Конспект урока по литературе в 9 классе "Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
методическая разработка (литература, 9 класс) по теме

Гнездилова Ольга Николаевна

В классе преобладают учащиеся со зрительным восприятием, поэтому использование  медиапродукта должно было настроить их на работу, пробудить интерес и помочь зрительно представить образы героев, отдельные сцены.

        Эта презентация может быть использована на уроках  литературы.

 

    Основную часть урока представлял Ш этап – эвристическая беседа по решению проблемной задачи:

Можно ли считать, что  Митрофан воспитывался как истинный гражданин.

    Этот этап состоял из 3 учебных ситуаций.

   1 ситуация   предполагала  частичное  решение  проблемного вопроса.( Слайды 2-4.) Этот  демонстрационный материал настраивал учащихся на работу, пробуждал интерес и предполагал эмоциональный отклик.

 Слайды 5, 7 помогли вспомнить определения понятий гражданин, недоросль.

 Слайд 6  сформировал представление об истинном гражданине.

   2 ситуация  предполагала работу в группах  ( рассчитана на разноуровневый состав класса).  (Слайд 8.)

  Слайды 9, 10, 12,13 помогли учащимся зрительно представить образы героев, отдельные сцены.

  3 учебная  ситуация – решение поставленной в начале урока проблемы. (Слайд 11.) Учащиеся выяснили, можно ли считать Митрофана истинным гражданином.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока46.5 КБ
Office presentation icon Презентация2.35 МБ

Предварительный просмотр:

  Фамилия, имя, отчество, должность:  Гнездилова Ольга Николаевна 

                                                                    учитель русского языка и литературы.

  Учебное заведение:  МОУ  СОШ №14  г. Ковров, Владимирская область.  

 Предмет:  Литература. 

 Класс:   9

Тема урока:       Проблема воспитания истинного гражданина

                            в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Цели урока:               

                                             Образовательные.

        1. Сформировать представление об истинном гражданине в комедии.

            2. Способствовать развитию навыков выразительного чтения,     навыков анализа  драматического произведения.

                         Развивающая.

                    Продолжить развитие монологической  речи  учащихся.            

                                        Воспитательная.

                    Способствовать воспитанию качеств истинного гражданина.

Место урока в системе:

 На изучение творчества Д.И Фонвизина отведено 5 часов. Это 3 урок из 5.

● Д. И. Фонвизин. Слово о писателе.

● Обличение деспотизма и невежества в комедии        «Недоросль».    

● Проблема воспитания истинного гражданина в комедии

   Д.И.Фонвизина «Недоросль».

 ● Подготовка к сочинению - характеристике Простаковой.

                                ● Характеристика литературного героя.

 

                                            Ход урока.

I. Оргмомент.

Приветствие.

Проверка готовности класса к уроку.

II. Активизация знаний учащихся.

- Сообщение темы и целей урока.

    III. Творческое чтение с элементами беседы.

- Где и в каком году состоялась премьера пьесы «Недоросль»? ( Слайд 2.)

 - Чем может быть интересна комедия современному читателю? ( Слайд 3.)

 - Почему до сих пор пьеса входит в репертуар современных театров?

- Найдите и зачитайте высказывания и афоризмы Стародума. ( Слайд 4.)

- Что вы можете сказать об этих высказываниях?

- Устарели  ли они?

Лексическая работа. ( Слайд 5.)

Л.: гражданин, недоросль.

-  Дайте определение понятию  «гражданин».

  1.     Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.

- Что значит быть истинным гражданином? ( Слайд 6.) 

                 - Любить Родину,

                    -  трудиться на её благо,

                    - быть честным,

                    - справедливым,

                    - умным,

                    - подчинять свои интересы общественным.

Комедия называется «Недоросль».

- Дайте определение понятию  «недоросль». ( Слайд 7.)

  1.  Недоросль – 1. В России в 18 в: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу.

                          2. Глуповатый юноша – недоучка.

       - В каком значении Фонвизин употребляет это слово?

                                                          ( Митрофан- недоросль)

       - Подберите синоним к слову «недоросль».

                                                               ( Недоросль - лодырь, бездельник).

      IV. Работа в группах. ( Слайд 8.)

Следует ли считать, что Митрофан воспитывался как истинный гражданин?

  1. 1 группа.                                     Особенности комедии как  

                                                          драматического произведения.

  1. 2 группа.                                     О чём заботилась Простакова,

  (Д.1,явл.4, д.2,явл.6)                    воспитывая сына? ( Слайд 9.)

