Конспект занятия «Средства музыкальной выразительности»
методическая разработка (5 класс)

Витюгова Мария Михайловна

Материал содержит полный конспект урока по вокалу с приложениями (упражнения, дидактическая игра). Будет интересен педагогам дополнительного образования, реализующим программы художественной направленности (обучение вокалу).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_vokalu.docx60.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Средства музыкальной выразительности»

Педагог дополнительного образования  Витюгова М. М.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Вокальная студия «Рондо»

Год обучения Второй

Возраст учащихся 11-15 лет

Цель: Развитие  исполнительского мастерства с помощью средств музыкальной выразительности

Задачи:

Обучающие

Развивающие

Воспитывающие

  • обучение  дыхательным, дикционным  приёмам;
  • закрепление  понятия  «Средства музыкальной выразительности»;
  • обучение  умению  анализировать музыкальное произведение:      текста песни и музыкального сопровождения;
  • освоение вокальной техники в движении:  формирование вокального дыхания, осанки;
  • закрепление знаний, умений и навыков, полученных ранее на занятиях
  • развитие  музыкальных способностей: чувства ритма, музыкальной памяти, внимания;
  • укрепление артикуляционного и вокального аппарата;
  • развитие осмысленного исполнения, умения анализировать собственное исполнение;
  • развитие  эмоциональной   выразительности,   артистизма  и творческого самовыражения  с использованием средств музыкальной выразительности;
  • развитие умения слушать и слышать, исполняя  песенный материал.
  • воспитание стремления к сохранению и укреплению здоровья;
  • формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе;
  • формирование умения работать в команде;
  • формирование чувства ответственности; взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу;
  • формирование умения  творчески  взаимодействовать с  педагогом,  учащимися

Вид занятия: комбинированное – закрепление пройденного материала с введением новых элементов содержания.

Форма организации учащихся: групповая.

Методы обучения:  наглядный (практический показ), словесный (объяснение, беседа), практический.

Средства обучения: музыкальный инструмент (синтезатор), компьютер, дидактический:  раздаточный материал, микрофоны.

Время занятия: 1 час 30 минут.

Организация контроля на занятии:

Текущий контроль: Анализ хода освоения знаний и формирования  умений  и навыков учащихся. Дает возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить причины и принять меры к их установлению; сопутствует процессу становления умения и навыка от начального до конечного этапа занятия. Метод:  наблюдение.  

Тематический контроль: Проверка уровня усвоения программного материала по теме занятия, определение уровня  эмоционального фона,  самоанализ. Методы:  беседа, опрос, импровизация учащихся.


Ход занятия

Блок

Этапы

Содержание

Действия учащихся

Сопроводительный текст и действия  педагога

Время

Подготовительный

Организация настроя на деятельность

Организация начала занятия, приветствие, активизация внимания, создание психологического настроя на  творческую плодотворную

деятельность

Учащиеся заходят в класс, выстраиваются в полукруг для приветствия, затем в круг

Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня наше занятие посвящено эстрадному вокалу. Мы сегодня повторим пройденный материал, а также освоим несколько новых приёмов и упражнений .

Ребята, напомню правила поведения на занятии  – уважительное, внимательное отношение друг к другу, аккуратное, бережное отношение к аппаратуре.

2 мин.

Основной

Мотивация деятельности

Беседа по теме занятия

Начало выполнения дыхательной, артикуляционной гимнастики, разогрева мышц.

Учащиеся слушают рассказ педагога, отвечают на поставленные вопросы

Мы с вами продолжаем познавать и изучать средства музыкальной выразительности, которые необходимы любому исполнителю песни на сцене. Как в сольной работе, так и в ансамбле. Зачем, как вы думаете?

Примерные ответы детей:

-чтобы больше узнать

-чтобы понимать из чего состоит вокальное, музыкальное произведение, песня

Верно, чтобы исполнитель был грамотным, чувствовал песню и делился своими знаниями и ощущениями со зрителем. И зритель был с нами в одном ритме, в одной эмоции.

Но для этого необходимо в первую очередь нам самим, друг с другом быть в одном сердцебиении и настроении.

3 мин.

