Технологическая карта урока по музыке в 5 классе. Тема урока: "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора…"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Технологическая карта к уроку по музыке. Тема урока: "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта по музыке в 5 классе | 310.7 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по музыке
Автор: Байдакова Наталья Викторовна, МБОУ ЯСШ № 6
Тема урока: Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора…
Класс: 5
УМК: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская «Музыка» 5 класс. Москва «Просвещение» 2015
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Раздел: | «Музыка и литература» | ||
Тема урока № 3 | Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора… | ||
Цель урока: | Формировать чувство любви и уважения к Родине воспитывать любовь к устному народному творчеству посредством симфонической музыки. | ||
Задачи урока: |
| ||
Оборудование: | Проектор, компьютер, презентация по теме урока, музыкальный центр | Учебник 18-19 | |
Планируемый результат: | Осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки. | ||
Этапы урока: | Деятельность учителя Содержание урока | Деятельность ученика | УУД: |
1.Организацион ный момент | Вход учащихся в класс под музыку. Я рада нашей встрече, друзья! Мы сегодня на уроке будем с вами музыку слушать, наблюдать, рассуждать, искать решения и заданья выполнять. А чтобы урок пошёл каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! Здравствуйте ребята! (Дети садятся за парты соблюдая правила посадки, слушают учителя) | Здравствуйте! | |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Учителя (введение в тему) На прошлых уроках мы убедились, как много потеряла бы музыка, если не было литературы (во что превратились бы песни - вокализы; появились ли оперы и балеты). Писателями и поэтами написано много различных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке. Это прежде всего сказки, которые можно назвать "Музыкальными сказками». Сегодня у нас урок, на котором мы с вами вместе отправимся в путешествие в удивительный мир сказочных персонажей, заглянем в сказку. Какими словами начинается поэма А.С. Пушкин "Руслан и Людмила" «У лукоморья дуб зеленый Златая цепь на дубе том И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет на право - песнь заводит, Налево - сказку говорит…» Вот как подчеркнул Пушкин близость песни (музыки) к сказке (литературе), их не расторжимую связь. Музыка "звучит" во многих сказках у всех народов мира. Мне бы хотелось, чтобы вы не только получили новые знания, но и ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями. Ребята, к какому жанру относятся сказки, былины, сказания? Давайте вспомним, что такое фольклор? Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности. Произошло от английского слова - folklore — «народная мудрость». Отечественные композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям. И сегодня мы с вами будем говорить о композиторе Анатолии Константиновиче Лядове. Ведь основу его творчества составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора. Анатолий Константинович Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом. И теперь, мы с вами можем отправиться в путешествие, а именно в сказку, прослушайте фрагмент музыкального произведения и скажите, куда мы с вами попали? Звучит «Кикимора» А. К. Лядова Куда мы с вами попали? Как можно описать это место? Это сказочное место, скорей всего это сказочный лес, который наполнен сказочными героями. И, герои прежде всего, разные, в начале мы можем услышать много завораживающих звуков, но они нейтрального характера, в середине произведения появляется герой, довольно с отрицательными чертами характера, и это нам подсказывают музыкальные звуки. Давайте выделим этот появившийся образ отдельно и попробуем дать ему характеристику. | Фольклор Дети описывают место действия и образы, какие возникают в сознании при прослушивании данного произведения. Учащиеся дают характеристику, поведение героя (словарь эстетических эмоций) | Личностные: формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных и литературных сочинений. |
3. Постановка учебной задачи | Про какого сказочного героя пойдет речь сегодня на уроке? Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока? Давайте вместе попробуем поставить цель и задачи урока
| Про Кикимору Дети пробуют поставить цель и задачу урока с помощью учителя. | Познавательные: подбор литературных произведений по теме урока Коммуникативные: взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности. |
