Технологическая карта урока в 6 классе по теме"Тема одиночества в произведениях М.Ю.Лермонтова «Утес»» и «Три пальмы"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Технологическая карта урока в 6 классе по литературе ""Тема одиночества в произведениях М.Ю.Лермонтова «Утес»» и «Три пальмы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 6классе МКОУ Маршанская СШ
Учитель: Лушникова И.И.
Тема урока: «Тема одиночества в произведениях М.Ю.Лермонтова «Утес»» и «Три пальмы».
Цели:
1.Выявление автобиографических мотивов в стихотворении, значения темы бесцельного существования как выражения разрыва исторических связей, отрыва от корней и преждевременной душевной старости лермонтовского поколения, трагического одиночества человека в мире и одновременно исторической «бездомности» поколения в творчестве М.Ю.Лермонтова; формирование навыка анализа поэтического текста, выразительного чтения, образного мышления.
2.Развитие художественно-творческих и познавательных способностей.
3.Воспитание потребности в общении с миром художественной литературы.
Этапы учебного занятия | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1.Организационный момент | -Здравствуйте, ребята! Я сегодня приветствую вас и желаю вам творческих успехов, вдохновения. | -приветствие; -проверка готовности к уроку; -организация внимания | -проверяют готовность к уроку; -слушают учителя. | Должны сконцентри- ровать внимание,на- строиться на работу на уроке. |
2.Актуализация знаний. | 1.Эпиграфом к уроку я взяла слова М.Ю.Лермонтова.(на слайде) - О чем этот отрывок? (об одиночестве). 2.Эта тема, тема одиночества проходит через многие его стихотворения. 3.Давайте попробуем сформулировать тему урока. -Лермонтов исповедался в своей поэзии. и ,перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека. | Слайд1 Чтение эпиграфа Слайд 2 | слушают эпиграф; Отвечают на вопросы Формулируют тему урока Слайд 3 | уметь внимательно слушать и понимать эпиграф |
3. Постановка учебной задачи. Построение проекта выхода из затруднения выхода | Поставим цели и задачи урока: 1.Продолжить знакомство с творчеством Лермонтова. 2. Узнать, как раскрывается тема одиночества в стихах Лермонтова. 3. Учиться анализировать поэтический текст 4. Создать мини-проект. -Итак, какова наша учебная задача?( Определить тему одиночества в поэзии Лермонтова через анализ стихотворения «Утес» и баллады «Три пальмы». | Организует определение учебной задачи уч-ся | Формулируют цель учебной деятельности | |
4.Изучение материала. Анализ сти- хотворения. 5.Применение знаний и формирование умений и навыков |
-Итак, цели поставлены. 1.Для анализа стихотв. нам пригодятся литературо ведческие понятия. Сейчас я зачитаю значения, а вы записывайте только термины. 2.Ну что ж, вооружившись знаниями, мы приступаем к анализу стихотворений. -Творческий период Лермонтова составлял примерно 4 года, за это время он создает большое количество произведений. Одним из последних явилось стихотв. «Утес», которое было написано в 1841году незадолго до смерти поэта, а баллада «Три пальмы» была написана 2.Что такое баллада? (поэтич. произвед.,написанное на легендарную или историч.тему. В балладах мир предстает таинственным или загадочным. 3. Прослушать стихи. 4. Анализ стихотворений. -Каким настроением пронизаны стих? - Сколько лирических героев в стихотворениях?(«Утес»-2:тучка и утес; «Три пальмы»-4:три пальмы и путник) -Что такое утес?(гранитная скала, огромная гора) -Какую картину нарисовал поэт в этихстих.?(«Утес»-маленькая тучка,которую пронизывают солнечные лучи. Она ярко-желтая,будто из золота. А рядом в пустыне огромный утес. «Три пальмы»- -Какое худ.ср.использует автор при описании картин?(антитезу) -Каково внутреннее состояние героев? Начнем с тучки -При помощи каких худож.ср. передается?(Беззаботная золотая тучка, легкомысленная, игривая,жизнерадостная) -Почему тучка ночевала на груди утеса?(ближе к сердцу) -Утес-большой, высокий, сильный, может помочь, поддержать в трудную минуту. Это метафора сильного могучего человека, обладающего настоящей душой. -Забыл ли утес тучку?(Нет, остался влажный след в морщине старого утеса) -Почему задумался глубоко? (После встречи особенно остро переживается чувство одиночества и обреченность на невостребовательность) -Тихонько плачет?