Конспект урока "Основные средства музыкальной выразительности
методическая разработка по музыке
Конспект урока музыки для 4 класса на тему:«Основные средства музыкальной выразительности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_osnovnye_sredstva_muzykalnoy_vyrazitelnosti.docx | 26.4 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым
«Чеботарская специальная школа-интернат»
Конспект урока музыки 4 класс.
«Основные средства музыкальной выразительности».
Выполнил:
Учитель музыки
Савенков Виталий Анатольевич.
2018-2019 уч.год
Тема урока: «Основные средства музыкальной выразительности».
Цели:
Образовательные:
Познакомить учащихся с основными средствами музыкальной выразительности.
Научиться определять средства музыкальной выразительности, использованные для создания определенного образа в произведении.
Развивающие:
Развивать навык слушания музыки через различные формы и методы.
Развивать чувство ритма, вокально-хоровые навыки, музыкальную память учащихся.
Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
Коррекционные:
Корригировать нарушения в звукопроизношении.
Корригировать и развивать личностные качества учащихся, эмоционально-волевую сферу.
Воспитательные:
Содействовать приобретению навыков общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость, активизировать творческие способности..
Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам; обогащать духовный мир детей.
Тип урока: комбинированный.
Музыкальный материал: Чайковский «Детский альбом» (фрагменты), Прокофьев «Петя и волк» (фрагменты), Е.Крылатов «Колыбельная медведицы»; Ю.Чичков «Волшебный цветок»
Оборудование: музыкальный центр, компьютер, проектор, аккордеон, аудио-видеозаписи. презентация, карточки с изображением солнца и тучки с дождиком.
Ход урока
- Вводная часть.
Организационный момент.
Дети входят в класс под музыкальное вступление песни «В мире много сказок».
Музыкальное приветствие:
Учитель: (по восходящим ступеням лада) «Здравствуйте, ребята»
Ответ уч-ся: (по нисходящим ступеням лада) «Добрый день, учитель».
Перед тем, как мы будем на уроке петь, необходимо подготовить свой голосовой аппарат к пению.
Стихотворение:
Это очень интересно-научиться песни петь.
Но не каждому известно, как дыханием владеть.
Мягким делать вздох старайся, вдыхай носом, а не ртом.
Да смотри, не отвлекайся, сделай вдох - замри потом.
Выдох делай тихим, плавным, как кружение листа.
Вот и выйдет песня славной – и свободна и чиста.
Какие же правила пения вы услышали в этом стихотворении?
-Нужно делать вдох носом, затем задержать дыхание и на выдохе петь.
Вы совершенно верно заметили. что для того чтобы спеть музыкальную фразу, нужно набрать побольше воздуха и как можно дольше задержать его, иначе вы не сможете допеть фразу. Если во время пения часто делать вдох, то кажется, что песня как бы «запыхалась», как дети, которые быстро бежали. Вдох нужно делать вначале фразы и после ее окончания.
Дыхательная гимнастика:
Распевка: А-О-У-И-Э (презентация)
Актуализация знаний. Учитель нацеливает учащихся на предстоящий урок.
Вводная беседа. (Показ презентации).
- Мир музыки загадочен и удивителен. Понять это царство звуков может только тот, кто умеет слышать и слушать, видеть в обычных вещах необычное, кто любит мечтать и фантазировать, кто стремиться к познанию и трудолюбив. Изъясняться в этом мире принято на особом языке – музыкальном, которым вам, ребята, предстоит овладеть.
Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (Осень).
А вы знаете, какие именно распускаются осенью цветы? (ответы учащихся)
Посмотрите, какой цветок расцвел у нас в классе сегодня!
(На доске изображение цветика-семицветика с названием каждого лепестка).
Вы видите, что каждый лепесток имеет не только свой цвет, но еще и определенное название. Этот волшебный цветок перенесет нас в мир музыки, где всем управляют средства музыкальной выразительности. И угадайте, как называется тема нашего урока, где всем управляют средства для выразительности музыки? (ответы уч-ся).
Молодцы! Правильно ответили.
И сегодня тема нашего урока звучит так: «Основные средства музыкальной выразительности.»
- Основная часть.
Усвоение новых знаний:
Посмотрите еще раз на цветик-семицветик. Что находится в его сердцевине? (Интонация).
Все лепестки выросли из этого главного свойства музыки – интонации.
Интонация - это не только музыкальное понятие. В первую очередь это одно из свойств человеческой речи. Так, например, даже если мы не знаем языка, на котором говорит человек, мы почти всегда можем догадаться о том, что человек злится, радуется, грустит или о чем-то спрашивает и т.д. Мелодическое начало очень тесно связано со звучанием живой человеческой речи, а интонация как раз и является связующим звеном разговорной речи и музыкальной.
