Изучение фольклора на уроках музыки в основной школе
методическая разработка по музыке (5 класс)

Кудакова Светлана Алексеевна

Значение фольклора как важной части музыкального воспитания в современном мире общеизвестно.Фольклор формирует национальное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа.Внедрение элементов фольклора в практику музыкально-эстетического воспитания, изучение традиций и обычаев своего народа являются важнейшим звеном в процессе формирования у учащихся высокой художественной культуры.

Принципы ознакомления с фольклором на уроках музыки.

  1. Пение на уроках фольклорных произведений.
  2. Слушание обработок народных песен.
  3. Знакомство с произведениями композиторов, обращавшихся к народному творчеству.
  4. Авторская песня, как фольклор современности.
  5. Использование фольклора во внеурочной деятельности (организация и проведение народных праздников)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_na_urokah_muzyki.docx252.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема:

Изучение фольклора на уроках музыки в основной школе

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=cb5266a882524391b5415cf221841e8c-l&n=13

                                                                           

                                                                     Автор: Кудакова С.А.

р.п. Шатки

2019

Изучение фольклора на уроках музыки в основной школе

Значение фольклора как важной части музыкального воспитания в современном мире общеизвестно и общепризнанно. Фольклор всегда чутко отзывается на запросы людей, будучи отражением коллективного разума, накопленного жизненного опыта. И в нем задолго до возникновения педагогики как академической культуры была уже выработана народная педагогика – система воспитания человека от его рождения до перехода в мир иной.

Фольклор формирует национальное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа. Зародившись во времена глубокой древности, пройдя многовековой путь развития, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью о далеком историческом прошлом и в то же время звучным голосом современности. Внедрение элементов фольклора в практику музыкально-эстетического воспитания, изучение традиций и обычаев своего народа являются важнейшим звеном в процессе формирования у учащихся высокой художественной культуры.

Задачи:

-прививать бережное отношение к культурным традициям, как своего народа, так и других народов;

-обеспечить знание традиционного русского поэтического и музыкального творчества;

-познакомить с традиционными народными песнями, обрядами, обычаями;

-на фольклорной основе сформировать и развивать исполнительские – творческие навыки и умения каждого ученика;

-воспитание на фольклорной основе дает возможность формировать в каждом ученике лучшие человеческие качества, такие как человеколюбие, честность, трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое до конца.

На протяжении всей истории музыкального воспитания и образования вырабатывались методические принципы включения фольклора в учебный процесс.

Принципы ознакомления с фольклором на уроках музыки.

  1. Пение на уроках фольклорных произведений.
  2. Слушание обработок народных песен.
  3. Знакомство с произведениями композиторов, обращавшихся к народному творчеству.
  4. Авторская песня, как фольклор современности.
  5. Использование фольклора во внеурочной деятельности (организация и проведение народных праздников)

Словарь: Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности. Произошло от  английского слова —  folklore — «народная мудрость».

1.Пение на уроках фольклорных произведений.

Фольклор – это источник знаний о действительности, о человеке и средство формирования важнейших народных понятий о добре и зле,  средство познания родного языка, родной речи, через лучшие образцы народной песни.

Пение – это важная деятельность учащихся на уроке. Исполнение народных песен несёт в себе огромный воспитательный заряд. Русские народные песни хранят в себе начала глубокой нравственности. В них отражена вся радуга человеческих чувств, мысли, настроения народа. Важно, чтобы содержание русских народных произведений было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик, только тогда это произведение будет интересно детям.

Примеры: распевки на уроках с элементами ритмических движений

- Скок, скок поскок

Молодой дроздок

По водичку пошёл

Невеличку нашёл

Молодиченька, невеличенька

Сама с вершок

Голова с горшок

Задание: (спеть можно на одной ноте, можно по нисходящей мелодии, главное прохлопать ритмический рисунок)

-От топота копыт

Пыль по полю летит

 Задание: (разделиться на 3 группы и пропеть вместе разными партиями, работа над вниманием и ритмическим рисунком)

-1.Со вьюном я хожу

С золотым я хожу

Я не знаю куда вьюн положить (2 р.)

2.Положу я вьюн

Положу я вьюн

Я на право плечо вьюн положу (2 р.)

3.А со правого

А со правого

А со правого на лево полужу (2 р.)

Задание: (разучить правильно мелодию, спеть каноном)

-Слышишь песню у ворот

То пастух овец зовёт

Лишь зарёй зардеет небо

Он берёт краюшку хлеба

Туру- туру- туру – ру

Выйдем рано по - утру

Задание: (разучить правильно мелодию, спеть каноном)

- Вниз по матушке по Волге, по Волге, по Волге

По широкому раздолью, раздолью.

Задание: (проследить распевы, разучить мелодию, правильно исполнить)

-Выйди, выйди Иванко

Спой Иванко веснянку

Всю то зиму лишь метели

За окошком пели.

Задание: (проследить распевы, разучить мелодию, правильно исполнить)

Проблема пения на уроках – это не правильное интонирование мелодии. Причины: неправильный выбор тональности (слишком высоко или низко). Большой диапозон песни октава и больше.

Песни, звуковой объём которых составляет большая терция или кварта (3, 4 звука), воспринимаются и воспроизводятся как естественная речь. Если при этом в звукообразовании исходить из естественной речи, то, как показывает практика, интонация у детей быстро выправляется. В народной практике первичные интонационные формы возникали на основе речевой интонации и затем закреплялись певческой практикой. Главное в выборе народной песни не текст (смысл), а несложная мелодия.

Разучивание  и слушание народных песен.

  1. Ах, утушка, моя луговая (5 класс)
  2. Во кузнице (5-6 класс)
  3. Во поле берёза стояла (5,6,7 класс)
  4. Солдатушки, бравы ребятушки (5 класс)
  5. Матушка, матушка, что во поле пыльно (слушание 7, 8 класс)
  6. В тёмном лесе... (7 класс)
  7. Уж ты ночка, ты ноченька тёмная... (7,8 класс)
  8. Вдоль по улице метелица метёт... (6-8 класс)
  9. То не ветер ветку клонит (7, 8 класс)

Послушать примеры

2.        Слушание обработок народных песен.

1.Гляжу в озёра синие

2. А я по лугу

3. Валенки

4. Светит месяц

5. Ах, утушка

Песни слагались в народе. Они передавались от родителей к детям. Лучшие русские народные песни выживали, другие забывались, ведь песни не записывались, а передавались изустно. Композиторы стали собирать и записывать мелодии русских народных песен. Они сочинили к мелодиям аккомпанемент, обрабатывали песни для музыкальных инструментов или оркестра.

В обработках композиторы выражали своё отношение к песням, подчёркивая те или иные особенности, которые им казались важными. Если сравнить одну и ту же мелодию с аккомпанементом, написанным разными композиторами, будет понятнее, что представляет собой сама обработка народной песни.

Послушаем обработку песни Голова ль ты моя головушка в обработке П. Чайковского. У П. Чайковского эта песня вошла в его «Детский альбом». Называется «Русская песня». Она мягкая, плавная, похожа на лирическую песню. Аккорды и подголоски напоминают хоровое звучание.

3.        Знакомство с произведениями композиторов, обращавшихся к народному творчеству.

Один из принципов – ознакомление с фольклором через произведения композиторов, творчество которых обращено к народной музыке. Это предполагает исполнение и слушание обработок народных песен и наигрышей, а также авторской музыки, основанной на фольклорном материале.

Например, финал “Четвертой симфонии” П.И. Чайковского и русская народная песня “Во поле береза стояла”. Хор из оперы “Евгений Онегин” П.И. Чайковского и русская народная песня “Уж как по мосту мосточку”. Вариации на тему русской народной песни “Вниз по матушке по Волге” А. Даргомыжского и русская народная песня “Вниз по матушке по Волге”.

1.Примеры: П.И. Чайковский симфония № 4 финал, р.н.п. «Во поле берёза стояла».

Песня «Во поле берёза стояла» стала основой финала  четвёртой симфонии П.И. Чайковского

Работа над произведением:

Все знают песню «Во поле берёза стояла». У этой песни композитора нет. Её принято называть русская народная песня. Дело в том, что песню «Во поле берёза стояла» сочинили очень давно, когда люди не знали азбуки, не умели читать и писать, не умели записывать и музыку. Но песня эта живёт много-много лет, её знали ещё наши мамы, бабушки и дедушки.

Слушание финала 4 симфонии. Вопросы для анализа произведения.

-Какой оркестр исполнял это произведение? (Симфонический.)

-Как называется это произведение? (Симфония.)

-Какую знакомую музыку вы услышали в этой симфонии? (Русскую народную песню «Во поле берёза стояла».)

-Песня «Во поле берёза стояла» прозвучала в этой симфонии несколько раз. Везде ли она звучала одинаково?

-Менялась ли в это песне сила звука?

-Какие музыкальные инструменты вы услышали?

-В каком темпе исполнялась симфония? (Быстро, стремительно.)

-Какой композитор сочинил симфонию с использованием темы песни «Во поле берёза стояла»? (Пётр Ильич Чайковский.)

Вывод: Тема русской народной песни «Во поле берёза стояла» звучит в симфонии 6 раз, её исполняют разные инструменты оркестра. Мелодия разрабатывается, приобретает разный характер, меняет свой облик и как будто живёт новой жизнью.

Вариационная форма состоит из темы и её нескольких вариаций. Каждая вариация по-разному видоизменяет главную тему.

На этом произведении можно познакомить учащихся с одной  из основных форм музыки – вариации

Правило: нужно научить учащихся золотому правилу в музыке, не путать: формы, жанры и виды музыки.

