Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»» (с использованием современных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе)
методическая разработка по музыке

Петров Александр Александрович

Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»»  (с использованием современных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе) 

Цель занятия - закрепить знания о средствах музыкальной выразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_s_ispolzovaniem_eor_-_petrov_a.a.docx40.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект открытого занятия на тему:

«Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»»

(с использованием современных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе)

Петров Александр Александрович,

педагог дополнительного образования

объединение «Музыкально-хоровая студия «Крещендо»»

Санкт-Петербург

2021


Информационно-технологическая карта открытого занятия

«Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»»

Объединение:

«Музыкально-хоровая студия «Крещендо»»

Педагог дополнительного образования:

Петров Александр Александрович

Дата проведения занятия:

«15» мая 2021 г.

Место проведения:

ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района Санкт-Петербурга, каб. 309

Время проведения занятия:

11.45-12.30

Группа, год обучения:

Группа № 1, История музыки, 1 год обучения, общекультурный уровень

Количество учащихся на занятии:

15

Организация рабочего места:

Парты, стулья, доска, фортепиано, аудио-аппаратура

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа:

«История музыки» комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музыкально-хоровая студия «Крещендо». Младший хор»

(уровень освоения программы: общекультурный) для детей 6-10 лет, срок реализации: 2 года

Уровень освоения:

общекультурный

Раздел программы:

Средства музыкальной выразительности

Тема занятия:

Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»

Цель занятия:

Закрепить знания о средствах музыкальной выразительности.

Задачи:

Обучающие:

Способствовать овладению основных знаний:

  • иметь представление об основных выразительных средствах музыки: регистр, темп, динамика, тембр;

Способствовать овладению основных навыков и умений:

  • уметь определять средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.
  • учиться содержательно излагать свои мысли о музыке.

Развивающие:

Учебно-интеллектуальные умения:

  • развивать познавательную активность учащихся, способность овладения знаниями и умениями в самостоятельной деятельности;

Учебно-коммуникативные умения:

  • развитие креативных способностей учащихся, чувства ритма, музыкального слуха;

Учебно-организационные умения:

  • развивать навыки коллективной и индивидуальной деятельности, умение применять ранее полученные знания в новой ситуации.

Воспитательные:

Организационно-волевые качества:

  • сформировать в ребёнке способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности;
  • сформировать в ребёнке способность активно побуждать себя к практическим действиям;

Ориентационные качества:

  • мотивировать ребёнка к активному участию в мероприятиях коллектива;

Поведенческие качества:

  • сформировать у ребёнка доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, умение преодолевать конфликтные ситуации.

Тип занятия:

Повторение и систематизация знаний по теме «Выразительные средства музыки» в форме проверочной игры по командам.

Методы обучения:

Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устная проверка и самопроверка результативности овладения знаниями, умениями и навыками; интерактивный метод.

Современные образовательные технологии и электронные образовательные ресурсы:

Сеть Интернет: электронно-образовательные ресурсы: belcanto.ru, soundtimes.ru, сообщество в социальной сети «ВКонтакте» «История музыки [МХС "Крещендо"]» https://vk.com/crescendohistory 

Форма организации занятия:

Проверочная игра по командам

Материально-техническое обеспечение:

Материально-техническое оснащение занятия:

1.        Музыкальный центр

2.        Музыкальный материал: примеры музыкальных произведений для  слушания.

3.        Доска, маркеры

4.       Фортепиано

Дидактический материал для педагога:

1. Энциклопедический словарь юного музыканта - М., «Педагогика», 1985 г.

2. Ю.Б. Алиев. Настольная книга школьного учителя - музыканта.

М., «Владос», 2000 г.

3. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Методические разработки. Мир музыкальных праздников - Москва, 2006 г.

4. М. А. Давыдова. «Уроки музыки» М.: Просвещение 2008 г.

5. В помощь преподавателю: «Музыка» тематические беседы 1-7 класс – Волгоград, «Учитель», 2010 г.

6. Г.В. Стюхина. «Музыка», в помощь преподавателю конспекты уроков, рекомендации, планирование (из опыта работы) 1-4 классы – Волгоград, «Учитель», 2010 г.

Дидактический материал для учащихся:

электронно-образовательные ресурсы: belcanto.ru, soundtimes.ru, сообщество в социальной сети «ВКонтакте» «История музыки [МХС "Крещендо"]» https://vk.com/crescendohistory 

Планируемые результаты:

В результате работы на занятии учащиеся достигнут следующих результатов:

Личностные:

Организационно-волевые качества:

  • в ребёнке сформирована способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности;
  • в ребёнке сформирована способность активно побуждать себя к практическим действиям;

Ориентационные качества:

  • ребёнок мотивирован к активному участию в мероприятиях коллектива;

Поведенческие качества:

  • у ребёнка сформировано доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, умение преодолевать конфликтные ситуации.