Актуализация необходимых знаний

1.Упражнения на  дыхание (закрепление понятия «метр»)
- пчела

- насос

2. Упражнения на артикуляцию  («пульсация в метре»)

-лошадка (щелканье языком)

- конфета (упражнения для языка)

- скороговорка «Егорка»

(Приложение 1)

Учащиеся выполняют упражнения в одном метре и пульсации, закрепляя теорию в практике. Отвечают на вопросы, поставленные педагогом (проверка остаточных знаний)

Давайте начнём нашу разминку. Она так же поможет нам восстановить вокальное дыхание, разогреть мышцы спины, живота и подготовится к пению. Мы с вами говорили об этом на прошлых занятиях. Все вокалисты знают, что для того, чтобы красиво петь, нужно в первую очередь хорошо разогреть артикуляционныё аппарат. Для чего?

- Для того, чтобы была чёткая дикция и было понятным слово в песне

Правильно. Но ещё мы разогреем с вами мышцы живота и восстановим вокальное дыхание. И повторим понятия «метр» и «пульсация». Что это? - Сердце, пульс музыки

Правильно. А метр и пульсация вместе? - Это – Ритм.

В одном ритме проговорим нашу скороговорку «Егорка»

(выполняем упражнения)

 Хорошо. Молодцы.

10 мин.

Организация познавательной деятельности

Распевка

Вокальные упражнения:

1. «Ниточка» (исполнение протяжного звука на одной ноте закрытым о открытым ртом на слоги)

2. «Музыкальный лифт» (упражнение на сглаженность регистров и опору звука)

3. «Секвенции» вокальные и дикционные ( пение кантилены, стакатто )

4. «Смешанные ритмы»

(упражнение на иизменения ритма, темпа,

(Приложение 2)

Учащиеся под руководством педагога приступают к распевке – подготовке голосового, вокального аппарата к пению. Отвечают на поставленные вопросы

 Мы с вами разогрели мышцы живота, артикуляционный аппарат, а теперь приступим к распевке. Зачем вокалист распевается?

- Чтобы подготовить голос к пению

- Чтобы настроить вокальный аппарат

Правильно, ведь наш голос это музыкальный инструмент. А любой инструмент, чтобы хорошо и красиво зазвучал надо настроить.

1.Упражнение «Ниточка» - ручки на поясе. Послушали. В каком темпе? Нашли метр, отобразили, запели (тянем один звук на слоги «ли, лю, лё»). Формируем правильно гласные. Помним про парные звуки. Следим за дыханием.

2. Упражнение «Музыкальный лифт». Едем на лифте с первого этажа до седьмого через все ноты гаммы и обратно.

3.  «Секвенции». Совмещаем вокальные приёмы (слитное пение, пение стакатто)

15

мин.

Усвоение новых знаний и способов действий

Упражнения.  

1) Подготовительные упражнения.

2) Растяжка

3) Комбинация со скакалкой.

- подскоки в повороте,

- полечка в повороте,

- галоп в повороте.

- прыжки: (поджатые,

"двойные" поджатые,

"мячики", прыжок на одной ноге,)

--по подгруппам делают комбинацию со скакалкой.  

3) Выполнение танцевальных этюдов.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, а затем под руководством педагога выполняют упражнения на разогрев мышц, растяжку, выполняют упражнения со скакалкой и танцевальные упражнения

Часто при исполнении песни требуется выполнять танцевальные движения. Это дополняет колорит и образность исполняемой композиции. Также упражнения, танцевальные в том числе, позволяют почувствовать ритм, а регулярное выполнение способствует развитию дыхания и укреплению мышц живота, что немаловажно в вокальной исполнительской практике. Поэтому в наших занятиях всегда присутствуют физические упражнения. Для того, чтобы полноценно и красиво танцевать, необходимо  сначала разогреть мышцы.

Далее, мы выполним упражнения на растяжку. Как вы думаете, с какой целью?  (Ответы: профилактика болезней позвоночника, сохранение осанки, формирование правильной походки; развитие эластичности мышц…) Сегодня мы вводим в разминку скакалку. Она очень помогает укреплению организма, развитию координации, силы, прыжка.

Мы разогрели мышцы, выполнили растяжку, поупражнялись со скакалкой. Теперь попробуем разучить несложные танцевальные движения.

15  мин.

