Конспект урока по литературе в 9 классе "Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
методическая разработка (литература, 9 класс) по теме

Гнездилова Ольга Николаевна

В классе преобладают учащиеся со зрительным восприятием, поэтому использование  медиапродукта должно было настроить их на работу, пробудить интерес и помочь зрительно представить образы героев, отдельные сцены.

        Эта презентация может быть использована на уроках  литературы.

 

    Основную часть урока представлял Ш этап – эвристическая беседа по решению проблемной задачи:

Можно ли считать, что  Митрофан воспитывался как истинный гражданин.

    Этот этап состоял из 3 учебных ситуаций.

   1 ситуация   предполагала  частичное  решение  проблемного вопроса.( Слайды 2-4.) Этот  демонстрационный материал настраивал учащихся на работу, пробуждал интерес и предполагал эмоциональный отклик.

 Слайды 5, 7 помогли вспомнить определения понятий гражданин, недоросль.

 Слайд 6  сформировал представление об истинном гражданине.

   2 ситуация  предполагала работу в группах  ( рассчитана на разноуровневый состав класса).  (Слайд 8.)

  Слайды 9, 10, 12,13 помогли учащимся зрительно представить образы героев, отдельные сцены.

  3 учебная  ситуация – решение поставленной в начале урока проблемы. (Слайд 11.) Учащиеся выяснили, можно ли считать Митрофана истинным гражданином.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока46.5 КБ
Office presentation icon Презентация2.35 МБ

Предварительный просмотр:

  Фамилия, имя, отчество, должность:  Гнездилова Ольга Николаевна 

                                                                    учитель русского языка и литературы.

  Учебное заведение:  МОУ  СОШ №14  г. Ковров, Владимирская область.  

 Предмет:  Литература. 

 Класс:   9

Тема урока:       Проблема воспитания истинного гражданина

                            в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Цели урока:               

                                             Образовательные.

        1. Сформировать представление об истинном гражданине в комедии.

            2. Способствовать развитию навыков выразительного чтения,     навыков анализа  драматического произведения.

                         Развивающая.

                    Продолжить развитие монологической  речи  учащихся.            

                                        Воспитательная.

                    Способствовать воспитанию качеств истинного гражданина.

Место урока в системе:

 На изучение творчества Д.И Фонвизина отведено 5 часов. Это 3 урок из 5.

● Д. И. Фонвизин. Слово о писателе.

● Обличение деспотизма и невежества в комедии        «Недоросль».    

● Проблема воспитания истинного гражданина в комедии

   Д.И.Фонвизина «Недоросль».

 ● Подготовка к сочинению - характеристике Простаковой.

                                ● Характеристика литературного героя.

 

                                            Ход урока.

I. Оргмомент.

Приветствие.

Проверка готовности класса к уроку.

II. Активизация знаний учащихся.

- Сообщение темы и целей урока.

    III. Творческое чтение с элементами беседы.

- Где и в каком году состоялась премьера пьесы «Недоросль»? ( Слайд 2.)

 - Чем может быть интересна комедия современному читателю? ( Слайд 3.)

 - Почему до сих пор пьеса входит в репертуар современных театров?

- Найдите и зачитайте высказывания и афоризмы Стародума. ( Слайд 4.)

- Что вы можете сказать об этих высказываниях?

- Устарели  ли они?

Лексическая работа. ( Слайд 5.)

Л.: гражданин, недоросль.

-  Дайте определение понятию  «гражданин».

  1.     Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.

- Что значит быть истинным гражданином? ( Слайд 6.) 

                 - Любить Родину,

                    -  трудиться на её благо,

                    - быть честным,

                    - справедливым,

                    - умным,

                    - подчинять свои интересы общественным.

Комедия называется «Недоросль».

- Дайте определение понятию  «недоросль». ( Слайд 7.)

  1.  Недоросль – 1. В России в 18 в: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу.

                          2. Глуповатый юноша – недоучка.

       - В каком значении Фонвизин употребляет это слово?

                                                          ( Митрофан- недоросль)

       - Подберите синоним к слову «недоросль».

                                                               ( Недоросль - лодырь, бездельник).

      IV. Работа в группах. ( Слайд 8.)

Следует ли считать, что Митрофан воспитывался как истинный гражданин?

  1. 1 группа.                                     Особенности комедии как  

                                                          драматического произведения.

  1. 2 группа.                                     О чём заботилась Простакова,

  (Д.1,явл.4, д.2,явл.6)                    воспитывая сына? ( Слайд 9.)

