Конспект открытого урока: "Работа концертмейстера над средствами музыкальной выразительности в классе виолончели"
план-конспект урока по музыке
Данный материал будет интересен концертмейстерам детских музыкальных школ. В конспекте отражена работа концертмейстера над средствами музыкальной выразительности в процессе разбора произведения. Отмечена роль концертмейстера при детальном разборе изучаемого произведения. Как добиться слаженного ансамбля между солистом - виолончелистом и концертмейстером.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_kontserteystera_konspekt.docx | 28.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа»
Открытый урок на тему:
«Работа концертмейстера над средствами
музыкальной выразительности
в классе виолончели»
Подготовила:
Концертмейстер,
преподаватель по классу фортепиано
Зиннурова Л. Ю.
Пойковский, 2020г.
Тема урока: «Работа концертмейстера над средствами музыкальной выразительности в классе виолончели»
Цель урока: формирование художественно – образного содержания с помощью средств музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности.
Задачи:
Образовательные:
- закрепление учащимся знаний музыкальной терминологии;
- достижение слаженного ансамбля солиста и концертмейстера;
- научить обращать внимание на средства музыкальной выразительности в работе над произведением.
Развивающие:
- совершенствовать развитие слухового контроля по средствам использования игровых технологий;
- развивать практические навыки игры в ансамбле;
- способствовать развитию у ученика художественно – образного мышления.
Воспитательные:
- формирование у ученика профессионального отношения к музыке и интереса к музицированию в ансамбле;
- воспитание сознательного восприятия изучаемого произведения, отношения к нотному тексту как к живой музыкальной речи;
- формирование положительного отношения к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением.
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: закрепление знаний, умений и навыков.
Используемые методы:
Словестный – комментарии, беседа, объяснение.
Наглядный – карточки для игры.
Практический - исполнение музыкальных фраз.
Основные методические приемы:
1. Анализ произведения. Выявление средств музыкальной выразительности.
2. Работа над техническими и музыкальными трудностями.
3. Проигрывание концертмейстером своей партии и партии ученика.
4. Стимулирование ученика к творчеству.
5. Формирование навыков самостоятельной работы.
Предварительная работа: для изучения Концерта C-dur (1 часть) А Вивальди учащийся должен обладать достаточно свободным умением исполнять различные штрихи, пользоваться ими во всех частях смычка и достигать разнообразного звучания.
Лаборатория урока: рояль, виолончель, пюпитр, компьютер, ИКТ (слайды на экране), нотный сборник, карточки для игры.
Термины и понятия, изучаемые на уроке: лад, мелодия, темп, ритм, динамика, штрихи.
Предполагаемый результат: Ученик умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение. У него сформировано умение передать музыкальный образ с помощью основных средств музыкальной выразительности. Ученик свободно и правильно владеет штрихами, динамическими оттенками; стремится к слаженному ансамблю с концертмейстером.
План урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово педагога.
3. Практическая часть:
- обсуждение музыкального образа и поиск средств выразительности.
- детальный разбор средств музыкальной выразительности, включающий в себя элементы технического и музыкального плана.
- объединение аккомпанемента с партией солиста. Работа по фразам над средствами музыкальной выразительности.
4.Подведение итогов: закрепление изученного материала в виде исполнения произведения с учётом выполненной работы.
5.Заключение: рефлексия.
6. Домашнее задание.
Ход урока
Концертмейстер: В творческом процессе педагога и ученика незаменимым звеном является концертмейстер. Он помогает ученику преодолевать психологические трудности на сцене, подготавливает его перед выступлением, снимая излишнее напряжение. Также концертмейстер помогает и педагогу передать образное содержание произведения с помощью элементов музыкального языка, которые называют средствами музыкальной выразительности.
- Тимофей, предлагаю тебе сыграть в игру «Подбери правильно»
(Ученик соотносит карточки с названием средств музыкальной выразительности и их определения: лад, темп, динамика, мелодия, ритм, штрих)
К.: Работать сегодня на уроке мы будем над произведением итальянского композитора Антонио Вивальди Концерт C-dur (1 часть)
В истории итальянской музыки ХVIII века особое место принадлежит Антонио Вивальди, который является создателем жанра сольного концерта (для скрипки, виолончели, гобоя и др. инструментов в ансамбле)
- Тимофей, знаешь ли ты как переводится слово «концерт»?
(в действительности слово «concertare» происходит от слов «состязаться», «сражаться», хотя также понимание смысла этой музыкальной формы соединено с «consertus», что значит «согласовывать», «приводить в порядок», «объединять»)
К.: Так как произведение находится в работе у преподавателя по специальности, Тимофей может прокомментировать некоторые особенности произведения: размер, тональность. Всегда ли произведение звучит в одной тональности, или же встречаются отклонения в другие тональности.
Концертмейстер, исполняя вступление, настраивает солиста на нужный темп, лад.
- Тимофей, предлагаю тебе сыграть в ассоциативную игру «Представь – и услышишь». Я сейчас сыграю вступление, а ты внимательно прослушав его, ответишь: какой образ можно нарисовать у себя в воображении, слушая вступление?