   

 3 группа.                                    Митрофан на уроке. (Чтение по ролям).

( Д.3, явл.7)                                   - Чему учился Митрофан на уроке?

                                                           ( Слайд 10.)

  4 группа.                                       Каков итог воспитания?

(Д.5, явл. посл.)

- Можно ли считать  Митрофана истинным гражданином? ( Слайд 11.)

- А есть ли антиподы Митрофану? ( Слайд 12.)

 5 группа.                                        Следует ли считать, что  комедия

                                                         «Недоросль» написана

                                                         по правилам классицизма.

 V.   Подведение итогов урока.

                                            - Назовите тему урока.

                                            - Сформулируете ещё раз цели урока.

                                            - К какому выводу в ходе урока вы пришли?

 Проблема воспитания и образования молодёжи никогда не сходила с повестки дня. Актуальна она и сегодня. Молодёжь – это будущее страны. Мысли Фонвизина о воспитании и образовании не устарели, а его пьеса- это и совет, и предостережение.  (Слайд 13.)

VI. Рефлексия.

-  Какие задания были самыми интересными?

-  Что вызывало затруднение? Почему?   

-   Какие трудности при подготовке к уроку вы испытали?

 VII. Домашнее задание.

  1. Письменно ответить на вопрос: «Кто страшней : Простакова или Митрофан».
  2. Подобрать цитаты к характеристике Простаковой.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Гнездилова О.Н. Гнездилова О.Н. учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №14, г.Ковров Владимирской области.

Слайд 2

Где и когда состоялась премьера пьесы «Недоросль»?

Слайд 3

- Чем может быть интересна комедия «Недоросль» современному читателю? - Почему до сих пор входит в репертуар российских театров?

Слайд 4

- Устарели ли эти высказывания? Высказывания и афоризмы Стародума. Глупому сыну не в помощь богатство. Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. В большом свете водятся премелкие души. Начинаются чины – перестаёт искренность. Невежда без души – зверь. Золотой болван – всё болван. Наличные деньги- не наличные достоинства. - Что вы можете сказать об этих высказываниях?

Слайд 5

Лексическая работа. Л.: гражданин, недоросль . Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.

Слайд 6

Что значит быть истинным гражданином? - Любить Родину, трудиться на её благо, быть честным, справедливым, умным, подчинять свои интересы общественным.

Слайд 7

Недоросль – 1. В России в 18 в: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу. 2. Глуповатый юноша – недоучка. В каком значении Фонвизин употребляет это слово? Недоросль - лодырь, бездельник.

Слайд 8

Следует ли считать, что Митрофан воспитывался как истинный гражданин? 1 группа . Особенности комедии как драматического произведения. 2 группа . О чём заботилась Простакова, (Д.1,явл.4, д.2,явл.6) воспитывая сына? 3 группа . Митрофан на уроке. ( Д.3, явл.7) - Чему учился Митрофан на уроке? 4 группа. Каков итог воспитания? (Д.5, явл. посл.) 5 группа. Следует ли считать, что комедия «Недоросль» написана по правилам классицизма.

Слайд 9

О чём заботилась Простакова, воспитывая Митрофанушку?

Слайд 10

Митрофан на уроке. НЕДОР_2

Слайд 11

Можно ли считать Митрофана истинным гражданином?

Слайд 12

Антиподы Митрофана. ( слайд 11)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы воспитания истинного гражданина.Комедия Д.И.Фонвизина "Недоросль"

Проблемы воспитания и образования гражданина своей страны до сих пор остаются актуальными. Злободневность  и важность вопросов, поставленных в комедии "Недоросль" должна привлечь внимание не толь...

Проблемы воспитания и гражданственности в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

На данном уроке по теме "Проблемы воспитания  и гражданственности в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль" происходитуглубление знаний по содержанию комедии, развитие умения составлять характери...

Урок-обобщение по литературе на тему: "Черты классицизма и реализма в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"

Данный сценарий урока "Черты классицизма и реализма в комедии Д. Фонвизина "Недоросль"  может послужить основой для урока литературы в 8 классе приизучении тем: "Русский класс...

Урок литературы "Тема семьи в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"

Разработка урока литературы в 8 классе "Тема семьи в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"...

Конспект урока по литературе в 8 классе "Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Проблема воспитания истинного гражданина. Классицизм"

Конспект урока по литературе в 8 классе "Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Проблема воспитания истинного гражданина. Классицизм"...