Первичная проверка понимания

4.«Смешанные ритмы»

( использование изменений ритма и темпа, вокальной подачи, мягкой и жёсткой «атаки звука»)

5.Двухголосие

(пение двухголосной части мелодии припева песни «Родина моя» на звук «а»)

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, а затем под руководством педагога выполняют смешанную распевку и двухголосое исполнение припева песни

4. Приступим к «Смешанной распевке». Чем она отличается от предыдущих?

- в ней меняется ритм, темп,  манера исполнения

- она разнообразная по настроению и характеру

Споём, учитывая все особенности, которые вы перечислили.

5.Дети, угадайте мелодию! (педагог играет мелодию припева песни «Родина моя»). Правильно, это мелодия припева песни «Родина моя». Кто её автор? - Давид Тухманов

Совершенно верно! Разделимся на два голоса, споём её на звук «а».

Скажите, может песня жить без мелодии? - нет

Конечно. Ведь мелодия это что? - душа песни, музыкальная мысль

Хорошо, а может песня жить без слов, текста?- нет, потому что песня отличается от музыки тем, что в ней есть и музыка и слова

Очень хорошо! В ней есть, таким образом, две мысли -  музыкальная и словесная. И мы должны соединить их вместе и донести до зрителя.

15 мин.

Закрепление новых знаний и способов действий

Дидактическая игра

« Музыка  солнца»

(Приложение 3)

Учащиеся разбирают дидактический материал средств музыкальной выразительности, дают определения и анализируют понятия

Педагог объясняет правила игры учащимся. Даёт практическое задание: определить средства музыкальной выразительности которыми пользовался композитор и аранжировщик. (педагог раздаёт детям карточки и даёт время. на определение понятий и анализ музыки. Песня звучит фоном в варианте +1 с голосом)

Работа в малых группах.

Учащиеся высказывают своё мнение, педагог подводит итоги игры

15 мин.

Контрольный

Обобщение и систематизация знаний

Работа над песней

«Родина моя» .

Контроль за освоением

материала по теме занятия

Учащиеся исполняют 1 и 2 куплет песни с использованием двухголосия в припевах.

Мы с вами сегодня многое повторили и узнали что-то новое. Скажите, пожалуйста, что? (Ответы детей). Итогом нашего занятия станет исполнение песни. Возьмите микрофоны. Напоминаю, что пользуемся ими аккуратно, внимательно следим за положением руки во время движений. Добавляем танцевальные ритмические движения в такт музыке.

7 мин.

Рефлексивный

Рефлексия.

Самоанализ учащихся.

Сравнение результатов собственной деятельности с другими. Осмысление своей деятельности.

Ответьте на несколько вопросов по своей деятельности и деятельности товарищей на сегодняшнем занятии

- всё ли у вас сегодня получилось?

- над чем хотелось бы поработать ещё?

- чьё исполнение заданий из товарищей понравилось/ запомнилось?

- довольны ли вы результатом, которого достигли?

5 мин.

Итоговый

Подведение итогов

Выявление результативности.

Учащиеся высказывают своё мнение, отвечают на вопросы педагога

А сейчас, ребята, мы подведём итоги нашего занятия.

Выскажите, пожалуйста, своё мнение о нашем занятии.

- что понравилось,

- что было непонятно,

- что запомнилось больше всего

Спасибо всем! Я считаю, что все сегодня очень плодотворно поработали. Все поставленные задачи выполнены, а главное все получили  хорошее настроение.

3

мин.

Всего

130 мин.

      Приложение 1

Название методического материала

Упражнения на развитие дыхания и дикции

Форма методического материала

Цикл дыхательных, ритмичных упражнений, выполняемых в едином ритме

Содержательная структура методического материала

Подборка упражнение на развитие артикуляционного аппарата, формирование правильного дыхания

Содержательная нагрузка методического материала

Упражнения разогревают артикуляционные мышцы,  развивают их эластичность, способствует  формированию  навыка правильного дыхания

Являются методом профилактики простудных заболеваний.

Методика применения методического материала

Выполняются   в начале основной части занятия как подготовительное к пению и оздоровительное практическое средство,  а также при выполнении в едином ритме и синхронно направлено на развитие сплоченности коллектива, взаимной поддержке и ответственности.

