Конспекты уроков музыки в основной школе
план-конспект урока по музыке на тему
Конспекты уроков музыки для 5,6,7 классов
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Тема урока: «За отчий дом, за русский край»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Образовательная цель: Показать, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию героических образов; как музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные образы.
Метапредметные: На примере музыкальных фрагментов из кантаты С.Прокофьева показать, что «зримость образов» характернейшая черта музыки Прокофьева. Показать связь музыкальных и художественных образов на примере триптиха П.Корина «Александр Невский».
Предметные: Эмоционально откликаться на музыку и эмоционально выражать свое отношение к прослушанному произведению. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведениям
Личностные: Воспитание патриотизма и интереса к истории своей Родины. совершенствовать вокальные навыки через песню «Красно Солнышко» Композитора П. Аедонский
Оборудование: муз. центр, фортепиано, компьютер, проектор, флеш-накопитель, ноты песни.
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Тема урока: «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Образовательная цель: Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образом древнерусского и западно-европейского искусства
Метапредметные: Познакомить учащихся с понятием импрессионизма, его истоками, развитием в живописи и музыке, деятелями искусства, работавших в данном направлении; проанализировать художественно-изобразительные особенности импрессионизма в музыке и живописи
Предметные: развить интонационно-слуховой опыт учащихся на основе метода интонационно-стилевого анализа, при вокализации главных тем произведений Ave Maria И. С. Баха, Дж. Каччини, Ф. Шуберта. «Богородице Дево, радуйся»; закрепить знания: песенность, знаменный распев, песнопения, пение a cappella.
Личностные: Воспитывать любовь и уважение к музыке и искусству в целом
Оборудование: муз. центр, фортепиано, компьютер, проектор, флеш-накопитель, ноты песни.
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Музыкальный материал | УУД | ||||
1. Организационный момент (2 минуты) | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Альбина Рашитовна. Сегодня я проведу урок музыки. (музыкальное приветствие) | Л (Проявление эмоциональной отзывчивости) | ||||||
2. Актуализация знаний.(3 мин) | Можем ли мы услышать живопись? Да, у человека есть способность мысленно, внутри себя, при помощи внутреннего слуха услышать то, что в данный момент не звучит, и с помощью внутреннего зрения увидеть то, что в данный момент не видно – это творческое воображение. Но давайте сначала вспомним, что мы называем музыкальной живописью и живописной музыкой? Как и с помощью чего художники и композиторы создают такие произведения? Художники с помощью палитры, линий, штрихов, чередования каких либо элементов, а композиторы с помощью музыкальных красок. Что входит в понятие музыкальные краски? | Ладовое построение – цвет, тембр – красота голоса, динамика – сила звука, ритм – движение, интонация – выразительность, мелодикодвижение или линия мелодии: взлетающие - радость, свет | П (усвоение знания материала прошлого урока) | |||||
3. Изучение нового материала. (10 минут) | Сегодняшний урок начну со строк поэта И. Козлова Молю творца… Чтобы молитва, чтоб любовь Всегда мне были утешеньем… Чтоб сердцем я не остывал, Чтоб думал, чувствовал, мечтал… В каком жанре написана картина? - Почему для русских художников жанр пейзажа имеет большое значение? В пейзаже человек находит отклик на своё безотчётное стремление вдаль, на тоску по счастью, на влечение к вольной жизни. Осознанную и непреходящую любовь русских людей к родной земле, одухотворённость искусства. «В картине ни один мотив не занимает её центра, ничто не преобладает над другим. Но из взаимодействия её элементов возникает ощущение целостности природы…» Кто и как исполняет распев? Мужской хор. A capella. Без сопровождения музыки. Спокойно. Строго. Распевание гласных звуков, поступенность мелодической линии, её небольшой диапазон, спокойное «развёртывание», неспешный темп, негромкая динамика. На Руси духовная музыка (церковная) получила распространение вместе с принятием Христианства в конце X века. В её основе лежала Византийская музыкальная культура. Из музыки были изгнаны все земные радостные интонации, она звучала сурово и аскетично. В основе музыки – тексты молитв на церковно-славянском языке. Основной вид церковной музыки Средневековья – знаменный распев. Для его записи употреблялись специальные знаки – «знамена». Эти знаки писались прямо над словами, то есть, никогда не было отдельной «знаменной музыки» – знаменных мелодий, записанных без текста. Знаменные песнопения обладают правильной продолжительностью, правильной расстановкой акцентов в драматургии службы, а также правильным эмоциональным содержанием – мелодия как бы вырастает из самого текста. Кроме того, в знаменном распеве богослужение не дробится на отдельные «номера»-песнопения, а представляет собой монолитное полотно, в котором один текст непрерывно перетекает в другой, создаётся непрерывный музыкально-текстовый поток. | Пейзаж. Фортепиано Симфонический оркестр | Л (Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека) П (открытие новых знаний, нового материала) | |||||
