Мастер-класс для учителей литературы "От художественного текста - к христианским истинам" (по рассказу А.П.Чехова "Тоска")
методическая разработка
Этот мастер-класс был проведён в рамках недели русской словесности в "МАОУ "Гимназия "Тарасовка". Во время мастер-класса учителя и ученики старших классов могли совершить открытие и, разгадывая спрятанные в тонкой ткани художественного полотна намёки, прикоснуться сердцем к тем христианским ценностям, которые скрыты в сюжете короткого рассказа великого мастера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_po_rasskazu_toska.docx | 20.99 КБ |
master-klass_po_rasskazu_toska.pptx | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Через художественный текст - к христианским истинам
Урок литературы по рассказу А.П.Чехова "Тоска"
Этап 1
Здравствуйте, дорогие коллеги. Сегодня я покажу один из способов работы с художественным текстом на уроках литературы. Для этого я выбрала небольшой рассказ Чехова. Название этого рассказа вы постараетесь узнать самостоятельно.
Посмотрите, пожалуйста на репродукции картин разных художников. (Слайды )
Что общего в этих картинах? Каким словом можно их объединить?
Тоска. Так и называется рассказ Чехова. (Слайд)
Давайте немного поработаем с этим словом. Какая бывает тоска? (Слайд)
Каждому бывало тоскливо. Что может быть причиной тоски? (слайд)
О чём пойдёт речь в рассказе?
Нужно бы после этого наконец озвучить тему урока, но я не раскрою её полностью. Надеюсь, что в конце занятия вы закончите это предложение. (Самое страшное - .......)
Этап 2 Чтение с остановками под музыкальное сопровождение ("Вокализ для скрипки" Рахманинов)
Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег... Его лошаденка тоже бела и неподвижна. .... Она, по всей вероятности, погружена в мысль. Кого бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать...
-Каково настроение главного героя? Как вы это поняли? (Ответы участников.)
-Знаете, когда я начала читать рассказ мне кое-что показалось странным. С одной стороны герой очень живой, настоящий, но одна "чёрточка" выдаёт его придуманнось, "замышленность", литературность. Какая? Может, догадаетесь?
-Вам не показалось странным сочетание имени и фамилии героя? Кучер Потапов - привычно, понятно. А вот Иона - странно. У меня сразу возникла ассоциация. С кем? (С Ионой Пророком) (СЛАЙД)
-Иона. Кто это? Кто-нибудь может в двух словах сказать, кто такой Иона?
(Библейский герой, который был послан Богом в Ниневию, чтобы предупредить жителей, погрязших во грехе о том, что город будет уничтожен, если его жители не покаются.)
-Что же общего между Ионой библейским и Ионой Потаповым? (СЛАЙД) Или это только совпадение? В конце урока мы вернёмся к этому вопросу.
Продолжение знакомства с рассказом.
Увы, у нас мало времени, поэтому я вынуждена буду местами его пересказывать. (СЛАЙД)
Иона подвозит сначала военного.
"— Куда прешь, леший! — на первых же порах слышит Иона возгласы из темной, движущейся взад и вперед массы. — Куда черти несут? Пррава держи!
— Ты ездить не умеешь! Права держи! — сердится военный.
Бранится кучер с кареты, злобно глядит и стряхивает с рукава снег прохожий, перебегавший дорогу и налетевший плечом на морду лошаденки. (МУЗЫКА)Иона ерзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь.
Иона оглядывается на седока и шевелит губами... Хочет он, по-видимому, что-то сказать, но из горла не выходит ничего, кроме сипенья.
— Что? — спрашивает военный.
Иона кривит улыбкой рот, напрягает свое горло и сипит:
— А у меня, барин, тово... сын на этой неделе помер.
— Сворачивай, дьявол! — раздается в потемках. — Повылазило, что ли, старый пес? Гляди глазами!
— Поезжай, поезжай... — говорит седок. — Этак мы и до завтра не доедем. Подгони-ка!
Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжелой грацией взмахивает кнутом. Несколько раз потом оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать".
Затем Иона подвозит пьяную компанию. Они тоже спешат по своим делам, грязно ругаются и страшно злятся на то, что кляча Ионы еле плетётся.
" Иона чувствует за своей спиной вертящееся тело и голосовую дрожь. Он слышит обращенную к нему ругань, видит людей, и чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от груди".
"Дождавшись короткой паузы, он оглядывается еще раз и бормочет:
— А у меня на этой неделе... тово... сын помер!
— Все помрем...— Ну, погоняй, погоняй! Господа, я решительно не могу дальше так ехать! Когда он нас довезет?"
" Получив двугривенный, Иона долго глядит вслед гулякам, исчезающим в темном подъезде. Опять он одинок, и опять наступает для него тишина... Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь еще с большей силой. Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски... Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но, тем не менее, ее не видно. Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем..."
"Обращаться к людям он считает уже бесполезным. Но не проходит и пяти минут, как он выпрямляется, встряхивает головой, словно почувствовал острую боль, и дергает вожжи... Ему невмоготу.
