Программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Музыкальная шкатулка» 1 - 9 класс
рабочая программа по музыке на тему
Программа по курсу внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014 г. Автор программы «Музыка и пение» И.В. Евтушенко.
Ансамблевое пение играет важную роль в воспитании детей и формировании их музыкальной культуры. Само по себе коллективное пение - прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших качеств личности.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению
«Музыкальная шкатулка»
1 - 9 класс
1. Пояснительная записка
Программа по курсу внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014 г. Автор программы «Музыка и пение» И.В. Евтушенко.
Ансамблевое пение играет важную роль в воспитании детей и формировании их музыкальной культуры. Само по себе коллективное пение - прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших качеств личности.
Пение - активный творческий досуг, оно развивает мышление детей и подростков. При включении в хоровую самодеятельность у воспитанников возникает целая гамма отношений эмоционально-психологического характера. Совместная творческая деятельность усиливает свойственную детям и подросткам потребность в общении, способствует формированию чувства ответственности за общее дело, чувство коллективизма.
Данная программа не является новым словом в развитии музыкального воспитания в нашей стране, так как имеет ряд аналогов, основанных на единой методике и традициях вокального искусства. Однако, наряду с другими программами, она актуальна в данное время по причине необходимости духовного развития подрастающего поколения, ведь музыка, и в частности пение, являлась всегда составной частью художественно-эстетического воспитания и позитивным фактором в формировании духовного мира ребенка. Таким образом, основываясь на естественном желании детей и подростков заниматься пением, и, направив данные занятия в нужное русло, возможно обучить учащихся правильному, свободному, красивому пению и воспитать музыкальный вкус, являющемуся одной из граней развития ребенка в целом.
Цель реализуемой программы: создание условий для раскрытия творческих способностей учащихся и их самореализации в процессе музыкально-вокальной деятельности.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих и коррекционно – развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
- обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;
- сформировать основы сценической культуры;
- развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
- развивать творческую активность детей;
- содействовать формированию здорового образа жизни;
- воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.
- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Среди разнообразных видов художественного творчества трудно переоценить привлекательность и эффективность пения, социальная и эстетическая природа которого создает благоприятные предпосылки для комплексного воспитания подрастающего поколения.
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей.
Основной формой работы является музыкальное занятие, предусматривающее сочетание практических и теоретических методик вокально-хорового воспитания.
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи);
- наглядно – зрительный (мультимедиа);
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово);
- практический (показ приемов исполнения, импровизация);
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);
- методические ошибки.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:
- сольное и ансамблевое пение;
- слушание различных интерпретаций исполнения;
- пластическое интонирование;
- элементов импровизации;
- движения под музыку;
- элементы театрализации.
Реализацию целевого назначения программы обеспечивают следующие художественно-педагогические принципы обучения:
- духовность;
- личностное ориентирование;
- образность;
- интерес и увлечённость;
- связь с жизнью;
- креативность;
- эмоциональное насыщение;
- вариативность и свобода выбора.
- системность, доступность содержания занятий для всех желающих.
Каждый год обучения служит закреплению накопленных вокальных навыков и знаний, одновременно является дальнейшим шагом творческого развития учащихся и предполагает более высокий уровень знаний и навыков.
Таким образом, начиная с детства, ребенок окунается в атмосферу музыкального искусства, а музыка сопровождает его на протяжении нескольких лет, что впоследствии может оказать влияние па будущую профессию, связанную с музыкальным искусством. В процессе занятий в репертуар будут вводиться произведения различных стилей и жанров, благодаря чему воспитанники расширят свой кругозор.
Содержание программы может варьироваться в зависимости от условий реализации программы.
3. Описание курса внеурочной деятельности в учебном плане
Курс внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка» входит в подраздел «внеурочная деятельность по направлениям» адаптированной основной образовательной программы КОУ ВО «Новоусманская школа-интернат». Программа курса внеурочной деятельности реализуется через внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
На реализацию программы в учебном плане КОУ ВО «Новоусманская школа-интернат» предусмотрено 238 часов
1-2 класс - 34 часа (1 ч. в неделю) – младшая группа
3-4 класс - 34 часа (1 ч. в неделю) – младшая группа
5 класс - 34 часа (1 ч. в неделю) – средняя группа
6 класс - 34 часа (1 ч. в неделю) – средняя группа
7 класс - 34 часа (1 ч. в неделю) – старшая группа
8 класс - 34 часа (1 ч. в неделю) – старшая группа
9 класс - 34 часа (1 ч. в неделю) – старшая группа
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию.
