конспект урока «Сила воздействия музыки с помощью средств музыкальной выразительности. Через года-помните.»
методическая разработка по музыке (6 класс)
конспект открытого ингрированного урока музыки и литературы в 6 классе по музыке и литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki_v_6_klasse-_v_chem_sila_muzyki3f_muzyka_o_voyne-_1.doc | 89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
6 класс III четверть 2 урок.
Автор- учитель музыки- Короева Каринэ Георгиевна
РСО-Алания г. Владикавказ МБОУ СОШ 43
Тема: «Сила воздействия музыки с помощью средств музыкальной выразительности. Через года-помните.»
(интегрированный урок музыки и литературы)
Цели:
- Рассмотреть влияние музыки на человека в трудное, военное время, раскрыть ее силу воздействия с помощью средств музыкальной выразительности, выявить связь с жизнью.
- Развивать эмоциональную сферу учащихся, культуру слушания, навыки для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой и литературой.
- Воспитывать чувство гражданственности, патриотизма.
Педагогические задачи:
- обучающая: выработка у учащихся на материале учебного предмета способов учебно – познавательной деятельности (технологии обучения) и т.д., проверка знаний по теме, обобщение изученного материала, проверка усвоения материала на основе теоретических знаний.
- развивающая: продолжить работу по развитию памяти, внимания, восприятия музыкальных произведений, речи, мышления, воображения; развивать вокально-хоровые навыки, чувство ритма;
- воспитательная: воспитывать отклик эмоциональной отзывчивости на услышанные произведение.
Планируемые результаты:
- определять место и роль, силу воздействия музыки в жизни человека;
- выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на
человека;
- приводить примеры преобразующего влияния музыки;
- исполнять вокальные ,литературные произведения, передавая их художественный
смысл.
Формируемые УУД:
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
Группировать по заданным основаниям.
Анализировать и обобщать информацию.
Устанавливать причинно-следственные связи.
Формулировать тему урока.
Определять цель, проблему урока.
Планировать деятельность группы.
Оценивать работу других групп.
Излагать своё мнение.
Различать в речи другого мнения, доказательства, факты.
Организовывать работу в группе.
Уметь договариваться с людьми.
Адекватно выражать свои эмоции.
Понимать эмоциональное состояние других людей.
Вырабатывать свои мировоззренческие позиции.
Оборудование: фортепиано, , компьютер, проектор, экран, фортепиано, карточки.
Ход урока:
1. Организационный момент .Вход в класс Приветствие ,посадка.
2. Учитель музыки: Ребята ,мы вели беседы о том, что жизнь рождает музыку и испытывает на себе ее преобразующее влияние.
-В чем же заключается сила музыки?
-Какова ее роль в жизни человека?
(заслушать ответы детей)
Она способна влиять на человека, рождать в нем те или иные чувства и мысли, менять характер, музыка способна возбуждать в человеке смелость, воспитывать благородство, доброту, а может делать жестоким, бессердечным.
Музыка воздействует на человека двумя своими качествами - красота и правдивость (они неразрывны)
Музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, сделать человека добрее, лучше, разделить с ним горесть и радость. А что может сделать уродливая музыка и лживая музыка? Только принести вред человеку, изуродовать его жизнь, и его самого.
Эпиграф урока: От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы врага громить под эту песню,
Защищая Родину собой
Опираясь на эпиграф урока, подумайте, в какое время мы отправимся?
( высказывания детей)
Учитель музыки; Тема нашего сегодняшнего урока звучит так : «Сила воздействия музыки с помощью средств музыкальной выразительности. Через года-помните» Это будет необычный урок. Урок музыки и литературы. Я буду его вести совместно с учителем русского языка и литературы.
Наша задача - рассмотреть влияние музыки на человека в трудное время, военное время и раскрыть ее силу, определить ее силу воздействия на человека и рассмотреть какими средствами выразительности пользуется композитор ,поэт чтобы это передать. Назовите средства музыкальной выразительности.(ответы детей)
Учитель литературы. Вспомним сегодня то страшное явление, которое зовется коротко «война». Войн на земле было много, да и сейчас они не прекращаются. А что для вас значит слово война? Какие у вас ассоциации со словом война?(танки, взрывы, смерть, кровь)
Мы будем работать в группах. Командиры получите задания:
- Подобрать 5 существительных о войне
- Подобрать 5 прилагательных о войне
- Подобрать 5 глаголов о войне
Так выглядит война глазами детей.
Учитель литературы ВОЙНА – короткое и жесткое слово, за которым – ГЕРОИЗМ, слезы, боль, смерть.
Великая Отечественная Война никого не обошла стороной. Нет ни одной семьи, у кого не погибли бы отец, сын, брат, сестра, дочь или мать. Для нас этот праздник одновременно горестный и радостный. Радостный, потому что мы победили; горестный, потому что много людей не вернулось с войны, земля была обагрена кровью. Этот праздник напоминает нам о том, что произошло, и о том, что не должно больше НИКОГДА произойти. Сегодня и на протяжении последующих уроков мы с вами будем вспоминать Великую Отечественную Войну, говорить о роли искусства в этой страшной войне.
Давайте перенесемся с вами в то время, в 41-й год. Представьте, что вы жители одного из городов Советского Союза. Лето, каникулы, выпускные... 41-й год... 22 июня... И вдруг, голос Левитана из репродуктора...
(Звучит Сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР. )
Что бы вы почувствовали, когда услышали сообщение о том, что началась война, что немцы захватывают наши земли, стремительно идут вперед? (Страх, тревогу, недоверие, шок)
Учитель музыки Война подняла весь народ на борьбу с врагом. С первых же дней войны стали появляться военные песни. Уже 27 июня А.В. Александровым на стихи В.И. Лебедева-Кумача была написана легендарная песня «Священная война». Песня стала символом того времени, своеобразным военным гимном. Маршал Г. Жуков назвал эту песню « бессмертной песней»
Послушайте, пожалуйста, внимательно. Подумайте о характере музыки, как композитор использует средства музыкальной выразительности для передачи смысла песни?
Слушание песни (клип « Священная война )
Учитель литературы :Что выражает эта песня? Что чувствуется с первых интонаций? (Призыв)
Посмотрите, как начинается песня (слайд с текстом песни):
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Дети:Эти слова наполнены патриотизмом, они призывают всю страну встать на бой с фашистами, противостать им.
Учитель музыки :А как призыв выражается в самой музыке? (Интонация призыва.Восходящая мелодия).
Какой ритм у песни? (Прохлопывание ритмического рисунка). (Четкий).
О чем нам это говорит, на что похожа песня? (На марш).
Черты маршевости, даже слышится солдатская поступь. Как вы думаете, от темпа зависит характер песни? (Да, зависит). Какой здесь темп? (Средний). О чем это говорит, что вы чувствуете? (Напряженность, собранность).
Учитель литературы. Обратите внимание на то, что поэт сравнивает фашистов с черной силой. Враги налетели на нашу Родину внезапно, неожиданно.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна.
Идет война народная,
Священная война!
Как хорошо слова соотносятся с мелодией! Какое совмещение несовместимых слов: «ярость благородная»! Почему ярость и вдруг благородная? (Потому что «наше дело правое», мы стоим на защите своего Отечества, а фашисты нападают на нас). Посмотрите на вторую строчку: «Вскипает, как волна». Как эти слова отображены в музыке? Куда идет интонация на этих словах? (На слове «вскипает» - вверх, достигая вершины; «как волна»).
Учитель музыки: Действительно, и мелодия движется по нарастающей, постепенно достигая своей наивысшей точки – кульминации.
Обратите внимание, как композитор с помощью ритма, интонации выделяет слова «народная», «священная».
