Конспект урока "Музыка осени"
план-конспект урока по музыке на тему
1 класс 5 урок Тема урока: «Музыка осени»
Цель: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе
Задачи.
- Формировать навыки выражения своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь).
- Учить формулировать собственное мнение и позицию.
- Развивать певческие умения и навыки, ассоциативное мышление, “внутренний слух” и “внутреннее зрение”.
- Осваивать элементы музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи.
- Воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и понимать красоту родной природы.
Музыкальный материал: Г.Свиридов “Осень”, П.И.Чайковский “Осенняя песнь”.
Дополнительный материал: отрывок стихотворения А.С. Пушкина “Унылая пора!..”, А. Плещеев “Скучная картина!...”, из русского фольклора “Осень, осень в гости просим…”
Портрет композитора Г.Свиридова, репродукции картин: С.Жуковский “Брошенная терраса”, Б.Кустодиев “Осенний сельский праздник”, В.Поленов “Золотая осень”.
Заготовки листьев из бумаги белого цвета на каждого ученика.
Оборудование: Мультимедийный проектор.
Презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
Вход в класс под музыку Г.Свиридова Весна и осень» (время 0:56 – 2:06)
Учитель: Здравствуйте, ребята!
II. Введение в тему урока
Учитель: Послушайте отрывок стихотворения А.С.Пушкина:
Слайд №1
Учитель: «Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса… «.
- О каком времени года эти строки? (Об осени)
- Правильно, ребята. Сегодня мы с вами и посвятим наш урок этому времени года.
Слайд №2
Учитель: Тема урока: «Музыка осени».
Учитель: - Многие поэты, художники, писатели, композиторы любили осень и в своих произведениях рассказывали о ней.
- Какая осень изображена в каждом из стихотворений? (Ответы детей)
- Плывут паутины над сонным жнивьем.
Краснеют рябины под каждым окном.
Хрипят по утрам петушки молодые.
Дожди налегке выпадают грибные.
Поют трактористы, на зябь выезжая.
Готовятся села ко Дню урожая. (А. Твардовский)
Выслушиваю ответы детей.
Учитель: О начале осени, когда наступают самые тёплые осенние дни – дни уходящего лета, бабьего лета, когда краснеет рябина, когда в небе летает паутина, а из туч заслонивших солнце идёт грибной дождь, трактористы готовятся к сбору урожая.
- Ребята, а какая ещё бывает осень?
Золотая, когда все деревья поменяли свой наряд и сбрасывают его на землю, становится холоднее, в небе слышно курлыканье журавлей.
Поздняя осень, когда все деревья стоят голые, на лужах появляется тоненький лёд, может выпасть первый снежок.
- Рассмотрим репродукции картин.
- Что изображено на картинах?
- Какие краски помогают передать настроение?
- Что вы можете о них сказать, опишите их!
Слайд №3
Станислав Жуковский «Брошенная терраса»
Выслушиваю ответы детей.
Учитель: На картине Станислава Жуковского изображён осенний день.
Цвета для этой работы художник подобрал красочные, насыщенные так, чтобы мы увидели перед собой день солнечный, но в то же время, чтобы он ощутил холодный осенний воздух.
Опавшие листья с деревьев лежат повсюду на столе, под скамейкой, на полу.
На столе букет цветов такой же желтый, как и цвет солнечных лучей и листвы на деревьях. Тут же еще несколько цветов, лежащих прямо на столе, – как символ увядающей красоты. И на фоне всеобщего увядания и заброшенности бирюзовое, чистое небо как символ обновления. С картины словно льются солнечные лучи, ощущается осенний запах, распространяющийся от цветов.
От картины нельзя отвести глаза, она наполняет сердце радостью и поднимает настроение, хотя судьба ее автора не была столь же светлой. Станислав Жуковский оставил после себя много выдающихся картин, которые по сей день хранятся в музеях многих стран.
Слайд №4
Борис Кустодиев “Осенний сельский праздник”,
Выслушиваю ответы детей.
Учитель: Эту картину Кустодиев написал всего за пять дней - именно такое количество времени провел художник в своем загородном имении.
