школы, Он стоит не для прикола, Отправляясь утром в путь, 
Про него ты не забудь!

Ты переходи проспект 
Только на зелёный свет!

Перед тем, как перейти, 
Влево,вправо посмотри, 
Обстановку оцени, 
И тогда вперед иди.

Как же водитель не увидел ученика?Как же успел он нажать

тормоза?Забыл ученик про безопасный путь,

Не взял ученик  отличительный знак

Жуть!!!

Инспектор:Ученики! Наденьте значки

Или яркий фликер!

Пусть вас во тьме дорог

Разглядит водитель!

Мы засветились в темноте,

Нет!– сказали мы беде!

Кто во тьме на дороге сверкает,

Тот аварий избегает!

Инспектор:Понимать должны все дети,

Что очень важны правила эти.

Безопасный путь в школу и домой

Надо соблюдать и будешь ты живой!

Солнце ярко светит,

На нашей на планете

Жизнь, вообще, прекрасна,

Если  безопасна.

И каждому понятно,

Что лишь от нас зависит,Какой прекрасной будет наша жизнь.

Припев:

Желаем, чтобы все были здоровы И чтобы над вами Светило солнце ярче,Чем на

Мадагаскаре,

Чтоб до ста лет жили

И горя не знали,

И чтобы правила вы все соблюдали!

Нам безопасность очень нужна!  Нам безопасность очень важна!

И вам безопасность тоже нужна.

И вам безопасность очень важна!

Делаем вам мы предостережение:

На дорогах соблюдайте правила движения!

ДНИ РОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Война Данил

01.09.2008г

Ларионова Вика

12.04.2009г

Сидачев Матвей

08.05.2008г

Смирнов Эрик

21.11.2009г

Сорокожердева Даша

22.11.2007г

Рыжкович Алена

15.11.2009г

Ураков Александр

13.09.2009г

Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете.
На Земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети!

Припев:
С Днём Победы поздравляем,
Мир приходит в каждый дом.
На параде мы с друзьями
Свою песенку поём!

Там где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят,
Нужен мир на всей планете!

Припев.

Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете.
На Земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети!

Припев:
С Днём Победы поздравляем,
Мир приходит в каждый дом.
На параде мы с друзьями
Свою песенку поём!

Там где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят,
Нужен мир на всей планете!

Припев.

Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете.
На Земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети!

Припев:
С Днём Победы поздравляем,
Мир приходит в каждый дом.
На параде мы с друзьями
Свою песенку поём!

Там где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят,
Нужен мир на всей планете!

Припев.

Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете.
На Земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети!

Припев:
С Днём Победы поздравляем,
Мир приходит в каждый дом.
На параде мы с друзьями
Свою песенку поём!

Там где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят,
Нужен мир на всей планете!

Припев.

Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете.
На Земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети!

Припев:
С Днём Победы поздравляем,
Мир приходит в каждый дом.
На параде мы с друзьями
Свою песенку поём!

Там где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят,
Нужен мир на всей планете!

Припев.

Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете.
На Земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети!

Припев:
С Днём Победы поздравляем,
Мир приходит в каждый дом.
На параде мы с друзьями
Свою песенку поём!

Там где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят,
Нужен мир на всей планете!

Припев.

Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете.
На Земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети!

Припев:
С Днём Победы поздравляем,
Мир приходит в каждый дом.
На параде мы с друзьями
Свою песенку поём!

Там где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят,
Нужен мир на всей планете!

Припев.

Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете.
На Земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети!

Припев:
С Днём Победы поздравляем,
Мир приходит в каждый дом.
На параде мы с друзьями
Свою песенку поём!

Там где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят,
Нужен мир на всей планете!

Припев.

Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете.
На Земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети!

Припев:
С Днём Победы поздравляем,
Мир приходит в каждый дом.
На параде мы с друзьями
Свою песенку поём!

Там где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят,
Нужен мир на всей планете!