4. Организация слушательской деятельности (10 мин) | А ощущения и образы от мелодии 1 части Концерта №3 Рахманинова совпадают с образом картины «Сиверко»? Мелодия «Стелется, как тропа в полях». Убегает вперёд, в бесконечность… Какой характер у музыки? Песенный, текучий, непрерывный. Какой инструмент солирует? Кто аккомпанирует? - Какие средства выразительности создают настроение, неповторимую «интонацию» картины «Сиверко»? Рисунок, колорит, композиция и др. Есть ли сходные черты мелодии песни с мелодией Концерта Рахманинова? Поступенность мелодической линии, спокойное «развёртывание». Одна тема мелодии как бы вытекает из предыдущей. Неспешный темп, негромкая динамика. | Дж. Каччини, Ф. Шуберта. «Богородице Дево, радуйся» | Л (Проявление эмоциональной отзывчивости) | |||||
5. Организация певческой деятельности | В какой песне, которую мы пели на уроке, взаимосвязаны поэтическая живопись и русская песенность? «Красно – солнышко» муз. П. Аедоницкого. Что каждый из вас открыл для себя на уроке? Что нового вы узнали на уроке? Какие произведения сегодня у нас звучали?
\ | Сочетаются теплые и холодные тона. Картину можно назвать звучащей. Мы слышим, как шумит ветер, шуршит прошлогодняя трава, журчит вода. | Красно – солнышко» муз. П. Аедоницкого. | |||||
6. Рефлексия (2 мин) | Где были центры христианской культуры в средневековье?Центрами были храмы. - В каком веке на Руси зарождалась духовная музыка? В 10 веке, с принятием Христианства. - Как в средневековой Руси исполнялись песнопения? Одноголосно, припевы пелись хором – а capella. - Как в средневековой Руси записывались песнопения? Крюками над текстом, которые впоследствии изменяли, дополняли распевщики. | Р (Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости) Р (оценка собственной работы, подведение итогов) |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Тема урока: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Образовательная цель: Познакомить детей с музыкальными жанрами и жанрами изобразительного искусства, где чаще всего встречается колокольность; познакомить детей с понятиями: Благовест, перезвон, перебор, трезвон, пейзаж; познакомить детей с историей возникновения колоколов;
Метапредметные: Познакомить учащихся с понятием импрессионизма, его истоками, развитием в живописи и музыке, деятелями искусства, работавших в данном направлении; проанализировать художественно-изобразительные особенности импрессионизма в музыке и живописи
Предметные: Познакомить детей с творчеством С.В. Рахманинова, М. Мусоргского, Р. Щедрина, И.Левитана (для урока можно использовать музыкальные фрагменты не все, а на выбор учителя; расширить музыкальный кругозор учащихся
Личностные: Воспитывать любовь и уважение к музыке и искусству в целом
Оборудование: муз. центр, фортепиано, компьютер, проектор, флеш-накопитель, ноты песни.
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Музыкальный материал | УУД | ||||
1. Организационный момент (2 минуты) | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Альбина Рашитовна. Сегодня я проведу урок музыки. (музыкальное приветствие) | Л (Проявление эмоциональной отзывчивости) | ||||||
2. Актуализация знаний.(3 мин) | Мы уже знаем, что музыка связана с изобразительным искусством также тесно, как и с литературой и историей. Музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные (живописные) образы, даже определенные картины. А всматриваясь в картины, мы можем услышать в своем воображении ту или иную музыку. Поэтому уроки музыки и изобразительного искусства пройдут сегодня в необычной для вас форме - как единое целое, состоящее из двух искусств. (звучит колокольный звон, презентация. Куранты) | П (усвоение знания материала прошлого урока) | ||||||
3. Организация слушательской деятельности (10 мин) | Ребята, скажите, пожалуйста, что за звуки открыли наш урок? А вы знаете, на какой башне находятся куранты? Ребята, ваши впечатления? Какую картину бы вы нарисовали, слушая эту музыку? «Рассвет на Москве-реке» - так называется симфоническая картина М. Мусоргского вступление к опере» Хованщина». Вы уже, конечно, догадались, что наш сегодняшний урок будет посвящен замечательному явлению – колокольному звону и его значению в жизни русского человека. С. учебника Тема урока: Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. | На Спасской башне Кремля. Это колокольный звон Рассвет, восход солнца, начало нового дня… | Л (Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека) П (открытие новых знаний, нового материала) | |||||
