Технологическая карта урока музыки в 5 классе на тему: Музыка на мольберте. Композитор – художник.
статья по музыке (5 класс)

Мамкина Татьяна Анатольевна

Музыкальное образование заключается в передаче положительного духовного и нравственного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности ребенка. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учитель: Мамкина Т.А. МОБУ «Подколкинская СОШ» (учитель музыки) с. Подколки, Оренбургская область.

Технологическая карта изучения темы.

Предмет

Музыка

Класс

5

УМК

В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Тема

Музыка на мольберте. Композитор – художник.

Тип урока

Урок получения новых знаний

Цель

Развивать образное мышление обучающихся посредством художественных и музыкальных произведений.

                                                                                  Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальное произведение М.К.Чюрлениса симфоническая поэма «Море», наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества несколько видов искусства; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение,  дыхание, артикуляция, интонирование), исполнение песни «Я рисую этот мир», муз. А.Ермолова.

Личностные: понимают границы собственного знания и «незнания»; осознают необходимость самосовершенствования; оценивают результаты деятельности.

Метапредметные (универсальные учебные действия)

Познавательные: формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; внимательно слушают; строят речевые  высказывания; анализируют и делают выводы.

Регулятивные: формулируют проблему (тему) урока и цель своей деятельности в рамках урока; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке.

Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения; умеют конструктивно взаимодействовать в парной работе; слушать друг друга.

Организация пространства

Фронтальная, самостоятельная работа.

Оборудование

Компьютер, интерактивная доска, магнитофон,  музыкальный материал: М.К.Чюрленис симфоническая поэма «Море», песня «Я рисую этот мир» муз. А. Ермолов; презентация.

                                                                                                      Технологическая карта урока

Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

 Формирование УУД

                                                                                Этап 1. Включение в учебную деятельность.

Звучит музыка А. Ермолова «Я рисую этот мир», дети входят в класс. 

Музыкальное приветствие.

Психологический этюд «Солнышко».

Дети: Здравствуйте, учитель.

Настраиваются на активную работу на уроке.

Личностные: самоопределяют.

Регулятивные: целеполагают, самоопределяют  учебную деятельность;

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют слышать и понимать других.

                                                                                           Этап 2. Постановка учебной задачи.

Всех звуков и цветов соотношенья,

А также способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

О, как хотелось мне азы науки

Такой постичь!

Герман Гессе, швейцарский писатель

Ребята, постарайтесь найти в этом эпиграфе взаимосвязь двух видов искусства: живописи и музыки (звук – основа музыки, цвет – основа живописи). Автор стремиться понять, как цвет выражается в музыке и наоборот, как музыка выражается в цвете.

Каким образом музыка и живопись передают одни и те же явления? (музыка – в звуках, живопись – красками).

Дети отвечают на поставленные вопросы, рассуждают, используют свой жизненный опыт.

Личностные:  формируют мотивацию  обучения и целенаправленную познавательную деятельность.

Познавательные: внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения.

Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике; прогнозируют результаты художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с  литературой, изобразительным искусством.

Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения, учатся высказываться, отстаивают свое мнение. Доносят свою мысль до других, оформляют свои мысли в устной речи.

                                                                                           Этап 3. Самоопределение к деятельности.

- Ребята отгадайте загадку:

                                                             Стоит за кульманом чертежник.

                                                             А перед чем стоит художник?

                                                                                                      (мольберт)

Может кто-нибудь скажет, что за тема урока нас ждет сегодня? (ответы)

Молодцы, я вам предлагаю нашу тему урока назвать «Музыка на мольберте.…», а в конце урока мы вместо многоточия добавим вторую часть темы.

Как вы думаете, что узнаем сегодня на уроке? (ответы)

Мы познакомимся с творчеством литовского композитора, послушаем фрагмент одного из многочисленных музыкальных произведений и попытаемся узнать, что он нам хотел в нем рассказать.

Дети отвечают на поставленные вопросы.  

Коммуникативная: развивают умение  слушать и понимать других, строят речевое высказывание в соответствии  с поставленными задачами,  оформляют свои мысли в устной речи,  планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивная:  самостоятельно обнаруживают  и формулируют учебную проблему, определяют цель учебной деятельности; осуществляют  поэтапный контроль действий; самоопределяют  учебную деятельность.

Личностные: формируют  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

                                                                                                          Этап 4. Работа по теме.

Краткая справка о художнике и композиторе (искусствовед - школьник).

- Родился Микалоюс на юге Литвы в Варене 22 сентября 1875 года. Детские годы  прошли в живописнейшей местности Друскининкай, где отец служил органистом  в костёле. Первые уроки музыки Чюрлёнис получает от отца, и к семи годам свободно  музицирует. С детских лет он глубоко чувствует красоту литовской природы, полную нежных красок, все её разнообразные оттенки. В восемнадцать лет Чюрлёнис поступает в консерваторию в Варшаве, учится по классу композиции и фортепиано, оканчивает с отличием в 1899 году.

