Рабочая программа курса внеурочной деятельности социального - эмоционального направления «Азбука города» для обучающихся 1-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа на тему
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
социального - эмоционального направления
«Азбука города»
для обучающихся 1-9 классов
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_goroda.docx | 28.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №2 г. Усмани Липецкой области
имени Героя Советского Союза М.П. Константинова
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора Директор ОУ
__________________ ____________
Н.А. Сиротина Г.А. Прибыткова
«___» __________ 2017 г. Приказ № ______
от «__» __________ 2017 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
социального - эмоционального направления
«Азбука города»
для обучающихся 1-9 классов
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
на 2017-2018 учебный год
Составила Т.В. Постольник,
учитель начальных классов
г. Усмань, 2017 год
Планируемые результаты освоения программы
В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
• воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности (приобрёл, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
• эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т.д.).
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами общеобразовательной организации, в открытой общественной среде.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
По каждому из направлений внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут быть достигнуты определенные воспитательные результаты.
Основные личностные результаты внеурочной деятельности:
― ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
― ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
― осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;
― элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
― эмоионально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
― уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
― готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
― готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
― понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
― потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической,
художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;
― развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
принятие и освоение различных социальных ролей;
― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
― владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
― способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях
гражданина, нормах социального взаимодействия;
― способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках,
принимать элементарные решения;
― способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их
на практике, оценивать достигнутые результаты;
― мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Содержание курса «Азбука города»
№ | Разделы | Форма организации занятия | Виды деятельности |
Природа Родного края, 8ч. | |||
1 | Волшебница Осень | Экскурсия | Словесно – наглядный, наблюдения за сезонными изменениями |
2 | Водоемы нашего края | Презентация, творческая мастерская | Словесно – наглядный, изготовление карты Усманского края (знакомство с водоемами) |
3 | Богатства растительного мир | Презентация, викторина | Словесно – наглядный, участие в викторине «Угадай растение!» |
4 | Животный мир | Презентация, викторина | Словесно – наглядный, участие в викторине «Дикие и домашние животные!» |
5 | Птицы нашего края | Рассматривание иллюстраций, кроссворд | Словесно – наглядный, разгадывание кроссворда |
6 | Охрана растений и животных | Презентация, обсуждение | Словесно – наглядный, виртуальное путешествие в Воронежский Государственный биосферный заповедник |
7 | Экскурсия в городском парке | Экскурсия | Словесно – наглядный, экскурсия в городской парк г. Усмани |
8 | Знаешь ли ты природу родного края | Викторина | Словесно – наглядный, викторина «Знаешь ли ты природу родного края» |
Я гражданин России, 8 ч. | |||
9 | Мы живем в России | Беседа, музыкальное занятие | Словесно – наглядный, работа с иллюстрациями, прослушивание русской - народной музыки |
10 | «Символы государства» | Презентация, беседа | Словесно – наглядный, работа с раскрасками |
11 | Главный человек в России | Просмотр видеоролика | Словесно – наглядный, просмотр видеоролика «Гора самоцветов» |
12 | Моя малая родина | Презентация, беседа | Словесно – наглядный, работа с книгами Усманских авторов |
13 | Люди вокруг нас (что такое общество) | Беседа | Словесно – наглядный |
14 | Моя семья | Творческая мастерская | Изготовление малого «Фамильного древа» |
15 | Как я должен себя вести дома | Беседа | Словесно – наглядный, работа с иллюстрациями |
16 | Как я должен себя вести в обществе | Беседа, практическое занятие | Игры «Магазин», «Поход в кино», «Автобус» |
Безопасный город, 4 ч. | |||
17 | Правила безопасности дома | Просмотр видеоролика, беседа | Словесно – наглядный, работа с иллюстрациями, просмотр видеороликов |
