Индивидуальный маршрут развития обучающегося
материал на тему
В данном маршруте представлена логопедическая работа с обучающимся, имеющим диагноз: системное недоразвитие речи, поурочный годовой план
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сахалинское государственное казенное специальное
учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение
закрытого типа для обучающихся с девиантным
(общественно опасным) поведением
Индивидуальный
маршрут
развития обучающегося
Кузнецова Елена Валерьевна,
учитель-логопед
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Характеристика группы
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы и в средних классах вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
1. Дефектное произношение 2 – 5 звуков, распространяющиеся на одну-две группы оппозиционных звуков
2. Недостаточная сформированность фонетических процессов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).
II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойств).
2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;
в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
г) недостаточное развитие связной речи.
III. Психологические особенности.
1. Неустойчивое внимание.
2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
3. Недостаточное развитие способности к переключению.
4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Следствие:
а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
б) трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
Основные направления работы
1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активного пользоваться различными способами словообразования;
- уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении.
3. Формирование связной речи:
- развитие навыков построения связного высказывания;
- установление логики, точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивости внимания;
- наблюдательности;
- способности к запоминанию;
- способности к переключению;
- навыков и приемов самоконтроля;
-познавательной активности;
- произвольности общения и поведения.
5. Формирование полноценных учебных умений;
- планирование;
- контроль;
- работа в определенном темпе;
- применение знаний в новых ситуациях;
- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
- умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия;
- умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия;
- умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
- ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
- ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы;
- применение инструкции при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
- употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
- обращение к учителю за разъяснением;
- пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
- развернутый ответ о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
- формулирование задания;
- соблюдение речевого этикета при общении;
- составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
Индивидуальный образовательный маршрут
Этапы коррекционной работы | Задачи коррекционной работы | Содержание коррекционной работы |
1. Развитие и уточнение пространственных представлений | - формирование зрительного восприятия; - развитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений; - формирование оптического и оптико-пространственного анализа; - дифференциация оптических образов букв | 1. Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса (узнавания), в том числе и буквенного гнозиса. 2. Уточнение и расширение объема зрительной памяти. 3. Формирование пространственного восприятия и представлений. 4. Развитие зрительного анализа и синтеза. 5. Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений. 6. Дифференциация смешиваемых букв изолированно в слогах, словах, предложениях. |
2.Развитие языкового анализа и синтеза представлений. | - выработка количественного, позиционного, порядкового анализа и синтеза слогов в слове; - развитие слухового внимания и памяти; - формирование фонетико-фонематических представлений; - развитие фонематического слуха; - формирование звукового анализа и синтеза | 1. Развитие слогового анализа. - звуковой анализ слога; - определение количества слогов в слове; - подбор слов с заданным количеством слогов; - определение места слога в слове; - подбор слов с заданным слогом; - составление графических слоговых схем; 2. Развитие фонематического восприятия. - различение гласных звуков; - различение сонорных согласных; - различение шумных согласных; - по способу образования (взрывные и фрикативные); - по месту образования (передние и заднеязычные); - твердые и мягкие согласные; - звонкие и глухие согласные. 3. Развитие фонематического анализа. - выделение звука на фоне слова; - вычленение первого и последнего звука в слове; - определение места звука в слове (начало, середина, конец); - определение последовательности звуков в слове; - определение количества звуков; - определение места звука по отношению к другим звукам ( после какого, перед каким, между какими звуками стоит заданный звук); - звукобуквенный анализ; - преобразование слов путем замены одних звуков (букв) другими; - преобразование слов путем наращивания или отнимания звуков (букв); - преобразование слов путем наращивания согласных. |
3. Развитие звуковой стороны речи. | Формирование правильного произношения и различения звуков. | Коррекция дефектов произношения: - подготовительный этап; - постановка звука; - автоматизация звука; - дифференциация звука; - введение звука в речь. |
4. Формирование лексических средств языка | - расширение словаря детей с привлечением их внимания к оттенкам значения слов; - активизация имеющегося словаря; - установление взаимосвязи между значением слов и их звуковым составом | 1. Обогащение, закрепление и активизация словаря: - существительными; - прилагательными; - наречиями. 2. Работа над пониманием значения: - антонимы (слова «неприятели»); - синонимы (слова «приятели»); - омонимы (слова «близнецы»). 3. Расширение обобщающих понятий. |
5. Развитие грамматических средств языка. | - воспитание умения правильно строить и распространять предложения; - формирование навыка правильного употребления в речи основных грамматических категорий; - формирование и закрепление навыка словоизменения, словообразования
| 1. Развитие анализа и синтеза структуры предложения. - определение границы предложения; - определение количества слов в предложении; - определение места слова в предложении; - распространение предложений; - составление графических схем предложений. 2. Формирование навыка словоизменения существительных. - дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа; - закрепление беспредложных конструкций единственного числа в такой последовательности: - винительный падеж; - родительный падеж; - дательный падеж; - творительный падеж (со значением орудийности); - предложно-падежные конструкции единственного числа; - формы существительных множественного числа (сначала беспредложные, затем с предлогами); - освоение предлогов: в, на, под, над, из, около, за, перед, между, по, из-за, из-под. 3. Формирование словоизменения прилагательных. - согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа; - согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах единственного числа; - согласование прилагательного и существительного во множественном числе. 4. Формирование словоизменения глаголов. - согласование глаголов настоящего времени и существительных в числе; - согласование глаголов прошедшего времени и существительных в роде и числе; - дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов. 5. Формирование словообразования. - образование уменьшительно-ласкательной формы существительных по опорным словам; - образование прилагательного от существительного; - образование глаголов с различными приставками; - образование родственных слов. 6. Формирование синтаксической структуры предложения. - простое предложение (подлежащее + сказуемое); - распространенное предложение: а) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение; б) подлежащее + сказуемое + прямое и косвенное дополнение; в) подлежащее + сказуемое + обстоятельство места; г) подлежащее + сказуемое + дополнение + обстоятельство места; д) подлежащее + сказуемое + дополнение + определение + дополнение - сложносочиненное предложение; - сложноподчиненное предложение. |
Поурочный годовой план работы с учащимся 4 класса,
имеющим диагноз: системное недоразвитие речи
Малюгин Степан
Недели | Занятия | Темы и содержание коррекционной работы |
Сентябрь | ||
II | Фронтальное обследование | |
III | I этап (диагностический) | |
II этап (подготовительный) Развитие и уточнение пространственных представлений | ||
IV | 1 | Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса |
2 | Уточнение и расширение объема зрительной памяти | |
V | 3 | Развитие зрительного анализа и синтеза |
4 | Дифференциация смешиваемых букв | |
III этап (коррекционный) Октябрь | ||
Развитие слогового анализа | ||
I | 5 | Звуковой анализ слога |
6 | Звуковой анализ слога | |
II | 7 | Определение количества слогов в слове |
8 | Подбор слов с заданным количеством слогов | |
III | 9 | Определение места слога в слове |
10 | Подбор слов с заданным слогом | |
IV | 11 | Подбор слов с заданным слогом |
12 | Составление графических слоговых схем | |
Ноябрь | ||
I Каникулы | ||
Развитие фонематического восприятия | ||
II | 13 | Различение гласных звуков |
14 | Различение сонорных согласных | |
III IV | 15 | Различение шумных согласных |
16 | Взрывные и фрикативные согласные | |
17 | Переднеязычные и заднеязычные согласные | |
18 | Твердые и мягкие согласные | |
V | 19 | Звонкие и глухие согласные |
Декабрь | ||
Развитие фонематического анализа | ||
I | 20 | Выделение звука на фоне слова |
21 | Подбор слов на каждый звук | |
II | 22 | Определение места звука в слове |
23 | Определение последовательности звуков в слове | |
III | 24 | Определение количества звуков |
25 | Звукобуквенный анализ | |
IV | 26 | Преобразование слов путем отнимания звуков (букв) |
27 | Преобразование слов путем наращивания звуков (букв) | |
Январь | ||
I Каникулы | ||
Развитие функции словоизменения и словообразования | ||
II III IV | 28 | Морфемный анализ |
29 | Морфемный анализ | |
30 | Словообразовательный анализ | |
31 | Словообразовательный анализ | |
32 | Однокоренные слова | |
33 | Однокоренные слова | |
Февраль | ||
Обогащение, закрепление и активизация словаря | ||
I | 34 | Обогащение словаря существительными |
35 | Обогащение словаря прилагательными | |
II | 36 | Антонимы («слова-неприятели») |
37 | Антонимы | |
III | 38 | Синонимы («слова-приятели») |
39 | Синонимы | |
IV | 40 | Омонимы («слова-близнецы») |
41 | Омонимы | |
Март | ||
I II | 42 | Расширение обобщающих понятий |
43 | Расширение обобщающих понятий | |
Развитие анализа и синтеза структуры предложения | ||
II III | 44 | Границы предложений |
45 | Границы предложений | |
III IV | 46 | Распространение предложений |
47 | Распространение предложений | |
48 | Составление графических схем предложений | |
V | Каникулы | |
Апрель | ||
Формирование навыка словоизменения существительных | ||
I | 49 | Дифференциация И.п. ед. и мн. числа |
50 | Закрепление беспредложных конструкций | |
II | 51 | Предложно-падежные конструкции |
52 | Предложно-падежные конструкции | |
III | 53 | Освоение предлогов |
54 | Освоение предлогов | |
Формирование словоизменения прилагательных | ||
IV V | 55 | Согласование прилагательного с существительным |
56 | Согласование прилагательного с существительным | |
57 | Согласование прилагательного с существительным | |
Май | ||
Формирование словоизменения глаголов | ||
I II | 58 | Согласование глаголов настоящего времени и существительных в числе |
59 | Согласование глаголов прошедшего времени и существительных в роде и числе | |
60 | Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов | |
IV этап (оценочный) | ||
III | Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. | |
IV | Фронтальное обследование | |
V |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание индивидуальных маршрутов развития детей в рамках творческих объединений МБОУДОД «ДДТ №2»
Данным материалом могут воспользоваться педагоги дополнительного образования, методисты системы ДОД. В данной статье отражены аспекты работы с талантливыми и одаренными детьми....

«Мониторинг и контроль знаний в системе коррекционно-развивающего обучения как основа для планирования изменения индивидуального маршрута развития обучающегося с ТМНР"
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенно...

Индивидуальный маршрут слабоуспевающего обучающегося
Индивидуальный маршрут слабоуспевающего обучающегося...

Индивидуальный маршрут одарённого обучающегося по предмету физическая культура
Индивидуальный образовательный маршрут — это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.Инд...