Симфоническая поэма «В лесу» (1901г.) – первое большое сочинение. По жанру это пейзажная картина, лирической темой которой является жизнь литовской природы.

В 1901 году Чюрлёнис поступает в Лейпцигскую консерваторию. В эти годы сочиняет полифонические пьесы, начинает заниматься живописью. Переход к живописи произошел у Чюрлёниса в силу творческих склонностей, проявлявшихся в ранней юности. Он был одинаково способным к музыке, к живописи и выражал себя в разное время с разной интенсивностью в этих областях.

Первые картины написаны в 1903 году – «Музыка леса», триптих «Рекс». Картина «Музыка леса» напоминает нам о симфонической поэме «В лесу». Образы картины рождены простейшими литературно-поэтическими сравнениями: шум в лесу – музыка; прямые стволы сосен – струны; летящий мимо деревьев ветер – музыкант, который колеблет звучащие струны.

В начале 20-го века утверждался принцип взаимопроникновения и взаимодействия искусств, стала характерной тенденция к расширению традиционно замкнутых границ видов и жанров. В 1904 году в Варшаве открывается Школа изящных искусств, куда и поступает Чюрлёнис. Преподавание в школе резко отличалось от принятых академических традиций. Учащимся предлагалось заниматься не столько детализацией изображения, сколько передачей настроения, характера, движения живой натуры.

Путешествие на Кавказ принесло художнику много новых впечатлений и дало толчок его художественному сознанию. Чюрлёнис часами сидел у моря и рисовал. Результатом стали симфоническая поэма «Море» и циклы картин «Сотворение мира», «Знаки Зодиака». В этот период композитор пишет фортепианные пьесы, записывает и обрабатывает литовские народные мелодии. В Вильнюсе и Каунасе выставляются картины Чюрлёниса, среди них циклы, посвященные временам года («Весна», «Лето», «Осень») и первые живописные сонаты – «Соната Солнца», «Соната Весны». В 1909 году художник переезжает в Петербург, становится участником выставок, получает признание среди авторитетных искусствоведов того времени, как огромный, оригинальный талант. 10 апреля тяжелая болезнь сводит в могилу выдающегося художника и музыканта, не дожившего до 35 лет.

После кончины художника устраиваются выставки его работ в Москве, Вильнюсе, Петербурге; его картины выставляются на второй международной выставке импрессионистов в Лондоне. На концертах начинают играть его музыку, о нем пишут статьи и книги.

 Работа по картинам.

- Чюрлёнис глубже, чем кто-либо другой, чувствовал музыку в природе, и поэтому ритмический, симфонический и вообще музыкальный момент выражен в его картинах с большим мастерством и силой. В своё время много было сказано и написано о том, что художник своими картинами хотел выразить музыку, а красками стремился передать музыкальные звуки.

Картина «Соната моря».

Вопросы:

  1. Что привлекает ваше внимание на первой картине «Сонаты моря» - «Аллегро»?
  2. Что вы можете сказать о деталях картины?

  

          Через всю картину проходят светлые, гармоничные тона. Искусствовед Генрих Альтшуллер так рассказывает о картине М.К.Чюрлёниса: «На первой картине, на одном пространстве – три картины. Первая – вид на побережье с высоты птичьего полета; виден берег, видны дальние холмы, деревья на этих холмах – очень маленькие с большой высоты. Вторая – глазами человека, зашедшего у берега в воду; на расстоянии вытянутой руки – волны, тени птиц, силуэты рыб, плавающих у побережья. Это совсем другой взгляд на тот же участок моря и берега. И третья картина – подсистемы моря. Море состоит из капелек, и по всей картине идут желтые капли моря.

Картина, особенно не на репродукции, а в натуре, она потрясающа. Система обладает свойствами, которые не имеют ее части. Вроде, все просто в отдельности, а результат магический, чарующий. Меня удивило, почему капельки желтые. Потом в Каунасе я общался с музыковедами, литературоведами, художниками, и неизменно задавал этот вопрос. «Знаете, балтийское побережье – это янтарное побережье, это от янтаря».

        

Вторая картина «Сонаты моря» - «Анданте».

Вопросы:

  1.  Каково ваше впечатление о картине?
  2.  Что вы можете сказать о деталях картины?
  3.  Какова «динамика» произведения?

Картина пронизана мягким сиянием двух солнечных светил. Они, как две манящие звезды, приковывают к себе внимание зрителя. В центре картины – затонувший корабль на ладони морского царя. Состояние покоя художник передает пастельными красками.

 

Третья картина «Сонаты моря» - «Финал».