4. Изучение нового материала. (10 минут) | Немного из истории появления колоколов. Когда же появились первые колокола? Существует несколько типов колокольного звона. Внимание на экран! (Идет слайдовая презентация разных видов колокольного звона) Ребята, а где находятся колокола? (на колокольне, в звонильне) А кто звонит в колокол? (звонарь) Звонарь – очень сильный человек, ведь колокола подчас весят от 320 кг до 32 тонн, и только сильный человек способен справиться с такими инструментами. Только в одной стране мира – в России – живет колокольная музыка. Только на Руси звон стал национальным искусством, т.к. отвечал духовным запросам русских людей. Оказалось, что ничем иным общее настроение народа не может быть выражено удачнее, ничем праздник не может быть прекраснее и торжественнее возвеличен, как именно мощным колокольным звоном. | Да, т.к. в колокольном звоне мы можем услышать мелодию, в нем есть такие средства выразительности как лад, ритм, темп, гармония | Л (Проявление эмоциональной отзывчивости) | |||||
5. Организация певческой деятельности | Можно привести еще один пример, где звуки колокола напоминают нам о трагических днях Великой Отечественной Войны. На территории Германии был построен концентрационный лагерь «Бухенвальд», где людей сжигали в печах. Уже после войны была написана песня грузинского композитора Вано Мурадели «Бухенвальдский набат». ребята, а как сделан верх в церкви? В этой песне необходимо звучание гласных округлить, чтобы у нас получился округлый и полётный звук. Мы тоже сделаем во рту купол, когда будем петь гласные у- о- а. Вот такой собранный, красивый звук должен оставаться при дальнейшем исполнении песни.
| куполом | «Бухенвальдский набат» | |||||
6. Рефлексия (2 мин) | Ребята, как называлась тема нашего урока? Что мы сегодня слушали и пели? Что вам больше всего понравилось на уроке? До свидания. | Р (Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости) Р (оценка собственной работы, подведение итогов) |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Тема урока: «Образы камерной музыки»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Образовательная цель: Обращение к известным произведениям камерных жанров Ф.Шопена с целью повторения; Продолжение знакомства с творчеством Ф. Шопена, создателем гениальных произведений камерных жанров.
Метапредметные: активно участвовать в обсуждении сущности музыкального искусства и его роли в жизни человека; выражать эмоционально - ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству; закрепить знания о певческих голосах, жанрах вокальной музыки.
Предметные: Эмоционально откликаться на музыку и эмоционально выражать свое отношение к прослушанному произведению. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведениям Ф.Шопена.
Личностные: Формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать музыкальный образ, созданный композитором средствами музыкальной выразительности;
Оборудование: муз. центр, фортепиано, компьютер, проектор, флеш-накопитель, ноты песни.
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Музыкальный материал | УУД | ||||
1. Организационный момент (2 минуты) | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Альбина Рашитовна. Сегодня я проведу урок музыки. (музыкальное приветствие) | Л (Проявление эмоциональной отзывчивост | ||||||
2. Актуализация знаний. (3 мин) | Какие два способа исполнения музыкальных произведения вы знаете? Что означает программная симфоническая музыка? | - Вокальное и инструментальное -Написанное на литературный сюжет | П (усвоение знания материала прошлого урока) | |||||
3. Организация певческой деятельности (7 мин) 4. Изучение нового материала. (15 минут) |
Сейчас мы познакомимся с новой песней, Подумайте, о чем эта песня. «Песня о России» Музыка В. Локтева
Сегодня нас ожидает удивительное погружение в мир музыкальных образов камерной музыки. Но для начала я хотела бы вас спросить, а что такое камерная музыка? Камерная музыка – (итальянское camera, буквально – комната). Музыка, написанная для небольших вокальных и инструментальных ансамблей, или солирующих инструментов, также для пения, предназначенная для исполнения в небольшом помещении. Многие из известных нам композиторов, как русских, так и зарубежных сочиняли произведения камерных жанров. Может быть, кто-нибудь мне поможет вспомнить их имена? Только давайте условимся, что, называя композитора, Вы приводите пример музыкальных произведений камерного жанра. Все ответы абсолютно правильные, но у нас сегодня встреча, с не менее прекрасными произведениями камерных жанров. Мечтатель пылкий, благородный, Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружён особым вниманием и заботой. Подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом. Молодого Шопена учили музыке, возлагая на него большие надежды, которые, как показало время, он оправдал. Его учителя всегда восторженно о нём отзывались. Так, пианист Войцех Живный, который начал заниматься с 9-летним мальчиком отмечал, что исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. В итоге, Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его. В 16 лет Шопен был принят в Варшавскую консерваторию, по окончании которой, в 1829 году директор консерватории и педагог Шопена Юзеф Эльснер сделал следующую запись: «Удивительные способности. Музыкальный гений». Стремясь познакомить со своим искусством издателей и публику, Шопен дал два концерта в