Конспект урока по литературе в 9 классе "Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
методическая разработка (литература, 9 класс) по теме
В классе преобладают учащиеся со зрительным восприятием, поэтому использование медиапродукта должно было настроить их на работу, пробудить интерес и помочь зрительно представить образы героев, отдельные сцены.
Эта презентация может быть использована на уроках литературы.
Основную часть урока представлял Ш этап – эвристическая беседа по решению проблемной задачи:
Можно ли считать, что Митрофан воспитывался как истинный гражданин.
Этот этап состоял из 3 учебных ситуаций.
1 ситуация предполагала частичное решение проблемного вопроса.( Слайды 2-4.) Этот демонстрационный материал настраивал учащихся на работу, пробуждал интерес и предполагал эмоциональный отклик.
Слайды 5, 7 помогли вспомнить определения понятий гражданин, недоросль.
Слайд 6 сформировал представление об истинном гражданине.
2 ситуация предполагала работу в группах ( рассчитана на разноуровневый состав класса). (Слайд 8.)
Слайды 9, 10, 12,13 помогли учащимся зрительно представить образы героев, отдельные сцены.
3 учебная ситуация – решение поставленной в начале урока проблемы. (Слайд 11.) Учащиеся выяснили, можно ли считать Митрофана истинным гражданином.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 46.5 КБ |
Презентация | 2.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Фамилия, имя, отчество, должность: Гнездилова Ольга Николаевна
учитель русского языка и литературы.
Учебное заведение: МОУ СОШ №14 г. Ковров, Владимирская область.
Предмет: Литература.
Класс: 9
Тема урока: Проблема воспитания истинного гражданина
в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
Цели урока:
Образовательные.
1. Сформировать представление об истинном гражданине в комедии.
2. Способствовать развитию навыков выразительного чтения, навыков анализа драматического произведения.
Развивающая.
Продолжить развитие монологической речи учащихся.
Воспитательная.
Способствовать воспитанию качеств истинного гражданина.
Место урока в системе:
На изучение творчества Д.И Фонвизина отведено 5 часов. Это 3 урок из 5.
● Д. И. Фонвизин. Слово о писателе.
● Обличение деспотизма и невежества в комедии «Недоросль».
● Проблема воспитания истинного гражданина в комедии
Д.И.Фонвизина «Недоросль».
● Подготовка к сочинению - характеристике Простаковой.
● Характеристика литературного героя.
Ход урока.
I. Оргмомент.
Приветствие.
Проверка готовности класса к уроку.
II. Активизация знаний учащихся.
- Сообщение темы и целей урока.
III. Творческое чтение с элементами беседы.
- Где и в каком году состоялась премьера пьесы «Недоросль»? ( Слайд 2.)
- Чем может быть интересна комедия современному читателю? ( Слайд 3.)
- Почему до сих пор пьеса входит в репертуар современных театров?
- Найдите и зачитайте высказывания и афоризмы Стародума. ( Слайд 4.)
- Что вы можете сказать об этих высказываниях?
- Устарели ли они?
Лексическая работа. ( Слайд 5.)
Л.: гражданин, недоросль.
- Дайте определение понятию «гражданин».
- Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.
- Что значит быть истинным гражданином? ( Слайд 6.)
- Любить Родину,
- трудиться на её благо,
- быть честным,
- справедливым,
- умным,
- подчинять свои интересы общественным.
Комедия называется «Недоросль».
- Дайте определение понятию «недоросль». ( Слайд 7.)
- Недоросль – 1. В России в 18 в: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу.
2. Глуповатый юноша – недоучка.
- В каком значении Фонвизин употребляет это слово?
( Митрофан- недоросль)
- Подберите синоним к слову «недоросль».
( Недоросль - лодырь, бездельник).
IV. Работа в группах. ( Слайд 8.)
Следует ли считать, что Митрофан воспитывался как истинный гражданин?
- 1 группа. Особенности комедии как
драматического произведения.
- 2 группа. О чём заботилась Простакова,
(Д.1,явл.4, д.2,явл.6) воспитывая сына? ( Слайд 9.)
3 группа. Митрофан на уроке. (Чтение по ролям).