Вздымающаяся огромная волна развернута как гигантская пасть какого-то чудовища. Чюрлёнис заставил ее как бы окаменеть. Он заставил окаменеть и пену. И получился новый художественный эффект: не пенные когти, а тяжелые, грубые, гигантские куски застывшей лавы сейчас обрушатся на человека. У подножия громадной волны – маленькие кораблики. На фоне волны видны четкие инициалы художника: «М К», как символ победы человека и творца над силами природы.

Дети рассматривают картину     М.К. Чюрленис  «Соната моря». Рисуют яркий зрительный образ моря. Отвечают на поставленные вопросы, рассуждают, анализируют.  Аргументируют свою точку зрения. Добывают новые знания. Управляют поведением и деятельностью.

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками.

Познавательная: внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения

извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.

Регулятивные: понимают, принимают и сохраняют учебную задачу; организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Коммуникативные:  развивают умение слушать и понимать других, строят  речевое высказывание в соответствии с поставленными  задачами, осваивают диалоговую форму общения, учатся высказываться, отстаивают свое мнение. Доносят свою мысль до других, оформляют свои мысли в устной речи.

Познавательная: сопоставляют произведения живописи и литературы, выявляют общее и различное в этих произведениях, анализируют, сравнивают, учатся  добывать новые знания.

                                                                                                         Этап 5.  Динамическая пауза.

Часто в своём воображение мы превращаемся в героев сказок, фильмов. Давайте сейчас попробуем превратиться в птицу – чайку.

Поднимите подбородок вверх, выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны. Закройте глаза. Давайте подышим как чайка – вдох, выдох. После вдоха говорите про себя: «Я – чайка». Потом выдохните. Вдох. «Я чайка», - выдох. Вдох. «Я – чайка» - выдох. Шея чайки вытянута, спина прямая, гордая. Широко раскиньте руки-крылья. А теперь согните чуть-чуть в коленях ноги, и … резко выпрямитесь … вдох и о, чудо. Мы взлетели.

 Можете свободно взмахнуть крыльями. Вдох, выдох. Тело, как пушинка, лёгкое, мы его совсем не чувствуем. (Поднимаемся на носочках вверх, вниз). Как радостно и свободно.

           Чистое, голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада, тишина, покой. Вдох, выдох. Под нами, как зеркало блестит море. Можно присмотреться и увидеть себя. Какая красивая, гордая птица. Вдох, выдох.

Мы плавно летим. Спустимся пониже, ниже, ещё ниже… вот уже совсем близко лес, поле, дома, люди.

            И вот ноги легко коснулись земли. Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.

Был замечательный полёт! ( Присаживайтесь).

Ученики  выполняют имитацию птичьего полета.

Личностные: ЗОЖ.

Регулятивные: организуют свою деятельность.

Познавательные: развивают  фантазию и творческое  начало, музыкального слуха.

                                                                                             Этап 6. Продолжение работы по теме.

Задание:

Итак, перед вами находятся вопросы к прослушиванию произведения. Озвучьте их, пожалуйста.

  1. Что услышали в музыке?
  2. Какие музыкальные инструменты звучали?
  3. Менялось ли состояние моря?
  4. Как менялось?

Во время звучания произведения, а оно будет длиться около 6 минут, вы можете делать пометки, которые вам пригодятся при ответе.

                                    ♪ М.Чюрлёнис симфоническая поэма «Море»

  1. Что услышали в музыке? Менялось ли состояние моря? Как менялось? (сначала море было спокойным, потом бушующим)
  2. Какие музыкальные инструменты звучали? (ответы)

Верно, все инструменты здесь важны, но особая роль отведена струнным-смычковым инструментам (это какие инструменты). Они то нежно поют свою песнь, то взволнованно предупреждают о буре. Так же композитор ввел в оркестр арфу, как на ней играют? (играют перебором струн кончиками пальцев). Арфе нет равных в передаче образов движения воды.

Вспомним, каким было море? (тихим, спокойным, а потом взволнованным) 

Как вы определили, что море из спокойного превратилось в бушующее? (тихо – громко)

Верно, произошло изменение динамики – силы звука и постепенное увеличение количества звучащих инструментов.

Молодцы. Композитор назвал свое произведение симфоническая поэма «Море». Из какого вида искусства он позаимствовал жанр поэма? (литература).

Т.е. в данной симфонической поэме мы видим слияние 3 видов искусства, каких? (музыка, литература, живопись).

Ребята, сегодня на уроке мы познакомились с симфонической поэмой «Море», картины соната «Моря» какое состояние моря изобразил на них Чюрлёнис? (спокойное, бушующее).

А если сопоставить с музыкой эти картины, мы увидим сходство этих произведений?