Вене, где критики высоко оценили его произведения. В 1830 Шопен сыграл три концерта в Варшаве, а затем начал собираться в поездку по Западной Европе. Казалось бы, что всё в творческой карьере молодого композитора и пианиста складывается как нельзя лучше, но, что мы читаем в его так называемом «Штутгартском дневнике»? «… нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, – а как должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил». Как вы думаете, почему Шопена одолевают такие мрачные мысли? Каждый из Вас по-своему прав. Какое же решение принимает Шопен? Дата отъезда была назначена. Состоялся прощальный вечер с друзьями. Товарищи дарят Фридерику серебряный кубок, наполненный польской землей. Об этом событии очень проникновенно написал в своих стихах поэт Ашот Граши (дети читат) Находясь в Штутгарте, Шопен узнал о подавлении русским царским правительством польского восстания и взятии Варшавы. Тогда в Штутгарте, Шопен ничего не знал о судьбе своих родных. Только в Париже Шопену стало известно, что его семья и друзья не пострадали при взятии Варшавы. Но Польша… Фридерик решил вернуться на родину, но отец Шопена настоял на том, чтобы сын оставался за границей и не возвращался в Варшаву. | О России Камерная музыка – это музыка, которая звучит в небольшом помещении. Камерная музыка сочиняется для солирующего инструмента или небольшого коллектива исполнителей. К камерной музыке относятся небольшие произведения. Пётр Ильич Чайковский – цикл для фортепиано «Детский альбом»; Пётр Ильич Чайковский – цикл для фортепиано «Времена года»; Франц Шуберт «Баркарола» - Он не хочет расставаться со своими родными А, возможно, его интуиция подсказывала ему, что в этом путешествии его ожидает что-то трагическое. Для молодого и талантливого музыканта важнее всего признание публики, причём не, только на родине в Польше, но и за рубежом. Я, думаю, что Шопен всё-таки поехал в Западную Европу. | «Песня о России» а В. Локтева | Л (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен) Л (Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека) П (открытие новых знаний, нового материала) | ||||
5. Организация слушательской деятельности (15м.) | Патриотическому делу он будет служить своим искусством. Шопен в отчаянии. И вновь обратимся к записям в его дневнике. «Я проклинаю час своего отъезда. Я не могу поступать, как мне хочется… В гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись домой, бушую на фортепиано». (Звучит Этюд 12 «Революционный») Какое название бы вы дали только, что прозвучавшему произведению? А какие особенности музыкального языка Вы хотели бы подчеркнуть особенно? Один из известных музыковедов, Асафьев Борис Владимирович, характеризуя образный строй прелюдий Шопена сказал следующее: «… сердце его волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, томится, нежится, изнывает, стонет. Озаряется надеждой, радуется ласке, восторгается, снова печалится, снова рвётся и мучается, замирает и холодеет от страха, немеет среди завываний осенних вихрей, чтобы через несколько мигов опять поверить солнечным лучам и расцвести в звучаниях весенней пасторали». Как Вы думаете, можем ли мы найти в этом высказывании эпитеты соответствующие образному строю этюда? Я прошу Вас объединиться в группы и сделать творческую работу, а именно написать синквейн. Думаю, что высказывание Б.Асафьева Вам поможет. Я хочу поблагодарить Вас за творчество и задать ещё один вопрос: а что же такое этюд? | «Негодование»; «Польша, я с тобой»; «Порыв»; «В борьбе рождается истина» Быстрый, стремительный темп, как сметающий всё на своём пути. Лавина звуков сверху вниз, как будто сердце оборвалось. Призывные интонации в верхнем регистре, как боевой клич: «Не сдаваться» Это произведение, в котором композитор ставит технические задачи. | Этюд 12 «Революционный» Фридерика Шопена | Р (Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости) | ||||
6.Рефлексия (2 мин) | О каком гениальном композиторе мы говорили сегодня? Какое его произведение слушали? Какую песню пели? До свидания. | Р (оценка собственной работы, подведение итогов) |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Тема урока: «Соната»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Образовательная цель: Освоение и осмысление понятия «музыкальная драматургия» через сонатную форму – самом действенном, драматизированном виде музыкальной драматургии.
Планируемые результаты:
Метапредметные: Сформировать понятие «музыкальная драматургия», понятие «сонатная форма», уметь узнавать, определять, выявлять раскрывать ее особенности, разделы в музыкальном произведении;
Предметные: Познакомить с жанрами инструментальной музыки, знакомство учащихся с поэтическими и музыкальными шедеврами, освоение музыкальных произведений и знаний о музыке, формирование представления о роли музыки в жизни человека
Личностные: Формировать эстетический вкус на примере произведения «Лунная соната» Бетховена, способствовать развитию творческого мышления, восприятия произведений литературы и музыки, воспитывать ценностные человеческие качества: доброту, справедливость, сострадание.