Припев.

1. Согревайте скорей землю солнышка лучи,

Прилетайте скорей в свои гнёздышки грачи.

А мы песенку споём, хоровод заведём.(2 раза)

2. Расцветайте скорей все цветочки на лугах,

Поспевайте скорей вкусны ягодки в лесах.

А мы песенку споём, хоровод заведём. .(2 раза)

1. Согревайте скорей землю солнышка лучи,

Прилетайте скорей в свои гнёздышки грачи.

А мы песенку споём, хоровод заведём.(2 раза)

2. Расцветайте скорей все цветочки на лугах,

Поспевайте скорей вкусны ягодки в лесах.

А мы песенку споём, хоровод заведём. .(2 раза)

1. Согревайте скорей землю солнышка лучи,

Прилетайте скорей в свои гнёздышки грачи.

А мы песенку споём, хоровод заведём.(2 раза)

2. Расцветайте скорей все цветочки на лугах,

Поспевайте скорей вкусны ягодки в лесах.

А мы песенку споём, хоровод заведём. .(2 раза)

Обнимаю бабушку, бабушку мою,
Потому что бабушку очень я люблю.
Подарю бабушке нежные цветы.
Я хочу, чтоб солнышку улыбалась ты.

Припев:
Бабушка, бабушка
Самая прекрасная ты моя.
Бабушка, бабушка
Самая прекрасная ты моя.

Уважаю бабушку, бабушку мою.
За добро её души я её хвалю.
Руки как золото, всё может она.
Ведь не зря мне лучшая бабушка дана.

Не хотим мы больше воевать,
Хотим солнце по утрам встречать.
Живёт в мире вся наша страна.
Не нужна нам страшная война!

Припев:
В этот славный День Победы
В небе голубом шары.
Благодарны нашим дедам.
Отмечаем праздник мы!

В синем небе праздничный салют,
На Параде строем все идут.
Поздравляем с праздником всех вас.
Ветераны, вам поклон от нас!

Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете.
На Земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети!

Припев:
С Днём Победы поздравляем,
Мир приходит в каждый дом.
На параде мы с друзьями
Свою песенку поём!

Там где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят,
Нужен мир на всей планете!

Кавказская сказка «Шейдулла-лентяй»

Звучит красивая кавказская музыка, на сцену постепенно «выплывают» декорации кавказских пейзажей (три горы на колесиках, и горная река - полотна голубой ткани, которые держат артисты массовки – танцоры). Выходят авторы, читают текст, на фоне текста декорации двигаются:

Автор 1 - Вуаль прозрачных облаков
Скользит по склонам безмятежно,
Вершины легкий свой покров
В ущелье сбросили небрежно,
Во всем величии предстал
Пред нами гордый лик Кавказа.

Автор 2 - Священный трепет испытал
Любой, когда открылись глазу
Хребты, вершины, ледники,
Поросшие лесами скалы,
Блеск водопадов, гул реки,
Бегущей к морю с перевала.

Автор 3 – Наш Кавказ - земля родная,
Расцветай из года в год!
Пусть "Лезгинка" удалая,
Радость в жизни всем несет.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2019/3/14124_59a23940702b4fc3f21ab3490ae9ca32.jpg.jpg


Звучит песня «Наш Кавказ», поет солистка, все танцоры выходят, танцуют танец, декорации отплывают на задний план.

Край жемчужной долины,
чудесных людей
стал нам домом родным,
и любовью своей.

припев: Ты этот мир весь озаряешь
словно чистый алмаз.
наши сердца ты окрыляешь,
о, мой Кавказ.

Здесь достойных джигитов
рождает земля.
самых сильных спортсменов,
им горы ровня.

припев: В нашем краю воздух как мед
здесь гордый народ
с пламенным сердцем,
чистой душою дружно живет.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2019/3/14124_f688dc17d6e7778a4d8ff21cf33125c8.jpg.jpg


После танца музыка сменяется, танцоры уходят, декорации пейзажа отходят в правую сторону сцены, слева появляются декорации двора Шейдуллы.

