Мастер класс по музыке "Утерянные истины"
методическая разработка по музыке

Бимурзина Юлия Валерьевна

В современном мире уже редко люди обращаются к классическим произведениям, стихотворениям, картинам. И задача педагогов попытаться заинтересовать детей , чтоб они вновь с интересом обращались к высокому искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_utryannye_istiny.docx28.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Утерянные истины

Просмотр отрывка сериала

В 70 –е годы XX века Дмитрий Борисович Кабалевский говорил, что «носителем духовности является классическое музыкальное наследие». Ведь

классическими  называют такие произведения искусства, которые независимо от того, когда они были написаны, являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей. Они получили общее признание и имеют непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Мой мастер класс о том, как научить детей слушать классическую музыку? Практическая часть будет состоять из работы фокус группы и работы с залом. Фокус группа уже приступила к работе , а мы с вами продолжаем.

В современном мире остро ощущается падение духовности и нравственности подрастающего поколения. В своей педагогической деятельности в роли учителя музыки, я столкнулась с проблемой противодействия со стороны подростков при изучении классической музыки, ориентирующихся в своих предпочтениях на молодежную   музыкальную культуру и новые тенденции в ее развитии.

Дети все более раннего возраста увлекаются так называемой «попсовой» музыкой, которая в свою очередь вымещает классические произведения. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре, классической музыке.

В данный момент наше общество находится в такой стадии, когда понятие искусства – уходит. Вообще, понятия хорошей живописи, хороших стихов, хорошей прозы, литературы – это вроде бы удел  странных людей.

Как человек творческий, я начала искать пути решения данной проблемы. Мною были изучены труды педагогов-классиков отечественного музыкального образования Ольги Александровны  Апраксиной, Валентины Николаевны Шацкой. Как оказалось, что эта проблема являлась актуальной  - в 70-ых годах и является актуальной   для каждого поколения. Методические пути приобщения школьников к классической музыке разрабатывали Эдуард Борисович  Абдулин, Юрий Багирович Алиев, Дмитрий Борисович Кабалевский, используя современные тенденции в развитии музыкального искусства еще в 1965-1970 годах.

Как же в век техницизма и прагматизма сохранить у детей интерес к классической музыке?

Свою работу к приучению детей слушать классическую музыку , я начинаю с самого простого:

Я даю детям задание - узнать и изучить в какое время было написано то или иное произведение. Очень важно окунуться в эпоху музыкального произведения, узнать, чем жили люди в те века, какой максиме они следовали. Достаточно пробежаться по исторической хронологии, чтобы узнать о глобальных политических событиях и соотнести с тем, как их осмысливали композиторы в своей музыке.

Далее, необходимо поинтересоваться личной жизнью композитора.

Я предлагаю выбрать для себя любимого композитора. Найти и прочесть его биографию или интересные факты из жизни. Выяснить, где и как он жил, как он создавал произведения и т.д. Изучение биографии композитора, исторического, социального и культурного контекста способствует лучшему пониманию его произведений. Чаще всего, чем сложнее жизнь композитора, тем глубже его откровения. Поэтому даже поверхностное знание биографии композитора – это дополнительная шпаргалка к понимаю его произведений.

Пока коллеги выполняют задания , мы с вами поработаем поработаем .

Еще один из любимых заданий ребят , я им предлагаю найти фильмы и рекламные ролики, где использовались классические произведения. В   рекламе  и фильмах происходит    пропаганда  классики,  то есть  чем  больше  мы  слышим  одну  и  ту  же  музыку,  тем  больше  она  нам  запоминается  и  вызывает  у  нас  интерес.  Также  люди  могут  получить  новые  знания  -узнать  множество  различных  произведений  из  рекламы. Этот прием приводит к запоминанию произведений.

Задание для вас , мы слушаем произведение, а вы постарайтесь вспомнить , в каком фильме вы его слышали? И так  преступаем:

После просмотра этих фильмов, слушая музыку, интерес к классической музыке думаю, возрастает.

Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика — в качестве музыки из телетрансляции балета «Лебединое озеро».

Побег из Шоушенга « Моцарт Свадьба Фигаро»

Профессионал ( Марриконе)

Место встречи изменить нельзя( Шопен Этюд фа минор)

Следующее задание для вас , я буду показывать вам рекламный ролик , а вы попытайтесь вспомнить композитора ,услышанного музыкального произведения. Итак попробуем:

Новогодние "M&M's" под "Танец феи Драже" П.И. Чайковского, 

Nissan Murano под "Танец рыцарей" С.С. Прокофьева, 

Samsung Galaxy S4 под "Бурю. Лето" из цикла "Времена года" А.Вивальди, Citroen под "Утро" Э.Грига

Авиакомпания «Адажио» Моцарт

 В этой сфере так же легко познакомиться с классикой , причем неожиданно для самого себя.

Думаю что коллеги закончили свою работу, сейчас я объясню в чем заключалась их задача. Фокус группу я попросила разделиться на пары :

Первой группе  предложила такое задание «Соотнеси произведение и событие», этим приемом ребята учатся сопоставлять музыку с жизненными явлениями и событиями человека : размышляя, рассуждая, учатся сопереживать людям попавшие в данное событие .

