Формирование познавательных УУД на уроках музыки в основной школе
статья по музыке на тему
Приёмы формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках музыки в основной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование познавательных УУД на уроках музыки | 20.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Л.В.Желтикова
учитель музыки
Формирование познавательных универсальных учебных действий
на уроках музыки в основной школе
Одним из приёмов формирования познавательных УУД на уроках музыки является приём фиксации видовых и жанровых особенностей. В учебном материале 5 класса наблюдается явный количественный перевес в пользу песенной музыки, возможно, как наиболее простой для восприятия и анализа, но в то же время яркой и контрастной по образному содержанию. Учащиеся, согласно программе, должны научиться различать следующие песенные жанры: песни (народные лирические и плясовые, обрядовые, бардовские, эстрадные, из кинофильмов и пр.), романсы, вокализы, баркаролы, арии из опер и мюзиклов, молитвы и церковные гимны, песни без слов (фортепианные миниатюры), кантаты, оратории, вокальные сюиты.
Логично было бы упорядочить их в таблицу, для того чтобы осознать видовое родство этих жанров и зафиксировать их тематические и исполнительские различия в памяти учащихся. При этом создать простейший алгоритм анализа музыкального произведения, то есть последовательность осознания авторских музыкальных и литературных, жанровых, тембровых, и исполнительских особенностей.
Заполнение таблицы в процессе урока само по себе уже задаёт условие сравнения прослушанных и исполненных произведений между собой, выявление особенностей и родства, обозначенного в теме урока. По мере заполнения таблицы, при повторении фамилий авторов создаётся возможность выявить их жанровые и образные предпочтения, а при повторении жанра зафиксировать в памяти образное и тембровое разнообразие произведений одного вида.
Наличие учебной таблицы явно облегчает выполнение учащимися проверочных работ по типу «музыкальной викторины», которая с одной стороны, должна выполнять роль поэтапной тренировки музыкальной памяти, с другой – являться созданием оценочной ситуации. Учащийся, аккуратно и последовательно заполняющий таблицу, получает в итоге собственноручно изготовленное пособие, позволяющее определить практически безошибочно любое программное произведение песенного жанра. Это удобно и это оправданно. С одной стороны, это делает ненужным градацию викторины по уровню сложности, то есть психологически уравнивает слушателей, с другой – поднимает престиж наиболее дисциплинированных учащихся, причём вне оценки их собственно музыкальных способностей.
Таблица представляет собой разворот учебной тетради, желательно в середине, разделённый на шесть столбцов с наименованиями: Автор, Название, Жанр, Слова, Тембр, Аккомпанемент. Поверх таблицы может иметь место общий заголовок: «Песни и песенные жанры».
Наименование первого столбца означает фиксацию инициалов и фамилии автора музыкального произведения, закрепляющее их правописание и запоминание. Далее название произведения логически связывается с фиксацией жанра. Последние столбцы направлены на осознание Фактуры исполнения, состоящей из главного тембра (мелодия + метроритм, одноголосия или многоголосия) и аккомпанирующего (либо его отсутствия). В последующей работе с таблицей возникает соответствие персоналии с наиболее часто встречающимися в их творчестве жанрами.
Второй столбец фиксирует как название всего произведения, так и указывает на изучаемую его часть, что даёт повод говорить о форме произведения. Жанр, фиксируемый в третьем столбце, направляет внимание учащихся на видовые особенности произведения и предназначение, условия исполнения музыки. Четвёртый столбец носит явно упрощённое наименование «Слова», так как в нём может быть зафиксирована фамилия автора стихотворного текста, язык исполнения произведения, литературный жанр, либо другие особенности, позволяющие слушателю распознать именно это произведение в общем потоке музыкальной информации (например, во время проверки музыкальной памяти).
Необходимость фиксации вокального, либо инструментального тембра тренирует музыкальный слух и аналитические способности учащегося, совершенствует навык написания музыкальных терминов. Практически та же учебная функция возлагается на шестой столбец, лишь усложняется дополнительным условием анализа восприятия фактуры произведения.