Автор 1 - Жил был в одном горном селении человек по имени Шейдулла и был он такой ленивый, что никакими словами и не расскажешь.
Жена бегает по двору, подметает, появляется Шейдулла, идет медленной походкой.
Жена - ну что, Шейдулла, все овцы целы?
Шейдулла – Целы, целы.
Жена – дает ему дырявую корзину. Ну хоть что-то полезное сделал бездельник. Может ты корзину починишь? Уж как полгода обещал. Идет снимать белье с веревки, вешает себе на плечо.
Шейдулла - Корзину, а, неохота. И так сойдет. Запихивает туда соломы. На получи.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2019/3/14124_7768683349b1ce2a8014ca18c78e2437.jpg.jpg


Жена - ай, шайтан, надо же починил. Кладет белье в корзину, оно падает на пол. Ой, ой, ой. как же ты корзину починил, бездельник?? Иди хоть быков покорми! Никакого от тебя толка!
Шейдулла - корми, корми этих быков. Неохота. Перекладывает солому из одного места в другое, ложится на него и поет песню:
Звучит музыка, Шейдулла поет песню про свою лень:
Гораздо лучше всех пилюль
Нашей воли твердый руль.
Где бы только силы взять
Чтобы его в руках держать.

Припев:
Но трудно все это, так трудно
Привычки свои изменять
Трудно все это, так трудно
К тому же так хочется спать.


Звук мычания быков и грохота за кулисами. Жена начинает бегать за кулисы и обратно, носит сено быкам.
Жена - чего ты наделал, от тебя только одна разруха! Ой, шайтан, наградил господь таким мужем, ах, все добро пропадает! Говорила мне бабушка, что далеко-далеко в горах живет большой мудрец, может хоть мудрый человек тебя научит, лентяя, как жить!
Звучит музыка, Шейдулла отправляется в путь, декорации двора уходят за кулисы, горы двигаются, имитируя движения вперед Шейдуллы. Звуки горной речки, полотна голубой ткани развиваются как река, часть танцоров танцевально сопровождают главного героя, авторы читают текст:
Автор 2 - С вершин, что спят за облаками,
От ледников, по склонам гор,
Бежит река между камнями,
Стремится к морю на простор.

Автор 3 - Коварен нрав у речки горной:
В жару ручей журчит средь скал,
Потоком мощным, непокорным
В сезон дождей бушует вал.
Шейдулла подходит к реке, видит бревна для плота, пытается построить плот, но решает полежать у горы:
Шейдулла - а, неохота.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2019/3/14124_804cc8c8a6d4ce00c1eeb55c4a519204.jpg.jpg



Звучит музыка, выходит больной волк, с перевязанной рукой.
Шейдулла - здравствуй, да будет голова твоя здорова!
Волк - спасибо тебе на добром слове, да. А то голова моя просто на куски разваливается. Куда путь держишь, а?
Шейдулла - да, вот говорит моя жена, что я бездельник. Совсем в доме кушать нечего, послала меня к большому мудрецу спросить - как богатым стать.
Волк - так почему ты лежишь, а не идешь?
Шейдулла - да вот, озеро мешает.
Волк - так ты плот построй.
Шейдулла - а, мне не охота.
Волк - Слушай, добрый человек, а, я сам построю тебе плот, только ты спроси у мудреца, что мне делать, а?
Шейдулла - хорошо, спрошу, строй плот.
Звучит музыка, Шейдулла поет песню про свою лень, волк строит плот (из трех бревен, опора на колесиках).
Как мне эту лень, мой друг,
Запереть в большой сундук
Ты придумай что-нибудь,
Ну, а я посплю чуть-чуть
Припев:
Но трудно все это, так трудно
Привычки свои изменять
Трудно все это, так трудно
К тому же так хочется спать.


