Разработка открытого урока по фортепиано (конспект урока) на тему: "«Штрихи, как средства музыкальной выразительности и необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения»
методическая разработка по музыке (6 класс)
Разработка открытого урока. Формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа над штрихами в классе фортепиано | 20.37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» станица Северская Краснодарский край
Разработка открытого урока по фортепиано (конспект урока)
«Штрихи, как средства музыкальной выразительности и необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения»
Ф.И.О. преподавателя: Николаева Елена Владимировна, преподаватель высшей квалификационной категории
Учащиеся: Лисицына Елизавета, Баграмова Мария
Класс: 6
Дата: 21.04.2020г.
Специальность: фортепиано
Образовательная программа: Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано»
Тема: «Штрихи, как средство музыкальной выразительности и необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения.»
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок творчества.
Форма организации деятельности: индивидуальная.
Продолжительность урока: 40 мин
Цель урока: формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения.
Задачи:
1. Образовательные:
Сформировать и углубить знания о роли штрихов в раскрытии художественного образа музыкального произведения.
2. Развивающие:
Научить использовать в произведении различные штрихи, добиваясь музыкальной выразительности;
Обогатить музыкально-слуховой и исполнительский опыт учащихся.
Развить умение сравнивать, анализировать, воспитывать слуховой контроль при исполнении произведений;
Реализовать исполнительские возможности учениц через учебную деятельность.
3. Воспитательные:
Расширить кругозор учащихся;
Найти активные и интересные формы работы над произведением.
Планируемые результаты:
Предметные: Учащиеся умеют анализировать музыкальное произведение, чувствуют образ произведения, свободно владеют средствами музыкальной выразительности.
Личностные: Учащиеся, получив необходимые навыки и знания, умеют применить их на практике. Ученицы демонстрируют мотивацию к занятиям музыкой.
Оборудование: компьютер, музыкальный инструмент фортепиано, нотная литература.
Музыкальный материал: Ю.Весняк «Эксцентрическое скерцо», А.Брицын «Романтическая импровизация».
Методы работы:
Словесный
Практический
Показ
Прослушивание музыкального произведения
Используемая литература:
Шмид-Шкловская А. «О воспитании пианистических навыков» М. Классика -XXI 2007г.
Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» М. Классика –XXI 2006г.
Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре» М. Классика-XXI 2002г.
Гольденвейзер А. Б. « О музыкальном искусстве: Сборник статей.» М. Музыка,1975г.
Содержание урока:
1. Организационный момент.
2. Из истории.
3. Новая тема: Штрихи, как средство музыкальной выразительности и необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения.»
4. Закрепление нового материала.
5. Итог урока.
Ход урока
Для того, чтобы донести произведение до слушателя исполнителю необходимо владеть музыкально-выразительными средствами. В арсенале пианиста их много: динамика, темп, размер, артикуляция и т.д. Остановимся на таком понятии как артикуляция. Под артикуляцией понимается «искусство исполнять музыку и прежде всего мелодию, с той или иной степени расчлененности или связанности, искусство использовать в исполнении всё многообразие приемов легато и стаккато» - пишет А.Браудо. К видам артикуляции относятся способы звукоизвлечения, которые реализуются в штрихах. Каждому штриху соответствует определенный знак, который указывает как надо играть ноту.
Ясное слуховое представление штриховой палитры и забота о её разнообразии должны сопровождать работу над каждым музыкальным произведением. Кроме того каждый штрих имеет множество градаций, которыми нужно уметь пользоваться в зависимости от интонационно-смыслового содержания того или иного отрезка музыкального материала.
Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально-художественного замысла. Задача педагога- научить ребенка относиться к музыке как к выразительному искусству, научить интонировать музыку, а на начальном этапе прежде всего-мелодию. Большое внимание следует уделить интонированию разнохарактерных мелодий: медленных и подвижных, песенных, танцевальных и маршеобразных, шутливых и печальных, суровых и светлых.
Разговаривая и рассуждая с учеником на равных, нельзя забывать, что перед нами ребенок, а ребенку свойственно конкретное мышление. Поэтому каждая музыкальная задача должна быть выражена непосредственна в звуке, темпе, ритме и соответствующих игровых приемах. Говорить лучше меньше, но сказанное должно быть ясным, конкретным и метким. Например, определив характер и построение пьесы, нужно сразу же найти звуковую окраску, пульс движения, элементарные нюансы, а также технические средства, вытекающие из характера пьесы и помогающие ярче раскрыть её образное содержание. Это и будет работой над художественно-музыкальным образом и над приобретением игровых приемов-не абстрактных, а конкретно увязанных с музыкальной задачей.
Штрихи являются важным средством музыкальной выразительности. От характера и качества выполнения штрихов во многом зависит правильное раскрытие музыкально-образного содержание и стиля исполняемого произведения. Штрихи делают музыку красочной и живой. У каждого штриха свой образ. Штрихи, взаимодействуя с другими средствами выразительности, способствуют воплощению исполнителем идейно-эмоционального содержания произведения. Выбор штриха зависит от характера музыки, которую исполняют. Поэтому, говоря о штрихах, необходимо учитывать в каком конкретно художественном произведении данный штрих будет применен, какое содержание и характер музыки он будет призван подчеркнуть: торжественный, лирический, скорбный, шутливый, повествовательный и т.д. Для каждой из этих образных сфер нужны соответствующие характерные звуковые формы, передающие мысли. При игре на фортепиано действуют три основных способа звукоизвлечения, без которых не обходится ни одно , даже самое миниатюрное произведение: легато, нон легато, стаккато.