Метапредметные:

Учебно-интеллектуальные умения:

  • развита познавательная активность учащихся, способность овладения знаниями и умениями в самостоятельной деятельности;

Учебно-коммуникативные умения:

  • развиты креативные способности учащихся, чувства ритма, музыкального слуха;

Учебно-организационные умения:

  • развиты навыки коллективной и индивидуальной деятельности, умение применять ранее полученные знания в новой ситуации.

Предметные:

Будут  знать:

  • иметь представление об основных выразительных средствах музыки: регистр, темп, динамика, тембр;

Будут уметь:

  • определять средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;
  • содержательно излагать свои мысли о музыке.

План-конспект занятия

Этапы и задачи занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Время

Этап I.

Организационный момент:

приветствие класса. Знакомство с эмоционально-психологическим настроем детей

  •  музыкальное приветствие детей учителем
  • музыкальный ответ детей учителю

11.45-11.47

Этап II.

Введение в тему занятия:

сообщение педагогом темы занятия

  • сообщение педагогом темы и формы проведения занятия, ответы на вопросы детей
  • вопросы педагогу относительно формы проведения занятия

11.47-11.50

Этап III.

Объяснение темы занятия:

краткое повторение теоретического материала о средствах музыкальной выразительности.

  • наводящие вопросы педагога

  • ответы детей на вопросы педагога, дети вспоминают материал, пройденный на предыдущих занятиях

11.50-11.55

Этап IV.

Практическая деятельность:

Проверочная  игра по командам.

  • педагог задаёт вопросы-загадки детям, ведёт на доске учёт баллов у каждой из двух команд
  • дети делятся на две команды, выбирают в каждой команде капитана и придумывают название
  • дети командами обсуждают вопросы педагога, а капитаны по итогам обсуждения отвечают на вопросы

11.55-12.10

Этап V.

Физкультминутка:

подвижная игра под музыку

  • объяснение правил, исполнение музыкального сопровождения на фортепиано
  • движение под музыку по кругу с подходящей скоростью и положением рук

12.10-12.12

Этап VI.

Практическая работа:

музыкальная викторина

  • педагог включает по 2 музыкальных примера для каждый команды.

Детям предлагаются аудиопримеры из ранее пройденных произведений.

  • каждая команда должна определить,  что за произведение звучит и какое выразительное средство в нём использовано

12.12-12.25

Этап VII.

Подведение итогов.

Контрольно-рефлексивный

  • педагог спрашивает детей, показалось из вопросов сложнее или легче, что больше всего понравилось из всего занятия.
  • выявление степени удовлетворенности детей занятием
  • ответы на вопросы;
  • высказывание детей о своем отношении к проведенному занятию;
  • самооценка учащихся

12.25 - 12.29

Этап VIII.

Заключительный

  • заключительный организационный момент
  • уборка рабочего места

12.29-12.30

Всего: 45 минут

Ход занятия

Этапы

 (слова, действия педагога и учащихся)

Время

Этап I

Организационный момент:

эмоционально- психологический настрой детей

Музыкальное приветствие.

Педагог: Здравствуйте, дети (поёт по ступеням звукоряда до 5-й ступени↑)

Учащиеся: Здравствуйте! (дети пропевают с 5-й ступени ↓).

2 мин

Этап II

Введение в тему занятия

Сообщение темы занятия.

- Дорогие дети! Мы с вами завершили изучение темы «Средства музыкальной выразительности», и сегодня мы с вами проведём проверочную игру по командам на эту тему. Надеюсь, что вы хорошо дома подготовились к сегодняшней игре и повторили все выразительные средства музыки!

Педагог объясняет правила игры: дети должны поделиться на две команды, каждая команда придумывает себе название и выбирает капитана. Капитан каждый раз отвечает за команду, а ответ команда придумывает совместно. Дети рассаживаются по командам за парты и игра начинается. В течение игры педагог записывает баллы обеих команд на доске: 1 правильный ответ – 1 балл.

Проверочная игра по командам пройдёт в двух частях:

1.        Вопросы-загадки для каждой команды по типу: что такое регистр, темп, динамика и т.п. (по 3 загадки на команду)

2.        Музыкальная викторина – 2 часть проверочной игры. Дети, прослушав музыкальный пример, должны определить,  что за произведение звучит и какое выразительное средство в нём использовано (по 2 аудиопримера на команду). Детям предлагаются аудиопримеры из ранее пройденных произведений.