Волк - Вот уж третий год как я хвораю, руки отваливаются, хвост отваливается, все болит, все. Пусть посоветует мудрец как мне излечиться, а? Вот, готово!
Шейдулла садится на плот, волк его толкает, плот «поплыл» по реке.
Шейдулла - руки твои, да будут здоровы!
Волк - Не забудь про мою просьбу, милый человек.
Шейдулла - постараюсь не забыть.
Волк толкает плот, Шейдулла поплыл.

Автор 1 - Волной струится средь расщелин,
Преград не зная на пути,
Склон режет пропастью ущелий
И водопадом вниз летит.
Шейдулла не гребет, а только лежит на плоту.
Звучит музыка, из полотен появляются рыбы, танцуют танец рыб.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2019/3/14124_12a5c654c0f65b643388a08fc3037acb.jpg.jpg



Рыба – добро – тонет – добро, да всегда будет в доме твоем. Тонет - Куда плывешь, добрый человек?
Шейдулла - а вот говорит моя жена, что я бездельник. Совсем наше хозяйство развалилось. Может большой мудрец подскажет как дело поправить.
Рыба - отчего же ты не гребешь?
Шейдулла - А, мне лень, понимаешь.
Рыба - Я дотолкаю твой плот до берега, но только передай мудрецу и мою просьбу.
Шейдулла – А, ладно, толкай.
Рыбы начинают толкать плот.
Рыба - У меня огромная тяжесть в животе, все время тону. Пускай мудрец даст совет как мне выздороветь. Ноги твои да будут здоровы! иди же быстрей к мудрецу.
Шейдулла - И твои ноги, рыба, да будут здоровы!
Рыба - Какие ноги?
Рыбы уплывают. Река имитирует шторм, Шейдулла еле держится на плоту.

Автор 2 - Ущелье узкое ей тесно
И, полноводна, глубока,
Меняя русло, ищет место
Для быстрых вод своих река.

Автор 3 - Фонтаном брызг блестит, играя,
Прохладой манит в летний зной,
В лесах от взгляда ускользает,
В пещерах прячется порой.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2019/3/14124_ab13bd40ad1255ac21f0634406c6345f.jpg.jpg


Река уплывает за кулисы, Шейдулла сидит по центру сцены, звучит музыка, летучие мыши, прячутся за горами, перебегают из одной в другую.
Летучие Мыши: Поиграй с нами!
Я здесь!
Нет, это я здесь!
А-ха-ха!
Танец Летучих мышей. Шейдулла их боится.

Летучие Мыши: Мышки летучие мы
И красивы, и гибки.
Боятся люди нас, а зря,
Мы добрые создания!

Спасают Шейдуллу, выносят к сухому дереву.
Звучит печальная музыка, сухое дерево Яблоня двигается, скрипит.


Автор 2 - На высоте пустынных скал,
Под ризой инеев пушистых,
Сухая Яблоня стояла
Царица всех ветвистых.

Яблоня - Сражаясь с хладом облаков,
Встречая гордо луч денницы,
Одна, далёко от дубров,
Служила кровом хищной птицы.

Молниеносный ураган
Сверкнул в лазуревой пучине,
И изменился тут мой стан,
Подобно каменной твердыне.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2019/3/14124_57861ac54d91ad3e7f0b81c4e1306e7c.jpg.jpg



Шейдулла - Есть здесь кто?
Яблоня - Достаток, да будет всегда в доме твоем, добрый человек. Куда путь держишь?
Шейдулла - Нет как раз в моем доме достатка. Иду к большому мудрецу за советом.
Яблоня - Будь добр, спроси у мудреца совета и для меня. Никогда не вырастает на мне больше одного яблока.
Шейдулла - Хорошо, спрошу.
Яблоня - Так что же ты не идешь?
Шейдулла - А, мне лень. К тому же есть хочется.
Яблоня - Я отдам свое единственное яблоко. Съешь и иди быстрей к мудрецу.
Шейдулла срывает яблоко, берет его в рот, отправляется в путь.
Яблоня - Эй, только яблоко-то еще и жевать надо.
Звучит музыка, дерево уходит, горы двигаются, танцоры в танце выводят Мудреца, поклоняются ему и тихо уходят, Шейдулла остается с мудрецом.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2019/3/14124_705920443852d334050fb00fddb14753.jpg.jpg