( Д.3, явл.7) - Чему учился Митрофан на уроке?
( Слайд 10.)
4 группа. Каков итог воспитания?
(Д.5, явл. посл.)
- Можно ли считать Митрофана истинным гражданином? ( Слайд 11.)
- А есть ли антиподы Митрофану? ( Слайд 12.)
5 группа. Следует ли считать, что комедия
«Недоросль» написана
по правилам классицизма.
V. Подведение итогов урока.
- Назовите тему урока.
- Сформулируете ещё раз цели урока.
- К какому выводу в ходе урока вы пришли?
Проблема воспитания и образования молодёжи никогда не сходила с повестки дня. Актуальна она и сегодня. Молодёжь – это будущее страны. Мысли Фонвизина о воспитании и образовании не устарели, а его пьеса- это и совет, и предостережение. (Слайд 13.)
VI. Рефлексия.
- Какие задания были самыми интересными?
- Что вызывало затруднение? Почему?
- Какие трудности при подготовке к уроку вы испытали?
VII. Домашнее задание.
- Письменно ответить на вопрос: «Кто страшней : Простакова или Митрофан».
- Подобрать цитаты к характеристике Простаковой.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Где и когда состоялась премьера пьесы «Недоросль»?
- Чем может быть интересна комедия «Недоросль» современному читателю? - Почему до сих пор входит в репертуар российских театров?
- Устарели ли эти высказывания? Высказывания и афоризмы Стародума. Глупому сыну не в помощь богатство. Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. В большом свете водятся премелкие души. Начинаются чины – перестаёт искренность. Невежда без души – зверь. Золотой болван – всё болван. Наличные деньги- не наличные достоинства. - Что вы можете сказать об этих высказываниях?
Лексическая работа. Л.: гражданин, недоросль . Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.
Что значит быть истинным гражданином? - Любить Родину, трудиться на её благо, быть честным, справедливым, умным, подчинять свои интересы общественным.
Недоросль – 1. В России в 18 в: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу. 2. Глуповатый юноша – недоучка. В каком значении Фонвизин употребляет это слово? Недоросль - лодырь, бездельник.
Следует ли считать, что Митрофан воспитывался как истинный гражданин? 1 группа . Особенности комедии как драматического произведения. 2 группа . О чём заботилась Простакова, (Д.1,явл.4, д.2,явл.6) воспитывая сына? 3 группа . Митрофан на уроке. ( Д.3, явл.7) - Чему учился Митрофан на уроке? 4 группа. Каков итог воспитания? (Д.5, явл. посл.) 5 группа. Следует ли считать, что комедия «Недоросль» написана по правилам классицизма.
О чём заботилась Простакова, воспитывая Митрофанушку?
Митрофан на уроке. НЕДОР_2
Можно ли считать Митрофана истинным гражданином?
Антиподы Митрофана. ( слайд 11)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы воспитания истинного гражданина.Комедия Д.И.Фонвизина "Недоросль"
Проблемы воспитания и образования гражданина своей страны до сих пор остаются актуальными. Злободневность и важность вопросов, поставленных в комедии "Недоросль" должна привлечь внимание не толь...
Проблемы воспитания и гражданственности в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
На данном уроке по теме "Проблемы воспитания и гражданственности в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль" происходитуглубление знаний по содержанию комедии, развитие умения составлять характери...
Урок-обобщение по литературе на тему: "Черты классицизма и реализма в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"
Данный сценарий урока "Черты классицизма и реализма в комедии Д. Фонвизина "Недоросль" может послужить основой для урока литературы в 8 классе приизучении тем: "Русский класс...
Урок литературы "Тема семьи в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"
Разработка урока литературы в 8 классе "Тема семьи в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"...
Урок «Значение комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» для современников и последующих поколений» (литература, 8 класс)
Урок подготолен для этапа конкурса "Учитель года"...
Что важнее: воспитание или образование? (По комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль")
Конспект урока-игры по литературе в 7 классе...
Конспект урока по литературе в 8 классе "Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Проблема воспитания истинного гражданина. Классицизм"
Конспект урока по литературе в 8 классе "Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Проблема воспитания истинного гражданина. Классицизм"...