Пример № 1:
Автор | Название | Жанр | Слова | Тембр | Аккомпанемент |
С.Рахманинов | «Вокализ» | Вокализ | ------- | сопрано | фортепиано |
С.Рахманинов | «Весенние воды» | Романс | Ф.Тютчев | тенор | струнный ансамбль |
Из сравнительного анализа двух произведений, занесённых в таблицу в различное время на протяжении всего учебного года, учащиеся (с помощью учителя) могут сделать вывод:
- о тяготении С.Рахманинова к вокальным жанрам, преимущественно романсового склада (то есть более сложного, чем песня);
- о выборе в качестве литературной основы произведений классической русской поэзии;
- о преобладающем звучании в его вокальных произведениях высоких, звонких, «полётных» тембров голосов;
- об использовании более «прозрачной» фактуры, создающей ощущение трагического одиночества в произведении, написанном в условиях вынужденной эмиграции во время Второй мировой войны;
- о фактуре плотной, подвижной, изменчивой как водный поток в музыке пробуждающейся природы;
- о разнообразии настроений в музыке, продиктованном изменением состояния души автора, создающего музыку.
Пример № 2:
автор | название | Жанр | слова | тембр | аккомпанемент |
Ф.Шуберт | «Аве, Мария» | Гимн | итал.язык | дискант | инстр.ансамбль |
Ф.Шуберт | «Форель» | Песня | Л.Шубарт | сопрано | фортепиано |
Два произведения из учебного плана первого и второго полугодия могут быть сравнительно проанализированы следующим образом:
- наиболее успешным, до сих пор привлекающим внимание слушателей, оказался для Ф.Шуберта жанр песни;
- спектр назначения вокальных произведений включал в себя как светские, так и духовные жанры;
- авторами текстов песен были в основном друзья и современники композитора, духовные произведения сочинялись на латинские тексты, а в данном случае звучит перевод на итальянский язык, т.к. исполнитель – итальянец, мальчик 9-10 лет, Робертино Лоретти;
- тембры голосов подчёркивают образную атмосферу произведений: возвышенную, небесную, храмовую в первом случае; живую, подвижную, природную – во втором;
- современное звучание инструментального ансамбля в первом произведении несколько «приземляет» возвышенный характер гимна, усугубляя его мелодическую светскость до уровня эстрадности;
- звуко-изобразительные элементы, хорошо слышимые в прозрачной фактуре фортепианной партии усиливают впечатление живописности произведения.
Возможность ведения подобной таблицы с моей точки зрения является необходимым умением учащихся 5-6х классов, определяющим степень компетентности в восприятии и анализе музыкальных произведений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсная работа. Обобщение опыта организация ценностно-смыслового взаимодействия обучающихся на уроках музыки в основной школе:деятельностный подход.
Современное общество нуждается в человеке, развитом в духовном отношении, творческом, компетентном, любящем свою Родину, ориентированном на ее духовные ценности. Музыкальная культура как неотъемлемая ...
Конкурсная работа. Обобщение опыта организация ценностно-смыслового взаимодействия обучающихся на уроках музыки в основной школе:деятельностный подход.
Современное общество нуждается в человеке, развитом в духовном отношении, творческом, компетентном, любящем свою Родину, ориентированном на ее духовные ценности. Музыкальная культура как неотъемлемая ...
Формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД на уроках математики в основной школе
Формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД на уроках математики в основной школе (выступление на школьном семинаре)...
Конспекты уроков музыки в основной школе (5-7 классы)
В этом разделе собраны конспекты уроков с 5 по 7 классы...
План - конспект урока музыки (5, 6, 7 класс) по теме: Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков музыки для 5, 6, 7 классов!...
формирование познавательных интересов на уроках музыки
формирование познавательных интересов средствами музыкального искусства на уроках и во внеурочной деятельности...
Статья "Технология музыкального мышления, как способ формирования познавательных УУД на уроках музыки"
Из опыта работы учителя музыки...