Ребята, скажите пожалуйста, с каким музыкальным жанром наиболее связана человеческая речь?(С песней).
А что это за слово – песня? Что оно обозначает? (Ответы уч-ся)
А какую песню человек слышит практически с первого дня своей жизни? (Колыбельную).
Для чего нужны колыбельные песни? (ответы уч-ся)
Сейчас мы с вами послушаем песню «Колыбельную медведицы», которую написал композитор Евгений Крылатов.
Слушание: Звучит «Колыбельная медведицы», муз.Е.Крылатова.
Анализ произведения:
Какими словами вы можете описать эту колыбельную песню: (ответы уч-ся).
О чём поётся в этой песне? (ответы уч-ся).
Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор (ответы уч-ся).
Скажите, какая интонация прозвучала в этой песне? (Успокаивающая, убаюкивающая, нежная…)
Ребята, а без чего у нас не могло бы быть песни? Что является «душой музыки»? (Мелодия).
Словарная работа:
Мелодия - это основа любой песни, любого музыкального произведения, а также это одно из важнейших средств музыкальной выразительности. Мелодия никогда не стоит на месте! Она может двигаться плавно вверх или вниз, может крутиться на двух-трех звуках рядом или развиваться стремительными скачками. Давайте с вами попробуем проследить за мелодией с помощью рук - как будет двигаться мелодия, такие движения вы будете выполнять руками.
Музыкально-пластическое интонирование: звучит «Колыбельная медведицы».
Еще два средства музыкальной выразительности, без которых не может быть музыки - это лад и динамика. Про лад мы с вами уже говорили раньше. Скажите, какие лады музыки вы знаете? (Мажор и минор).
Сейчас я для вас прочитаю стихотворение, и вы обязательно запомните эти музыкальные лады
Меня зовут сеньор Мажор.
Знакомству с вами рад!
Всегда я приношу с собой
Улыбки для ребят.
Со мною будешь ты всегда
В мажорном настроении.
Любую трудность победишь
Ты всем на удивление
Так пусть везде и пусть всегда
Улыбки красят лица!...
Не бойся трудностей в пути,
Иди вперед и пой!
И помни, мой дружок, всегда
Сеньор мажор с тобой!
Ну,а меня зовут Минор.
Я вот что вам скажу:
Со смехом мне не по пути,
Я грустью дорожу.
С улыбкой грустной на лице
Ты в трудные мгновенья
Со мною будешь тих и мил
В минорном настроении.
Улыбка с грустью пополам
Нам тоже пригодиться.
И если хочется. дружок,
Немножко погрустить,
Зови меня «Сеньор Минор!...»
Я буду приходить.
А вам знакомы эти два друга? Кто они?
-Два музыкальных лада. Мажор и минор .
Вопрос: Какой из них придает музыке темную окраску, а какой - светлую?(Минор - темную, мажор – светлую).
Игра: «Мажор или минор».
У вас на столе лежат карточки с изображением солнца и тучки с дождем. Мы с вами сейчас поиграем - когда будет звучать мажорная музыка, вы поднимаете солнышко, а когда минорная – тучку с дождиком.
Звучит музыка из «Детского альбома» Чайковского. Ребята после игры называют композитора и названия прозвучавших произведений.
Вы заметили, насколько по-разному звучали эти произведения? Но отличаются они не только ладом, но еще и динамикой.
Словарная работа:
Динамика - это сила звука. И мы уже знаем, как обозначается динамика в нотах .
Что означают эти знаки f и p ? ( форте - громко, пиано – тихо).
А теперь давайте послушаем пьесу русского композитора Петра Ильича Чайковского «Неаполитанская песенка» и подумаем, что же в этой песенке такого необычного?
Слушание: Звучит «Неаполитанская песенка» Чайковского.
Анализ:
Какой характер у этого музыкального произведения? (ответы уч-ся)
Как развивается мелодия? (ответы уч-ся)
Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор в этом произведении.(ответы уч-ся)
Сначала звучит музыка очень спокойно, потом ускоряется.
То есть в произведении меняется темп! Это еще одно средство музыкальной выразительности.
Словарная работа:
Темп определяет скорость исполнения музыкального произведения - быстро, умеренно, медленно.
Темп – это как скорость у машины. Может постепенно или очень быстро ускоряться или постепенно или быстро замедляться.
А сейчас, сядьте все очень прямо и ровно и положите правую руку на сердце. Что вы чувствуете?(Удары, биение сердца).
У кого-то сердце бьется быстро, у кого-то медленно. У каждого по-разному. Так и в произведениях - каждое исполняется в своем темпе - в том, которое указал композитор. Иногда, как мы уже убедились, в произведении меняется темп. А еще, у каждого из вас сердце бьется в разном ритме! У одних - ровно, у других - нет. Этот ритм присутствует и в музыке. И сегодня мы с вами познакомимся с двумя разновидностями ритма - ровным и пунктирным.