Учитель литературы Литература так же не могла остаться в стороне от событий, в которых решалась судьба нашей Родины. Авторы писали о самой войне, ее тяготах, военных сражениях, об отступления, о женщинах и детях войны, о трагедии многих семей. Проходит 71 победный год ! Нынешнее поколение все меньше и меньше говорит о войне, а об этом надо помнить всегда.
Какие книги о войне читали вы, ребята ?
Обзор книг о войне.
( Портреты писателей времен ВОВ, обложки книг )
Не отставала и поэзия. Стихи военного времени уникальны. Они не просто отражали реальные события, очевидцами которых был автор. Они давали представление об особенностях сознания человека, защищавшего отечество.
Каких фронтовых поэтов вы знаете ?( А.Т.Твардовский, Константин Симонов, А.Ахматова Ю Друнина)
Что значит фронтовые поэты?
Есть желающие прочитать стихи ?
« Жди меня» читает ученик.
Учитель литературы : Наша республика по праву гордиться вкладом своих предков в победу над врагом Осетины славились мужеством, стойкостью, отвагой. Сейчас мы послушаем стихотворение Музафера Кочисова,который с последнего курса пединститута ушел на фронт и не вернулся. Погиб в боях за Украину. Его военная лирика пронизана верой в победу над врагами любовью к Родине.
Ученик читает стих « Мой долг»
МОЙ ДОЛГ
Отчизны поруганной слезы
Зовут нас на праведный бой,
И снова военные грозы
Над нашей гремят головой.
Но силы врагам недостанет,
Мы в битве крепки, как скала.
Огромной могилой им станет
Священная наша земля.
В суровые дни испытаний,
Под огненным ливнем атак
Я видел, отчизна святая,
Как рвался к горам твоим враг.
Хоть было мне трудно, не скрою –
Не струсил в жестоком бою.
Незыблемой черной горою
Я встал на защиту твою.
И, песню прервав на ползвуке,
Я лиру оставил. И взял
Другое оружие в руки –
Винтовку и острый кинжал.
Поверь же, отчизна родная, –
Тебе в сыновья я гожусь.
Что чист пред тобою – я знаю
И этим сознаньем горжусь.
1942
Учитель музыки
- Каждое сражение Великой Отечественной войны достойно того, чтобы занять свое место в истории. Но, пожалуй, самой трагической и героической страницей было одно из величайших сражений Второй мировой войны – битва за Ленинград. После провала немецкого плана захватить город с ходу, фашисты перерезали все сухопутные пути к городу и решили сломить сопротивление защитников с помощью голода, холода, беспрерывных бомбежек и артобстрелов, ограбить город и взорвать его, стареть с лица земли, уничтожить почти 3-х миллионное население. Началась 900-дневная блокада, самая долгая в истории человечества, которую когда – либо выдерживал крупный город. С началом зимы встал городской транспорт, воду приходилось брать из Невы. А потом пришел голод – 125 грамм хлеба, половина которого состояла из клея, жмыха. Люди умирали по 4, 7 тысяч в день. Смерть могла застигнуть в любой момент, часто те, кто пытался отвезти умерших на кладбище, сами умирали по пути туда. Страшную хронику смерти одной семьи оставила в своем дневнике ленинградская школьница Таня Савичева. Дневник заканчивается словами: «Все умерли, осталась одна Таня», но и Таня не выжила, ее вывезли из осажденного города, но организм был уже настолько истощен, что не принимал пищу. Единственная связь со страной оставалась по льду Ладожского озера, под беспрерывными бомбежками немецкой авиации. «Дорогой жизни» назвали ленинградцы этот маршрут. Началось это 8 сентября 1941г. на город одновременно обрушилось 6 тысяч бомб.
6. Учитель литературы: В этих условиях больше мужества требовалось не для того, чтобы героически умереть, а для того, чтобы жить! И город жил: работали заводы, научные учреждения, библиотеки. По радио почти каждый день звучал голос поэтессы О. Берггольц, ( включить фрагмент выступления, показать фотографию )
Ученик читает фрагмент « Ленинградской поэмы» О Бергольц.
