Технологическая карта урока музыки в 7 классе "Содержание и форма в музыке"
методическая разработка по музыке (7 класс)
Цель урока:
Осмысление понятия «музыкальная форма», выявление его художественных и выразительных особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass._urok_soderzhanie_i_forma_v_muzyke.docx | 21.99 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс - 7 класс
Предмет - Музыка
УМК - В.В.Алеев (научный руководитель), Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак, соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по музыке (М.: Дрофа, 2014 год).
Ресурсы урока
- Т.И.Науменко, В.В.Алеев. Музыка. 7 класс. Учебник с аудиоприложением. М.: Дрофа, 2014 г.
- Т.И.Науменко, В.В.Алеев. Музыка. 7 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. М.: Дрофа, 2014 г.
- Т.И.Науменко, В.В.Алеев. Музыка. 7 класс. Рабочая тетрадь (дневник музыкальных впечатлений). М.: Дрофа, 2014 г.
Оборудование: музыкальный центр, фортепиано;
Место и роль урока в изучаемой теме года «Содержание и форма в музыке» - III четверть, урок 18.
Тема урока: «Художественная форма – это ставшее зримым содержание» | Тип урока: Урок «открытия» нового знания. | ||||||
Цель урока: Осмысление понятия «музыкальная форма», выявление его художественных и выразительных особенностей. Задачи урока:
| |||||||
Планируемые результаты | |||||||
Предметные
| Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные)
| Личностные
| |||||
Ход урока Содержание педагогического взаимодействия | |||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
I этап. Организационный момент. Цель этапа: Фиксация новой учебной задачи. Создание проблемной ситуации. | |||||||
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Организует погружение в проблему. Организует слушание музыки: звучит фрагмент увертюры к опере «Лоэнгрин» Р.Вагнера. Создает эмоциональный настрой для прослушивания. Предлагает обучающимся ответить на вопросы (письменно и устно): «Как звучит эта музыка?» «Вы прослушали целое произведение или его фрагмент (отрывок)?», «Какому разделу оперы она может соответствовать?» Побуждает к высказыванию своего мнения. | Пытаются решить задачу. Воспринимают и оценивают музыкальное произведение. Выполняют упражнение в тетради. Пользуются дидактическим пособием «Палитра настроений». Рассуждают о характере музыки, о её месте в контексте всего произведения. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. Строят понятные для собеседника высказывания. По очереди озвучивают написанное в тетради, рассуждают о музыке, корректно комментируют высказывания одноклассников. | Принимают и сохраняют цель и задачи урока. | ||||
II этап. Актуализация знаний (подготовительный этап). Цель этапа: Совместное исследование проблемы. Поиск решения учебной задачи. | |||||||
Формулирует задание, предлагает ответить на вопросы: «Продолжи перечень (список)», «Что объединяет эти понятия?» Организует работу в 5 группах: 1 – врач, пожарный, спортсмен, школьник…(форма) 2 – треугольник, квадрат, шар, конус…(вид, форма геометрических фигур) 3 – дом 1, 2, 3…12…25 этажный…(строение) 4 – архитектурные сооружения, мосты, башни… (сложная конструкция) 5 – предложение, абзац, глава, раздел, параграф… (структура) Организует устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Подводит учащихся к выводу об общности вышеперечисленных примеров, объединяющем их понятии «форма». Озвучивает тему и цель урока. | Различают характерные признаки разных жизненных явлений, видов деятельности, видов искусства. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. | Планирование работы в группе. Рассуждают об общности и различии формообразующих средств. Осознанно строят речевые высказывания. | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают способы решения. Принимают решение исследуемой задачи. | ||||
III этап. «Открытие нового знания». Изучение нового материала. Цель этапа: Построение ориентированной основы нового способа действий. | |||||||
Организует учебное исследование для формулировки нового понятия. Дает понятие «Музыкальной формы». Диктует определение. | Формируют понятие. Записывают определение «музыкальной формы». | Участвуют в обсуждении содержания материала. | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль. | ||||
Организует беседу об особенностях воплощения художественного замысла в разных видах искусства. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Помогает раскрыть метафорический смысл понятий «герой» и «сюжет» по отношению к музыкальному произведению (в музыке: показ и развитие). Организует исследование формы построения музыкального произведения на примере музыкального периода. Организует прослушивание. Исполняет на фортепиано Прелюдию ля мажор, соч. 28 №7 Ф.Шопена. | Рассуждают о яркости и контрастности образов. Выявляют и сравнивают характерные особенности «языка высказывания» в разных видах искусства. Воспринимают и оценивают художественные произведения с точки зрения единства содержания и средств художественной выразительности. Следят по нотам («читают» нотный текст). Наблюдают за показом и развитием одного образа в музыкальном произведении. Выявляют характерные особенности средств музыкальной выразительности. Записывают результаты слухового анализа в тетрадь. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию. Построение монологического высказывания. Формулирование собственной позиции. Формулируют выводы наблюдений. Осуществляют взаимопроверку в парах. | Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. Осуществляют самопроверку. | ||||
IV этап. Включение новых знаний в систему знаний и повторений. Закрепление изученного материала. Цель этапа: Контроль за правильностью выполнения способа действий. | |||||||
Подводит обучающихся к выводу о единстве содержания и формы как непременном законе искусства (на примере стихотворения «Сонет к форме» В.Брюсова). Организует самостоятельную работу с учебником. | Работают с учебником. Знакомятся с содержанием параграфа № 14. Читают вслух поочередно стихотворение. Отвечают на вопросы с.81 № 4,5. | Слушают стихотворение и определяют его характерные особенности. Делятся впечатлениями. Высказывают своё мнение. Строят рассуждения, понятные для собеседника. | Осуществляют самопроверку. | ||||
V этап. Рефлексия деятельности. Итог урока. Цель этапа: Контроль на этапе окончания учебной темы. | |||||||
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Проверяет усвоение обучающимися понятия «музыкальная форма». Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Осуществляет выборочный контроль. Создает эмоциональный настрой для прослушивания финального музыкального произведения: Р.Вагнер. Увертюра к опере «Лоэнгрин» (фрагмент, звучащий в начале урока). | Выполняют письменную работу, записывают определение «музыкальной формы». Озвучивают записанное понятие. Узнают знакомое музыкальное произведение. Записывают фамилию автора и название. | Рефлексия своих действий. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Дают самооценку. Адекватное восприятие оценки учащихся и учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока музыки для 3 класса по теме "Форма рондо"
Цель: создание условий для формирования способности определять строение, характер и настроение музыкальных произведений....
Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…»
Задачи урока:1. Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;Развивающие –1....
Технологическая карта урока по информатике на тему " Форма записи алгоритмов"( 6 класс)
Технологическая карта к уроку №25 по информатике в 6 классе по теме " Форма записи алгоритмов " по ФГОС....
Технологическая карта урока по музыке в 5 классе. Тема урока: "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора…"
Технологическая карта к уроку по музыке. Тема урока: "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора"...
Технологическая карта урока "Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления"
Урок в 8 классе "Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления"...
Технологическая карта урока по обществознанию:Общество как форма жизнедеятельности людей.
Создать условия для формирования представлений об основных сферах жизни общества, роли в жизни общества и человека социальных норм...
Технологическая карта урока на тему "Уникальные храмы, архитектура и музыка" (7 класс)
Технологическая карта урока, цель которого - сформировать представление о тесной связи архитектуры и музыки, научиться разбираться в понятиях: чертеж, технический рисунок, эскиз....