Ритмические упражнения: Приводим примеры разного ритма. Класс разделяется на группы, повторяет ритмические примеры за учителем.
А теперь давайте послушаем, как в разных произведениях используется разный ритм.
Звучат пьесы из «Детского альбома» Чайковского.
Ребята определяют, в каком произведении ровный, а в каком - пунктирный ритм.
Итак, вы все молодцы! Очень хорошо справились с этим заданием! Но у нас с вами осталось еще 2 лепестка: тембр и регистр.
Что же такое регистр?
Словарная работа:
Регистр - Это высота звучания голоса или инструмента. .
Посмотрите внимательно на презентацию. Существует высокий, низкий и средний регистр.
Давайте попробуем догадаться, кому на картинке соответствуют эти разные регистры? (Высокий - птице, средний - человеку, низкий – волку).
У каждого инструмента разные возможности, например, фортепиано обладает всеми регистрами, а скрипка - только высоким! И мы всегда сможем отличить звучание скрипки от фортепиано. В этом нам помогает последнее средство музыкальной выразительности - тембр.
Словарная работа:
Тембр - это окраска звучания. У каждого инструмента свой тембр. Так же, как и у каждого человека свой, ни на чей не похожий, голос. И именно благодаря различию тембров мы легко отличаем один инструмент от другого. Давайте попробуем!
Слушание: Звучат фрагменты симфонической сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк».
Анализ произведения:
Каждому персонажу из этой симфонической сказки соответствует свой музыкальный инструмент.
Ребята называют персонажа, инструмент и какой регистр используется для создания данного образа.
Молодцы!!! Мы с вами рассмотрели все лепестки нашего волшебного цветика-семицветика!
А теперь давайте все встанем из-за парт и проведём физминутку.
Физминутка: видео упражнения с показом движений.
Пение: знакомство с песней «Волшебный цветок», муз.Ю.Чичкова, сл.М.Пляцковского (из м\ф «Шелковая кисточка».
Анализ песни:
Какое название у этой песни? (ответы уч-ся)
О чём поётся в этой песне? (ответы уч-ся)
Какая это песня – весёлая или грустная? (ответы уч-ся)
Плавная или скачкообразная, отрывистая? (ответы уч-ся)
Вокально-хоровая работа:
Разучивание мелодии песни.
Работа над произношением звуков в песне.
Работа над правильностью пропевания музыкальных интервалов.
- Заключительная часть. Рефлексия.
Закрепление пройденного материала.
Итак, давайте с вами еще раз вспомним, какие средства музыкальной выразительности мы теперь знаем?
(Интонация, мелодия, лад мажорный и минорный, динамические оттенки: форте и пиано, темп, ритм ).
Анализ достижений учащихся. Само оценивание.
Выставление оценок за урок
А сейчас я прошу вас показать мне, с каким настроением вы сегодня уходите с урока музыки - мажорным или минорным! Ребята поднимают картинки.
Исполнение прощальной попевки: Урок окончен-до свидания.
Учащиеся под музыку Ю.Чичкова «Волшебный цветок» выходят из класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкально-ритмических занятий во 2 классе по теме: "Характер музыки и средства музыкальной выразительности"
Тема:«Характер музыки и средства музыкальной выразительности»Цели: Закреплять умение учащихся различать слухо- зрительно и на слух музыку различного характера, определять доступные средства музы...
План - конспект открытого урока по фортепиано по теме "Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения"
В данном материале представлен план - конспект открытого урока по фортепиано. Подробно показаны форма и методы проведения урока с учащимся первого года обучения....
Разработка открытого урока по фортепиано (конспект урока) на тему: "«Штрихи, как средства музыкальной выразительности и необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения»
Разработка открытого урока. Формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения....
конспект урока «Сила воздействия музыки с помощью средств музыкальной выразительности. Через года-помните.»
конспект открытого ингрированного урока музыки и литературы в 6 классе по музыке и литературе....
Конспект открытого урока: "Работа концертмейстера над средствами музыкальной выразительности в классе виолончели"
Данный материал будет интересен концертмейстерам детских музыкальных школ. В конспекте отражена работа концертмейстера над средствами музыкальной выразительности в процессе разбора произведения. Отмеч...
Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»» (с использованием современных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе)
Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»» (с использованием современных образовательных технологий...
Конспект занятия «Средства музыкальной выразительности»
Материал содержит полный конспект урока по вокалу с приложениями (упражнения, дидактическая игра). Будет интересен педагогам дополнительного образования, реализующим программы художественной направлен...