В картине художник передает веселье и широту русского праздничного гулянья на фоне уютных деревенских изб и яркой осенней листвы. Как всегда у Кустодиева, колорит картины очень декоративен: он построен на сочетании красных, желтых, оранжевых, охристых и белых цветов.
Слайд №5
Василий Поленов “Золотая осень”.
Выслушиваю ответы детей.
Учитель: Пейзаж «Золотая осень» известного российского и советского живописца Василия Поленова, является не самым известным его произведением.
Картина эта написана художником неподалёку от его усадьбы на реке Оке в Тульской губернии и изображает солнечный осенний день. Наш взор сразу приковывает река, тёмной змеёй выделяющаяся на фоне золотых деревьев и холмов. Не сразу замечается, но надолго врезается в память сияние солнца на крышах монастыря у излучины реки.
Василий Поленов изобразил самое начало осени — жёлтый цвет ещё не полностью захватил пространство картины, пример тому — огромное дерево на переднем плане с ещё зелёной кроной. Но все внимание, конечно, забирает себе река. Чистая вода отражает солнечные блики, небо, солнце и деревья, на отмелях кружит жёлтая палая листва. И хотя художник изобразил на картине осень, понятно, что ещё очень тепло и солнечно, и правильнее было бы назвать эту работу «Бабье лето».
IV. Слушание музыки
Слайд №6
- Послушайте пьесу композитора Георгия Свиридова «Осень» (показ портрета композитора).
Слушание Георгия Свиридова «Осень» (время 0:56 – 2:06)
Учитель: - Какую осень нарисовал композитор музыкальными красками? (не совсем позднюю, присутствует светлое звучание, музыка лирическая, напевная, спокойная, неторопливая, немного навевает грусть)
Учитель: Какими словами вы бы охарактеризовали осень, прослушав музыку Георгия Свиридова «Осень».
Выслушиваю ответы детей.
Учитель: Осенью природа словно затихает, готовится к зимнему сну, поэтому нам кажется усталой, утомленной. Листья скидывают с себя листву, птицы улетают в теплые края. Становится немного грустно, когда смотришь на это увядание.
- Какой инструмент «поет» мелодию?
Слайд №7
(Скрипка)
- Мы с вами познакомились с изображением осенней природы в различных видах искусств. Увидели и услышали как поэты, художники, композиторы своими произведениями выражают любовь к этому времени года. А вы любите осень? За что? (ответы детей)
- Если мы будем любить и беречь природу, то сможем всю свою жизнь наслаждаться её богатыми дарами и яркими красками, черпать в ней силы и вдохновение.
V. Изучение нового материала
Слайд №8
Исполняется попевка “Миновало лето…”. Дети поют вместе с учителем начало песни Д.Васильева - Буглая “Осенняя песенка” и показывают жестом направление движения мелодии.
- Как движется мелодия? (сначала поступенно вверх, затем поступенно вниз). Все ли кубики-звуки нарисованы одинаково; как мы пропеваем маленькие кубики - звуки короткие и большие кубики - звук долгий? (Ответы детей)
“ Из высоких и низких звуков складывается мелодия, выразительность которой придают динамические оттенки ФОРТЕ (громко), ПИАНО (тихо).
- Любая мелодия покажется скучной и неинтересной, если все звуки будут одинаковой длины. То есть звуки могут быть короткими и длинными, с помощью длительностей может складываться любой ритм.
- Давайте проверим с помощью такой игры.
Учитель рассказывает:
- Теплым осенним днем ребята вышли на прогулку. Они играли, веселились. И вдруг подул сильный ветер.
Физминутка (дети выполняют движения стоя, согласно тексту):
Слайд №9
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише. Деревцо все выше, выше.
Но вот на небе появилась тучка, и начался дождик. Сначала это были редкие капли (показ, дети повторяют),
потом дождик пошел чаще, будто зазвенели маленькие колокольчики (показ).
Все побежали прятаться под крышу и просят:
«Дождик, дождик! Кап да кап,
Ты не капай долго так».
(Задание заключается в том, чтобы дети проговаривали и отхлопывали ритм стихотворения, одновременно сопровождая хлопки равномерным покачиванием корпуса влево и вправо.
Затем, внимание детей переключается опять на запись нот. Объяснить, что один удар ДОН приходится на два удара ДИ-ЛИ).
- Оказывается ритм очень важен.