4. Постановка выхода из затруднения. | Сегодня мы с вами познакомимся с симфонической картинкой А.К.Лядова “Кикимора”. А вы знаете кто такая Кикимора? Давайте поближе познакомимся с этим сказочным персонажем. В восточнославянской мифологии – это один из видов домового. Злой дух в облике карлика или маленькой женщины, голова у которого с напёрсток и тело тонкое, как соломинка. Кикимора живёт в доме за печью и занимается прядением и ткачеством, а также проказит по ночам с веретеном и прялкой хозяев дома (например, рвёт пряжу). Название «кикимора» - сложное слово, вторая часть которого – имя злого духа Мары (моры). Кикимора болотная (лесная) – жена лешего, которая живёт в лесу или болоте. Предстает перед нами в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой. Ничто из природных кладовых не окутано таким количеством тайн, легенд и мистики, как болота. Слава у них недобрая, вот и обходят люди десятой дорогой царство кикиморы. А она незваных гостей любит. Затаскивает зазевавшихся путников к себе в трясину. Боятся кикиморы медведей и сергачей, (медвежьих поводырей). В прошлом их часто нарочно приглашали для отпугивания этой нечисти. Рождаются у кикиморы с лешим детки – лесавки. Они шалят, сбивают с дороги путников, всеми силами помогая родителям заманивать путников в болота. Никем не замеченная, пробирается кикимора в крестьянскую избу, поселяется за печку. Откуда и выходит по ночам, чтобы проказить. Берет кикимора бабье рукоделье и садится на своем излюбленном месте – в правом от входа углу, подле самой печи. Литературной основой при написании «Кикиморы» для А. Лядова стало одно из сказаний, записанных собирателем фольклора И. Сахаровым. Литературной основой стало одно народное сказание, записанное собирателем фольклора И. Сахаровым. Именно его текстом композитор открывает партитуру своего произведения. Послушаем текст. «…Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова-то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной…». А написал это яркое произведение А.К.Лядов (1855- 1914г.г.) - ученик русского композитора-сказочника Н. А. Римского- Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр (небольших пьес) на фольклорные сюжеты русского фольклора сказочной фантастики. Как вы думаете, что такое симфоническая миниатюра? Симфоническая миниатюра – небольшая пьеса для симфонического оркестра. | Участие в диалоге. Участие в диалоге. | Регулятивные: подбирать слова, отражающие содержание художеств. произведения. Личностны: осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки. |
5. Первичное закрепление. | Послушайте ещё раз «Кикимору». Звучит «Кикимора» А. К. Лядова Какие особенности музыкальной речи помогли композитору изобразить эти сказочные события? Какой из образов музыкального сказа запомнились тебе больше других? Почему? Как композитор завершает своё музыкальное сочинение? Что он хотел сказать таким окончанием оркестровой миниатюры? В своей симфонической картинке А.К. Лядов изобразил не только портрет Кикиморы, но и её зловредный характер. Если бы вы были композиторами, какую музыку вы бы сочинили на этот сюжет? Какими музыкальными темами вы охарактеризовали бы природу, действующих лиц сказа: Кудесника, Кота-Баюна, Кикимору? Какие краски-тембры оркестра вы использовали бы при этом? Какие приёмы музыкального развития – контраст, повтор, вариацианность – помогут вам создать своё произведение? | Слушание, ответы на вопросы | Регулятивные подбирать слова, отражающие содержание музыкальных и литературных произведений. Коммуникативные взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности. |
6. Создаём паспорт симфонической миниатюры А.К.Лядова «Кикимора» | Создаём паспорт симфонической миниатюры А.К.Лядова «Кикимора»
| ||
7. Рефлексия | Выставление оценок. Урок окончен. До свидания. | ||
8. Домашнее задание |
| Запись домашнего задания |
Список использованных источников и литературы
- Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская «Музыка» 5 класс. Москва «Просвещение» 2015
- https://yandex.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Фольклор в музыке русских композиторов"
Технологическая карта урока музыки.Предмет: музыкаУчитель: Кириленко Татьяна ВладимировнаКласс: 5Авторы программы: Г.П.Сергеева, Е.Д.КритскаяУрок №5 согласно календарно-тематическому планированиюТема ...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…»
Задачи урока:1. Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;Развивающие –1....
Технологическая карта урока по музыке 2 класс. Тема: «Эти разные марши»
Технологическая карта урока по музыке 2 класс учителя музыки МБОУ "Средняя школа № 9" г. Рославля Смоленской области Самусевой Эльмиры Михайловны Тема: «Эти разные марши» Урок был направлен...
Технологическая карта урока музыки в 7 классе "Содержание и форма в музыке"
Цель урока:Осмысление понятия «музыкальная форма», выявление его художественных и выразительных особенностей....
Технологическая карта урока музыка в 6 классе, тема "Полифония"
Материал предназначен для использования на уроках музыки в 6 классе. Как приобщить учащихся к сложному, но увлекательному миру полифонии, через творческий диалог на современном уроке....