   

 3 группа.                                    Митрофан на уроке. (Чтение по ролям).

( Д.3, явл.7)                                   - Чему учился Митрофан на уроке?

                                                           ( Слайд 10.)

  4 группа.                                       Каков итог воспитания?

(Д.5, явл. посл.)

- Можно ли считать  Митрофана истинным гражданином? ( Слайд 11.)

- А есть ли антиподы Митрофану? ( Слайд 12.)

 5 группа.                                        Следует ли считать, что  комедия

                                                         «Недоросль» написана

                                                         по правилам классицизма.

 V.   Подведение итогов урока.

                                            - Назовите тему урока.

                                            - Сформулируете ещё раз цели урока.

                                            - К какому выводу в ходе урока вы пришли?

 Проблема воспитания и образования молодёжи никогда не сходила с повестки дня. Актуальна она и сегодня. Молодёжь – это будущее страны. Мысли Фонвизина о воспитании и образовании не устарели, а его пьеса- это и совет, и предостережение.  (Слайд 13.)

VI. Рефлексия.

-  Какие задания были самыми интересными?

-  Что вызывало затруднение? Почему?   

-   Какие трудности при подготовке к уроку вы испытали?

 VII. Домашнее задание.

  1. Письменно ответить на вопрос: «Кто страшней : Простакова или Митрофан».
  2. Подобрать цитаты к характеристике Простаковой.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Гнездилова О.Н. Гнездилова О.Н. учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №14, г.Ковров Владимирской области.

Слайд 2

Где и когда состоялась премьера пьесы «Недоросль»?

Слайд 3

- Чем может быть интересна комедия «Недоросль» современному читателю? - Почему до сих пор входит в репертуар российских театров?

Слайд 4

- Устарели ли эти высказывания? Высказывания и афоризмы Стародума. Глупому сыну не в помощь богатство. Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. В большом свете водятся премелкие души. Начинаются чины – перестаёт искренность. Невежда без души – зверь. Золотой болван – всё болван. Наличные деньги- не наличные достоинства. - Что вы можете сказать об этих высказываниях?

Слайд 5

Лексическая работа. Л.: гражданин, недоросль . Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.

Слайд 6

Что значит быть истинным гражданином? - Любить Родину, трудиться на её благо, быть честным, справедливым, умным, подчинять свои интересы общественным.

Слайд 7

Недоросль – 1. В России в 18 в: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу. 2. Глуповатый юноша – недоучка. В каком значении Фонвизин употребляет это слово? Недоросль - лодырь, бездельник.

Слайд 8

Следует ли считать, что Митрофан воспитывался как истинный гражданин? 1 группа . Особенности комедии как драматического произведения. 2 группа . О чём заботилась Простакова, (Д.1,явл.4, д.2,явл.6) воспитывая сына? 3 группа . Митрофан на уроке. ( Д.3, явл.7) - Чему учился Митрофан на уроке? 4 группа. Каков итог воспитания? (Д.5, явл. посл.) 5 группа. Следует ли считать, что комедия «Недоросль» написана по правилам классицизма.

Слайд 9

О чём заботилась Простакова, воспитывая Митрофанушку?

Слайд 10

Митрофан на уроке. НЕДОР_2

Слайд 11

Можно ли считать Митрофана истинным гражданином?

Слайд 12

Антиподы Митрофана. ( слайд 11)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в форме деловой игры "Суд над госпожой Простаковой" (по комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль")

Представлен примерный сценарий урока в форме деловой игры. В приложении к конспекту дана технология её проведения. Имеется презентация к уроку....

Проблемы воспитания истинного гражданина.Комедия Д.И.Фонвизина "Недоросль"

Проблемы воспитания и образования гражданина своей страны до сих пор остаются актуальными. Злободневность  и важность вопросов, поставленных в комедии "Недоросль" должна привлечь внимание не толь...

Проблемы воспитания и гражданственности в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

На данном уроке по теме "Проблемы воспитания  и гражданственности в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль" происходитуглубление знаний по содержанию комедии, развитие умения составлять характери...

Конспект урока "Суд над Митрофаном Простаковым" по комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"

Конспект данного урока сможет помочь учителю литературы в игровой форме подвести учащихся к мысли автора пьесы: "Вот злонравия достойные плоды" на итоговых уроках по изучению комедии "Недоросль".Испол...

Конспект урока по литературе в 8 классе "Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Проблема воспитания истинного гражданина. Классицизм"

Конспект урока по литературе в 8 классе "Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Проблема воспитания истинного гражданина. Классицизм"...