Формы: период, двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации, сонатно – симфоническая

Жанры: песня, романс, прелюдия, этюд, симфония, соната, опера, оратория, кантата, балет, опера и так далее.

Виды: вокальная, инструментальная.

Основой вопрос к этому произведению: почему Чайковский и другие композиторы часто обращались к народному фольклору и использовали его в своих произведениях?

Ответ: «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека», - сказал Д.Б. Кабалевский.

Классики русской музыки любили народный фольклор, широко использовали его. Именно поэтому, часто, в мелодиях рожденных фантазией композитора, мы слышим отголоски народной музыки. Сохранение народных традиций, самобытной национальной культуры.

2. Ещё один яркий пример: опера Н.А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане». Эта опера была написана в год столетнего юбилея замечательного русского поэта А. С. Пушкина. Сказка о царе Салтане привлекла композитора изобилием чудес, и конечно же сам пушкинский стих удивительно напевный и сочный. Тема белочки выражена мелодией р. н. п. «Во саду ли, в огороде».

4.        Авторская песня, как фольклор современности

Авторская песня — социокультурный феномен XX и ХI веков. Она обладает традиционными чертами национальной культуры, объединив в себе свойства русского фольклора. Авторская (бардовская)  песня - самобытное явление культуры нашей страны. Истоки ее лежат в устном народном творчестве. Авторская песня является современным фольклором, зеркалом жизни России на разных исторических этапах.

Само собой разумеется, такая песня, в отличие от массовой эстрадной продукции, адресована далеко не всем и каждому. Она обращена лишь к тем, кому автор доверяет, кто настроен в унисон с ним, готов разделить его мысли и чувства или, по крайней мере, душевно расположен к нему. Поэтому аудитория, ее состав, ее настрой, даже ее размеры - важная составляющая жанра авторской песни.

Авторская песня – это самостоятельное направление в искусстве, возникшее на стыке двух его течений: фольклора и песенного направления современной эстрады. Отличительные черты авторской песни как жанра:

 а) особое доверительное отношение к слушателю,

б) личностная окраска песен,

в) присутствие социальных и гражданских мотивов.

В авторской песне очень сильны народно - поэтические традиции.

  Игорь Тальков занимает особое место среди представителей авторской песни, т.к. он является автором социальных, публицистических, гражданских песен, которые отличаются жанровой разноплановостью; это песни-крики, песни-протесты, песни-исповеди, песни-баллады.

Следует отметить  большое количество элементов, характерных для разговорной речи:

Я пророчить не берусь,

Но точно знаю, что вернусь

Пусть даже через сто веков

В страну не дураков, а гениев

Пример песни «Я вернусь»

  1. И. Тальков песня «Я вернусь»
  2. Б. Окуджава песня «Нам нужна одна победа»
  3. В. Высоцкий песня «Я люблю, и значит живу»
  4. А. Розенбаум песня «Чётный тюльпан»

5.        Использование фольклора во внеурочной деятельности (организация и проведение народных праздников)

Во внеклассной работе по фольклорному воспитанию большое внимание уделяется  проведению праздников, концертов, спектаклей. Они приносят радость, развлечение, с одной стороны, тем, кто приходит на них как зрители, с другой – не меньшую радость и удовольствие тем, кто является “артистами”.

1. Праздник «Широкая Масленица»

2. Праздник «Троица»

3. Праздник «Осенины»

4. Праздник «Рождественские колядки»

5. Праздник «Пасха»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная работа. Обобщение опыта организация ценностно-смыслового взаимодействия обучающихся на уроках музыки в основной школе:деятельностный подход.

Современное общество нуждается в человеке, развитом в духовном отношении, творческом, компетентном, любящем свою Родину, ориентированном на ее духовные ценности. Музыкальная культура как неотъемлемая ...

Конкурсная работа. Обобщение опыта организация ценностно-смыслового взаимодействия обучающихся на уроках музыки в основной школе:деятельностный подход.

Современное общество нуждается в человеке, развитом в духовном отношении, творческом, компетентном, любящем свою Родину, ориентированном на ее духовные ценности. Музыкальная культура как неотъемлемая ...

Описание опыта работы «Использование элементов фольклора на уроках музыки в начальной школе как средства для развития критического мышления и музыкальных способностей учащихся» Белоус В.Ю., место работы МБОУ СОШ № 75(филиал)

Знание фольклора осознаётся современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа. Фольклор о...

Формирование познавательных УУД на уроках музыки в основной школе

Приёмы формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках музыки в основной школе...

Конспекты уроков музыки в основной школе (5-7 классы)

В этом разделе собраны конспекты уроков с 5 по 7 классы...

Конспекты уроков музыки в основной школе

Конспекты уроков музыки для 5,6,7 классов...