Индивидуальный маршрут развития
статья по музыке по теме

Степанова Ирина Викторовна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут развития вокальных навыков у детей с ярко выраженными музыкально-творческими способностями

          Психологические особенности детей 7-8 лет таковы, что одновременно с интеллектуальным постижением окружающего их мира требуют так называемого «эмоционального насыщения». Подобный эмоциональный комфорт детям могут обеспечить занятия музыкальным искусством. Чаще всего одним из любимых видов музыкальной деятельности дошкольники называют пение.

        Пение создает условие для музыкального, эмоционального общения дошкольника, освобождает накопившуюся негативную энергию, эффективно снимает напряжение, расслабляет, способствует развитию коммуникативных навыков.

       Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т. к. знакомые и любимые песни он может исполнить по своему желанию в любое время.

       Науменко Т.И. считает, что «пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально-сенсорные и особенно, музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений».

       Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

      Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Влияние музыки на организм установили физиологи В. М. Бехтерев, И. П. Павлов.

        Цель индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): привить любовь к вокальному искусству и научить правильно исполнять вокальные произведения.

        Основные задачи индивидуального образовательного маршрута:

 1. воспитывать и прививать любовь к музыке. На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребенка о певческой культуре;

 2. развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально- слуховые представления, чувство ритма);

 3. обучить основам сценической культуры, работе в коллективе;

 4. развивать индивидуальные творческие способности ребенка на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса;

 5. сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности ребенка.

         Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности ребенка.

        Основные принципы работы с детьми: активизация познавательной, коммуникативной, музыкально-художественной и практической деятельности детей на продуктивном творческом уровнях, основанная на использовании разнообразных форм работы с детьми; равноправный диалог педагога с ребенком; учет потребностей и интересов одаренных детей; создание ситуаций успешности детей, подкреплении достижений детей; учет индивидуальных темпов развития ребенка с ярко выраженными музыкально-творческими способностями. Организация музыкальной деятельности таких детей осуществляется с помощью индивидуального подхода с учетом возрастных особенностей дошкольников.

         Формы и методы работы включают в себя: побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждения безобразного в окружающем мире; убеждения в процессе формирования эстетического восприятия, первоначальных проявлений вкуса; приучения, упражнения в практических действиях, направленных на посильное преобразование детьми эстетических качеств окружающего, на совершенствование культуры своего поведения; поисковых ситуаций, побуждающих к творческим проявлениям и практическим действиям.

         Средствами обучения являются: музыкально-дидактические игры; вокальные упражнения; чистоговорки; репертуар подобранный в соответствии с физическими и психическими особенностями детей; элементы костюмов; фортепиано; музыкальный синтезатор; музыкальный центр; шумовые инструменты; микрофоны; аудио кассеты; CD диски.

        Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

         Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках индивидуальных занятий. Имеет место варьирование.

         ИОМ рассчитан на год.

         Возраст ребенка: 7-8 лет.

         Нагрузка: один раз в неделю, продолжительность 45 минут.

        Форма работы: индивидуальные занятия.

 Планируемый результат:

 • наличие повышенного интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в концертах);

 • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

 • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова - артикулировать при исполнении);

 • участие в конкурсах и концертах, уметь двигаться под музыку;

 • умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм);

 • выразительно передавать эмоции через песни, попевки, инсценировки, музыкальные игры;

 • самостоятельно давать оценку качеству пения;

 • умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.

       Привлекает ребенка к занятиям возможность музицирования для себя, выступать перед публикой, интересно проводить свободное от школьных занятий время, иметь возможность самовыражения.

Психолого-педагогический портрет ребенка

 Анкетные данные

 Имя: Милана

 Возраст: 8 лет

 Выявление способных детей проводится на основе наблюдения, общения с родителями, изучения психических особенностей, речи, памяти, мышления.

 Цель: создание оптимальных условий для развития и реализации музыкальных и творческих способностей ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей.

 Задачи:

 - раскрыть музыкальные способности;

 - совершенствовать и расширять систему дополнительного образования;

 - вовлекать в конкурсы на различном уровне;

 - создавать насыщенную предметно-развивающую музыкальную среду

 - повысить уровень взаимодействия школы и семьи в вопросах

 поддержки и сопровождения способных детей.

