Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»» (с использованием современных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе)
методическая разработка по музыке
Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»» (с использованием современных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе)
Цель занятия - закрепить знания о средствах музыкальной выразительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_s_ispolzovaniem_eor_-_petrov_a.a.docx | 40.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга
Конспект открытого занятия на тему:
«Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»»
(с использованием современных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе)
Петров Александр Александрович,
педагог дополнительного образования
объединение «Музыкально-хоровая студия «Крещендо»»
Санкт-Петербург
2021
Информационно-технологическая карта открытого занятия
«Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»»
Объединение: | «Музыкально-хоровая студия «Крещендо»» |
Педагог дополнительного образования: | Петров Александр Александрович |
Дата проведения занятия: | «15» мая 2021 г. |
Место проведения: | ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района Санкт-Петербурга, каб. 309 |
Время проведения занятия: | 11.45-12.30 |
Группа, год обучения: | Группа № 1, История музыки, 1 год обучения, общекультурный уровень |
Количество учащихся на занятии: | 15 |
Организация рабочего места: | Парты, стулья, доска, фортепиано, аудио-аппаратура |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа: | «История музыки» комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музыкально-хоровая студия «Крещендо». Младший хор» (уровень освоения программы: общекультурный) для детей 6-10 лет, срок реализации: 2 года |
Уровень освоения: | общекультурный |
Раздел программы: | Средства музыкальной выразительности |
Тема занятия: | Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности» |
Цель занятия: | Закрепить знания о средствах музыкальной выразительности. |
Задачи: | Обучающие: Способствовать овладению основных знаний:
Способствовать овладению основных навыков и умений:
|
Развивающие: Учебно-интеллектуальные умения:
Учебно-коммуникативные умения:
Учебно-организационные умения:
| |
Воспитательные: Организационно-волевые качества:
Ориентационные качества:
Поведенческие качества:
| |
Тип занятия: | Повторение и систематизация знаний по теме «Выразительные средства музыки» в форме проверочной игры по командам. |
Методы обучения: | Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устная проверка и самопроверка результативности овладения знаниями, умениями и навыками; интерактивный метод. |
Современные образовательные технологии и электронные образовательные ресурсы: | Сеть Интернет: электронно-образовательные ресурсы: belcanto.ru, soundtimes.ru, сообщество в социальной сети «ВКонтакте» «История музыки [МХС "Крещендо"]» https://vk.com/crescendohistory |
Форма организации занятия: | Проверочная игра по командам |
Материально-техническое обеспечение: | Материально-техническое оснащение занятия: 1. Музыкальный центр 2. Музыкальный материал: примеры музыкальных произведений для слушания. 3. Доска, маркеры 4. Фортепиано |
Дидактический материал для педагога: 1. Энциклопедический словарь юного музыканта - М., «Педагогика», 1985 г. 2. Ю.Б. Алиев. Настольная книга школьного учителя - музыканта. М., «Владос», 2000 г. 3. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Методические разработки. Мир музыкальных праздников - Москва, 2006 г. 4. М. А. Давыдова. «Уроки музыки» М.: Просвещение 2008 г. 5. В помощь преподавателю: «Музыка» тематические беседы 1-7 класс – Волгоград, «Учитель», 2010 г. 6. Г.В. Стюхина. «Музыка», в помощь преподавателю конспекты уроков, рекомендации, планирование (из опыта работы) 1-4 классы – Волгоград, «Учитель», 2010 г. | |
Дидактический материал для учащихся: электронно-образовательные ресурсы: belcanto.ru, soundtimes.ru, сообщество в социальной сети «ВКонтакте» «История музыки [МХС "Крещендо"]» https://vk.com/crescendohistory | |
Планируемые результаты: | В результате работы на занятии учащиеся достигнут следующих результатов: Личностные: Организационно-волевые качества:
Ориентационные качества:
Поведенческие качества:
|
Метапредметные: Учебно-интеллектуальные умения:
Учебно-коммуникативные умения:
Учебно-организационные умения:
| |
Предметные: Будут знать:
Будут уметь:
|
План-конспект занятия
Этапы и задачи занятия | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Время |
Этап I. Организационный момент: приветствие класса. Знакомство с эмоционально-психологическим настроем детей |
|
| 11.45-11.47 |
Этап II. Введение в тему занятия: сообщение педагогом темы занятия |
|
| 11.47-11.50 |
Этап III. Объяснение темы занятия: краткое повторение теоретического материала о средствах музыкальной выразительности. |
|
| 11.50-11.55 |
Этап IV. Практическая деятельность: Проверочная игра по командам. |
|
| 11.55-12.10 |
Этап V. Физкультминутка: подвижная игра под музыку |
|
| 12.10-12.12 |
Этап VI. Практическая работа: музыкальная викторина |
Детям предлагаются аудиопримеры из ранее пройденных произведений. |
| 12.12-12.25 |
Этап VII. Подведение итогов. Контрольно-рефлексивный |
|
| 12.25 - 12.29 |
Этап VIII. Заключительный |
|
| 12.29-12.30 |
Всего: 45 минут |
Ход занятия
Этапы | (слова, действия педагога и учащихся) | Время |
Этап I Организационный момент: эмоционально- психологический настрой детей | Музыкальное приветствие. Педагог: Здравствуйте, дети (поёт по ступеням звукоряда до 5-й ступени↑) Учащиеся: Здравствуйте! (дети пропевают с 5-й ступени ↓). | 2 мин |