Почему? (Он грустит, скучает, ему одиноко без веселой и неугомонной тучки. Ему стыдно плакать, ведь он большой и сильный. Он не хочет,чтобы его слезы кто-то видел) -Посмотрите, как все было красиво!Но с уходом тучки все умерло для него. Он остается наедине со своими воспоминаниями. Его сердце переполняется чувствами-грусти,тоски,одиночества, печали, грусти) -Какое худ.ср.?(Олицетворение) -Случайны они здесь?(помогают увидеть чувства человека) -Обратимся к балладе. Найдите олицетворение в тексте.( пальмы стали роптать) -Почему? Как они встретили людей? Пригодилась ли людям тень и холодная вода? -Найдите цитаты, помогающие найти ответы на эти вопросы. -Почему пальмы были погублены? Как они изображены?Что значит выражение «питомцы столетий»? В чем заключается философский смысл баллады? -Какая тема объединяет эти стихи?( Одиночества) 5. Итак, мы проанализировали два стихотворения Лермонтова и увидели, что их объединяет тема одиночества, тоски , грусти. (слайд 5) Он такой же, как и его герои. Он одинокий, страдает и горюет. Это порождает задумчивость. 6. Обратимся к эпиграфу. В каких строчках звучит главная мысль?(Как страшно жизни сей оковы нам в одиночестве влачить).(слайд 6 -Да, ребята, одиночество- самое большое несчастье в жизни человека, но его нужно преодолевать. Одиноким людям нужно протянуть руку помощи, помочь, проявить сострадание, милосердие. 7. Итак, мы подошли к созданию мини-проекта. А оформим его в виде небольшого стихотворения- синквейна.(слайд 7,8) -Создание и оформление проекта | Слайд 4 Включить запись | Записывают в тетради Отвечают, ищут в словаре Слушают запись Работают самостоятельно, делают записи, создают синквейн. | Уметь внимательно слушать,принимать участие в определении образной системы стихотворения. |
6. Защита проектов. | -Предоставляется слово уч-ся | Защищают | ||
7 .Итог занятия. (рефлексия) | .-Что особенного я увидел в поэзии Лермонтова? -Что было открытием для меня? -Что удивило меня?(слайд 9) -Оцените свою работу на уроке. | Выставляю оценки. Организую рефлексивную деятельность уч-ся | Подводят итог. Дают самооценку своей деятельности и ее результатов. | Дана объективная само- оценка результатов своей деятельности. |
8.Домашнее задание. | Обеспечить уч-ся пони- мание цели, содержания и способов выполнения задания. | Диффер.задание: 1.Выучить стихотворе- ние «Утес» наизусть- на «5». 2. Письменно ответить на вопрос 3 –на «4» 3. Подготовить иллюстрацию к произведениям «Утес» и «Три пальмы»- на «3». | Записывают задание в дневники. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/02/picture-194514-1359822292.jpg)
Технологическая карта урока 4 класса по теме: Past Simple
Класс: 4Ф.И.О. учителя: Кадинская Н.В.Тема урока: Развитие грамматических навыков: Past Simple.Тип урока: Комбинирование.Цель урока: Развивать грамматические навыки устной и письменной речи.Задачи уро...
Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"
Технологическая карта -это трудность для начинающих учителей ,работающих во ФГОС ООО...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/04/picture-290278-1420353007.jpg)
Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".
Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/15/picture-667958-1442340776.jpg)
Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Технологическая карта урока физической культуры, 1 класс, Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность". Данный материал будет интересен учителям физической ку...
Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».
технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/09/picture-64725-1352467619.jpg)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 4 класс Тема урока: «There is no better place than home»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №6Предмет: английский языкБазовый УМК: “Enjoy English” М.З. Биболетовой. 4 классТема урока: «There is no better place than home» (Нет лу...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/14/picture-1306512-1618388523.jpg)
Технологическая карта урока. 6 класс Тема урока: Лыжная подготовка. Совершенствование ходьбы на лыжах скользящим шагом с палками. Обучение одновременному бесшажному ходу.
Тема урока: Лыжная подготовка. Совершенствование ходьбы на лыжах скользящим шагом с палками. Обучение одновременному бесшажному ходу, преодолению препятствий.Цель урока: Овладение элементами бесшажног...