Тимофей: Можно представить королеву, перед которой открываются массивные ворота дворца. Она величественно шествует по дворцу, где её встречают восторженные взгляды подданных. Такие ассоциации вызывает торжественное звучание начала произведения.
- Меняется ли лад? (исполнение фортепианной партии)
К.: Верно, во вступлении, в партии фортепиано мы замечаем недолгое, буквально в 2 такта отклонение от основной тональности C-dur в одноимённую – c-moll.
Уже здесь композитор подчёркивает, что концерт – это своего рода музыкальная игра света и тени, некая конструкция, где каждая составная часть находится в противодействии остальным частям.
Так как в этом произведении достаточно долгое вступление, моя задача обратить внимание ученика на то, чтобы начать быть с музыкой уже с первой ноты вступления фортепиано. Сейчас я исполню фразу, услышав которую, тебе нужно будет приготовить смычок, для того чтобы вовремя вступить. (К+У)
Концертмейстеру необходимо соизмерять звучность фортепиано с возможностями солирующего инструмента. Предшествующий такт уместно исполнить чуть тише.
Мелодия
- Как звучит мелодия в Концерте? (Возвышенно, благородно, вдохновенно)
Игра «Движения» (Ученик выполняет движения мелодии рукой в соответствии с её направлением)
К.: Основная тема построена на ярких фанфарных интонациях. Особенностью является многократное повторение одного звука – это визитная карточка, ярчайшая черта концерта.
- Одинаково ли нужно исполнять звук До, Ре? (По – разному, с нарастанием)
К.: Да, совершенно верно, повторяющийся звук «до» нужно фразировать с нарастанием (от мягкого до активного звучания). Это придаёт исполнению выразительность.
Стараясь приблизить своё исполнение к солисту, я каждый раз беру звук глубже, ярче предшествующего, но ни в коем случае не заглушая его, таким образом, передавая развитие на одном звуке. (К+У)
Темпоритм и динамика – это два момента в аккомпанементе, учёт которых обеспечивает целостность и законченность исполнения в ансамбле с любым солистом.
Исполним 2-ую Ц. с тобой, Тимофей. (К+У)
К.: Появляются более мелкие длительности в партии виолончели, и у солиста наблюдается тенденция к замедлению. Моя задача удерживать темп за счёт ритмической пульсации в партии фортепиано, поддерживая басами. (К+У басами)
Игра «Замри – отомри». (Концертмейстер исполняет свою партию. А обучающийся в любой момент говорит: «Замри!». Как только будет сказано: «Отомри!» - играет дальше. Потом концертмейстер и ученик меняются ролями. Задача педагога – удачно выбрать момент остановки: момент неудобного места.
Часто преподаватель просит продублировать звуки сильных долей, которые служат для ребёнка опорой и пульсацией, и так называемым интонационным ориентиром.
Динамика
К.: Ц.4. Переходя к разбору следующего музыкального предложения, обращаем внимание, какова особенность фраз, из которых оно состоит. (Точное повторение мелодии)
- За счёт чего композитор разнообразил их звучание? (За счёт динамики)
- Что такое динамика? (Сила звучания музыки)
К.: Одна и та же ритмическая и мелодическая фигура, звучащая торжественно и энергично, приобретает в дальнейшем нюанс piano и таинственный, вкрадчивый характер.
Здесь очень важно концертмейстеру исполнить piano также тихо, насколько это сделает ученик, чтобы не заглушить партию солиста. В таких случаях уместно использование левой педали. (К+У)
К.: Ц.9 +Ц.10. Говоря о динамике и темпе, можно отметить ещё одно наиболее яркое предложение. В дуэте с виолончелью фортепиано подчас выполняет функцию «метронома», ведь в ансамбле пианист не свободный художник, а часть целого. Поработаем над Ц.9. По фразам, добиваясь точного исполнения ритмической пульсации. Ты покажешь, как работаешь с педагогом по специальности, а затем со мной. (К+У с басами)
Далее в партии виолончели и переносы смычка, и игра на разных струнах – эти технические сложности могут привести исполнение солиста к замедлению темпа.
Задача концертмейстера приучать учеников к точному движению, ощущению опоры и метроритма. В это время я ярче исполняю сильные доли, но ни в коем случае стараюсь не опережать виолончелиста и точно следовать за ним в динамическом плане. (К+У отт.)
Сюда же относится и способность услышать инструментальные переходы. Они могут быть и на усилении звука, и на diminuendo. Здесь концертмейстеру важно слышать напряжение в звуке или растворении звучания виолончели, чтобы сопровождение в этот момент соответствовало наполнению смычка. Пианисту необходимо знать, слышать и чувствовать все эти нюансы. (К+У отт.)
Ритм
К.: Бывают случаи, когда концертмейстер заменяет преподавателя по специальности ввиду различных обстоятельств. В этом случае концертмейстер должен проявить себя как профессиональный, компетентный преподаватель и концертмейстер, как «два в одном». И здесь является умение сочетать функции учителя и аккомпаниатора. Тогда я веду работу детально по фразам наиболее сложных частей для ребёнка.
