Технологическая карта урока музыки в 5 классе на тему: Музыка на мольберте. Композитор – художник.
статья по музыке (5 класс)
Музыкальное образование заключается в передаче положительного духовного и нравственного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности ребенка.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Учитель: Мамкина Т.А. МОБУ «Подколкинская СОШ» (учитель музыки) с. Подколки, Оренбургская область.
Технологическая карта изучения темы.
Предмет | Музыка |
Класс | 5 |
УМК | В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. |
Тема | Музыка на мольберте. Композитор – художник. |
Тип урока | Урок получения новых знаний |
Цель | Развивать образное мышление обучающихся посредством художественных и музыкальных произведений. |
Планируемые образовательные результаты | |
Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальное произведение М.К.Чюрлениса симфоническая поэма «Море», наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества несколько видов искусства; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование), исполнение песни «Я рисую этот мир», муз. А.Ермолова. Личностные: понимают границы собственного знания и «незнания»; осознают необходимость самосовершенствования; оценивают результаты деятельности. | |
Метапредметные (универсальные учебные действия) | Познавательные: формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; внимательно слушают; строят речевые высказывания; анализируют и делают выводы. Регулятивные: формулируют проблему (тему) урока и цель своей деятельности в рамках урока; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке. Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения; умеют конструктивно взаимодействовать в парной работе; слушать друг друга. |
Организация пространства | Фронтальная, самостоятельная работа. |
Оборудование | Компьютер, интерактивная доска, магнитофон, музыкальный материал: М.К.Чюрленис симфоническая поэма «Море», песня «Я рисую этот мир» муз. А. Ермолов; презентация. |
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Этап 1. Включение в учебную деятельность. | ||
Звучит музыка А. Ермолова «Я рисую этот мир», дети входят в класс. Музыкальное приветствие. Психологический этюд «Солнышко». | Дети: Здравствуйте, учитель. Настраиваются на активную работу на уроке. | Личностные: самоопределяют. Регулятивные: целеполагают, самоопределяют учебную деятельность; Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют слышать и понимать других. |
Этап 2. Постановка учебной задачи. | ||
Всех звуков и цветов соотношенья, А также способы переложенья Любых оттенков цвета в ноты, звуки. О, как хотелось мне азы науки Такой постичь! Герман Гессе, швейцарский писатель Ребята, постарайтесь найти в этом эпиграфе взаимосвязь двух видов искусства: живописи и музыки (звук – основа музыки, цвет – основа живописи). Автор стремиться понять, как цвет выражается в музыке и наоборот, как музыка выражается в цвете. Каким образом музыка и живопись передают одни и те же явления? (музыка – в звуках, живопись – красками). | Дети отвечают на поставленные вопросы, рассуждают, используют свой жизненный опыт. | Личностные: формируют мотивацию обучения и целенаправленную познавательную деятельность. Познавательные: внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения. Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике; прогнозируют результаты художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством. Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения, учатся высказываться, отстаивают свое мнение. Доносят свою мысль до других, оформляют свои мысли в устной речи. |
Этап 3. Самоопределение к деятельности. | ||
- Ребята отгадайте загадку: Стоит за кульманом чертежник. А перед чем стоит художник? (мольберт) Может кто-нибудь скажет, что за тема урока нас ждет сегодня? (ответы) Молодцы, я вам предлагаю нашу тему урока назвать «Музыка на мольберте.…», а в конце урока мы вместо многоточия добавим вторую часть темы. Как вы думаете, что узнаем сегодня на уроке? (ответы) Мы познакомимся с творчеством литовского композитора, послушаем фрагмент одного из многочисленных музыкальных произведений и попытаемся узнать, что он нам хотел в нем рассказать. | Дети отвечают на поставленные вопросы. | Коммуникативная: развивают умение слушать и понимать других, строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформляют свои мысли в устной речи, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивная: самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, определяют цель учебной деятельности; осуществляют поэтапный контроль действий; самоопределяют учебную деятельность. Личностные: формируют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Этап 4. Работа по теме. | ||