18 | Правила поведения на природе | Просмотр видеоролика, беседа | Словесно – наглядный, работа с иллюстрациями, просмотр видеороликов |
19 | Правила безопасности на улице | Просмотр видеоролика, беседа | Словесно – наглядный, работа с иллюстрациями, просмотр видеороликов |
20 | Правила дорожного движения | Просмотр видеоролика, беседа | Словесно – наглядный, работа с иллюстрациями, просмотр видеороликов |
Знаю и люблю свой город, 15 ч. | |||
21 | Мой край | Презентация, творческая мастерская | Словесно – наглядный, изготовление карты Усманского края (знакомство с селами) |
22 | Мой город | Беседа, презентация | Словесно – наглядный |
23 | Достопримечательности города | Беседа, презентация | Словесно – наглядный, виртуальное путешествие по городу Усмани |
24 | Моя школа | Беседа, экскурсия | Словесно – наглядный, экскурсия в музей школы |
25 | Моя школа | Творческая мастерская | Изготовление макета, рисунка, аппликации |
26 | Важные здания города | Беседа, презентация | Словесно – наглядный, виртуальная экскурсия на почту, в поликлинику, магазин. |
27 | Дворец культуры | Беседа, презентация, творческая мастерская | Словесно – наглядный, изготовление макета, рисунка, аппликации |
28 | Дворец культуры | Экскурсия | Словесно – наглядный, экскурсия в Районный дворец культуры г. Усмани |
29 | Площади города | Беседа, презентация, творческая мастерская | Словесно – наглядный, изготовление макета, рисунка, аппликации |
30 | Площади города | Экскурсия | Словесно – наглядный, экскурсия на площадь имени Ленина г. Усмань |
31 | Аллеи города | Беседа, презентация, творческая мастерская | Словесно – наглядный, изготовление макета, рисунка, аппликации |
32 | Аллеи города | Экскурсия | Словесно – наглядный, экскурсия на аллею Героев и на аллею имени Н.Г. Басова |
33 | Наш край в годы ВОВ | Беседа, презентация | Словесно – наглядный |
34 | Мой город Усмань | Викторина, творческая мастерская | Викторина «Мой город Усмань», оформление альбома рисунков, аппликаций |
35 | Итоговое занятие | Выставка | Подведение итогов, выставка работ обучающихся |
Календарно-тематическое планирование курса «Азбука города»
№ | Тема | Кол.ур. | Раздел | Дата проведения | Корректировка |
1 | Волшебница Осень | 1 | Природа Родного края | 02.09.2017 | |
2 | Водоемы нашего края | 1 | 09.09.2017 | ||
3 | Богатства растительного мир | 1 | 16.09.2017 | ||
4 | Животный мир | 1 | 23.09.2017 | ||
5 | Птицы нашего края | 1 | 30.09.2017 | ||
6 | Охрана растений и животных | 1 | 07.10.2017 | ||
7 | Экскурсия в городском парке | 1 | 14.10.2017 | ||
8 | Знаешь ли ты природу родного края | 1 | 21.10.2017 | ||
9 | Мы живем в России | 1 | Я гражданин России | 28.10.2017 | |
10 | «Символы государства» | 1 | 04.11.2017 | ||
11 | Главный человек в России | 1 | 18.11.2017 | ||
12 | Моя малая родина | 1 | 25.11.2017 | ||
13 | Люди вокруг нас (что такое общество) | 1 | 02.12.2017 | ||
14 | Моя семья | 1 | 09.12.2017 | ||
15 | Как я должен себя вести дома | 1 | 16.12.2017 | ||
16 | Как я должен себя вести в обществе | 1 | 23.12.2017 | ||
17 | Правила безопасности дома | 1 | Безопасный город | 13.01.2018 | |
18 | Правила поведения на природе | 1 | 20.01.2018 | ||
19 | Правила безопасности на улице | 1 | 27.01.2018 | ||
20 | Правила дорожного движения | 1 | 03.02.2018 | ||
21 | Мой край | 1 | Знаю и люблю свой город | 10.02.2018 | |
22 | Мой город | 1 | 17.02.2018 | ||
23 | Достопримечательности города | 1 | 24.02.2018 | ||
24 | Моя школа | 2 | 03.03.2018 10.03.2018 | ||
25 | Важные здания города | 1 | 17.03.2018 | ||
26 | Дворец культуры | 2 | 24.03.2018 07.04.2018 | ||
27 | Площади города | 2 | 14.04.2018 21.04.2018 | ||
28 | Аллеи города | 2 | 28.04.2018 05.05.2018 | ||
29 | Наш край в годы ВОВ | 1 | 12.05.2018 | ||
30 | Мой город Усмань | 1 | 19.05.2018 | ||
31 | Итоговое занятие | 1 | 26.05.2018 | ||
Итого: | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно-развивающих внеурочных занятий (кружковой работы) «Развивайка - 1» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)
Материал содержит программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка и адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "С любовью к городу"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "С любовью к городу"...
Рабочая программа по математике 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая прграмма по математике предназначена для учащихся 1 класса (1 вариант) для детей с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)...
Рабочая программа по рисованию 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по рисованию предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по ритмике 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по ритмике предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по чтению 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по чтению предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Программа внеурочной деятельности «Киноуроки в школах России» для обучающихся 5 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа курса «Киноуроки в школах России» составлена на основе авторской образовательной программы АНО «Центр интеллектуального и творческого развития «ИНТЕЛРОСТ&raqu...