 Ожидаемые результаты:

 - усовершенствована система дополнительного образования;

 - участие в конкурсах;

 - создана предметно-развивающая среда по музыкальному развитию;

 - тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.

  У Миланы  ярко выражены музыкальные способности. Она любит музыку, артистична, быстро отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает, сочиняет свои мелодии. Девочка свободно воспроизводит мелодию голосом, точно её интонируя, подбирает по слуху на музыкальном инструменте. Когда она поет, то вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение. Её речь грамматически правильна, выразительна и эмоциональна: она с легкостью изменяет силу голоса, темп, тембр, высоту, динамику. Девочка отличается высокой любознательностью и наблюдательностью, способностью отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Она легко устанавливает контакт с собеседником.

        Сохранение и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка представляется очень важной и актуальной задачей, поэтому для работы с Настей был составлен индивидуальный образовательный маршрут.

 Содержание работы с ребенком:

 Сентябрь.

 1. Подбор диагностических методик.

 2. Изучение индивидуальных особенностей и интересов школьников.

 3. Отслеживание эмоционального настроя ребенка

 4. Разучивание песни «Осень милая» Подготовка буклета «Способные дети – особое внимание!  

 Октябрь.

 1.Выступление в ДК на «День пожилого человека»

 2. Отслеживание эмоционального настроя ребенка в кружке.

 3. Викторина «Угадай мелодию»

 4. Дидактическая игра «Музыкальный магазин». Выступление на родительском собрании по теме: «Музыкальное развитие вашего ребенка»

 Ноябрь. 

1. Игра «Определи жанр музыки».

 2. Разучивание песен о маме.

 3. Упражнение «Дыхание и звук».

 4. Участие в концерте на «День матери»

Консультация для родителей «Способный ребенок – особая ценность для общества»

 Декабрь.

 1.Музыкальная гостиная.

 2. Развивающие музыкальные игры.

 3. Подготовка сольного номера.

 4. Сольное выступление на новогоднем утреннике.

Беседа с родителями  «Творческий потенциал младшего школьника»

 Январь. 

1.Составление картотеки «Любимая песенка»

 2. Разгадывание ребусов.

 3. Участие в развлечении «Святки»

 4. Музыкальная игра «Ритмическое лото».

Советы родителям «Музыкальное воспитание в семье»

 Февраль.

 1.Выставка рисунков «Сказки Михалкова» (Библиотека)

 2. Вечер музыки «Сказки и сказочные герои в музыкальных произведениях   П. И. Чайковского».

 3. Викторина «Его величество – ритм»

 4. Разучивание песни на 8 марта. Памятка «Что такое музыкальные способности? »

Март.

 1.Выступление на школьной сцене на празднике «8 марта»

 2. Театрализованная игра «Кот, петух и заяц».

 3. Игра на музыкальных инструментах.

 4. Муниципальный конкурс «Серебрянный голос Тамбовщины»

Беседа с родителями «Музыкален ли ваш ребенок? »

 Апрель. 

 1.Игра «Песенка-чудесенка»

 2. «Разгадай ребус».

 3. Упражнение «Музыкальная лесенка».

 4. Подготовка к выступлению на «День Победы»

Консультация для родителей «Развитие творческих музыкальных способностей у школьника»

Май. 

 1.Участие в концерте «День Победы»

 2. Мониторинг эффективности работы.

 3.Активное участие в праздниках и развлечениях МАОУ СОШ. Индивидуальные консультации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание индивидуальных маршрутов развития детей в рамках творческих объединений МБОУДОД «ДДТ №2»

Данным материалом могут воспользоваться педагоги дополнительного образования, методисты системы ДОД.  В данной статье отражены аспекты работы с талантливыми и одаренными детьми....

Сотрудничество как необходимое условие результативной реализации индивидуального маршрута развития школьника

Очень важно, что образование на современном этапе даёт большие возможности для развития творческих способностей учеников, ведь чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или иной деятельности,...

Планы индивидуальных маршрутов развития детей среднего, старшего дошкольного возраста

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Э...

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка

Индивидуальный маршрут одаренного ребенка...

Индивидуальный маршрут развития обучающегося

В данном маршруте представлена логопедическая работа с обучающимся, имеющим диагноз: системное недоразвитие речи, поурочный годовой план...

Индивидуальный маршрут развития ребенка дошкольного возраста

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка...