Рабочая программа курса внеурочной деятельности «СТРАНА ПЛАСТИЛИНИЯ» Направления развития личности школьника: общекультурное 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Цель программы:
формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работах.
Задачи программы:
- совершенствовать практические умения и навыки детей при изготовлении изделий из пластилина;
- развивать чувство цвета, пропорции, ритма;
- овладевать элементарными трудовыми навыками, способами художественной деятельности;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие;
- формировать умения работать в коллективе;
- создавать условий для самостоятельного творчества;
- развивать мелкую моторику рук, глазомер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_1_klass_strana_plastiliniya.docx | 45.28 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №7 города Ярцева
«Рассмотрено» на методическом совете Протокол №_____ от «____» _________2020г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ СШ № 7 г. Ярцева __________/______________ «___» ___________2020г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СШ № 7 г. Ярцева ___________/Кузнецова И. В.
Приказ №151 от«31» августа 2020г. |
«Принята»
педагогическим советом
протокол № 1 от 31.08. 2020
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«СТРАНА ПЛАСТИЛИНИЯ»
Направления развития личности школьника:
общекультурное
1 класс
Учитель: Матвеева Ирина Геннадьевна, высшая категория
2020 - 2021 учебный год
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015 № 1576
3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями от 24 ноября 2015 года № 81)
4. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО»,
5. Письмом Минобрнауки от 18.08 2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»
6.Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ № 7 г. Ярцева
7. Авторской программы, разработанной народным художником России, академиком РАО и PAX Б. М. Неменским, допущенной Минобрнауки РФ и обеспечивающей реализацию обязательного минимума содержания образования, и ориентированы на работу по учебно-методическому комплекту, входящему в УМК «Школа России»; программы «Путь к успеху» - авторы И.С.Фишман, Е.А. Перелыгина - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011;
8.Требованиям Положения о рабочей программе ОУ.
Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю)
Актуальность и перспективность курса
В государственном образовательном стандарте начального общего образования определено, что «внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности», т.е. должна быть нацелена на формирование личностных результатов. В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Имеется ли путь, который может изменить это направление развития нашего общества?
В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты.
Лепка из пластилина позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму.
Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
В процессе занятий у учащихся развиваются художественный вкус, творческие способности, оригинальность творческой мысли.
Цель программы:
формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работах.
Задачи программы:
- совершенствовать практические умения и навыки детей при изготовлении изделий из пластилина;
- развивать чувство цвета, пропорции, ритма;
- овладевать элементарными трудовыми навыками, способами художественной деятельности;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие;
- формировать умения работать в коллективе;
- создавать условий для самостоятельного творчества;
- развивать мелкую моторику рук, глазомер.
Форма внеурочной деятельности: творческая мастерская
Формы и методы работы:
- -индивидуальная
- -групповая
- -выставка
- -экскурсия
- -творческий конкурс.
- -рассказ, беседа, игра;
- -наблюдение, оценивание процесса выполнения.
Форма промежуточной аттестации: выставки работ, участие в конкурсах, карта наблюдений за обучающимся.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха или неуспеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
-заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Метапредметные рузультаты
Регулятивные
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Познавательные
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
-осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
-развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Коммуникативные
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Предметные результаты
-уважать и ценить искусство и художественно-творческую деятельность человека;
-понимать образную сущность искусства;
-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.
-выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.
-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека,
животного.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно- творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- умения пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования;
-умения осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-умения отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
- умения учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- умения учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- умения адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Итоговый контроль осуществляется по результатам итогов участия в конкурсах, олимпиадах, по защите проектов. Кроме того, на протяжении курса регулярно осуществляется контроль знаний учащихся в форме тестирования, проводится самоанализ, самооценка.
Результаты достижений учеников представляются на организованных в школе выставках, используются для накопительной системы оценивания (портфолио).
3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА
Предлагаемая программа по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.
Все изучаемые темы распределены по трем разделам: первый – исходные формы; второй – доработка исходных форм; третий – сложные изделия.
Первый раздел «Работа с пластилином: простые формы» (10 ч.)– это выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.
Второй раздел «Работа с пластилином: налепка» (11ч.) – выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются.