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства.
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательными для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
- определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой;
- пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
- выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
- правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
- правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
- различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
- определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);
Достаточный уровень:
- овладеть певческим дыханием;
- правильно формировать гласные звуки при пении;
- петь в унисон, слушая друг друга, одноголосные произведения с поддерживающим аккомпанементом;
- добиваться эмоционального исполнения произведения.
- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, драматизации музыкальных произведений в музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий.
- свободно владеть певческим дыханием и пением с опорой на дыхание;
- петь в единой певческой позиции;
- владеть певческой дикцией;
- владеть музыкальной фразировкой;
- владеть различными штрихами в пении (1еgаtо, non 1еgаtо, stассаtо и др.);
- образно и эмоционально исполнять произведения.
- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, драматизации музыкальных произведений в музыкально-творческой практике
5. Содержание программы курса внеурочной деятельности
Младшая группа
- 1. Вводное занятие.
- Знакомство учащихся. Ознакомление обучающихся с рабочим кабинетом. Сведения о предмете. Техника безопасности (техника безопасности, соответствующая инструкциям). Правила поведения на занятиях и в образовательном учреждении (внимание, аккуратность, вежливость, форма для занятий, сменная обувь и т.д.)
- 2. Постановка голоса.
- Формируем правильную постановку корпуса при пении, правильное ощущение гортани (нижняя челюсть свободная). Выработка грамотных голосовых, речевых, певческих навыков. Пение в унисон упражнений и мелодий разучиваемых песен. Выравнивание гласных, активность работы артикуляционного аппарата. Певческая установка и навыки певческого дыхания. Три основных части голосового аппарата. Атака звука. Мягкая атака – основа вокала. Общее здоровье организма человека – главное условие здорового голоса.
- 3. Постановка вокального дыхания.
- Главные принципы дыхания. Технология вдоха. Вдох не должен нарушать смысл слова. Вдох между фразами в быстром произведении. Упражнения на грамотное распределение дыхания. Дыхательные упражнения на разные виды техники. Дыхательная гимнастика (для постановки правильного дыхания по Стрельниковой). Упражнения для развития и укрепления диафрагматического дыхания.
- 4. Пение учебно-тренировочного материала.
- Разогрев голосового аппарата вокалиста – распевания. Исполнение распеваний, содержащие дыхательные упражнения, мелодии-попевки на необходимые виды техники (пение с закрытым ртом, на определённые гласные, слоги, на улучшение звукообразования, на отработку мелодических или ритмических сложностей). Распевки на дикцию.
- Развиваем способность слушать свои ощущения. Выполняем упражнения на развитие артикуляции. Скороговорки для дикции. Распевки на дикцию. Основы артикуляционной разминки (упражнение для губ, языка, освобождение челюсти).
- 5.Репертуарная практика.
- Выбор репертуара, доступного по вокально-техническому и исполнительскому уровню, тесситуре, содержанию. Слушание песни, её анализ с детьми; разучивание текста песни; отдельно изучаем мелодию и отрабатываем её интонационные трудности. Художественная отработка звучания каждого из куплетов песни. Доведение исполнения песни до уровня, приемлемого для публичного исполнения.
- 6.Сценическая практика.
- Практическая работа по созданию эстрадного номера. Тема песни и её сценическое воплощение. Эмоциональность при исполнении песни. Учимся двигаться под мелодию исполняемой песни. Учимся вслушиваться и понимать смысл репертуарных песен. Отработка выхода на сцену и ухода после выступления. Изучение правил пользования микрофонами.
- 7. Основы музыкальной грамоты
- Музыкальный звук. Основные характеристики музыкального звука. Учимся слушать звуки. Основные музыкальные жанры - песня, танец, марш. Высота музыкального звука. Ритм и длительность звуков.
8. Ансамбль. Единое ансамблевое звучание. Строй в ансамбле. Выстраивание унисона с мелодической линией в аккомпанементе.
Теория: Понятие «ансамбль». Ансамбль как слитное, слаженное исполнение произведения всеми музыкантами, подчинение общему художественному замыслу. Понятие «аккомпанемент».
