Рабочая программа курса внеурочной деятельности социального - эмоционального направления «Азбука города» для обучающихся 1-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа на тему

Постольник Татьяна Викторовна

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

социального - эмоционального  направления

«Азбука города»

для обучающихся 1-9 классов

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_goroda.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №2 г. Усмани Липецкой области

имени Героя Советского Союза М.П. Константинова

СОГЛАСОВАНО                                                                        УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора                                                                Директор ОУ                                                                                                    

__________________                                                                   ____________

 Н.А. Сиротина                                                                            Г.А. Прибыткова

 «___» __________ 2017 г.                                                         Приказ № ______

                                                                                                      от «__» __________ 2017 г.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

социального - эмоционального  направления

«Азбука города»

для обучающихся 1-9 классов

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

на 2017-2018 учебный год

Составила Т.В. Постольник,

учитель начальных классов

г. Усмань, 2017 год

Планируемые результаты освоения программы

   В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

• воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности (приобрёл, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

• эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т.д.).

   Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами общеобразовательной организации, в открытой общественной среде.

     Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.

    Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

   По каждому из направлений внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут быть достигнуты определенные воспитательные результаты.

    Основные личностные результаты внеурочной деятельности:

― ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

― ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

― осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;

― элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

― эмоионально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

― уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;

― готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;

― готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

― понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;

― потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической,

художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;

― развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

принятие и освоение различных социальных ролей;

― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

― владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

― способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях

гражданина, нормах социального взаимодействия;

― способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках,

принимать элементарные решения;

― способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их

на практике, оценивать достигнутые результаты;

― мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Содержание курса «Азбука города»

Разделы

Форма организации занятия

Виды деятельности

Природа Родного края, 8ч.

1

Волшебница Осень

Экскурсия

Словесно – наглядный, наблюдения за сезонными изменениями

2

Водоемы нашего края

Презентация, творческая мастерская

Словесно – наглядный, изготовление карты Усманского края (знакомство с водоемами)

3

Богатства растительного мир

Презентация,

викторина

Словесно – наглядный, участие в викторине «Угадай растение!»

4

Животный мир

Презентация,

викторина

Словесно – наглядный, участие в викторине «Дикие и домашние животные!»

5

Птицы нашего края

Рассматривание иллюстраций, кроссворд

Словесно – наглядный, разгадывание кроссворда

6

Охрана растений и животных

Презентация, обсуждение

Словесно – наглядный, виртуальное путешествие в Воронежский Государственный биосферный заповедник

7

Экскурсия в городском парке

Экскурсия

Словесно – наглядный, экскурсия в городской парк г. Усмани

8

Знаешь ли ты природу родного края

Викторина

Словесно – наглядный, викторина «Знаешь ли ты природу родного края»

Я гражданин России, 8 ч.

9

Мы живем в России

Беседа, музыкальное занятие

Словесно – наглядный, работа с иллюстрациями, прослушивание русской - народной музыки

10

«Символы государства»

Презентация, беседа

Словесно – наглядный, работа с раскрасками

11

Главный человек в России

Просмотр видеоролика

Словесно – наглядный, просмотр видеоролика «Гора самоцветов»

12

Моя малая родина

Презентация, беседа

Словесно – наглядный, работа с книгами Усманских авторов

13

Люди вокруг нас (что такое общество)

Беседа

Словесно – наглядный

14

Моя семья

Творческая мастерская

Изготовление малого «Фамильного древа»

15

Как я должен себя вести дома

Беседа

Словесно – наглядный, работа с иллюстрациями

16

Как я должен себя вести в обществе

Беседа, практическое занятие

Игры «Магазин», «Поход в кино»,  «Автобус»

Безопасный город, 4 ч.

17

Правила безопасности дома

Просмотр видеоролика, беседа

Словесно – наглядный, работа с иллюстрациями, просмотр видеороликов

18

Правила поведения на природе

Просмотр видеоролика, беседа

Словесно – наглядный, работа с иллюстрациями, просмотр видеороликов

19

Правила безопасности на улице

Просмотр видеоролика, беседа

Словесно – наглядный, работа с иллюстрациями, просмотр видеороликов

20

Правила дорожного движения

Просмотр видеоролика, беседа

Словесно – наглядный, работа с иллюстрациями, просмотр видеороликов

Знаю и люблю свой город, 15 ч.