«Ко двору, — думает он. — Ко двору!»
Вернувшись во двор иона ещё раз пытается заговорить с мужиком, который встал напиться. Но "молодой" укрылся с головой и уснул.
" Как молодому хотелось пить, так ему хочется говорить. Скоро будет неделя, как умер сын, а он еще путем не говорил ни с кем... Нужно поговорить с толком, с расстановкой... Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед смертью, как умер... Нужно описать похороны и поездку в больницу за одеждой покойника. В деревне осталась дочка Анисья... И про нее нужно поговорить... Да мало ли о чем он может теперь поговорить? Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать... " (Музыку приглушить)
Как вы думаете, нашёл ли Иона слушателя?
Нашёл. Кто же им стал?
"— Жуешь? — спрашивает Иона свою лошадь, видя ее блестящие глаза. — Ну, жуй, жуй... Коли на овес не выездили, сено есть будем... Да... Стар уж стал я ездить... Сыну бы ездить, а не мне... То настоящий извозчик был... Жить бы только...
Иона молчит некоторое время и продолжает:
— Так-то, брат кобылочка... Нету Кузьмы Ионыча... Приказал долго жить... Взял и помер зря... Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать... И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить... Ведь жалко?
Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина...
Иона увлекается и рассказывает ей всё..."
-А теперь мы можем попытаться открыть тему урока. Что же самое страшное?
-Да, равнодушие - один из самых страшных пороков. Конечно, вы обратили внимание, что наш герой испытывает одиночество, находясь не на необитаемом острове, не в одиночной камере, а среди многих тысяч людей.
-Я намеренно не напомнила вам эпиграф к рассказу: "Кому повем печаль мою?"
Это строчка из плача ветхозаветного Исифа Прекрасного, которого братья продали в рабство:
Кому повем печаль мою,
Кого призову к рыданию?
Токмо тебе, Владыко мой,
Известна тебе печаль моя,
Моему творцу, создателю
И всех благих подателю.
-Чехов крайне редко использовал эпиграфы. А в этом коротеньком рассказе эпиграф есть, и обращает он нас к вечной книге - Библии. Кому повем печаль мою? Кого призову ко рыданию?
-А теперь попробуем ответить на более сложный вопрос: Иона библейский и Иона Потапов. Случайно ли это совпадение? А если неслучайно, то какова связь между двумя Ионами?
-В чём же спасение от равнодушия?
В любви и сострадании.
В завершение урока бы хотелось снова обратиться к Библии - Новому завету (Звучит музыка)
1Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. (Слайд)
2Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. (Слайд)
3И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. (Слайд)
4Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится(Слайд), 5не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, (Слайд)6не радуется неправде, а сорадуется истине; 7все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.(Слайд)
8Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. (Слайд)
Спасибо за урок и любите друг друга.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Через художественный текст – к христианским истинам
«Тоска» А.П. Чехов Какая? Горькая Громадная Безграничная Страшная Чёрная Ужасная Необъяснимая Выжигающая душу Почему? Горе в семье Разлука Разочарование в ком-то Одиночество Угрызения совести Смерть близкого Страх
Тема урока: Самое страшное – это ……… .
Иона пророк и Иона Потапов. Совпадение? Или умышленное сопоставление?
Тема урока: Самое страшное – это равнодушие.
Кому повем печаль мою, Кого призову к рыданию? Токмо тебе, Владыко мой, Известна тебе печаль моя, Моему Творцу, Создателю И всех благих Подателю. (Народный духовный стих «Плач Иосифа Прекрасного»)
Спасибо за урок. Любите друг друга!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Кросскультурные связи в постижении художественного образа"
Организовать диалог с художественым образом на уроке не всегда предоставляется возможным. Какие выбрать для этого приёмы, как структурировать материал и какими воспользоваться методиками - об эт...
Материалы для проведения мастер - класса по теме "Технология работы с текстом в старшей школе"
Материал включает план проведения мастер - класса, презентацию и технологическую карту урока....
Мастер-класс на тему "Технология работы с текстом на уроках истории и обществознания".
Мастер-класс на тему "Технология работы с текстом на уроках истории и обществознания"....
Мастер-класс «Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом (предтекстовый этап)»,Грачева Н.Н.
Цель : трансляция опыта работы по использованию некоторых методов и приёмов обучению смысловому чтению в урочной деятельностиЗадачи мастер-класса: - созда...
Мастер-класс «Приёмы и методы работы с текстом по развитию читательской грамотности обучающихся на уроках английского языка»
Формирование читательской грамотности актуально и для уроков английского языка. Мастер-класс основан на ежедневно приобретаемом опыте в работе над текстами с учащимися основной школы. Разнообразие и в...
Мастер-класс по теме «Работа с учебным текстом на уроках географии как одна из форм развития коммуникативных компетенций обучающихся»- 2023
Методическая разработка - 30.03.2023Основной задачей средней общеобразовательной системы является подготовка школьников к жизни в обществе, наделение их необходимыми знаниями и коммуникативными навыка...