Краткая справка о художнике и композиторе (искусствовед - школьник). - Родился Микалоюс на юге Литвы в Варене 22 сентября 1875 года. Детские годы прошли в живописнейшей местности Друскининкай, где отец служил органистом в костёле. Первые уроки музыки Чюрлёнис получает от отца, и к семи годам свободно музицирует. С детских лет он глубоко чувствует красоту литовской природы, полную нежных красок, все её разнообразные оттенки. В восемнадцать лет Чюрлёнис поступает в консерваторию в Варшаве, учится по классу композиции и фортепиано, оканчивает с отличием в 1899 году. Симфоническая поэма «В лесу» (1901г.) – первое большое сочинение. По жанру это пейзажная картина, лирической темой которой является жизнь литовской природы. В 1901 году Чюрлёнис поступает в Лейпцигскую консерваторию. В эти годы сочиняет полифонические пьесы, начинает заниматься живописью. Переход к живописи произошел у Чюрлёниса в силу творческих склонностей, проявлявшихся в ранней юности. Он был одинаково способным к музыке, к живописи и выражал себя в разное время с разной интенсивностью в этих областях. Первые картины написаны в 1903 году – «Музыка леса», триптих «Рекс». Картина «Музыка леса» напоминает нам о симфонической поэме «В лесу». Образы картины рождены простейшими литературно-поэтическими сравнениями: шум в лесу – музыка; прямые стволы сосен – струны; летящий мимо деревьев ветер – музыкант, который колеблет звучащие струны. В начале 20-го века утверждался принцип взаимопроникновения и взаимодействия искусств, стала характерной тенденция к расширению традиционно замкнутых границ видов и жанров. В 1904 году в Варшаве открывается Школа изящных искусств, куда и поступает Чюрлёнис. Преподавание в школе резко отличалось от принятых академических традиций. Учащимся предлагалось заниматься не столько детализацией изображения, сколько передачей настроения, характера, движения живой натуры. Путешествие на Кавказ принесло художнику много новых впечатлений и дало толчок его художественному сознанию. Чюрлёнис часами сидел у моря и рисовал. Результатом стали симфоническая поэма «Море» и циклы картин «Сотворение мира», «Знаки Зодиака». В этот период композитор пишет фортепианные пьесы, записывает и обрабатывает литовские народные мелодии. В Вильнюсе и Каунасе выставляются картины Чюрлёниса, среди них циклы, посвященные временам года («Весна», «Лето», «Осень») и первые живописные сонаты – «Соната Солнца», «Соната Весны». В 1909 году художник переезжает в Петербург, становится участником выставок, получает признание среди авторитетных искусствоведов того времени, как огромный, оригинальный талант. 10 апреля тяжелая болезнь сводит в могилу выдающегося художника и музыканта, не дожившего до 35 лет. После кончины художника устраиваются выставки его работ в Москве, Вильнюсе, Петербурге; его картины выставляются на второй международной выставке импрессионистов в Лондоне. На концертах начинают играть его музыку, о нем пишут статьи и книги. Работа по картинам. - Чюрлёнис глубже, чем кто-либо другой, чувствовал музыку в природе, и поэтому ритмический, симфонический и вообще музыкальный момент выражен в его картинах с большим мастерством и силой. В своё время много было сказано и написано о том, что художник своими картинами хотел выразить музыку, а красками стремился передать музыкальные звуки. Картина «Соната моря». Вопросы:
Через всю картину проходят светлые, гармоничные тона. Искусствовед Генрих Альтшуллер так рассказывает о картине М.К.Чюрлёниса: «На первой картине, на одном пространстве – три картины. Первая – вид на побережье с высоты птичьего полета; виден берег, видны дальние холмы, деревья на этих холмах – очень маленькие с большой высоты. Вторая – глазами человека, зашедшего у берега в воду; на расстоянии вытянутой руки – волны, тени птиц, силуэты рыб, плавающих у побережья. Это совсем другой взгляд на тот же участок моря и берега. И третья картина – подсистемы моря. Море состоит из капелек, и по всей картине идут желтые капли моря. Картина, особенно не на репродукции, а в натуре, она потрясающа. Система обладает свойствами, которые не имеют ее части. Вроде, все просто в отдельности, а результат магический, чарующий. Меня удивило, почему капельки желтые. Потом в Каунасе я общался с музыковедами, литературоведами, художниками, и неизменно задавал этот вопрос. «Знаете, балтийское побережье – это янтарное побережье, это от янтаря».
Вторая картина «Сонаты моря» - «Анданте». Вопросы:
Картина пронизана мягким сиянием двух солнечных светил. Они, как две манящие звезды, приковывают к себе внимание зрителя. В центре картины – затонувший корабль на ладони морского царя. Состояние покоя художник передает пастельными красками.