3 мин

Этап III

Объяснение темы занятия

Педагог задаёт наводящие вопросы, а дети называют средства музыкальной выразительности, пройденные на предыдущих занятиях.

5 мин

Этап IV – VI

Практическая деятельность

Проверочная игра по командам.

Дети делятся на две команды, каждая команда придумывает себе название и выбирает капитана. Капитан каждый раз отвечает за команду, а ответ команда придумывает совместно. Дети рассаживаются по командам за парты и игра начинается. В течение игры педагог записывает баллы обеих команд на доске: 1 правильный ответ – 1 балл.

Первая часть проверочной игры: вопросы-загадки для каждой команды по типу: что такое регистр, темп, динамика и т.п. (по 3 загадки на команду)

Примеры вопросов-загадок:

1. Этот музыкальный строй

Из октавы ни ногой.

Звукоряд определяет,

А название все знают.

Вы спросите у ребят,

Что такое это? (Лад)

 

2. Эта ноты высота

Относительно проста.

И не нужно быть магистром,

Чтоб определить... (регистр)

3. Окраску звука так зовут.

С ним высота и громкость тут.

И рядом длительность идет.

Кто признак первый назовет? (Тембр)

 

4. Веселятся музыканты,

Улыбнулся дирижёр,

Лад, в котором мы играем,

Называется… (мажор)

 

5. Если в нашей пьесе тучи,

Дождик льёт во весь опор,

Это лад ужасно грустный,

Называется… (минор)

6. Чтоб не спутать польку с маршем

Или с вальсом, например,

Обязательно на страже

Здесь всегда стоит … (размер)

Далее физкультминутка - подвижная игра под музыку.

Подвижная игра на выразительные средства музыки с предварительным объяснением правил: дети становятся в круг, движутся под музыку по кругу. В зависимости от того, в каком регистре и темпе звучит музыка, меняется скорость и характер движения детей. Регистр: средний - движутся обычно, руки вниз; высокий – руки вверх; низкий – идти на корточках. Темп: умеренный – движемся обычным спокойным шагом; быстрый – бежим по кругу; медленный – движемся медленно. Варианты регистра и темпа могут по-различному сочетаться в музыке, поэтому и движение детей по кругу будет каждый раз с разными одновременными особенностями. Педагог садится за фортепиано и играет музыку в разных регистрах и темпах, а дети движутся под музыку по кругу, соблюдая условия игры.

После подвижной игры следует Музыкальная викторина – 2 часть проверочной игры. Дети, прослушав музыкальный пример, должны определить,  что за произведение звучит и какое выразительное средство в нём использовано (по 2 аудиопримера на команду). Детям предлагаются аудиопримеры из ранее пройденных произведений.

30 мин

Этап VII-VIII

Подведение итогов занятия.

Обобщение знаний, полученных на занятии.

Обратная связь.

Дети после подвижной игры садятся за парты. Обсуждение занятия: что показалось из вопросов сложнее или легче, что больше всего понравилось из всего занятия.

- Мне понравилось, как вы работали на занятии. Жду вас на следующих занятиях, где мы будем изучать уже другие темы, а знание выразительных средств музыки нам ещё не раз пригодится, чтобы лучше понимать музыкальные произведения и быть чуткими слушателями. А теперь попрощаемся друг с другом!

Музыкальное прощание.

Педагог: До свиданья, дети (поёт по ступеням звукоряда до 5-й ступени↑)

Учащиеся: До свиданья! (дети пропевают с 5-й ступени ↓).

- До новых встреч!!!

5 мин

Всего:

45 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка с использованием электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Урок-игра «Торги на бирже: ПОКУПАЕМ ЭЛЕКТРОН»

На бирже «продают» электрон. Выигрывают, т.е. «покупают» электрон те,  у кого больше знаний.Каждая команда по очереди делает вступительный «взнос». «Взносом» является законченная мысль, идея, дем...

Статья на тему: "Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе».

В своей статье я изложила свои мысли о поводу использования электронных образовательных ресурсов в образовательом процессе в настоящее время...

Обеспечение повышения качества образования на основе эффективного использования современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровых образовательных ресурсов и средств

Активность познавательного интереса должна быть деятельностной.   Этому способствует систематическое, планомерное, целенаправленное внедрение в образовательный процесс современных технологий...

Методическая разработка по теме: « ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Методическая разработка  раскрывает особенности и возможности использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе....

«Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательные ресурсы в образовательном процессе»

Одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования – процесс совершенствования образовательного процесса на основе внедрения сре...

Статья "Использование дистанционных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов в рамках учебного предмета «История»"

Использование дистанционных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов в рамках учебного предмета «История»...