Мастер - класс «Ответы в простых истинах!»
учебно-методический материал по истории
Мастер -класс представлен на городском (2020г.) и окружном (2021г.) конкурсе "Учитель года".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_prostye_istiny_1.docx | 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс
«Ответы в простых истинах!»
Добрый день, уважаемая аудитория. Позвольте, мастер- класс начать с загадки
Кто ищет т * * * * * * ***, тот найдет м*******!
Какие варианты отгадок этих загадочных слов?
Верно, со вторым словом многие справляются легче, это слово мудрость, а что нужно искать, чтобы найти эту мудрость?
Верно – трудность!
Кто ищет трудность, тот находит мудрость. Мудрость – это интеллект, дополненный опытом. Мало знать, важно уметь применять полученные знания на практике.
Согласитесь, как нам учителям, да и всем людям порой не хватает этой простой и житейской мудрости - инструмента, который позволяет любому из нас совершать правильные и рациональные поступки
Сегодня на своем мастер – классе я хотел бы обратить внимание на простые истины педагогической мудрости, которые, на мой взгляд, заключаются в следующей формуле:
Компетенция учителя – (интерес + смысл) – компетенции обучающихся |
«Формирование ключевых компетенций у учащихся напрямую зависит от компетенции учителя, которое выражается в умении вызвать интерес у детей к изучаемой теме и раскрыть смысл ее познания»
Тема моего мастер – класса «Ответы в простых истинах»
Наши дети, а порой и взрослые не просто упрощают русский язык, а намеренно его искажают.
Диффчонка, щас, споки - ноки, пжс, малыффка – знакомые слова? Меня как историка и патриота , это беспокоит. Почему это происходит?
Ключевым моментом стал случай, когда один из моих учеников (он неуспевающий по русскому языку) спросил: «Да какая разница, как пишется слово молоко?»
Вот он вызов в технологии развития критического мышления, причем заметьте вызов как для ученика, так и для учителя.
А действительно, уважаемая аудитория, какая разница?
Интересная задача. Правда. Как на нее может ответить учитель истории, а не русского языка. Конечно же – историей!!! и всем нам знакомым, но действенным приемом
педагогической техники, который в триз – технологии звучит просто «Удивляй!»
Суть которой, в том чтобы находить такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным. В результате у учащихся стимулируется работа ума.
Возвращаемся к истории с учеником и молоком. Предлагаю вам прочитать предложение: «Пойду за околицу, пригоню корову. Будем пить молоко».
А теперь прочитайте это предложение так, как произносили наши бабушки.
«ПОйду за ОкОлицу, пригОню кОрОву. Будем пить мОлОкО» .
- Почувствовали разницу? Было ли это похоже на речь бабушки?
Как вы изменили произношение чтобы добиться этого эффекта?
Верно! Вы отчетливо произносили звук О.
Ответ историка: Молоко через О историческая память, так говорили наши предки! - Вот такую гипотезу и выдвинули дети на уроке истории. На уроках русского языка дети будут говорить о правилах орфографии и орфоэпии, но меня конкретеная задача – побудить интерес к познанию.
В последнее время ученые языковеды, лингвисты, историки, настаивают на изучении смыслов, пожалуй, самого мудрого источника знаний.
Перед вами всем известный русский алфавит -
Произнесите его. Вызывает ли у вас произношение алфавита отклик? Согласитесь нет!
А что если я произнесу вам эти буквы так как они звучали у наших далеких предков:
Аз буки веди. Глаголь добро есть! Живите зело, земля! Како люди мыслите – наш он покой! Рцы слово твердо. Ук ферт хер. Цы, чреве, шта Ъра юсь яти! | Интерпретация Я знаю буквы (в начале было слово). Слова это достояние (говори только доброе) Трудитесь усердно, земляне. Как люди мыслят – так и живут Несите слово убеждено Знание – дар господний (божий) Дерзайте, вникайте, чтобы свет Сущего постичь! |
Уверен, что многие из вас почувствовали, что это не просто набор букв, а послание предков, наделенное мудростью. Внимание любители точных наук - 9 строк по три слова – 3 по 9… Не напоминает ли вам это то самое тридевятое царство, куда отправляется за истиной Иван – ДУРАК во многих русских сказках. Всем известный факт, что дураком в древней Руси вовсе не глупых называли.
Буквицы – это величие былого наследия, а раскрытие их смысла в современной интерпретации интересный прием на уроках не только русского языка, но и обществознания, истории, внеурочных занятиях.
Давайте попробуем этот прием. Перед вами слово ДЕЛО, используя значение буквиц, раскройте смысл этого слова.
ДЕЛО – ДОБРО ЕСТЬ ЛЮДЕЙ ОБЪЕДИНЕНИЕ. Согласитесь, настоящее дело это всегда хорошая командная работа, чем мы сейчас и занимаемся.
Уважаемая аудитория, согласитесь, на этапе формирования интереса к изучаемой теме можно использовать различные приемы, в том числе обсуждение актуальных, но не доказанных гипотез: географы и историки объединяются в поиске истины существования Атлантиды, биологи – над возникновением жизни на Земле, химики – судьбой алхимии и т.д.
Знакомство же детей с историей азбуки, позволило мне решить две важные педагогические задачи – мотивация к познанию истории возникновения языков , но и формирование нравственного аспекта, а именно - осознанное искажение языка категорически не допустимо человеку, уважающему свою культуру и наследие.
Друзья, вновь обращаю ваше внимание на мою формулу педагогического успеха. Вызвать интерес можно различными методами и приемами, я показал один из них. Только заинтересованный ребенок готов перейти к этапу осмысления. Чтобы понять все ли гипотезы, к которым дети проявили интерес - научны
На уроках истории я стараюсь объяснить детям, что прошлое меняет настоящее осмыслением. Именно осмысление событий прошлого России ведет к изменению настоящего.
Мудрость дидактики на этапе осмысления это применение метода причинно – следственных связей. Безусловно, называя этот метод разными словами: фиш-боун (сингапурская методика), метод структурного анализа, матрица контрмер, метод Ишикавы/Исикавы – можно отнести его к инновационным, но уважаемая аудитория, согласитесь суть дела это не меняет. Для формирования ключевых компетенций необходимо осмысление причин и последствий любого явления или процесса
1)Посмотрите, пожалуйста, на слайд: перед вами изображен кроманьонец, осуществляющий охоту, и не безызвестный Юдашкин.
Как вы думаете, какая связь между этими картинками? Хорошо, спасибо, а если я добавлю – животное? Ткацкий станок? Ткани? Швейные машины.
2) Вулкан Перу – Смута в России
Друзья, начало 17 века, Россия. Все члены жюри знают, что это смутное время на Руси. Смена трех царей за 12 лет, голод 1601-1603 . Гибель треть населения страны.
Перу, начало 17 века. Тоже не простые времена для страны, их территорию завоевали Испанцы. Как по вашему, может ли у этих двух событий быть причинно-следственная связь?
Я добавлю сведений – в 1600 году в Перу взрывается вулкан. Как по вашему, может ли у этих двух событий быть причинно-следственная связь?
Верно, в результате выброса вулканического пепла на земле наступает малый ледниковый период, последствия которого отмечается по всей европейской части. В результате в России происходят сильные климатические изменения, что не могло не отразиться на жизни российского общества.
Огромную помощь в осмыслении многих событий нам оказывает культурное наследие – это художественные фильмы, и песни, изобразительное искусство и даже народное творчество.
Уважаемые коллеги, заканчивая свое выступление, я хотел бы подвести итог, что для достижения успеха нам всем открыты простые истины в педагогике. Мы можем использовать различные приемы, методы, технологии, главное, чтобы это развивало интерес у учащихся к познанию, раскрывало смыслы этого познания, происходил анализ причинно – следственных связей. Следуя этой простой формуле, мы обязательно придем к положительным результатам в формировании ключевых компетенций.
Ну, пожалуй, самое главное в этой формуле – это неустанная работа, нас учителей в самообразовании и формировании своих собственных компетенций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Батик - это просто!" для обучающихся 5-6 лет
Мастер-класс "Батик - это просто!". представлена разработка мастер- класса для обучающихся 5-6 лет. в разработке подробно представлена последовательность мастер-класса: мини-выставка "Осенняя сказка",...
Методическая разработка мастер-класса. Тема: «Изготовление простых моделей самолетов из бумаги».
Мастер-класс: «Изготовление простых моделей самолетов из бумаги».Работа предназначена для детей от 7 лет и старше, педагогов и родителей.Назначение: украшение интерьера, подарок для родных и близких, ...
Методическая разработка мастер-класса. Тема: «Изготовление простых моделей самолетов из бумаги».
Мастер-класс: «Изготовление простых моделей самолетов из бумаги».Работа предназначена для детей от 7 лет и старше, педагогов и родителей.Назначение: украшение интерьера, подарок для родных и близких, ...
Мастер-класс для родителей " Простые секреты учителя-логопеда "Формируем звуки вместе!"
Простые секреты учителя-логопеда "Формируем звуки вместе"...
Разработка внеклассного мероприятия по английскому языку для учащихся 9 класса Заседание клуба «Простые истины» ко Дню Матери
Цели заседания клуба воспитывать уважение к женщине-матери; формировать активную гражданскую позицию, жизненные ценности на примере жизни и творчества многодетной матери и общественного деятеля Елены ...
Мастер – класс для родителей "Простые секреты учителя-логопеда, формируем звуки вместе" (старшая группа)
Мастер – классдля родителей«Простые секреты учителя-логопеда, формируем звуки вместе»(старшая группа)...
Мастер класс по музыке "Утерянные истины"
В современном мире уже редко люди обращаются к классическим произведениям, стихотворениям, картинам. И задача педагогов попытаться заинтересовать детей , чтоб они вновь с интересом обращались к высоко...