Третья картина «Сонаты моря» - «Финал». Вздымающаяся огромная волна развернута как гигантская пасть какого-то чудовища. Чюрлёнис заставил ее как бы окаменеть. Он заставил окаменеть и пену. И получился новый художественный эффект: не пенные когти, а тяжелые, грубые, гигантские куски застывшей лавы сейчас обрушатся на человека. У подножия громадной волны – маленькие кораблики. На фоне волны видны четкие инициалы художника: «М К», как символ победы человека и творца над силами природы. | Дети рассматривают картину М.К. Чюрленис «Соната моря». Рисуют яркий зрительный образ моря. Отвечают на поставленные вопросы, рассуждают, анализируют. Аргументируют свою точку зрения. Добывают новые знания. Управляют поведением и деятельностью. Взаимодействуют с учителем и одноклассниками. | Познавательная: внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные: понимают, принимают и сохраняют учебную задачу; организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике. Коммуникативные: развивают умение слушать и понимать других, строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, осваивают диалоговую форму общения, учатся высказываться, отстаивают свое мнение. Доносят свою мысль до других, оформляют свои мысли в устной речи. Познавательная: сопоставляют произведения живописи и литературы, выявляют общее и различное в этих произведениях, анализируют, сравнивают, учатся добывать новые знания. |
Этап 5. Динамическая пауза. | ||
Часто в своём воображение мы превращаемся в героев сказок, фильмов. Давайте сейчас попробуем превратиться в птицу – чайку. Поднимите подбородок вверх, выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны. Закройте глаза. Давайте подышим как чайка – вдох, выдох. После вдоха говорите про себя: «Я – чайка». Потом выдохните. Вдох. «Я чайка», - выдох. Вдох. «Я – чайка» - выдох. Шея чайки вытянута, спина прямая, гордая. Широко раскиньте руки-крылья. А теперь согните чуть-чуть в коленях ноги, и … резко выпрямитесь … вдох и о, чудо. Мы взлетели. Можете свободно взмахнуть крыльями. Вдох, выдох. Тело, как пушинка, лёгкое, мы его совсем не чувствуем. (Поднимаемся на носочках вверх, вниз). Как радостно и свободно. Чистое, голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада, тишина, покой. Вдох, выдох. Под нами, как зеркало блестит море. Можно присмотреться и увидеть себя. Какая красивая, гордая птица. Вдох, выдох. Мы плавно летим. Спустимся пониже, ниже, ещё ниже… вот уже совсем близко лес, поле, дома, люди. И вот ноги легко коснулись земли. Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья. Был замечательный полёт! ( Присаживайтесь). | Ученики выполняют имитацию птичьего полета. | Личностные: ЗОЖ. Регулятивные: организуют свою деятельность. Познавательные: развивают фантазию и творческое начало, музыкального слуха. |
Этап 6. Продолжение работы по теме. | ||
Задание: Итак, перед вами находятся вопросы к прослушиванию произведения. Озвучьте их, пожалуйста.
Во время звучания произведения, а оно будет длиться около 6 минут, вы можете делать пометки, которые вам пригодятся при ответе. ♪ М.Чюрлёнис симфоническая поэма «Море»
Верно, все инструменты здесь важны, но особая роль отведена струнным-смычковым инструментам (это какие инструменты). Они то нежно поют свою песнь, то взволнованно предупреждают о буре. Так же композитор ввел в оркестр арфу, как на ней играют? (играют перебором струн кончиками пальцев). Арфе нет равных в передаче образов движения воды. Вспомним, каким было море? (тихим, спокойным, а потом взволнованным) Как вы определили, что море из спокойного превратилось в бушующее? (тихо – громко) Верно, произошло изменение динамики – силы звука и постепенное увеличение количества звучащих инструментов. Молодцы. Композитор назвал свое произведение симфоническая поэма «Море». Из какого вида искусства он позаимствовал жанр поэма? (литература). Т.е. в данной симфонической поэме мы видим слияние 3 видов искусства, каких? (музыка, литература, живопись). Ребята, сегодня на уроке мы познакомились с симфонической поэмой «Море», картины соната «Моря» какое состояние моря изобразил на них Чюрлёнис? (спокойное, бушующее). А если сопоставить с музыкой эти картины, мы увидим сходство этих произведений? Чюрлёнис показывает море как организм, в котором есть своя жизнь. Обратите внимание, какие цвета используются в передаче картины? (желтые, коричневые.) Здесь почти нет голубого и синего цветов. Знаете почему? Потому что море, которое отразил Чюрленис – это Балтийское море, богатое янтарем, поэтому оно такое желтое. Давайте вернемся к теме нашего урока «Музыка на мольберте. …» Что можно написать вместо многоточия, как дополнить тему урока? (композитор – художник). Сейчас я снова вам предлагаю перевоплотиться, но теперь уже в художников. Давайте насладимся еще раз звучанием симфонической поэмы «Море». Будем с вами художниками и ощутим многообразие цвета и нарисуем свои цветовые ощущения. При этом подбирайте те краски, которые наиболее полно передают ваши эмоциональные ощущения. Постарайтесь сразу «нарисовать» свои впечатления в своем воображении и цветовыми пятнами и линиями на бумаге. ♪ М.