Мудрец - Добро пожаловать. Ты прожуй сначала, а потом проси совета.
Шейдулла - Мне жевать лень. Мне лень, понимаешь.
Мудрец – А, так вот в чем твоя беда, Шейдулла.
Шейдулла - А откуда ты знаешь мое имя?
Мудрец - Голова твоя да умножится во сто крат, для того я и мудрая, чтобы все знать и уметь. Больше не о чем не хочешь меня спросить?
Автор – Рассказал Шейдулла о просьбах Волка, Рыбы и Яблони.
Мудрец - У рыбы застрял в горле алмаз. Когда вынут у нее из горла этот камень, тогда она и выздоровеет. Под яблоней зарыт большой кувшин с серебром, когда выроют этот кувшин, тогда перестанут засыхать цветы яблони и будут на ней созревать яблоки. А волку, чтобы избавится от хвори нужно проглотить первого лентяя, который ему попадется.
Шейдулла - А как же я? Как же мне стать богатым?
Мудрец - Твоя просьба уже исполнена, ступай.
Звучит музыка. Появляется Яблоня.
Яблоня - Ну что, узнал?
Шейдулла - Узнал. Надо чтобы у тебя из-под корней вырыли большой кувшин с серебром, тогда и будут созревать на тебе яблоки.
Яблоня -Так вырой же поскорей этот кувшин, это и тебе на пользу пойдет, сразу разбогатеешь.
Шейдулла - Ну, нет, мне не охота. Мудрец сказал, что у меня и без того все будет.
Яблоня горько вздыхает, сцена реки и рыбы.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2019/3/14124_a1ef65a092cf3ed51dab7ffe1ba21e4c.jpg.jpg


Рыба – Ну, говори же, человек.
Шейдулла - Когда вынут у тебя из горла алмаз, тогда и будешь здоровой.
Рыба - Сжалься надо мной, вынь из меня этот алмаз, и меня спасешь и сам разбогатеешь.
Шейдулла - Ну, нет. У меня и без того богатство будет, зачем зря трудится.
Рыба - А, тону.
Шейдулла переплывает реку, встречает Волка.
Волк - Здравствуй, здравствуй, добрый человек, рассказывай, не тяни, не тяни.
Автор - Рассказал Шейдулла и про рыбу, и про яблоню.
Шейдулла - Только я не стал зря задерживаться и без того скоро богатым буду.
Волк - Ну а мне, мне, что мудрец посоветовал?
Шейдулла- А, ты должен съесть первого лентяя, который тебе встретится, да, сразу выздоровеешь. Все, пока.
Волк - А ведь не нужно мне искать такого лентяя, он сам ко мне пришел, нет никого на свете ленивее этого человека.
Волк идет на Шейдуллу, заводит за кулисы:
Шейдулла - Ай, шайтаааааааааааааан!!
Звучит музыка, все артисты выходят в танце, кроме Шейдуллы.
Автор - С тех пор Шейдуллу никто больше не видел, но вот лентяи и бездельники все еще встречаются.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2019/3/14124_fa3796b458fa2e1a8c5f5e37ced2449c.jpg.jpg


Финальная песня «Песенка про лень»
Не забывайте вы, что лень
За вами ходит каждый день.
Но ничего, и никогда
Не может выйти без труда.
Ничего, и никогда
Не может выйти без труда.
Надо помнить, надо.
Важно каждый раз:
Не оставлять на завтра,
А делать все сейчас!