Штрих легато является важнейшим средством кантиленой игры. Поэтому им должен в совершенстве владеть каждый пианист, если он хочет, чтобы «пение» его инструмента не прекращалось, а звучание было ровным и плавным. На примере пьесы «Романтическая импровизация» А. Брицына в исполнении Лисицыной Елизаветы, учащейся 6 класса, рассмотрим штрих легато.
-Лиза, что такое импровизация?
- «Импровизация» -это произведение искусства, которое создается во время процесса исполнения, либо процесс исполнения.
- А что такое романтика?
-Это сочетание различных идей, чувств, эмоций, которые создают эмоционально-возвышенное мироощущение. Возможно композитор, под впечатлением нахлынувших чувств, сел и стал импровизировать за инструментом. Передача человеческих чувств, эмоций вылилась в импровизацию.
-Определи характер произведения.
-По характеру - это спокойная, выразительная, эмоциональная, где-то взволнованная, музыка о человеческих чувствах.
- Как ты думаешь, какие штрихи характерны для такой музыки?
-Основной штрих-легато.
Свободная, мягкая кисть вместе с предплечьем должна как бы дышать, пластично следуя за изгибами мелодической линии и помогая тем самым работе пальцев. При этом важно равномерно распределять силу пальцев, особенно при атаке и окончании звука. При игре легато, пальцы располагаются на клавиатуре, поднимать их высоко нет никакой необходимости, не следует с излишней силой давить на клавишу. Так как человеческие чувства имеют разные градации и настроение, то они и передаются разными штрихами. Композитор в кульминации использует штрихи нон легато и портаменто. Возможно здесь передаются воспоминания и переживания человека. В заключении пьесы, буря чувств приходит в состояние покоя и поэтому певучее, ровное и плавное легато заканчивает пьесу.
Следующая наша пьеса совершенна противоположна по характеру и образу.
Ю. Весняк «Эксцентрическое скерцо» прозвучит в исполнении учащейся 6 класса Баграмовой Марии.
-Скажи ,Маша, что такое скерцо?
-В переводе шутка. Это прежде всего музыкальный юмор.
Неожиданное сопоставление художественных образов, смена настроений, переклички регистров и инструментов, подвижный темп- это лишь некоторые для этого произведения приемы, которыми пользуется композитор, создавая музыкальную шутку.
-А эксцентричный?
-Это необычный, чудаковатый, со странностями. Например: эксцентричный поступок, человек, наряд, манеры. Эксцентриком называют циркового или эстрадного артиста, номера которых строятся на неожиданностях.
-Это произведение ассоциируется с цирковой шуткой, а главный герой-клоун. Этот артист должен поразить всех не только своим нарядом, но и должен суметь развеселить публику удачной шуткой, исполнением веселых номеров, своей мимикой. Однако за внешней простатой скрывается сложный сценический образ. Он постоянно в движении: прыгает, кувыркается, смеется. - -Как ты думаешь, какой штрих используется при исполнении скерцо?
- Штрих стаккато чаще всего связан с исполнением танцевальной или скерцозной музыки.
Это область выразительности, воплощающей легкость, шутки, игру, танец. В пьесе воплощена игровая атмосфера в цирке. Постоянное стаккато характеризует и раскрывает образ клоуна. При исполнении стаккато мы используем быстрые, резкие приемы звукоизвлечения. Палец ударяет по клавише и сразу отпускает её. Этот прием можно сравнить с печатанием на клавиатуре или с птицей, клюющей зерно. Этот штрих придает произведению тонкость, легкость, грациозность. Для скерцо характерны скачки в мелодии. Используются виды стаккато: пальцевое стаккато, стаккато-бросок, пиццикато, стаккато-мартелято.
В заключение нашего урока необходимо отметить, что в музыкально-исполнительском развитии учащихся важное значение имеет изучение штрихов, их влияние на образное содержание музыкального произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по хору "Игровые моменты в вокально-хоровой работе над произведениями в хоре 1 класса,развитие музыкальных способностей".
В данной разработке представлены различные игровые формы и методы вокально-хоровой работы над музыкальным произведением в хоре....
Открытый урок с уч-ся 2-го класса фортепиано "Работа над музыкальной фразой, стилем и художественным образом в музыкальных произведениях малых форм"
Тема урока: «Работа над фразами, стилем и художественным образом в фортепианных произведениях разных эпох».Цель урока: 1. Раскрыть и выразить в исполн...
Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е.Геллера «Сказки Андерсена» (по мотивам сказок Г.Х. Анд
Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е....
Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема урока: “Социальная сфера в ее многообразии”.
Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема урока: “Социальная сфера в ее многообразии”. Урок обобщения и повторения раздела "Социальная сфера". Класс - 10....
Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»» (с использованием современных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе)
Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»» (с использованием современных образовательных технологий...
Методическая разработка "Открытый урок: вулканы" (городской), "Открытый урок: Пещеры в поисках сокровищ" (муниципальный), "Движение земной коры: вулканы" (Межрегион)
Методические разработки (разного уровня). Участие в педагогических конкурсах разработок....
Технологическая карта урока по теме: «Работа над средствами музыкальной выразительности в пьесе кантиленного характера »
Расширение у учащегося понятий исполнения уже знакомых штрихов в пьесе нового жанра - кантилены....