Оборудование: Проигрыватель, флеш – накопитель, видеопроектор, экран, презентации, фортепиано, компьютер.
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Музыкальный материал | УУД | ||||
1. Организационный момент (2 минута)
| - Здравствуйте ребята, меня зовут Альбина Рашитовна. (Музыкальное приветствие) | . | Р (целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно) | |||||
2. Актуализация знаний. (3минут)
| Попробуйте догадаться, о каком композиторе пойдет сегодня речь. (Звучат фрагменты произведений Э.Грига “Утро” и “Танец Анитры”). Что вы о нем знаете? Когда познакомились с его творчеством впервые? Вспомните, какие произведения вы слушали на уроках музыки? | Это Эдвард Григ.норвежский композитор, пианист, дирижер, критик. “Утро”, “Танец Анитры”, “Песня Сольвейг”. | фрагменты произведений Э.Грига “Утро” и “Танец Анитры”.
| К ( планирование учебного сотрудничества с учителем) П (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме) | ||||
3. Изучение нового материала. (10 минут) | Сегодня мы продолжим знакомится с его произведениями. Но прежде вы мне скажите что такое соната? Соната – это жанр инструментальной музыки. «Соната» - от итальянского глагола «sonare», что переводится как «звучать». А какие еще инструментальные жанры крупной формы вы помните? Чем соната отличается от сюиты? От сюиты соната отличается тем, что все части связаны между собой. Между ними нет сильного контраста, кроме темпа, музыкальный материал дополняет предыдущий. В 17 веке термин уже приобрел современное значение, а сами сонаты разделились на два вида: церковные и камерные сонаты. Церковные сонаты – это произведения, которые писали специально для сопровождения богослужения. Какую музыку мы называем камерной? Камерная музыка – это музыка, написанная для небольших вокальных и инструментальных ансамблей или для солирующих инструментов, так же для пения соло. Обычно, менее масштабна по форме и содержанию, чем музыка симфоническая. Соната всегда пишется для камерного (очень маленького) состава инструментов. Очень много сонат написано для одного инструмента (как правило, это сонаты для фортепиано). Практически каждый композитор обращался к жанру сонаты. Много сонат написано и для двух инструментов: например, для скрипки и фортепиано, для виолончели и фортепиано. Чаще всего сонаты обозначаются номерами и не имеют названий. Иногда композиторы давали названия своим сонатам. Например, у Бетховена мы можем услышать «Лунную сонату» Особенность сонатной формы – образы в ней не только контрастно сопоставляются, но и активно взаимодействуют. Сонатная форма позволяет ближе прикоснуться к драматургии пьесы. Сначала композитор знакомит слушателей с главными героями – мелодиями (темами или партиями). Это как завязка в повести. Затем начинает разворачиваться действие, достигает кульминации, после чего следует итог и развязка. Таким образом сонатная форма состоит из 3 разделов: экспозиция, где появляются основные темы разработка, где происходит действие реприза – итог Развитие музыки, построенной в сонатной форме, можно сравнить с действием в драматической пьесе | симфония, концерт, соната, квартет, сюита это музыка, написанная для небольших вокальных и инструментальных ансамблей | К (постановка вопросов и сотрудничество с учителем) | |||||
4.Организация слушательской деятельности(10 минут) | Сейчас мы вспомним «Лунную сонату Бетховена» и подробней ее разберем Л.В. Бетховен немецкий композитор, пианист и дирижёр. Бетховен приобщился к музыке с раннего детства. Концертные выступления молодого Бетховена проходили с огромным успехом. «Лунная соната» является одним из величайших созданий композитора. «Лунная соната» изанчально называлась « Соната № 14» . Так назвал ее сам композитор, но после его смерти музыкальные критики назвали ее «Лунной». Почему же «Лунной» ? Так как многие музыканты ассоциируют ее с грустью, спокойствием и тайной одинокой луны Пусть каждый из вас не просто слушает мелодию, а представляет и видит в этих мелодиях различные образы, переживает настроению композитора. А, сейчас, давайте, все расслабимся, закроем глаза и внимательно послушаем отрывок из 1 части «Лунной сонаты» Людвига вана Бетховена Прежде чем начать анализировать «Лунную сонату», мы с вами познакомимся с основной схемой анализа музыкального произведения. По этой схеме вы можете дать характеристику любому музыкальному произведению настроение, характер музыки
Прежде чем начать анализ музыкального произведения мы разделимся на группы. По 4 человека. В каждой группе будут руководители – «дирижеры». Кто такиой «дирижер» - руководитель хора или оркестра. Дирижер должен спросить мнение каждого. Написать общее мнение группы и представить классу. Так мы будем дальше работать. Хорошо, приступаем (включаю музыку) Основной принцип сонатной формы – столкновение или сопоставление двух музыкальных образов, контрастирующих, даже вступающих в конфликт друг с другом, а в некоторых случаях, лишь дополняющих друг друга. |
| «Лунная соната» Бетховена | К (постановка вопросов и сотрудничество с учителем) | ||||
5. Организация исполнительской деятельности( 10 мин) | Вы любите кататься на коньках? А играть в хоккей? Сейчас мы познакомимся с новой песней «Трус не играет в хоккей» муз. А. Пахмутовой.
| «Трус не играет в хоккей» муз. А. Пахмутовой | П ( выделение и формулирование познавательной цели — узнать и разучить песню) | |||||
6. Рефлексия деятельности. (Итог урока 4 минуты) | Домашнее задание сделать красками зарисовки образов на музыку «Лунной сонаты» Бетховена. Что мы с вами сегодня узнали нового на уроке? «Какая форма называется сонатной?» Основной принцип сонатной формы? | Р ( оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить) |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Тема урока: «Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Образовательная цель: Способствовать изучению особенностей развития народной и духовной (церковной) музыки в Древней Руси, знакомству с некоторыми характерными этапами развития церковной музыки в историческом контексте, через музыку Римского –Корсакова из оперы «Снегурочка»- фрагмент «Пляска скоморохов», р.н.п. «Во кузнице», «Былинные наигрыши».
Метапредметные: активно участвовать в обсуждении сущности музыкального искусства и его роли в жизни человека; выражать эмоционально - ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству; на примере творчества исполнителя обобщить понятие мастерство исполнителя, закрепить знания о певческих голосах, жанрах вокальной музыки.
Предметные: Эмоционально откликаться на музыку и эмоционально выражать свое отношение к прослушанному произведению. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению. Разучить песни – р.н.п. «Комара женить мы будем»», «Во кузнице».
Личностные: Воспитывать любовь к русской музыке, понимание связи музыки с жизнью человека, его отношение к природе, самому себе, совершенствовать вокальные навыки; воспитывать патриотизм, интерес к русскому исполнительскому искусству.
Оборудование: муз. центр, фортепиано, компьютер, проектор, флеш-накопитель, ноты песни.
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Музыкальный материал | УУД |
1. Организационный момент (2 минуты) | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Альбина Рашитовна. Сегодня я проведу урок музыки. (музыкальное приветствие) | Л (Проявление эмоциональной отзывчивост | ||
2. Актуализация знаний. (10 мин) | Сейчас мы проведем контрольную работу, по пройденному материалу за этот год. 1) Выберите то, что не относится к вокальному жанру. 2) Что такое инструментальная музыка? 3) Что такое романс? 4) Что за произведение звучит и кто его сочинил? 5) Каким тембром голоса обладал Шаляпин? 6) Выберите произведения, которые исполнял Шаляпин. 7) Запишите из какой оперы ария «Ивана Сусанина» и кто композитор. 8) Запишите из какой оперы ария «Фарлафа». 9) Что за романс звучит и кто его написал? 10) Что такое фольклор? 11) Какое называние у этой песни? 12) Что означает термин бельканто? 13) Как по-итальянски называются «песни на воде»? 14) Выберите, что за произведение звучало и кто композитор. Какое у вас было домашнее задание? | П (усвоение знания материала прошлого урока) | ||
3.Изучение нового материала. (15 минут) | На ветру шумят рябины, Каждый слушать их готов. Сколько песен у России – Сколько во поле цветов! Словно музыка степная Золотая рожь встает В полный голос слышен колос – Это Родина поет! Песни русские такие, что охота подпевать… Столько песен у России, -Никому не сосчитать. Начало нашего урока определило содержание нашего урока. О чем мы сегодня будем говорить? Какова тема урока? Сегодня на уроке мы будем знакомится с образами русской народной и духовной музыки. Музыкальное искусство Древней Руси развивалось в двух направлениях: церковная музыка и народное музыкальное творчество – фольклор. Что значит слово фольклор? Как дошли до нашего времени народные песни, которые были сочинены в древности? В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен до наших дней. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Существует множество различных музыкальных инструментов. Сейчас вам предстоит распределить карточки с народными инструментами и с инструментами симфонического оркестра (карточки на доске). Инструменты народного оркестра делятся на 4 группы: Духовые - дудочки, свирели, рожки. Струнные - балалайки, гусли, домры. Ударные - бубны, ложки, треугольники. Пневматические - баян, гармошка, аккордеон. Какие жанры народных песен вы можете назвать? Сегодня мы поговорим о некоторых из них. Плясовой жанр. Многие народные пляски произошли от трудовых движений или древних игр. Часто в них изображалось то, о чем говорилось в словах песни. Пляски под песню существуют у многих народов. Есть и русские народные плясовые песни. А вы знаете кто такие скоморохи? Скоморохи соединяли пение, игру на музыкальных инструментах, пляски, кукольные представления и фокусы, они были постоянными участниками народных празднеств, игрищ, гуляний, различных обрядов. | - они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Музыкальный фольклор – это вокальное (песенное), инструментальное, музыкально-танцевальное творчество народа. | Л (Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека) П (открытие новых знаний, нового материала) | |
4. Организация слушательской деятельности (10м.) | Сейчас мы послушаем «Пляску скоморохов» из оперы «Снегурочка», кто написал эту оперу? А после прослушивания вы скажите какой характер. Удалось ли композитору воссоздать образы скоморохов? А какой оркестр исполнил произведение? Как думаете Римскому-К. удалось передать в симфоническом оркестре звучание народных инструментов? Трудовой жанр. Вся жизнь человека связана с трудом. Тема эта нашла широкое отражение в русских народных песнях. Трудовые песни облегчали тяжелую работу, объединяли людей, с песней работалось дружней, организованней, веселей. Сейчас мы послушаем песню «Во кузнице» ее написал композитор Тихон Хренников. А вы представляйте образ. Какой образ вы нарисовали после прослушивания произведения? В кузнице трудились мужчины, легко и быстро работали и пели. Какие инструменты звучали? | -Скоморохи - Симфонический - рожки Римского-Корсакова.
| «Пляска скоморохов" Римского-Корсакова | Р (Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости) |
5. Организация певческой деятельности (10 мин) | Сейчас мы споем эту песню, только уже она не русско-народная, написана композитором Хренниковым. Еще одна русско-народная песня «Комара женить мы будем», которую мы сейчас споем.К какому жанру народных песен ее можно отнести?Как вы думаете, для чего в песне используются причитания «Ох»? | Шуточная Для выражения настроения | Л (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен) | |
6. Рефлексия (3 мин) | Какие жанры русской народной музыки мы вспомнили? Инструменты? Какие произведения слушали, пели? До свидания.
| Р (оценка собственной работы, подведение итогов) |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Тема урока: «Фрески Софии Киевской».
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Образовательная цель: познакомить учащихся с симфонией В. Кикты «Фрески Софии Киевской». Подвести обучающихся к размышлению о том, какое значение в жизни современного человека имеет тема духовности, почему (и как) современные композиторы в современной музыке раскрывают религиозные сюжеты и образы.
Метапредметные: активно участвовать в обсуждении сущности музыкального искусства и его роли в жизни человека; выражать эмоционально - ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству; на примере творчества исполнителя обобщить понятие мастерство исполнителя, закрепить знания о певческих голосах, жанрах вокальной музыки.
Предметные: Эмоционально откликаться на музыку и эмоционально выражать свое отношение к прослушанному произведению. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению. Разучить песню – Дунаевский «Цветные сны».
Личностные: Воспитывать любовь к русской музыке, понимание связи музыки с жизнью человека, его отношение к природе, самому себе, совершенствовать вокальные навыки; воспитывать патриотизм, интерес к русскому исполнительскому искусству.
Оборудование: муз. центр, фортепиано, компьютер, проектор, флеш-накопитель, ноты песни.