Используемая литература:

Песня "Наш Кавказ" - Айшат Айсаева
Песня "Песенка про лень" автор Аркадий Островский
Стихотворение "Горы Кавказа" автор Любчинова-Чуенкова
Стихотворение "Горная река" автор Любчинова-Чуенкова
Стихотворение "Акташ-аух" автор Александр Полежаев

Сценарии казачьей сказки «Доброе сердце дороже красоты»

By Администратор | 27.09.2017

0 Comment

Курбанова Айша Кадиевна, воспитатель, МБДОУ №1 «Аленушка», г. Константиновск

 

Цель: создание условий для приобщения детей к казачьей сказке как составляющей части культурного наследия донских казаков с целью социализации личности ребенка.

Задачи:

— воспитание через сказку чувства уважения у воспитанников к культурному наследию донских казаков;

— развитие интереса детей к казачьей сказке и развитие творческих способностей, обучающихся;

— приобщение детей к необыкновенному миру казачьей сказки, понятию о неповторимости и прелести сказок донских казаков, а также углубление знаний воспитанников о народной сказке.

 

Действующие лица:

Баба Груша, пожилая казачка.

Дед Митяй.

Мальчик Ваня.

Груня, девушка-казачка с добрым сердцем.

Отец Груни.

Мачеха.

Улита, девушка-казачка с дурным характером.
Молодой казак, жених Груни.
Соседка Груни.
Кошка Мурка.

Казачий курень. Из-за плетня видны подсолнухи. На
плетне сушатся глиняные кринки.

 

Под музыку появляется баба Груша.

Баба Груша: Надумала я испечь пирог. Замесила тесто, печь истопила. Посадила пирог в печь, а кусочек теста остался. Я его в руках мяла-мяла, задумалась и не заметила, как вылепился маленький ребёночек.

 

Мальчик: Не сажай меня в печь, бабушка Груша! Выставь меня лучше на солнышко, я обсохну, стану тебе внучком.

 

Баба Груша: Будь, по-твоему. Недаром, видно, в
народе говорят, будто на миллион пшеничных зёрнышек одно непременно волшебное. Сохни, а я тебе пока рубашонку да штанишки сошью.

 

Звучит музыкальный проигрыш. После его
окончания на ширме появляется мальчик в
штанишках и рубашке.

 

Баба Груша: Вот какой славный внучек-то вышел! Колосок, да и только! А до чего любознательный!

 

Мальчик: Бабушка, кто это там? А вон то — кто?

 

Баба Груша: Это корова Зорька, а то её сыночек
Борька. Там индюшка Нюшка, а вон там гусыня Ксюшка.

 

Мальчик: А собаку как зовут?

 

Баба Груша: Дружок.

 

Мальчик: А под сеновалом кто живёт?

 

Баба Груша: Ёжик. Тебя-то самого как величать прикажешь?

 

Мальчик: Назови, как хочешь, я не обижусь.

 

Баба Груша: Ну, так будь Ванечкой!

 

Появляется сосед бабы Груши, дед Митяй.

 

Дед Митяй: Здорово соседка! Это что у тебя за мальчонка, и где взяла?

 

Баба Груша: Известно где, в универмаге.

 

Дед Митяй: Заводной?

 

Баба Груша: Да нет, обнаковенный.

 

Дед Митяй: И что же он у тебя на месте не сидит, видать, импортный?

 

Баба Груша: На что мне твой импорт? Да наши, отечественные, супротив их них, и крепче, и не такие привереды.

 

Дед Митяй: А работящий? Али для забавы?

 

Баба Груша: А как же, он у меня и сено косит да сразу в стога мечет, корову доит и колорадского жука сбирает.

 

Дед Митяй: Надо быстрей в нивермаг бечь, а то разберут.

Звучит музыкальный проигрыш. После его окончания опять появляется дед Митяй.

Баба Груша: Эй, Митяй, что так быстро обернулся, купил ли?

 

Дед Митяй: Не купил.

 

Баба Груша: Что так?

