Описание опыта работы «Использование элементов фольклора на уроках музыки в начальной школе как средства для развития критического мышления и музыкальных способностей учащихся» Белоус В.Ю., место работы МБОУ СОШ № 75(филиал)
методическая разработка по музыке по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belous_vera_yureevna.doc | 100.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы
«Использование элементов фольклора на уроках музыки в начальной школе как средства для развития критического мышления и музыкальных способностей учащихся»
Белоус В.Ю., место работы МБОУ СОШ № 75(филиал)
Знание фольклора осознаётся современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа.
Фольклор отражает исторические и национальные особенности своего народа. Пословицы, песни, обряды, сказки давали людям эстетическое наслаждение, но одновременно и определённый объём жизненно необходимой информации.
Создатели народных песен воспевают добро, мужество, человеколюбие, справедливость.
Сама природа русской песни сочетает в себе поэзию, музыку и пластику движений.
Фольклор всегда естественным образом входил в народную педагогику. Крестьянский быт был буквально пропитан фольклором. Педагогическая направленность песен, игр, сказок – мира, в котором живёт и формируется ребёнок, - очевидна. Знакомство с народной песней расширяет представление ребёнка о языке, его образно-смысловом строе. Участие детей в календарных обрядах было для них своего рода школой освоения жизненного опыта, накопленного старшими поколениями.
Особенно сильное впечатление на детей производил свадебный обряд, нашедший отражение в кукольных свадебных играх. Детская свадебная игра была не только развлечением, но и подготовкой к «взрослому варианту», к жизни.
Весьма распространённые повсюду подвижные коллективные игры зачастую сопровождались песнями и речитативами.
Исследования последнего времени выявили у школьников большие возможности усваивать научные понятия, развивать мыслительную деятельность, применять знания и умения как в привычной, так и в нестандартной ситуации.
Сегодня занятия фольклором не должны носить обособленный характер, они не должны быть оторваны от современной жизни, от современных интонаций и ритмов.
Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении. Поэтому я считаю, что включение младших школьников в творческий процесс на основе музыкального фольклора – это и есть актуальная проблема, которую необходимо решать. Развивать способность к творчеству – значит развивать умение думать.
Причины, побудившие к решению данной проблемы:
- неумение учащихся устанавливать причинно-следственные связи;
- неумение учеников применять знания в нестандартной ситуации;
- неумение обучающихся отделять главное от несущественного.
Цели:
педагогическая – даю ученикам ШАНС развивать свои творческие способности;
образовательная - исследование эффективности использования элементов фольклора на уроках музыки в начальной школе как средство для развития восприятия, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
Задачи:
- Научить школьников игре на простых музыкальных инструментах.
2. Ознакомление учащихся с неизвестным материалом, воспроизведение его, повторение, закрепление.
3. Уметь различать жанры русских народных песен.
4. Понимать, как различные части информации связаны между собой.
5. Рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся.
6. Вызывать у детей интерес к изучению народного творчества посредством использования игровых форм обучения.
7. Показать положительное влияние использования элементов фольклора на уроках музыки.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс преподавания музыки в классах начальной школы, в программу которой введены уроки фольклора.
Предметом исследования стало использование элементов фольклора в цикле уроков музыки как средства развития творческой деятельности учащихся.
Была выдвинута гипотеза: если использовать методы и приёмы освоения образцов русского музыкального фольклора, включающие пение, инструментальное музицирование, движение под музыку, инсценирование, «разыгрывание» песен, народные игры, то можно активизировать творческую и мыслительную деятельность учащихся:
- умение ставить вопросы;
- умение выделить главное;
- умение делать сравнение;
- умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;
- умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;
- способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.
Срок реализации: 3 года- с 2009 по 2012 учебные годы.
В учебно-методическом комплекте к программе «Музыка» 1-4 классы авторов Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой музыкальный фольклор представлен как синкретичный вид искусства, который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного и инструментального народного музыкального творчества, праздники русского народа рассматриваются в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека.
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления и дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития мыслительной деятельности. Я хочу поделиться своими наработками использования некоторых общеизвестных приёмов развития критического мышления на уроках музыки , которыми пользуюсь и которые, на мой взгляд, дают хорошие результаты.
Технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) – надпредметная, проникающая, она применима в любых программах и предмете. Приучая детей работать с учебниками, книгами о музыке, энциклопедиями, полезно опираться на их умения пользоваться справочным материалом, полученные на уроках русского языка, литературы, истории и окружающего мира (умение собирать и систематизировать материал с учётом темы; умение пользоваться словарями).
В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).
Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Технологические этапы |
2 фаза Реализация смысла Задачи: Помочь активно воспринимать изучаемый материал и соотнести старые знания с новыми |
1 фаза Вызов Задачи: Пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации; помочь учащимся самим определить направление в изучении темы |
3 фаза Рефлексия Задачи: Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал и самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала |
Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с изучаемым материалом, причем работа направленная, осмысленная. Процесс исполнения всегда сопровождается действиями ученика (выразительность интонации, жестикуляция), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный, и музыкальный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Стадия вызова
Первый этап работы в нашей технологии называется стадия вызова. Кому-то этот этап наверняка знаком. С вызова нередко начинается работа в режиме проблемного обучения. В классической педагогической литературе используется понятие «создание мотива к обучению». Все это так. Вместе с этим технология РКМЧП предлагает разнообразный набор приемов и методов для осуществления этого этапа работы. Стройная система приемов включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетания с парной и групповой работой. Учителя подкупает в этих приемах, прежде всего, их простота в комплексе с осознанием их значения для реализации поставленной цели. Когда у школьников на уроке возникает потребность узнать нечто новое, что поможет решить возникшие
на стадии вызова проблемы нехватки имеющегося опыта и знаний, противоречий, появившихся вследствие высказывания различных точек зрения, приходит время знакомиться с новой информацией. В классе нередко основным источником информации становится учитель. При этом он не только ее транслирует, но в большинстве случаев анализирует и оценивает. Ученикам нередко не предоставляется права на заблуждение. Вместе с тем в режиме технологии РКМЧП у ученика на этом этапе уже возникли собственные цели и мотивы для изучения нового. Именно это является основным стимулом развития критического и творческого мышления. Когда ученики слушают музыкальное произведение, слушают объяснение учителя, просматривают фильм, они пытаются услышать ответы на поставленные ими же, а не столько учителем вопросы. Ученики не просто механически слушают или читают текст, не просто выбирают информацию для заполнения предложенной учителем таблицы или пытаются слово в слово повторить текст или объяснение, они преломляют новый материал через призму своих целей, собственных вопросов.
Стадии осмысления и рефлексии
Вторая стадия называется осмысление содержания. Нередко те учителя, которые используют в работе технологию РКМЧП, уменьшают долю своего участия в процессе знакомства учеников с новым материалом. Более того, они предлагают учащимся (особенно в старших классах) альтернативные источники
информации. В любом случае, большинство учителей отмечают, что ученики со временем гораздо более вдумчиво начинают читать, слушать, задают разнообразные вопросы и стремятся не ограничиваться только объяснением учителя, текстом учебника или художественного произведения. Как часто бывает, на уроке не хватает времени на то, чтобы оценить, что школьники смогли понять и усвоить по теме урока. Учителя полагаются на то, что они смогут сделать это самостоятельно дома. На следующем уроке идет проверка знаний и умений по пройденному материалу. Вместе с тем, третья стадия работы по методике развития критического мышления через рассказ и обсуждение, - стадия рефлексии, необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия.
Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и т. д.). Но подобный анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структуризируется (структурируется??), превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. Кроме того в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного, учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызвать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию. Некоторые из суждений других учеников могут оказаться вполне приемлемыми для понятия как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае, этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления. На стадии рефлексии ученики систематизируют новую информацию по отношению
к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания (понятия различного ранга, законы и закономерности, значимые факты). При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы (различные виды инсценировки с использованием детских музыкальных инструментов, ключевые слова, термины и т. д.) учащиеся, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей. С другой стороны, они выражают новые идеи, информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Живой обмен идеями между учащимися в процессе групповой работы дает возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями. Разрешая диалог на стадии рефлексии, преподаватель дает возможность увидеть и рассмотреть различные варианты мнений по одному и тому же вопросу. Это время переосмысления и перемен в учебном процессе, когда ознакомление с разнообразными способами интегрирования новой информации приводит к более гибким конструкциям, которые могут применяться в будущем более эффективно и целенаправленно.
Технология развития критического мышления через слушание и исполнение музыки предлагает широкий набор методических приемов и стратегии ведения урока.
Итоговая рефлексия (окончательное подведение итогов) является очень важной, так как она может стать выходом на новое задание: исследование, импровизация и т.д. После окончания работы с музыкальным или художественным материалом я предлагаю ребятам составить небольшой рассказ (маленькое устное сочинение), в котором они в свободной форме выражают свои мысли по данной теме. Суть этого метода в том, чтобы выразить свои мысли в определённой форме и поделиться с другими. Нельзя оценивать эти сочинения с точки грамотности, их нужно рассматривать, как способы развития мышления и формирования культуры рассказа. Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами.
Технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.
Заключение.
Использование технологии развития критического мышления позволило достичь следующих результатов:
1.Изменить отношение детей к урокам музыки;
2.Повысить познавательное отношение к услышанной музыке (учащиеся учатся показывать своё отношение, желание глубже вникать в суть произведения);
3.Развить положительное отношение к заданиям творческой и исполнительской направленности;
4.Изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение доводить начатую работу до конца);
5.Мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлексировать свою деятельность и развивают коммуникативную культуру);
6.Создать атмосферу доверия, сотрудничества в системе «учитель-ученик-класс», выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
7.Повысить мыслительную деятельность учащихся начальной школы.
Таким образом, можно сделать вывод, что критически мыслить могут все. Критическому мышлению нужно учить и важно, чтобы ученики могли использовать навыки в конкретной предметной деятельности.
Применение технологии критического мышления через слушание и исполнение
русской народной музыки направлено на развитие работы с информацией, умение не только быть активным слушателем, но и развивать способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом.
Мониторинговые исследования результатов
Диагностика уровня восприятия музыкального материала
Уровень | 2 класс 2009-2010 год | 3 класс 2010-2011 год | 4 класс 2011-2012 год |
Высокий | 74 % | 86 % | 94% |
Средний | 55 % | 62 % | 71 % |
Низкий | 38 % | 45 % | 52 % |
Класс | Вопрос на воспроизведение событий | Вопрос на оценку героя и установление причинно-следственных связей | Вопрос обобщающего характера |
2 класс | 56 % | 72 % | 68 % |
3 класс | 62 % | 84 % | 76 % |
4 класс | 70 % | 95 % | 87 % |
Показатели участия в школьных концертных мероприятиях
Класс | 2009-2010 учебный год | 2010-2011 учебный год | 2011-2012 учебный год |
2 класс | 53% | 56 % | 45 % |
3 класс | 57 % | 80 % | 40 % |
4 класс | 55 % | 52 % | 68 % |
Используемая литература и репертуарные сборники:
1. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка 1-4 классы. Методическое пособие. М.: Просвещение, 2008.
2. Мир вокального искусства. 1-4 классы: программа, разработки занятий, методические рекомендации /авт.-сост. Г.А.Суязова. – Волгоград: Учитель, 2009.
3. Песенные узоры. Русские народные песни, игры для детей школьного возраста /сост. Н.Сорокин. – Вып. 1-3. – М.: Музыка, 1986-1989.
4. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений. Музыкальный фольклор. 1-4 классы /сост. Л.Л.Куприянова, Л.В.Шамина. М.: Просвещение, 1992.
5. Экспериментальная программа. Уроки фольклора в общеобразовательной школе и школе с гуманитарным уклоном в начальных классах /сост. Ованесян Л.Г. Челябинск, 1993.
6. Ю.Б.Алиев. Настольная книга учителя-музыканта. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управление учебной деятельностью учащихся на уроках математики средствами технологии развития критического мышления в условиях внедрения ФГОС общего образования
Начавшийся плавный переход на федеральные государственные образовательные стандарты в принципе меняет ориентацию педагогов в характере образования - в его направленности, целях, содержании на выявлени...
Методы и приёмы развития музыкальной памяти на уроках музыки в начальной школе.
В данной статье рассматриваются методы и приемы которые позволяют создавать уроктак, чтобы он воспринимался учащимися как урок искусства. Применяемые методы и приемы позволяют вовлечь ребенка в ...
мастер-класс «Изучение «трудного вопроса истории России» «Роль варягов в образовании ДРГ» средствами технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)»
Мастер-класс «Изучение «трудного вопроса истории России» «Роль варягов в образовании ДРГ» средствамиТРКМЧП» проводится в форме комментируемого занятия с учителями истории, которые выступают ...
Работа по самообразованиюТема самообразования: «Развитие творческих способностей на уроках музыки в начальной школе в соответствии с ФГОС».
Тема самообразования: «Развитие творческих способностей на уроках музыки в начальной школе в соответствии с ФГОС»....
Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в различных видах музыкальной деятельности на уроках музыки в начальной школе
Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в различных видах музыкальной деятельности на уроках музыки в начальной школе...
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Музыкальная память представляет собой сложный комплекс различных видов памяти, но два из них – слуховой и моторный – являются для нее самыми важными....
Развитие музыкальной памяти учащихся на уроках музыки в начальной школе
Изучение данной темы необходимо для развития гармонично развитой личности. Память – основа психической жизни, основа нашего сознания. Форма психического отражения, заключающаяся в запоминании, с...