- Тимофей, какая часть произведения вызывает у тебя наибольшие затруднения? (Ц.6)
К: Чтобы запомнить партию виолончели, предлагаю тебе игру «Следопыт».
Рука, словно «следопыт», идёт точно «по следу». Приучать играть глядя в ноты, а не на руку. Развивает умение по графическому изображению определять изменение высоты звука, характер этого изменения – скачком или поступенно.
Если на стадии разучивания произведения теряет контроль над интонацией, необходимо подыграть звуки мелодии. Я помогаю учащемуся справиться с разбором, дублируя на рояле сольную партию, обращая внимание на ритм. Чуть протянуть, чтоб не нарушить ритмический рисунок.
К.: Музыкальная ткань ясна и прозрачна, проникнута сердечным лиризмом (за счёт широких ходов), слышится теплота живого человеческого голоса, который впоследствии сменяется интонацией волевого напора и мужественности.
Штрих
К.: Далее волевая тема продолжается и подчёркнута с помощью следующего средства музыкальной выразительности – это Штрих. Фраза исполняется на staccato. Ярко, открыто. Партия фортепиано вторит волевой теме. Исполнять концертмейстеру нужно уверенно, широко. Аккорды брать «сочнее». Так как фортепиано – молоточковый инструмент нужно максимально приблизить и заполнить звуковое пространство виолончельной струны.
В целом, Концерт C-dur для виолончели А. Вивальди является образцом концертного жанра эпохи барокко. Своим творчеством А. Вивальди показал, что музыка обладает огромными возможностями выражения. Его богатейший мелодический и гармонический язык, где основным средством выражения выступала виолончель, позволил ему воплотить в звуках самые трепетные движения души.Тонкое использование тембровых, динамических и ритмических средств музыкальной выразительности – все эти черты эмоционального воздействия на слушателя в полной мере использованы в первой части Концерта C-dur для виолончели.
Исполнение произведения полностью.
Рефлексия:
- Тимофей, какая игра была для тебя наиболее интересной на уроке?
- Какие определения были для тебя новыми?
- Какую из игр ты бы хотел повторить на следующем уроке?
Домашнее задание: исполнять с динамическими оттенками; правильными штрихами и работать над точностью интонацией.
Ты хорошо поработал на уроке и заслужил отличную оценку. Наш урок окончен.
К.: Самое главное в деятельности концертмейстера – вовремя уступить и вовремя повести. Надо играть ярко, выразительно, но соизмерять свою игру со звуковыми возможностями ученика.
Концертмейстер и педагог должны разбудить у ученика воображение, помочь ему проникнуть в образное содержание произведения с помощью средств музыкальной выразительности. Быть для ребёнка помощниками.
Список литературы
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой – М., 1987.
- Бочкарёв А.А. Психология музыкальной деятельности – М., 2006.
- Выготский Л.С. «Игра и её роль в психическом развитии ребёнка»//Вопросы психологии.- 1966г.
- Люблинский А. П. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы. – Л., 1972г.
- Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии.- М.: РПА, 1996г.
- Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе. Размышления педагога. – М.: Музыка.Сальникова Т.П. «Педагогические технологии». – М.: ТЦ Сфера, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока, работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ.
ПЛАН-КОНСПЕКТоткрытого урока педагога Тураевой Е.Н. в классе фортепиано. Место проведения: кабинет музыкиДата проведения: 31.10.2011 г. Тема урока: работа над п...
Музыкальные термины для подготовки к тестированию "Средства музыкальной выразительности" (в классе скрипки)
Музыкальные термины для подготовки к тестированию в классе скрипки разработаны в 2013 году. Требования ФГТ и само время подсказало идею создания данного учебного материала. Предназна...
План-конспект открытого урока "Работа над художественным образом в классе игры на синтезаторе"
План-конспект открытого урока, посвященного работе над художественным образом в рамках занятий по классу синтезатор. В мою рабочую программу входит "композиция" как предмет по выбору, а также "аранжир...
Разработка открытого урока по фортепиано (конспект урока) на тему: "«Штрихи, как средства музыкальной выразительности и необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения»
Разработка открытого урока. Формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения....
Практическое занятие «Работа над средствами музыкальной выразительности в классе аккордеона»
Роль работы над средствами музыкальной выразительности с учащимися трудно переоценить. Ученик-музыкант должен осознавать задачу своей деятельности. Прежде всего, это создание художественного обр...
План открытого урока «Работа над средствами музыкальной выразительности в классе аккордеона» 2022г.
Роль работы над средствами музыкальной выразительности с учащимися трудно переоценить. Ученик-музыкант должен осознавать задачу своей деятельности. Прежде всего, это создание...
Конспект открытого урока "Работа над музыкальным произведением на уроке фортепианного ансамбля"
Работа над музыкальным произведением на уроке фортепианного ансамбля. Обучение вести диалог с партнером, понимать его, слушать.Работа над выразительностью звука, вокальными свойствами мелодии, передач...