Чюрлёнис показывает море как организм, в котором есть своя жизнь. Обратите внимание, какие цвета используются в передаче картины? (желтые, коричневые.) Здесь почти нет голубого и синего цветов. Знаете почему? Потому что море, которое отразил Чюрленис – это Балтийское море, богатое янтарем, поэтому оно такое желтое.

Давайте вернемся к теме нашего урока «Музыка на мольберте. …» Что можно написать вместо многоточия, как дополнить тему урока? (композитор – художник).

      Сейчас я снова вам предлагаю перевоплотиться, но теперь уже в художников. Давайте насладимся еще раз звучанием симфонической поэмы «Море». Будем с вами художниками и ощутим многообразие цвета и нарисуем свои цветовые  ощущения. При этом подбирайте те краски, которые наиболее полно передают ваши эмоциональные ощущения.

Постарайтесь сразу «нарисовать» свои впечатления  в своем воображении и цветовыми пятнами и линиями на бумаге.

                              ♪ М.Чюрлёнис симфоническая поэма «Море» (под музыку дети рисуют).

Анализ работ детей.

Какими цветами передано состояние моря и почему?

 Вам удалось увидеть музыку, ведь вы изобразили красками свои музыкальные впечатления.

Вывод: произведения музыки, литературы и изобразительного искусства передают живописные образы и музыкальные звучания. Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор.

                    Исполнение песни  «Я рисую этот мир» муз. А. Ермолов.

Дети слушают музыку

М. Чюрлениса симфоническая поэма «Море»; рисуют в своем воображении художественный образ музыки. Отвечают на поставленные вопросы.

Дети рисуют свои впечатления цветовыми пятнами и линиями на бумаге.

Выражают собственное мнение о своей работе, рассказывают свои цветовые впечатления от услышанной музыки.

Ученики исполняют песню             А. Ермолова «Я рисую этот мир».

Познавательные: применяют  полученные  знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности. Коммуникативная: развивают  умение слушать и понимать других. Планируют  учебное  сотрудничество с учителем и сверстниками.

Познавательные: развивают  фантазию и творческое  начало, музыкального слуха.

Коммуникативные: передают собственные впечатления о музыке, других видах искусства в устной речи.

Регулятивные: планируют  собственное  действие  в процессе восприятия, исполнения музыки.

                                                                             Этап 7. Итог занятия. Рефлексия учебной деятельности.            

 - Над какой темой работали?

- Сумели ли ответить на главный  вопрос темы?                

Итак, ребята, мы сегодня узнали, что музыкальные сочинения литовского композитора и художника Микалоюса Чюрлениса живописны, а картины – музыкальны.

Творчество М.К.Чюрлёниса – это уникальное явление в истории литовского и мирового искусства. Очень чуткий и яркий художник умел и находил точки соприкосновения живописи и музыки.

- С каким настроением вы работали на уроке? (мажор, минор).

- Оцените свою работу на уроке.

Наш урок я хотела бы закончить словами самого композитора: «Великое, могучее, прекрасное море! Ночью смотрят на тебя полмира, далекие солнца погружают в твои глубины свой мерцающий, таинственный, сонный взгляд, а ты, вечный король великанов, дышишь спокойно и тихо, знаешь, что ты одно есть, и над тобой нет королей».

Учитель: «До свидания, ребята».  Дети: « До свидания, учитель».

Психологический этюд «Солнышко».

  Звучит музыка А. Ермолов «Я рисую этот мир».

Дети повторяют задачи, которые ставили на уроке. Закрепляют новые знания.

Регулятивные:  оценивают учебные действия в соответствии с поставленными задачами, осуществляют познавательную  и личностную рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 8 классе по теме "Вычисление массовой доли элемента в веществе" с исползованием интерактивной доски

Методическая разработка урока  по теме "Вычисление массовой доли химического элемента в веществе" по учебнику П.А. Оржековского выполнена в виде технологической карты, в которой отражены де...

Технологическая карта урока технологии 5 класс на тему: "Блюда из яйц".

Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология . Технологическая карта....

Технологическая карта урока в 5 классе по теме I’m from ( Я из) ;Модуль 2 That’s me (Это я )

На этапе планирования учитель и обучающиеся в совместной деятельности определяют последовательность работы на уроке.Я  подбираю такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успех...

Технологическая карта урока ИЗО 6 класс по теме "Изображение пространства"

Формирование представлений о разных способах изображения пространства в истории искусства...

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "У нас была отличная поездка в Англию! Повторение по теме"

Технологическая карта урока  в 5 классе по теме "У нас была отличная поездка в Англию! Повторение по теме" по УМК Кузовлева...

Технологическая карта урока в 6 классе по теме"Тема одиночества в произведениях М.Ю.Лермонтова «Утес»» и «Три пальмы"

Технологическая карта урока в 6 классе по литературе ""Тема одиночества в произведениях М.Ю.Лермонтова «Утес»» и  «Три пальмы...