Практика: Работа над единым ансамблевым звучанием. Одновременное начало и окончание пения. Единство темпа, согласованное изменение силы звука. Теория: Знакомство с понятиями «строй», «унисон».
Практика: Работа над строем в ансамбле, выстраивание унисона.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение).
Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая.
- 9. Прослушивание записей выступлений детей на телевизионных фестивалях, конкурсах.
- 10.Ознакомление с образцами отечественной и зарубежной вокальной музыки.
- Средняя группа
1. Вводное занятие. Ансамблевое и сольное пение.
Теория: Организации работы объединения. Цели и задачи изучения программы. Ознакомление с основами вокального искусства. Ансамблевое и сольное пение (сходство и различия).
Правила безопасности во время проведения занятий.
Практика: Прослушивание. Пение под аккомпанемент знакомых песен.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (пение, упражнение).
Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная.
2. Певческое дыхание
Теория: Роль дыхания в вокальном искусстве.
Практика: Работа по формированию певческого дыхания. Упражнения на дыхание.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение).
Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная
3. Единая певческая позиция.
Практика: Формирование единой певческой позиции.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение)
Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная
4. Звукообразование. Формирование гласных звуков.
Теория: Понятие «звук». Изучение механизма первичного звукообразования. Практика : Работа по формированию гласных звуков.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение).
Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная
5. Звуковедение. Фразировка.
Теория: Понятие «певческая фраза».
Практика: Работа над фразировкой (равномерное распределение дыхания по фразам).
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение).
Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная
6. Дикция.
Теория: Артикуляция. Роль гласных и согласных звуков в пении
Практика: Упражнение на артикуляцию. Работа над дикцией, чёткостью произношения.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесный (анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение)
Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная
7. Штрихи в пении. Пение legatо, staccato.
Теория: Понятия «legatо» «staccato»
Практика: Формирование навыков использования данных средств выразительности в пении.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагогом, показ аудио-, видеоматериалов); практические (упражнение); исследовательские (поиск средств художественной выразительности).
8. Динамические оттенки в пении.
Теория: Раскрытие значений понятий «forte», «piano».
Практика: Формирование навыков пения с различной динамикой.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения ); наглядные (показ, исполнение педагогом, показ аудио-, видеоматериалов); практические( упражнение); исследовательские ( поиск средств художественной выразительности).
9. Ансамбль. Единое ансамблевое звучание.
Теория: Понятие «ансамбль». Ансамбль как слитное, слаженноеисполнение
произведения всеми музыкантами, подчинение общему художественному замыслу. Понятие «аккомпанемент».
Практика: Работа над единым ансамблевым звучанием. Одновременное начало и окончание пения. Единство темпа, согласованное изменение силы звука.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение)
Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая.
10. Строй в ансамбле. Выстраивание унисона с мелодической линией в аккомпанементе.
Теория: Знакомство с понятиями «строй», «унисон».
Практика: Работа над строем в ансамбле, выстраивание унисона.
11. Особенности драматургического развития. Художественный образ.
Теория: Значение драматургического развития в ансамблевом пении.
Практика: Создание художественного образа произведения с помощью педагога. Постановка номера.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога, демонстрация видеоматериалов); практические (упражнение); исследовательские (поиск средств художественной выразительности).
Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая.
12. Работа с микрофоном. Пение под фонограмму.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога, демонстрация видеоматериалов); практические (упражнение)
Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая.
13. Итоговое занятие.
Старшая группа
1. Вводное занятие. Знакомство с эстрадной музыкой 20 века
Теория: Эстрадное искусство. Разнообразие форм исполнительного творчества. Организации работы объединения. Правила безопасности во время проведения занятий.
Практика: Пение под аккомпанемент изученных песен.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа); наглядные (показ, исполнение педагога); практические ( пение, упражнение)
Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная
2. Певческое дыхание.
Теория: Повторение и закрепление навыков дыхания.
Практика: Работа по развитию певческого дыхания. Упражнения на различные виды дыхания.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные ( анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение)
Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная,
групповая
3. Единая певческая позиция
Практика: Работа над единой певческой позицией.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение)
Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная
4. Звукообразование.
Теория: Повторение и закрепление навыков звукообразования, механизма первичногозвукообразования.
Практика: Пение мягким нефорсированным звуком. Упражнения па различные виды атаки звука. Одновременное дыхание и атака звука.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа); наглядные (показ, исполнение педагога, ); практические (упражнение).
Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная,групповая.
5. Звуковедение. Фразировка.
Теория: Музыкальная речь и сё строение. Фраза, предложение.
Практика : Дальнейшая работа над фразировкой.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение)
Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная,групповая.
6. Дикция. Преодоление дикционных трудностей.
Теория: Повторение и закрепление навыков артикуляции и дикции.
Практика: Работа над дикцией. Упражнение на артикуляцию. Преодоление дикционных трудностей.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесный (анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение)
Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная
7. Штрихивпении. Пение legato, staccato non legato.
Теория: Повторение понятий «legato» «staccato». Понятие «nonlegato». Практика: Развитие навыков использования разных штрихов в пении.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагогом. показ аудио-, видеоматериалов); практические (упражнение); частично-поисковые (поиск средств художественной выразительности).
8. Различные динамические оттенки в пении. Крещендо, диминуэндо.
Теория: Знакомство с понятиями «Крещендо», «диминуэндо».
Практика: Развитие навыков пения с различными динамическими оттенками.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ. беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагогом. показ аудио-, видеоматериалов); практические (упражнение); частично-поисковые ( поиск средств художественной выразительности).
9. Разнообразные темпы пения. Преодоление темповых трудностей.
Практика: Формирование навыка пения в разных темпах.
10. Единое ансамблевое звучание.
Практика: Работа над единым ансамблевым звучанием. Формирование умения слышать себя в коллективе во время исполнения музыкальных произведений. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение)
Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая.
11. Строй в ансамбле. Пение в унисон с поддерживающим аккомпанементом.
Практика: Работа над выстраиванием унисона.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагогом, показ аудио-, видеоматериалов); практические (упражнение); исследовательские ( поиск средств художественной выразительности).
12. Создание художественного образа музыкального произведения.
Практика: Создание художественного образа произведения с помощью педагога. Подчинение движения характеру музыки и текста. Постановка номера.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение); исследовательские (поиск средств художественной выразительности).
Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая.
13. Работа с микрофоном. Пение под фонограмму.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога. демонстрация видеоматериалов); практические (упражнение)
Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая.
14. Итоговое занятие.
8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Методические пособия:
- Барышева Т.А., Левицкая С.Г «Работа над песней на уроке музыки». Л. 1985 г.
- Ветлугина И.А. «Музыкальное развитие ребёнка». М., Просвещение», 1968 г.
- Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». СПб, «Владос», 2000 г.
- Кеериг О.П. «Методика работы с детским самодеятельным музыкальным коллективом». Л., 1986
- Ригина Г.С. «Творческая деятельность младших школьников в системе воспитания». М., 1992 г.
- Струве Г. «Музыка для всех». М.: «Музыка», 1978 г.
- Осеннева М.С. «Методика муз-го воспитания младших школьников».М; «Академа» 2001г.
- Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение. Секреты вокального искусства». М. «Феникс», 2007г.
- Стулова Г.П. «Развитие детского голоса». М; «Музыка», 1992г.
Технические средства обучения
Фортепиано
Синтезатор
Музыкальный центр
Микрофоны
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок,
Мультимедийный проэктор
Компьютер
Демонстрационный материал
Таблица с изображением нотного стана.
Экранно-звуковые пособия
Слайды, соответствующие тематике программы (по возможности).
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы (по возможности).
Аудиозаписи, в соответствии с программой обучения.
Видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Вокал» (общекультурное направление) 5-10 классы
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Вокал» для 5-10 классов, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности: «я-гражданин» для 7 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности: «Я-Гражданин» для 7 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению развития личности: « Проба пера» для 5 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению развития личности: « Проба пера»для 5 класса...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социального - эмоционального направления «Азбука города» для обучающихся 1-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программакурса внеурочной деятельностисоциального - эмоционального направления«Азбука города»для обучающихся 1-9 классовс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Страноведение Великобритании»
Материалы для кружка...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по _внеурочной деятельности по общекультурному направлению на тему: «Я-гражданин России»_9 класс
Внеурочная работа по патриотическому воспитанию является важнейшей составной частью воспитательной и способствует развитию и совершенствованию психологических качеств личности учащихся: любознательнос...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «СТРАНА ПЛАСТИЛИНИЯ» Направления развития личности школьника: общекультурное 1 класс
Цель программы: формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работах.Задачи программы:совершенствовать практические у...