В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
где смерть, как тень, тащилась по пятам,
такими мы счастливыми бывали,
такой свободой бурною дышали,
что внуки позавидовали б нам.
О да, мы счастье страшное открыли, —
достойно не воспетое пока,
когда последней коркою делились,
последнею щепоткой табака,
когда вели полночные беседы
у бедного и дымного огня,
как будем жить, когда придет победа,
всю нашу жизнь по-новому ценя.
.
Учитель литературы. . Что хотела сказать своим стихотворением О.Берггольц? Каково ваше мнение?
7. Учитель музыки. Но несмотря на всю тяжесть этого времени люди не утратили способность мыслить, верить, мечтать, надеятся, творить.И ярким примером является личность советского композитора Д. Шостаковича. Д. Шостакович родился и жил в Ленинграде. Блокада застала его в родном городе. Он создает свою знаменитую Седьмую симфонию, посвященную родному городу. Симфония была написана за очень короткий срок – чуть больше месяца. Давайте вспомним это произведение. В каких условиях оно было написано? Где впервые исполнено?(ответы детей)
Беседа с учащимися.
- Что такое симфония?
В симфонии 4 части, связанные между собой..
- Какие музыкальные средства использует автор, чтобы подчеркнуть выразительность мелодии? Сейчас мы послушаем фрагмент. Попытайтесь представить картину того времени,условия,то мироощущение,которое охватило людей Блокадного Ленинграда.Попытаемся дать характеристику музыке.
Звучит тема «нашествия»
- Какие инструменты звучат в этой теме?
- По характеру какая это мелодия? Какие чувства возникли?(тревога,страх,ужас)
- Ее интонации вам знакомы?
- Какие образы представили?(врага,войны)
- С помощью каких звуков рисует образы врага ?(скользящие звуки,мелкая барабанная дробь,усиление звука,звук предеает скрежет железа,отрывистые звуки)
- Есть развитие у этой темы?
- А есть ли здесь кульминация?
- Сколько раз проходит тема нашествия?
- Тема «нашествия» проходит 12 раз. 1 раз тема и 11 вариаций. А что такое вариация?
«Это симфония-напоминание миру, что ужас блокады и бомбежки Ленинграда не должен повториться.» Так сказал об этой симфонии наш прославленный дирижер, наш земляк В. Гергиев.21 августа 2008 фрагмент « эпизод нашествия» был исполнен в разрушенном грузинскими войсками южноосетинском городе Цхинвале оркестром Мариинского театра под управлением В. Гергиева. Именно эти симфонические фрагменты стали в истории русской музыки выражения не только глубин трагедии, но и мощи и красоты человеческого духа. В самом Цхинвали по окончании концерта публика устроила музыкантам овации,которые продолжались 10 минут.Потрясенные люди расходились молча.
Учитель литературы. А как же переживали войну дети? Им было хуже чем взрослым! Они не понимали, что происходит. Почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется кушать, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище…. Много детского почему? Но они понимали, что в их дом пришла большая беда. И уже в послевоенные годы была написана песня «Дети войны», в которой звучат боль и страх за жизнь детей военной поры.
Учитель музыки:Поэт Илья Резник – тот самый ребёнок войны. Блокадное детство, эвакуация на Урал по Дороге жизни через Ладогу, смерть отца от ранений в госпитале - так начиналась жизнь будущего поэта. Мальчика усыновляют престарелые, но очень добрые люди. Поэтому слова песни рождались на его детских воспоминаниях.
Звучит клип «Дети войны»
( муз. О.Юдахиной, сл. И.Резника)
Учитель ли-ры : А город жил, сражался и ковал оружие для грядущей победы. Вместе со взрослыми встали на защиту любимого города дети и подростки Ленинграда. Они вставали к станкам на военных заводах и чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготавливали деревянные подставки. Дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках. «Зажигалку», которая шипела и брызгала, быстро хватали длинными щипцами и тушили, сунув в ящик с песком или сбросив вниз на землю. Выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах. Они были герои – каждый по-своему.