Этап II Введение в тему занятия | Сообщение темы занятия. - Дорогие дети! Мы с вами завершили изучение темы «Средства музыкальной выразительности», и сегодня мы с вами проведём проверочную игру по командам на эту тему. Надеюсь, что вы хорошо дома подготовились к сегодняшней игре и повторили все выразительные средства музыки! Педагог объясняет правила игры: дети должны поделиться на две команды, каждая команда придумывает себе название и выбирает капитана. Капитан каждый раз отвечает за команду, а ответ команда придумывает совместно. Дети рассаживаются по командам за парты и игра начинается. В течение игры педагог записывает баллы обеих команд на доске: 1 правильный ответ – 1 балл. Проверочная игра по командам пройдёт в двух частях: 1. Вопросы-загадки для каждой команды по типу: что такое регистр, темп, динамика и т.п. (по 3 загадки на команду) 2. Музыкальная викторина – 2 часть проверочной игры. Дети, прослушав музыкальный пример, должны определить, что за произведение звучит и какое выразительное средство в нём использовано (по 2 аудиопримера на команду). Детям предлагаются аудиопримеры из ранее пройденных произведений. | 3 мин |
Этап III Объяснение темы занятия | Педагог задаёт наводящие вопросы, а дети называют средства музыкальной выразительности, пройденные на предыдущих занятиях. | 5 мин |
Этап IV – VI Практическая деятельность | Проверочная игра по командам. Дети делятся на две команды, каждая команда придумывает себе название и выбирает капитана. Капитан каждый раз отвечает за команду, а ответ команда придумывает совместно. Дети рассаживаются по командам за парты и игра начинается. В течение игры педагог записывает баллы обеих команд на доске: 1 правильный ответ – 1 балл. Первая часть проверочной игры: вопросы-загадки для каждой команды по типу: что такое регистр, темп, динамика и т.п. (по 3 загадки на команду) Примеры вопросов-загадок: 1. Этот музыкальный строй Из октавы ни ногой. Звукоряд определяет, А название все знают. Вы спросите у ребят, Что такое это? (Лад)
2. Эта ноты высота Относительно проста. И не нужно быть магистром, Чтоб определить... (регистр) 3. Окраску звука так зовут. С ним высота и громкость тут. И рядом длительность идет. Кто признак первый назовет? (Тембр)
4. Веселятся музыканты, Улыбнулся дирижёр, Лад, в котором мы играем, Называется… (мажор)
5. Если в нашей пьесе тучи, Дождик льёт во весь опор, Это лад ужасно грустный, Называется… (минор) 6. Чтоб не спутать польку с маршем Или с вальсом, например, Обязательно на страже Здесь всегда стоит … (размер) Далее физкультминутка - подвижная игра под музыку. Подвижная игра на выразительные средства музыки с предварительным объяснением правил: дети становятся в круг, движутся под музыку по кругу. В зависимости от того, в каком регистре и темпе звучит музыка, меняется скорость и характер движения детей. Регистр: средний - движутся обычно, руки вниз; высокий – руки вверх; низкий – идти на корточках. Темп: умеренный – движемся обычным спокойным шагом; быстрый – бежим по кругу; медленный – движемся медленно. Варианты регистра и темпа могут по-различному сочетаться в музыке, поэтому и движение детей по кругу будет каждый раз с разными одновременными особенностями. Педагог садится за фортепиано и играет музыку в разных регистрах и темпах, а дети движутся под музыку по кругу, соблюдая условия игры. После подвижной игры следует Музыкальная викторина – 2 часть проверочной игры. Дети, прослушав музыкальный пример, должны определить, что за произведение звучит и какое выразительное средство в нём использовано (по 2 аудиопримера на команду). Детям предлагаются аудиопримеры из ранее пройденных произведений. | 30 мин |
Этап VII-VIII Подведение итогов занятия. Обобщение знаний, полученных на занятии. Обратная связь. | Дети после подвижной игры садятся за парты. Обсуждение занятия: что показалось из вопросов сложнее или легче, что больше всего понравилось из всего занятия. - Мне понравилось, как вы работали на занятии. Жду вас на следующих занятиях, где мы будем изучать уже другие темы, а знание выразительных средств музыки нам ещё не раз пригодится, чтобы лучше понимать музыкальные произведения и быть чуткими слушателями. А теперь попрощаемся друг с другом! Музыкальное прощание. Педагог: До свиданья, дети (поёт по ступеням звукоряда до 5-й ступени↑) Учащиеся: До свиданья! (дети пропевают с 5-й ступени ↓). - До новых встреч!!! | 5 мин |
Всего: | 45 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, их преимущества
Статья об использовании ЭОР в образовательном процессе....
Учебно-методическая разработка с использованием электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Урок-игра «Торги на бирже: ПОКУПАЕМ ЭЛЕКТРОН»
На бирже «продают» электрон. Выигрывают, т.е. «покупают» электрон те, у кого больше знаний.Каждая команда по очереди делает вступительный «взнос». «Взносом» является законченная мысль, идея, дем...
Статья на тему: "Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе».
В своей статье я изложила свои мысли о поводу использования электронных образовательных ресурсов в образовательом процессе в настоящее время...
Обеспечение повышения качества образования на основе эффективного использования современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровых образовательных ресурсов и средств
Активность познавательного интереса должна быть деятельностной. Этому способствует систематическое, планомерное, целенаправленное внедрение в образовательный процесс современных технологий...
Методическая разработка по теме: « ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Методическая разработка раскрывает особенности и возможности использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе....
«Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательные ресурсы в образовательном процессе»
Одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования – процесс совершенствования образовательного процесса на основе внедрения сре...
Статья "Использование дистанционных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов в рамках учебного предмета «История»"
Использование дистанционных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов в рамках учебного предмета «История»...