У вас на столе были карточки на которых написаны определенные события произошедшие в мире и музыкальные произведения различных композиторов, ваша задача была соотнести музыкальные произведения и события,  а затем обосновать свой выбор. Например, какие музыкальные произведения могут проиллюстрировать следующие события:

Великая Отечественная война, Блокада Ленинграда , Поиск смысла жизни, полет фантазии, любовь , Пандемия коронавируса.

(Великая Отечественная война - М. Глинки нактюрн «Разлука», с.Бородин «Реквием», С. Прокофьев «Фея осени». Блокада Ленинграда -  «Симфония №7» Д. Шостаковича, «Кориолан» Л. Бетховена. Поиск смысла жизни, полет фантазии, любовь -  «Вальс-фантазия» М. Глинки, «Шелест леса» Р. Вагнера, «Море» К. Дебюсси, фортепьянная пьеса П. Чайковского «Времена года». Пандемии коронавируса   «Хованщиной» М. Мусоргский.

2 группа для вас было другое задание «Подбери музыку к словам». Это прием предназначен для того , чтобы дети учились переводить содержание слов  в музыку и наоборот содержание музыки  например в рисунок .

Вам я  предложила подобрать саундтреки из классических произведений, к стихотворениям ,стихотворения  находились на столе .

  • к стихам о Великой Отечественной войне;
  • к стихам о Матери;
  • к стихам о любви

Еще один , но уже современный метод , который используется для более эффективного восприятия подростками классической музыки, учитывая современные музыкальные тенденции.

Вначале ученикам предлагается прослушать знакомое на слух классическое произведение в современной обработке (например «Симфония №40» Моцарта )

Дети с помощью мобильного  приложения  https://www.shazam.com/ru определяют оригинальное название произведения и его автора, что вызывает эмоциональный отклик у детей, который ведет к проявлению интереса послушать оригинальную версию этого произведения.

Вовлечение подростков по поисково-проблемную ситуацию при помощи мобильного приложения https://www.shazam.com/ru формирует у учащихся в смартфонах музыкальную библиотеку классических произведений. Показываю пример

Начиная с 5 класса мы с ребятами  создаем  каждый свой плейлист , для этого заводится либо специальный блокнотик либо , запись делается в конце тетради. Ребята каждый год , практически на каждом уроке  добавляют туда только те композиции, которые хочется послушать еще раз. Разбираясь все больше в своих ощущениях, познавая свою реакцию на музыку, школьник расширит свой кругозор и добавит все больше произведений.

По результатам педагогического наблюдения можно отметить яркий эмоциональный отклик при восприятии произведений на уроке, все ребята в классе с желанием выполняют задания, вступают в дискуссию, анализируя музыкальные образы произведений, с удовольствием выполняют домашние задания. Так же интерес у школьников изучения классической музыки на уроках вызван использованием современных цифровых технологий, образовательных платформ, использования смартфонов и внедрением фрагментов классической музыки в современной обработке.

Как же мы можем использовать музыкальные приемы  на уроках:      

  • Литература: Предлагаем подобрать по вариантам различные художественные средства выразительности , которые подходят к музыкальному произведению, вариант чтение литературного произведения сочетать с музыкальными фрагментами (прием побери музыку к словам).
  • Иностранный  язык: много ребят слушают иностранные песни и им хочется понять, о чем поют их любимые исполнители, изучение грамматики по текстам песен приводит к быстрому и качественному результату.
  • История и  география: На уроках музыка станет помощником для учителя. Она – как увертюра к опере способна перенести ученика не только в любую страну мира, но и в любую эпоху. (прием соотнести событие и музыку)

А теперь вопрос для участников и гостей мастер класса: А как вы можете использовать музыкальные приемы  на своем уроке? Приведите пожалуйста конкретный пример. Спасибо за ответы!

Напоследок скажу, многие учителя хотят, чтобы ученики имели хорошую память, повысили внимательность и концентрацию, были творческими. Так вот один из рецептов – музыка. Используйте музыку на уроках. Она станет вашим помощником и  результат  обязательно придет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 9 классе "Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

В классе преобладают учащиеся со зрительным восприятием, поэтому использование  медиапродукта должно было настроить их на работу, пробудить интерес и помочь зрительно представить образы героев, о...

Конспект урока истоков в 3 классе по теме «Истина в деле»

Цель: раскрыть учащимся духовный смысл доброго дела...

Урок информатики в 4 классе по теме "Истина и ложь".

По программе, данный урок изученного нового материала. С предыдущими уроками, данный урок связан триединой дидактической целью курса « Информатика »: работать с различными видами информации с помощью ...

Мастер-класс по литературе "От художественного текста - к христианским истинам"

Данный мастер-класс проводился в рамках конкурса "Учитель года". По результату всех проводимых испытаний автор мастер-класса стал победителем муниципального этапа конкурса. В данном уроке, п...

Мастер - класс «Ответы в простых истинах!»

Мастер -класс представлен на городском (2020г.) и окружном (2021г.) конкурсе "Учитель года"....

Мастер - класс "Математика владеет ге только истиной, но и красотой"

Мастер -класс проводился в рамках муниципального тура всероссийского онкурса "Учитель Года". Данным мастер классом,я хотела познакомить жюри конкурса, своюработу практической направленности....