21

Мой край

Презентация, творческая мастерская

Словесно – наглядный, изготовление карты Усманского края (знакомство с селами)

22

Мой город

Беседа, презентация

Словесно – наглядный

23

Достопримечательности города

Беседа, презентация

Словесно – наглядный, виртуальное путешествие по городу Усмани

24

Моя школа

Беседа, экскурсия

Словесно – наглядный, экскурсия в музей школы

25

Моя школа

Творческая мастерская

Изготовление макета, рисунка, аппликации

26

Важные здания города

Беседа, презентация

Словесно – наглядный, виртуальная экскурсия на почту, в поликлинику, магазин.

27

Дворец культуры

Беседа, презентация, творческая мастерская

Словесно – наглядный, изготовление макета, рисунка, аппликации

28

Дворец культуры

Экскурсия

Словесно – наглядный, экскурсия в Районный дворец культуры г. Усмани

29

Площади города

Беседа, презентация, творческая мастерская

Словесно – наглядный, изготовление макета, рисунка, аппликации

30

Площади города

Экскурсия

Словесно – наглядный, экскурсия на площадь имени Ленина г. Усмань

31

Аллеи города

Беседа, презентация, творческая мастерская

Словесно – наглядный, изготовление макета, рисунка, аппликации

32

Аллеи города

Экскурсия

Словесно – наглядный, экскурсия на аллею Героев и на аллею имени Н.Г. Басова

33

Наш край в годы ВОВ

Беседа, презентация

Словесно – наглядный

34

Мой город Усмань

Викторина, творческая мастерская

Викторина «Мой город Усмань», оформление альбома рисунков, аппликаций

35

Итоговое занятие

Выставка

Подведение итогов, выставка работ обучающихся

Календарно-тематическое планирование курса «Азбука города»

Тема

Кол.ур.

Раздел

Дата проведения

Корректировка

1

Волшебница Осень

1

Природа Родного края

02.09.2017

2

Водоемы нашего края

1

09.09.2017

3

Богатства растительного мир

1

16.09.2017

4

Животный мир

1

23.09.2017

5

Птицы нашего края

1

30.09.2017

6

Охрана растений и животных

1

07.10.2017

7

Экскурсия в городском парке

1

14.10.2017

8

Знаешь ли ты природу родного края

1

21.10.2017

9

Мы живем в России

1

Я гражданин России

28.10.2017

10

«Символы государства»

1

04.11.2017

11

Главный человек в России

1

18.11.2017

12

Моя малая родина

1

25.11.2017

13

Люди вокруг нас (что такое общество)

1

02.12.2017

14

Моя семья

1

09.12.2017

15

Как я должен себя вести дома

1

16.12.2017

16

Как я должен себя вести в обществе

1

23.12.2017

17

Правила безопасности дома

1

Безопасный город

13.01.2018

18

Правила поведения на природе

1

20.01.2018

19

Правила безопасности на улице

1

27.01.2018

20

Правила дорожного движения

1

03.02.2018

21

Мой край

1

Знаю и люблю свой город

10.02.2018

22

Мой город

1

17.02.2018

23

Достопримечательности города

1

24.02.2018

24

Моя школа

2

03.03.2018

10.03.2018

25

Важные здания города

1

17.03.2018

26

Дворец культуры

2

24.03.2018

07.04.2018

27

Площади города

2

14.04.2018

21.04.2018

28

Аллеи города

2

28.04.2018

05.05.2018

29

Наш край в годы ВОВ

1

12.05.2018

30

Мой город Усмань

1

19.05.2018

31

Итоговое занятие

1

26.05.2018

Итого:

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающих внеурочных занятий (кружковой работы) «Развивайка - 1» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)

Материал содержит программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка и адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "С любовью к городу"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "С любовью к городу"...

Рабочая программа по математике 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая прграмма по математике предназначена для учащихся 1 класса (1 вариант) для детей с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа по рисованию 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по рисованию предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по ритмике 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по ритмике предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по чтению 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по чтению предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Программа внеурочной деятельности «Киноуроки в школах России» для обучающихся 5 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа курса «Киноуроки в школах России» составлена на основе авторской образовательной программы АНО «Центр интеллектуального и творческого развития «ИНТЕЛРОСТ&raqu...