 

Дед Митяй: Да что, спрашиваю, мальчонки игрушечные есть? Отвечают: «Есть, выбирай!» «А что умеют делать?» — спрашиваю. «Глазами моргают да плачут, когда уронят». А это ведь я и сам могу делать. Да знаю я их! Кумовьям да сватьям с под прилавка раздали! По начальству разошлись, надо нового завозу ждать! А подумать, так на что он мне и нужон, мальчонка-то, рыжий да страшной?!

 

Баба Груша: Что ты, Митяй! Зачем Ванечку обижаешь, а вдруг услышит?

 

Дед Митяй: А хоть пусть и слышит, не велика птица!

 

Уходит дед Митяй, появляется Ванечка.

 

Баба Груша: Что такой нерадостный, внучек мой ненаглядный?

 

Мальчик: Какой там ненаглядный, страшный да рыжий.

 

Баба Груша: Слышал, что дед Митяй сказал? А ты не серчай на него. Красота, она не только внешняя бывает, а и от доброго сердца, и эта красота всего дороже. Вот послушай, что я тебе расскажу.

 

Баба Груша: Жил на берегу Тихого Дона добрый казак. Хозяйство водил, да рыбу ловил. Но на стене всегда висели у него шашка да палица против ворога лютого, от деда ещё остались.

 

Казак, отец Груни: Палица, палица,

Вольная удалица,

За русскую волюшку,

Вольное раздольюшко.

Разгроми врага,

Сокруши врага,

Сокруши врага,

И развей врага.

 

Баба Груша: Была у казака дочка Груня, а матери у них не было. Некрасива была Груня, зато сердце у Груни — золотое, сто лет ищи по всему Дону, не сыщешь такого!

С одной стороны ширмы появляется Груня, с другой — кошка Мурка.

 

Груня: Что-то ты хромаешь, Мурка?

 

Мурка: Мальчишки камнем зашибли.

 

Груня: Давай перевяжу лапку, глядишь, боль-то и пройдёт. А хочешь, оставайся у нас жить, места всем хватит.

 

Мурка: Спасибо за слова добрые, да за участие. И впрямь боль меньше стала. Буду у вас в подполье мышей ловить.

 

Соседка: Грунюшка, соседка, не присмотришь ли за моим пострелом, в станицу мне надо, сестра приболела.

 

Груня: Отчего ж не присмотреть, присмотрю.

 

Соседка: Ой, спасибочки! Доброе у тебя сердце, Грунюшка! Дай Бог жениха тебе хорошего!

 

Груня: Где мне, уродине несчастной, о добром молодце думать? Собаки и те боятся смотреть на меня.

 

Соседка: Всему своё время, Грунюшка!

 

Баба Груша: Любили люди Груню за сердце её доброе. Мать у неё давно померла, и отец решил новую жену в дом взять. А уж что казак решил, то сделает. Привёл в дом жену новую, а у неё тоже дочка была, одних лет с Груней, Улитой звали.

 

Отец: Вот тебе, Грунюшка, семья новая, мать да сестрица-красавица. Хозяйствуйте тут, да не ссорьтесь!

 

Баба Груша: Сказал да ушёл по делам. А мачеха с Улитой не взлюбили Груню.

 

Мачеха (Груне): Ах ты, лентяйка такая-сякая, только и знаешь, что на улицу глазеть, да нас с дочуркой сердить. Ужо я тебя выучу. Ступай-ка хлебы печь! (Улите.) А ты, моя красавица, не марай свои ручки белые, нарядись получше, да садись у окошка, вдруг добрый молодец заглянет, женишок тебе будет.

 

Улита: Правда твоя, матушка! Так и сделаю. Нелегкое это дело, женихов поджидать!

Появляется молодой казак.

Казак: Эй, люди добрые, издалёка иду в далёкую сторону. Нельзя ли у вас коня напоить, да самому с дороги отдохнуть?

 

Улита: Сапоги у тебя в пыли, а лицо бородой обросло, да и красоты в тебе мало совсем (про себя: Не нужен мне такой жених!). Негде у нас коней привязывать, проходи, служивый дальше!