Дети - разведчики, токари, пахари, артисты, охранители городов, целители ран - они выдержали войну и победили вместе со взрослыми. Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады были награждены медалями за оборону Ленинграда
Учитель музыки А теперь другое задание. Если бы вы стали композиторами, и вам предложили сочинить песню, где есть слова «бой, гром батарей,бомбы,голод…» Какой бы стала она?
( на доске предложена таблица)
Средства музыкальной выразительности | ||
Темп | мелодия | Ритм |
Adagio (медленный) | с решительными интонациями | пунктирный |
Allegro (быстрый) | с плакающими интонациями | ровный |
Moderato (умеренный) |
(Темп - подвижный, мелодия- с решительными интонациями, ритм – пунктирный)
Я думаю,вы поняли о какой песне пойдет речь. Давайте сегодня вспомним песню « Ленинградские мальчишки»(исполнение в характере, работа над вокально-хоровыми навыками)
Учитель музыки: Итак ребята,что общего в музыкальных и литературных произведениях , прозвучавщих сегодня на уроке? Что их объединяет?
(тема войны)
Учитель лит-ры.Бывают события,которые по прошествию времени стираюся из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть такие,значение которых не тускнеетот времени. Память о таких событиях неподвластна времени,она учит и призывает,дает силы и внушает веру. Вот почему наш народ так чтит память о подвигах тех, кто добился победы. Вспомните, Парад Победы и бессмертный полк,с какой гордостью несли люди портреты своих предков на этом параде.(показ видео фрагмента)
Как вы думаете,что передается из поколения в поколения в назидания потомкам? (Если мы войну забудем, вновь придет война)
Учитель музыки . хочется закончить наш урок светлой песней о том, что мы не хотим больше войны.
Исполнение песни Н. Тананко «Память о войне»(уч-ся исполняют песню под аккомпанемент учителя)
Уч-ль музыки : подготовить сообщение о роли музыки и литературы в годы Великой Отечественной войны.
Рефлексия:
Учитель музыки- А теперь, я хотела бы узнать ваше мнение об уроке.
Если урок понравился - зеленая карточка
Если урок не понравился – красная
Если остались равнодушными - желтая
Главным результатом является отсутствие равнодушных на уроке.
-Спасибо. До свидания.(выход их класса под песню « Я хочу чтобы не было больше войны»)
Выход из класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкально-ритмических занятий во 2 классе по теме: "Характер музыки и средства музыкальной выразительности"
Тема:«Характер музыки и средства музыкальной выразительности»Цели: Закреплять умение учащихся различать слухо- зрительно и на слух музыку различного характера, определять доступные средства музы...
План - конспект открытого урока по фортепиано по теме "Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения"
В данном материале представлен план - конспект открытого урока по фортепиано. Подробно показаны форма и методы проведения урока с учащимся первого года обучения....
Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы «Через века, через года – помните!»
Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы«Через века, через года – помните!» Подготовили ученики 5 класса МКОУ «Николаевская СОШ». Класс...
Литературно-музыкальная композиция «Через века, через года - помните!»
Литературно-музыкальная композиция...
Открытый урок музыки. 2 класс "Средства музыкальной выразительности"
Тема урока: «Средства музыкальной выразительности. Тембр»...
Конспект урока "«Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Музыкальная живопись и живописная музыка».
Данный урок по предмету «Музыка» относится к разделу «Музыка и изобразительное искусство».Цель урока: создать условия для формирования знаний о связях живописи и му...
Методическая разработка интегрированного занятия по истории, литературе, музыке с использованием синема-технологии, мультимедийной технологии «Помните! Через века, через года, - помните!»
Методическая разработка интегрированного занятия по истории, литературе, музыке с использованием синема-технологии, мультимедийной технологии «Помните! Через века, через года, - помните!»...