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Музыкальный материал | УУД | ||||
1. Организационный момент (2 минуты) | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Альбина Рашитовна. Сегодня я проведу урок музыки. (музыкальное приветствие) | Л (Проявление эмоциональной отзывчивост | ||||||
2. Актуализация знаний. (5мин) | Ребята, вы уже говорили о духовной музыке и послушали замечательные образцы православных духовных сочинений. А что есть духовная музыка, где она звучит, о чем в ней говорится и к кому она обращена? А дома может звучать духовная музыка? Какое у вас было домашнее задание? | Это музыка, звучащая в храме, музыка о Боге и для Бога. При исполнении христианских обрядов, в праздники особо верующие могут также петь духовные песнопения. | П (усвоение знания материала прошлого урока) | |||||
3.Изучение нового материала. (10 минут) 4. Организация слушательской деятельности (10м.) 5. Организация певческой деятельности (10 мин) 4. Организация слушательской деятельности (10м.) | (Слушание фрагмента) вы услышали фрагмент муз. произведения. Скажите, какое впечатление произвела на вас эта музыка? Возможно, она показалась вам непривычной. Действительно, подобной мы еще не слышали. «Фрески Софии Киевской» - концертная симфония, замечательного советского и российского композитора Валерия Кикты. Это и есть тема нашего урока. Запишем в тетрадь. Итак, познакомимся с новым для нас композитором. Кикта Валерий Григорьевич – советский и российский композитор, родился на Украине в 1941году. Сейчас - профессор Московской консерватории. Консерватория – что это? В своем творчестве композитор обращается к образам и интонациям христианской славянской культуры. Он, словно летописец, бережно сохраняет для потомков дух древности, создавая свой неповторимый, но исконно славянский музыкальный язык. Фреска – что это? Почему композитор так назвал произведение? В. Г. Кикта посетил Собор Софии Киевской и под сильным впечатлением сочинил произведение, в котором рассказал о них. Очарованный увиденными фресками, композитор назвал части концертной симфонии также как и фрески. ФСК – необычная симфония. Это своего рода большая былина, рассказывающая нам о трудном пути человеческой жизни. Симфония состоит из 9 частей. Каждая часть – это образ новой фрески, возникающей перед взором композитора. Скажите, как мы называем такую мелодию, которая много раз появляется в циклическом музыкальном сочинении? такая тема есть и в этом произведении. Это Орнамент. Мы его услышим трижды. Сейчас мы послушаем эту тему, а вы представьте, как автор попадает в старинный храм, рассматривает причудливые узоры на стенах многовекового собора и определите, какой инструмент здесь является солирующим. По мнению композитора, инструмент «чистой» красоты, приближает нас к образам старинных эпических сказаний, имитируя звучание гуслей. «Солирующий инструмент», как это понимать? Каков характер музыки? Какой темп использовал композитор? Давайте еще раз прослушаем главную тему и попробуем определить движение мелодии: движется ли она плавно, поступенно или в ней есть неожиданные скачки, причудливые изгибы? Орнамент, несмотря на свое изобразительное название, скорее не изображает, а выражает внутренний настрой автора, его созерцательность, размышления под сводами 1000-летнего храма. Давайте узнаем, что об этом говорит сам композитор. «Зверь нападает на всадника» - первая сюжетная картинка. Послушаем и определим ее характер. Мы послушали 1 и 2 части. Скажите: сходным или различным (контрастным) характером они обладают.
Вам знакомо имя Максим Дунаевский? Это современный русский композитор, сейчас мы познакомимся с новой песней которую он сочинил «Цветные сны».
Мы слушаем Орнамент2. Что теперь здесь не так, как раньше, что появилось нового? Появилось соло флейты. Флейта – солирующий инструмент и очень лиричный, чувствительный. Ее голос накладывается на тему орнамента. Мы следуем за орнаментом, и он приводит нас к следующей фреске. Это групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого. 4юные девушки, идущие чередой друг за другом во тьме со свечами в руках. Музыка, которую мы сейчас послушаем, вся построена на звукоизобразительности: трепетное, зыбкое звучание имитирует дрожание, мерцание свечи во тьме. Композитор рисует образы утонченных девушек, будущих королев Франции, Норвегии и Венгрии. | Техника живописи красками посвежей, сырой штукатурке. Высшее музыкальное учебное заведение. -Лейтмотив -Арфа Исполняет один главную тему, партию Медленный Поступенно, волнообразная мелодия. 1ч – созерцательная, уравновешенная, сдержанная, мудрая, созерцательная 2ч – активная, напряженная, действенная, даже агрессивная Это бродячие музыканты, «беспечное племя бродяг». Эта часть носит танцевальный характер, пляска с шутовством, насмешкой, бряцаньем бубенцов, ударами бубнов, других шумовых инструментов. | Симфония В. Кикты «Фрески Софии Киевской». Дунаевский «Цветные сны» | Л (Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека) П (открытие новых знаний, нового материала) Р (Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости) | ||||
6. Рефлексия (3 мин) | Какой музыкальный фрагмент симфонии произвел на тебя особое впечатление? Почему? С какой новой песней мы познакомились? | Р (оценка собственной работы, подведение итогов) | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков музыки в основной школе (5-7 классы)
В этом разделе собраны конспекты уроков с 5 по 7 классы...
Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков музыки для 5,6,7 классов...
Конспекты уроков музыки в основной школе
Основная школа "Музыка" Е.Д.Критская...
План - конспект урока музыки (5, 6, 7 класс) по теме: Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков музыки для 5, 6, 7 классов!...
Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков для 5,6,7 классов...
Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков для 5,6,8 классов...
Конспекты уроков музыки для основной школы
Конспекты для 5,6,7 класса....