 

Груня: Постой, казак! Зачем тебе дальше идти, устал ты совсем. Заходи, отдохни, а коня я сама напою.

 

Казак: Спасибо тебе, добрая душа!

 

Баба Груша: Умылся казак с дороги, щей похлебал, да спать лёг. А Груня коня напоила, в изголовье села, любуется молодым казаком, невзначай погладила его по лицу, а тот возьми во сне да и поцелуй Груне руку. Занялась рука, будто огнём обожжённая. Поспал-поспал казак, встал поутру, попрощался, сел на коня, да вдаль умчался.

 

 

Звучит казачья песня.

 

Баба Груша: Прошло два года. Прогнали казаки-воины врагов с Тихого Дона, идёт обратно войско казачье, с песнями идёт — люди радуются, зазывают белого калача отведать. Зашли и к Груниному отцу.

 

Казак: Здравствуйте, люди добрые!

 

Отец Груни: Здорово, служивый! Какие дела привели к нам?

 

Казак: Шёл я, когда на войну с ворогом, притомился, да и зашёл в курень казацкий отдохнуть. Лёг спать, и приснился сон такой: пришла в горницу девица, села возле меня, сон сторожит. Добрая это девица была, а какая лицом — не ведаю, не
припомню. Везде ищу её, жениться на ней хочу.

 

Улита: А ведь это я та самая девица, что сон твой сторожила, ай запамятовал? Вот и матушка тебе скажет.

 

Мачеха: Истинный Бог, так оно и было. Времени-то сколько прошло! Чем тебе не невеста — хороша, глаз не отвести! Эй, Грунька, где ты там? Несика угощение, дорогих гостей потчевать будем.

 

Появляется Груня с перевязанной рукой.

 

Казак: А скажи мне, девица, что это у тебя рука перевязана?

Груня: Рубила я дрова да топором ударила, никак не заживает рука.

 

Улита: Подумаешь, топором ударила. Заживёт, небось! Ты лучше, казак, сюда гляди, вон какие браслеты матушка мне в приданое даёт.

 

Казак: Браслеты хороши, да не с приданым жить! Одного-то я вам не сказывал: как уехал я от вас, повстречалась мне старушка и молвила: «Едешь ты, казак, Тихий Дон от ворогов защищать, и быть тебе большим воином. Никто тебя не осилит. А сила в тебе — от сердца девицы перешла, от доброты её.
Запамятовал ты, добрый молодец, как поцеловал руку девицы той. А быть тебе её добрым мужем. Найдёшь её так: на правой руке у неё будет отметина, и не исчезнет она, пока не найдёшь ты свою суженую. Лучшей невесты не ищи — ласковое сердце дороже красоты. Развяжи, Грунюшка, свой платок. (Груня развязывает.) Узнал я тебя, да вот и отметина, быть тебе женой-моей верной. А ещё, девица, доброе сердце, будь такой же красивой, как и доброй.

 

Баба Груша: И стала Груня красавицей, такой, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Улита же от злости превратилась в маленькую улитку- горбатку, что ползает по дну Тихого Дона и не знает ни добра, ни ласки человеческой. Молодой казак с женой долго жили, детей вырастили, уже и
внуков растят.

 

Мальчик Ваня: А не ты ли, бабушка, эта самая Груня?

 

Баба Груша: Я не я, какая разница, давно это было. Помни только внучек, доброе сердце, оно всегда дороже красоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока "Построение чертежа основы фартука" с презентацией и технологической картой урока

Тема изучается на третьем занятии раздела «Конструирование и моделирование». Урок имеет важней шее значение в дальнейшем обучении учащихся, т. к. изучаются основы черчения и конструировани...

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»

В данном документе представлена технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя»  к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»...

Урок истории 7 класс "Внешняя политика Екатерины II" (технологическая карта урока)

Разработка урока истории для 7 класса с технологической картой урока...

Технологическая карта урока музыки «Мир старинной песни»

Сценарий урока предусматривает применения ЦОР.  Расичтан для учащихся 6 класса...