Результативность применения методического материала

Регулярное  применение данных упражнений  способствует разогреву мышц, артикуляционно-голосового аппарата, развитию координации и опоры звука предупреждает появление простудных болезней; воздействует на эмоциональный настрой учащихся, создает позитивное настроение, повышает мотивацию к занятиям вокалом, развивает дружеские связи в коллективе

Описание выполнения  упражнений  

Упражнения на  дыхание (с закреплением понятия «метр»)
1. Упражнение «Пчела»

Выполняется в заданном педагогом темпе «метра». Руки на поясе, ноги на ширине плеч. Говорим резко «кыш!» ( ощущаем тонус «пустой» диафрагмы), резкий вдох носом в диафрагму, на выдохе изображаем полёт пчелы. Длительность «полёта» пчелы зависит то равномерного распределения выдоха. Повторяем 4 раза,  соблюдая метрическое движение.

2. Упражнение «Насос»

Сохраняя метрическое движение можно чуть ускорить темп.

а) Ноги на ширине плеч. Положение рук – на ширине груди с сжатыми кулаками. С затакта – резкий вдох носом (локти в стороны) , выдох резкий через рот на сильную долю (руки перед собой с разжатыми пальцами). Выполняется по 4 раза с детьми 8-10 лет, старшие (11-12 лет) делают по 8 раз. Затем свободный выдох с пропуском в один такт.  Количество упражнений  всего – 4.

б) Продолжаем в том же темпе. Тело наклонено вперёд, спина прямая, руки на уровне груди, пальцы вместе. Так же с затакта руки приподнять на вдох через нос, резко опустить вниз на выдох через рот. Количество упражнений как в части «а».

Упражнения на дыхание «пчела» и «насос» активизируют работу мышц живота и диафрагмы.

Упражнения на артикуляцию  («пульсация в метре»)

1.Упражнение «Лошадка»

Продолжая ощущать метр в ногах, щёлкаем языком, изображая цоканье копыт.

 Затем увеличиваем число цоканий в пульсации, меняем метр на двудольный и трёхдольный.

2. «Конфета».

 Тело в спокойном положении, руки на поясе. Рот закрыт, зубы разжаты. Ищем языком внутри рта конфетку. По часовой стрелке и обратно.  Погладит внутри щёчки язычком по очереди. Высовываем язычок, покусывая от кончика до корня извне. Чья конфетка длиннее?

3.  Скороговорка «Егорка»

Опять задаём в теле темпо - ритм. Вдох. Задержать дыхание, говорим скороговорку, равномерно распределяя выдох:

« Как на горке, на пригорке жили 22 Егорки.

Раз, Егорка, два, Егорка, три, Егорка….» и т.д. пока не закончится дыхание. Чем больше Егорок, тем лучше. Педагог следит  за правильным взятием дыхания. Плечи не поднимаются! 

Упражнения на артикуляцию разогревают мышцы языка, губ, артикуляционного аппарата.


Приложение 2

Название методического материала

Распевка

Форма методического материала

Подборка вокальных упражнений

Содержательная структура методического материала

Подборка состоит из  песенно-голосовых  упражнений с целью подготовки вокального аппарата к вокальному исполнению

Содержательная нагрузка методического материала

Песенно-голосовые упражнения    направлены на развитие артистичности, эмоциональности, образности, индивидуальности, собственной манеры исполнения; помогают справиться с волнением и раздражительностью.

Являются методом профилактики негативных эмоций

Методика применения методического материала

Распевку  целесообразно  проводить  непосредственно перед исполнением вокальных произведений, т.к. она способствует развитию вокальной техники, диапазона.  Несет нагрузку  формирования гармонического слуха в элементах двухголосия.

Результативность применения методического материала

Распевка    обеспечивает создание  эмоциональной сферы в исполнении двухголосием, основанным на взаимной поддержке,  формирует умение работать в ансамбле.  

Описание выполнения распевки

Вокальные упражнения:

1.«Ниточка»

Исполнение протяжного звука на одной ноте закрытым ртом, затем  открытым на слоги «ли, лю, лё»  в нескольких тональностях по восходящему движению.

Следим за дыханием, интонированием устойчивого звука. Педагог контролирует формирование учащимися гласных звуков.

2. «Музыкальный лифт» .

Упражнение на сглаженность регистров и опору звука. Едем на лифте с первого этажа до седьмого через все ноты гаммы и обратно. На звук «А» - как первый этаж и «И» - фиксированный седьмой. Педагог следит, чтобы учащиеся правильно направляли звук в головной резонатор и ощущением его опоры.