Третий раздел «Работа с пластилином: сложные формы» (12 ч.) – выполнение сложных изделий. Каждая тема этого раздела включает изготовление 2–5 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей
Правила работы с пластилином. Выполнение простых объемных форм. Исходная форма – цилиндр, дерево. |
Исходная форма – конус. Пирамидка. Композиция, правила составления композиции. |
Тема: «Урожай» Изделие «Блюдо» Изделие «Апельсин», «Лимон» |
Тема: «Урожай» Изделие «Виноград» Изделие «Корзина» |
Тема: «Дары леса» Изделие «Подосиновик», «Лисичка» |
Тема: «Подарок маме» Изделие «Птичка» |
Тема: «Ваза с цветами» Изделие «Тюльпан» Изделие «Кувшин» |
Тема: «Кто на листике живёт?» Изделие «Бабочка» |
Выполнение сложных изделий Изделие «Озеро». |
Тема: «С новым годом!» Изделие «Снеговик». «Елочка пушистая» |
Тема: «С новым годом!» Изделие «Дед Мороз» (налепка) |
Тема «Озеро». Изделие «Лебедь» |
Композиция темы. Рисунок жгутиками. Радуга. |
Тема: «Птичий двор» Изделие «Петушок» |
Тема: «Море» Изделие «Морская звезда» |
Тема: «Море» Изделие «Осьминог» |
Тема: «Море» Изделие «Рыбка». Налепка. |
Создание картин. Пластилин вместо карандашей и красок. «Осеннее небо» («пластилиновое рисование») |
Барельеф. Горельеф. Историческая справка. Рельефные картины. |
Организация выставки детских работ. |
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Количество часов | |
теория | практика | ||
1 | Работа с пластилином: простые формы | 2 ч | 8 ч |
2 | Работа с пластилином: налепка | 2 ч | 9 ч |
3 | Работа с пластилином: сложные формы | 2 ч | 10 ч |
ИТОГО | 33 часа | 6 ч | 27 ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Описание примерного содержания занятий, формы | ||
План | Факт | |||||
Работа с пластилином: простые формы 10 ч. | ||||||
1. | Правила работы с пластилином. Выполнение простых объемных форм. Исходная форма – цилиндр, дерево. | 1 | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять материалы, их виды, свойства, цвет, форму и т.д. | |||
2. | Исходная форма – конус. Пирамидка. Композиция, правила составления композиции. | 1 | Организовать рабочее место; Составлять композицию; Осваивать приемы отпечатки на пластилиновой основе; | |||
3 | Тема: «Урожай» Изделие «Блюдо» Изделие «Апельсин», «Лимон» | 1 | Соотносить размеры деталей изделия при выполнении композиции; | |||
4. | Тема: «Урожай» Изделие «Виноград» Изделие «Корзина» | 1 | Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы; Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином | |||
5. 6. | Тема: «Дары леса» Изделие «Подосиновик», «Лисичка» | 2 | Проявлять творческое отношение к выполнению изделия Познакомить с техникой расписной пластилин. | |||
7. | Тема: «Подарок маме» Изделие «Птичка» | 1 | Познакомить с техникой создания рельефов: низкий рельеф, | |||
8. 9. | Тема: «Ваза с цветами» Изделие «Тюльпан» Изделие «Кувшин» | 2 | Организовать работу по применению техники расписной пластилин. | |||
10. | Тема: «Кто на листике живёт?» Изделие «Бабочка» | 1 | Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином | |||
Работа с пластилином: сложные формы 4ч. | ||||||
11. 12. | Выполнение сложных изделий Изделие «Озеро». | 2 | Представлять результат своей деятельности; Адекватно использовать речевые средства для представления результата; | |||
13. 14. | Тема: «С новым годом!» Изделие «Снеговик». «Елочка пушистая» | 2 | Познакомить с техникой круговой лепки полосками и лепка из шара. | |||
Работа с пластилином: налепка 2ч. | ||||||
15. 16. | Тема: «С новым годом!» Изделие «Дед Мороз» (налепка) | 2 | Проявлять творческое отношение к выполнению изделия. | |||
Работа с пластилином: сложные формы 8ч. | ||||||
17. | Тема «Озеро». Изделие «Лебедь» | 1 | Представлять результат своей деятельности; Адекватно использовать речевые средства для представления результата; | |||
18. 19. | Композиция темы. Рисунок жгутиками. Радуга. | 2 | Познакомить с техникой выкладывание рисунка жгутиками. | |||
20. | Тема: «Птичий двор» Изделие «Петушок» | 1 | Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы; Познакомить с техникой лепки из целого куска пластилина | |||
22. 23. | Тема: «Море» Изделие «Морская звезда» | 2 | Закрепить технику создания рельефов: низкий рельеф, | |||
23. 24. | Тема: «Море» Изделие «Осьминог» | 2 | Представлять результат своей деятельности; Закрепить технику создания рельефов: углубленный рельеф, | |||
Работа с пластилином: налепка 9 ч. | ||||||
25. 26. | Тема: «Море» Изделие «Рыбка». Налепка. | 2 | Адекватно использовать речевые средства для представления результата; | |||
27. 28. 29. 30. | Создание картин. Пластилин вместо карандашей и красок. «Осеннее небо» («пластилиновое рисование») | 4 | Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином; Закрепить умение пользоваться техникой «пластилиновое рисование»; Адекватно использовать речевые средства для представления результата; Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы. | |||
3132. | Барельеф. Горельеф. Историческая справка. Рельефные картины. | 2 | Проявлять творческое отношение к выполнению изделия. | |||
33. | Организация выставки детских работ. | 1 | Проявлять творческое отношение к организации выставки. Представлять результат своей деятельности; | |||
Итого: 33 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности: «я-гражданин» для 7 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности: «Я-Гражданин» для 7 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности: «Я - гражданин»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности: «Я - гражданин»...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению развития личности: « Проба пера» для 5 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению развития личности: « Проба пера»для 5 класса...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Страна слов русского языка"(направление личностного развития),5 класс
«Страна слов русского языка» слов русского языка» по содержанию является лингвистической, по функциональному предназначению учебно-познавательной, по форме организации кружковой, по времени ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СТРАНА ЭТИКЕТА»
рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления во 2 классе...
Методический материал для занятий дополнительного образования по изобразительному искусству Из опыта работы «Необычное в обычном» Направление развития личности школьника: общекультурное Учитель: Матвеева Ирина Геннадьевна
Хочу поделиться своими наработками и открытием в области ДПТ.Работая с детьми, хочется поразить их воображение. Конечно, придумано очень много всего в области ДПИ, но мне кажется, многим то, о чем пой...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «МАСТЕРСКАЯ ЮНОГО ХУДОЖНИКА» Направления развития личности школьника: общекультурное 2-4 класс
Цель программы: Формирование у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения; развитие творческих способностей, самостоятельности посредством различных видов декоративно-прикладного тв...