VI. Исполнение песни «Если добрый ты» сл. М.Пляцковского
муз. Б.Савельева
Сегодня наш урок посвящен осени, а какую осеннюю песенку мы с вами разучили на прошлом уроке? «Если добрый ты»
Слайд №10
- Ребята, а что главное в песне? (Мелодия)
- Что песню отличает от марша, танца? (Слова)
- Кто сочиняет песни? (Композитор)
Слайд №11 слова песни
Вспомнить песню «Если добрый ты» сл. М.Пляцковского муз. Б.Савельева, затем исполнение.
VII. Обобщение и творческое задание.
- Сегодня на уроке, ребята, мы слушали музыку, читали стихи, говорили о красках осени, исполняли песню. А теперь давайте попробуем украсить наш класс осенними листьями.
«Соберем большой букет - нам от осени привет!».
- У каждого из вас на парте лежит листик белого цвета. Давайте разукрасим листики и не каким-то одним цветом, а сочетаниями разных цветов. Мы выполним нашу творческую работу под «Осеннюю песню» П.И.Чайковского.
Звучит «Осенняя песнь» П.И.Чайковского.
«Готово? Рассмотрите свои творения. Они, несомненно, удачны. Уже одно то, что вам никто не помогал и не подсказывал, очень ценно».
Посмотрите картины известных художников, посвящённые осени.
Просмотр слайдов (12-31).
Последний слайд №32 До свидания!
Домашнее задание.
- Проявите же свою фантазию и дальше. Дома придумайте «осенний напев», передайте свои впечатления об осени. «Со словами вы запоете или без слов, это не столь важно. Кстати, можете себе аккомпанировать, на чем захотите (барабан, щелчки пальцами, хлопки в ладоши и т.п.)».
Выход из класса под музыку “Осень” Г.Свиридова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация по музыке на тему Музыка осени | 2.47 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Картина С.Жуковского «Брошенная терраса»
Б. Кустодиев «Осенний сельский праздник»
В. Поленов «Золотая осень»
Георгий Свиридов «Осень» Георгий Свиридов
Скрипка
Попевка “Миновало лето…”.
- Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо все выше, выше. Но вот на небе появилась тучка, и начался дождик. Сначала это были редкие капли … П отом дождик пошел чаще, будто зазвенели маленькие колокольчики Все побежали прятаться под крышу и просят: «Дождик, дождик! Кап да кап, Ты не капай долго так».
«Если добрый ты»
«Если добрый ты» 1. Дождик по земле босиком прошёл, клёны по плечам хлопал. Если ясный день - это хорошо, а когда наоборот – плохо – 2 раза. 2. Слышно, как звенят в небе высоко солнечных лучей струны. Если добрый ты - это хорошо, а когда наоборот – трудно – 2 раза. 3. С каждым поделись радостью своей, рассыпая смех звучно. Если песни петь - с ними веселей, а когда наоборот – скучно – 2 раза. Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля-ля-ля-ля ля-ля-ля-ля-ля ля-ля Если песни петь - с ними веселей, а когда наоборот – скучно – 2 раза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мероприятия "Осенний марафон"
Цель: учить преодолевать трудности, быстро принимать решение.Задачи: 1. упражнять в ходьбе и беге с одновременным выполнением различных заданий;2. развитие воображения, сообразительности, внимания, па...
Конспект НОД Осень глазами художников
Тема. «Осень – глазами художника». Программное содержание: Продолжать приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему.Познакомить с жанрами изобразительно...
Конспект НОД "Осень на опушке краски разводила"
Свободное цветописание с детьми с нарушениями зрения...
Конспект урока: «Осенний гербарий»
использование нетрадиционных техник рисования на уроках в коррекционной школе...
Конспект занятия "Осень"
Данное занятие проводилось с детьми старшего возраста, имеющими речевые нарушения. На занятии реализовывались следующие задачи: закрепление представлений об осени, активизация словаря детей. Учи...
Конспект занятия: "Осенние листья".
Знакомство детей с объёмным рисованием; работа с мятой, мокрой бумагой....
Конспект занятия "Осенний букет"
Занятие по изобразительному искусству для детей 7 - 9 лет. Введение в образовательную программу, знакомство с акварелью....