Проходим от ля(м) до фа(1) основного звука.

3. «Секвенции»

Закрепляем понятие «секвенция».  Движение мелодии на слог «Ли» (кантилена); звук « Я» (стакатто);  звук губами «тпру» при исполнении мелодии. Выполняем 4-5-раз в восходящем движении.

4.«Смешанные ритмы»

Использование изменений ритма и темпа, вокальной подачи, мягкой и жёсткой «атаки звука». Используются элементы двухголосия.

5.Двухголосие .

(пение двухголосной части мелодии припева песни «Родина моя» на звук «а»)


Приложение 3

Название методического материала

«Музыка солнца»

Форма методического материала

Учебно-дидактическая игра

Содержательная структура методического материала

Подборка  творческих заданий   с раздаточным материалом на  повторении и закрепление знаний средств  музыкальной выразительности  

Содержательная нагрузка методического материала

Учебно-дидактическая игра  помогает рационально и эффективно организовать процесс обучения, чередовать различные виды деятельности и активности, при этом актуализировать и закрепить знания  учащихся о средствах музыкальной выразительности  исполнения  в ансамбле,  формирует доверительные отношения между воспитанниками.

Методика применения методического материала

Используется в качестве контрольно- обучающего,  развивающего и средства на основном этапе занятия и укрепляющего организм средства.  Является важным элементом занятия, решающим   воспитательные задачи  по  развитию коммуникативных  способностей детей.

Результативность применения методического материала

Игра позволяет развить умение применять теоретические знания в исполнительской практике в условиях ансамбля,  укрепить эмоционально-психологическое  состояние детей, способствует созданию атмосферы  взаимодействия детей друг с другом, формировать психическую готовность к вокальному исполнению

Описание проведения игры

Учащимся выдаются дидактические пособия: шаблоны – солнышки. В центре каждого солнышка -  таблички с  названиями средств музыкальной выразительности: ритм; метр; мелодия; динамика; лад; регистр; пульсация; ритмический рисунок; темп.

 Звучит музыкальное произведение – песня по теме урока и изучаемого репертуара.

Учащимся даётся время на прослушивание фонограммы.

В зависимости от выбранного солнышка, учащимся надо охарактеризовать средство музыкальной выразительности . Например, если солнышко – ритм, то учащийся говорит и показывает, в каком ритме звучит музыка. И из чего состоит ритм? Он объединяется с метром и пульсацией (присоединяется к обладателям солнышек с этими понятиями). Так же определяем основной лад, темп, развитие динамики, движение мелодии, её ритмический рисунок, и т.д.

        На данном уроке мы разбираем аранжировку песни «Родина моя» (композитор Давид Тухманов). Какой темп,  ритм использовал музыкант (определить двудольный метр с помощью пульсации)? В каком основном ладу звучит музыка? Как меняется характер и движение мелодии в куплете и припеве?

        Всё это должен анализировать и слышать исполнитель для передачи музыкальной мысли зрителю, вызывая эмоциональную отдачу, объединившись одним ритмом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально-ритмических занятий во 2 классе по теме: "Характер музыки и средства музыкальной выразительности"

Тема:«Характер музыки и средства музыкальной выразительности»Цели: Закреплять умение учащихся различать слухо- зрительно и на слух музыку различного характера, определять доступные средства музы...

План - конспект открытого урока по фортепиано по теме "Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения"

В данном материале представлен план - конспект открытого урока по фортепиано. Подробно показаны форма и методы проведения урока с учащимся первого года обучения....

Открытое занятие "Средства музыкальной выразительности"

Открытое занятие "Средства музыкальной выразительности"...

Конспект урока "Основные средства музыкальной выразительности

Конспект урока музыки для 4 класса на тему:«Основные средства музыкальной выразительности»....

Разработка открытого урока по фортепиано (конспект урока) на тему: "«Штрихи, как средства музыкальной выразительности и необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения»

Разработка открытого урока. Формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения....

Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»» (с использованием современных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе)

Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»»  (с использованием современных образовательных технологий...

Практическое занятие «Работа над средствами музыкальной выразительности в классе аккордеона»

Роль работы над средствами музыкальной выразительности  с учащимися трудно переоценить. Ученик-музыкант должен осознавать задачу своей деятельности. Прежде всего, это создание художественного обр...