Чюрлёнис симфоническая поэма «Море» (под музыку дети рисуют). Анализ работ детей. Какими цветами передано состояние моря и почему? Вам удалось увидеть музыку, ведь вы изобразили красками свои музыкальные впечатления. Вывод: произведения музыки, литературы и изобразительного искусства передают живописные образы и музыкальные звучания. Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор. Исполнение песни «Я рисую этот мир» муз. А. Ермолов. | Дети слушают музыку М. Чюрлениса симфоническая поэма «Море»; рисуют в своем воображении художественный образ музыки. Отвечают на поставленные вопросы. Дети рисуют свои впечатления цветовыми пятнами и линиями на бумаге. Выражают собственное мнение о своей работе, рассказывают свои цветовые впечатления от услышанной музыки. Ученики исполняют песню А. Ермолова «Я рисую этот мир». | Познавательные: применяют полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности. Коммуникативная: развивают умение слушать и понимать других. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Познавательные: развивают фантазию и творческое начало, музыкального слуха. Коммуникативные: передают собственные впечатления о музыке, других видах искусства в устной речи. Регулятивные: планируют собственное действие в процессе восприятия, исполнения музыки. |
Этап 7. Итог занятия. Рефлексия учебной деятельности. | ||
- Над какой темой работали? - Сумели ли ответить на главный вопрос темы? Итак, ребята, мы сегодня узнали, что музыкальные сочинения литовского композитора и художника Микалоюса Чюрлениса живописны, а картины – музыкальны. Творчество М.К.Чюрлёниса – это уникальное явление в истории литовского и мирового искусства. Очень чуткий и яркий художник умел и находил точки соприкосновения живописи и музыки. - С каким настроением вы работали на уроке? (мажор, минор). - Оцените свою работу на уроке. Наш урок я хотела бы закончить словами самого композитора: «Великое, могучее, прекрасное море! Ночью смотрят на тебя полмира, далекие солнца погружают в твои глубины свой мерцающий, таинственный, сонный взгляд, а ты, вечный король великанов, дышишь спокойно и тихо, знаешь, что ты одно есть, и над тобой нет королей». Учитель: «До свидания, ребята». Дети: « До свидания, учитель». Психологический этюд «Солнышко». Звучит музыка А. Ермолов «Я рисую этот мир». | Дети повторяют задачи, которые ставили на уроке. Закрепляют новые знания. | Регулятивные: оценивают учебные действия в соответствии с поставленными задачами, осуществляют познавательную и личностную рефлексию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока в 8 классе по теме "Вычисление массовой доли элемента в веществе" с исползованием интерактивной доски
Методическая разработка урока по теме "Вычисление массовой доли химического элемента в веществе" по учебнику П.А. Оржековского выполнена в виде технологической карты, в которой отражены де...
Технологическая карта урока технологии 5 класс на тему: "Блюда из яйц".
Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология . Технологическая карта....
Технологическая карта урока в 5 классе по теме I’m from ( Я из) ;Модуль 2 That’s me (Это я )
На этапе планирования учитель и обучающиеся в совместной деятельности определяют последовательность работы на уроке.Я подбираю такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успех...
Технологическая карта урока ИЗО 6 класс по теме "Изображение пространства"
Формирование представлений о разных способах изображения пространства в истории искусства...
Технологическая карта урока в 5 классе по теме "У нас была отличная поездка в Англию! Повторение по теме"
Технологическая карта урока в 5 классе по теме "У нас была отличная поездка в Англию! Повторение по теме" по УМК Кузовлева...
Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Обобщение по теме главные и второстепенные члены предложения"
Технологическая карта ...
Технологическая карта урока в 6 классе по теме"Тема одиночества в произведениях М.Ю.Лермонтова «Утес»» и «Три пальмы"
Технологическая карта урока в 6 классе по литературе ""Тема одиночества в произведениях М.Ю.Лермонтова «Утес»» и «Три пальмы...